Мировоззрение философии и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 11:58, контрольная работа

Описание работы

Сама философия составляет теоретическую основу мировоззрения, вокруг которого образовалось облако обобщенных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения.
В своем реферате я хочу рассказать о том, что такое мировоззрение в целом, а также его структуре и основных типах.
Задачей моей контрольной является раскрытие самого понятия мировоззрение, его структуры и общего смысла.
Каждый человек интересуется теми проблемами, которые касаются его положения в этом мире. Смертен человек или бессмертен? Как можно понять бессмертие человеческого существования? Может ли человек узнать о своем предназначении в этом мире или это ему недоступно? Каковы познавательные возможности человека? Что есть истина? Как отличить ее от заблуждения и лжи?

Файлы: 1 файл

Филослфия.docx

— 40.92 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Сама философия составляет теоретическую  основу мировоззрения, вокруг которого образовалось облако обобщенных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения.

В своем реферате я хочу рассказать о том, что такое мировоззрение  в целом, а также его структуре  и основных типах.

Задачей моей контрольной является раскрытие самого понятия мировоззрение, его структуры и общего смысла.

Каждый человек интересуется теми проблемами, которые касаются его  положения в этом мире. Смертен  человек или бессмертен? Как можно  понять бессмертие человеческого существования? Может ли человек узнать о своем  предназначении в этом мире или это  ему недоступно? Каковы познавательные возможности человека? Что есть истина? Как отличить ее от заблуждения и  лжи?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СУЩНОСТЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ, ЕГО СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ. ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

 

Мировоззрение – необходимая составляющая человеческого сознания, познания. Это не просто один из его элементов  в ряду многих других, а их сложное  взаимодействие. Разнородные «блоки» знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, предстают как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя.

Жизнь людей в обществе носит  исторический характер. То медленно, то ускоренно, интенсивно изменяются во времени  все составляющие общественно-исторического  процесса: технические средства и  характер труда, отношения между  людьми и сами люди, их мысли, чувства, интересы. Мировоззрение человеческих сообществ, социальных групп, личностей  также подвержено историческим переменам. Оно активно улавливает, преломляет большие и малые, явные и скрытые  процессы общественных изменений. Говоря о мировоззрении в большом  общественно-историческом масштабе, имеют  в виду преобладающие на том или  ином этапе истории предельно  общие убеждения, принципы познания, идеалы и нормы жизнедеятельности, то есть выделяют общие черты интеллектуального, эмоционального, духовного настоя той  или иной эпохи. Но в реальной действительности мировоззрение формируется в  сознании конкретных людей и используется личностями и социальными группами в качестве определяющих жизнь воззрений. А это значит, что, кроме типовых, суммарных черт, мировоззрение каждой эпохи живет, действует во множестве  групповых и индивидуальных вариантов.

Строго говоря, каждый человек или  социальная группа, выделенная по тому или иному признаку (например, по классовой принадлежности, социальному  положению, уровню образования, профессии  и другим), имеет собственные, не во всем совпадающие с другими, а  иногда и очень сильно отличающиеся от них самые общие представления о мире и жизненные программы.

В многообразии вариантов исторически  изменяющихся мировоззрений можно  выделить ряд укрупненных градаций, типов. Мировоззрение – образование  интегральное. В нем принципиально  важна связь его компонентов, их «сплав». И как в сплаве различные  сочетания элементов, их пропорции  дают разные результаты, так нечто  подобное происходит и с мировоззрением.

В состав мировоззрения входят и  играют в нем важную роль обобщенные знания – повседневные, или жизненно-практические, профессиональные, научные. Чем солиднее запас знаний в ту или иную эпоху, у того или иного народа или  отдельного человека, тем более серьезную  опору может получить соответствующее  мировоззрение. Наивное, непросвещенное создание не располагает достаточными средствами для четкого, последовательного, рационального обоснования своих  взглядов, общаясь часто к фантастическим вымыслам, поверьям, обычаям.

Степень познавательной насыщенности, обоснованности, продуманности, внутренней согласованности того или иного  мировоззрения бывает разной. Но знания никогда не заполняют собой всего  поля мировоззрения. Кроме знаний о  мире (включая и мир человека) в мировоззрении осмысливается  также весь уклад человеческой жизни, выражаются определенные системы ценностей (представления о добре и зле  и другие), выстраиваются «образы» прошлого и «проекты» будущего, получают одобрение (осуждение) те или иные способы  жизни, поведения.

Программы жизни, действия, направленность поступков имеют под собой  две «опоры»: знания и ценности. Они  во многом «полярны», противоположны по своей сути. Познанием движет стремление к истине – объективному постижению реального мира. Ценное сознание иное: оно воплощает в себе особое отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их целями, потребностями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни. В ценностном сознании формируется нравственные, эстетические (и вообще мировоззренческие) идеалы. Важнейшими понятиями, с которыми издавна связывалось ценностное создание, выступали понятия добра и зла, красоты и уродства. Через соотнесение с нормами, идеалами осуществляется оценивание – определение ценности происходящего. Система ценностных ориентаций играет очень важную роль в индивидуальном и групповом, общественном мировоззрении. При всей их разнородности познавательный и ценностный способы освоения мира в человеческом сознании, жизни, действии должны быть как-то уравновешены, приведены в согласие. Должно достигаться также напряженное единство других «полярных» компонентов, аспектов, уровней мировоззрения: чувств и разума, понимания и действия, веры и сомнения, теоретического и практического опыта людей, осмысления прошлого и видения будущего. Их соотнесение, сочетание, синтез – сложная и мучительная духовно-практическая работа, призванная обеспечивать связанность и целостность человеческого опыта, всей системы ориентаций.

Мировоззрение – комплексная форма  сознания, объемлющая самые разные «пласты» человеческого опыта, - способно раздвигать узкие рамки повседневности, конкретного места и времени, соотносить данного человека с другими  людьми включая и тех, что жили раньше, будут жить потом. В мировоззрении  накапливается опыт уяснения смысловой  основы человеческой жизни, все новые  поколения людей преобращаются  к духовному миру прадедов, дедов, отцов, современников, что-то бережно  храня, от чего-то решительно отказываясь.

Итак, мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание  мира, места в нем человека и  вместе с тем жизненные позиции, программы поведения, действий людей. В мировоззрении в обобщенном виде представлены познавательная, ценностная и поведенческая подсистемы в  их взаимосвязи.1

В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Философия  как едино-целое мировоззрения  есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества (как форма реализации духовной сущности мировоззрения). И все это в органическом единстве – ведь о мировоззрении человека мы судим по делам его.

Существует 3 исторических типа мировоззрения : Мифология, Религия, Философия. Мифология - целостная нерасщепленная коллективно выработанная и стихийно функционирующая форма самосознания чел. Эта форма самосознания чел. была господствующей в первобытном обществе.

           Мифология первобытного человека характерно для человека, который не выделил себя из природы, основу общественного бытия человека составляли кровнородственные отношения, семейнородовые связи следствием этого является: 1) Природные явления в мифах уподобляются человеку, наделяется одушевленностью. А с другой стороны человеку присваивается черты природных явлений. Раличные связи между природными явлениями воспринимается как связи кровнородственных отношений, мир в целом рассматривается как одна большая община. Мифология является зачатком будущих форм сознания: религия, философия, наука, искусство... Какие вопросы ставились и решались в мифах:

1) Почему и как возник  мир?

2) Какие основные отличительные  особенности человека в этом  мире, его отношение с окружающим  миром?

3) В мифах ещё не  проводится различие между объективно-существующим  миром и миром в переживаниях человека. Воображаемое и переживаемое человеком объявляется единственной реальностью. Главная задача мифа - зафиксировать опыт человечества и возможность его использовать, осознать мир и себя в этом мире. Для мифа характерно отождествление субъективного и объективного, воображаемого и действительного, образа и идеи, вещи и слова. Например: воображаемое и переживаемое в мифе рассматривается как подлинная реальность. Миф ориентируется обычно на прошлое (этот опыт прошлого передается в сказках, мифах и т.д., где фантастическое переплетается с реальным). Особенность мифа в том, что он воздействует на чувства человека. В период разложения родового строя и формирование рабовладельческого происходит и распад мифологической формы сознания. происходит формирование индивидуальных форм сознания и миф трактуется как фантазия человека(его творчество). В родовом строе миф воспринимался как жизнь. При переходе мифологической формы сознания в другие происходит формирование искусства. В этот период формируется религиозное сознание(религия одна из форм культуры человека) Религия - духовно-практическое освоение мира, которое осуществляется удвоение мира на естественный и сверхъестественный; и всегда предполагает доминирующую роль  сил в мироздании. Религия всегда побуждает сознание человека принять то, что логически невозможно доказать. Благодаря этому можно воображаемое принять за действительное. В религии существует определенная направленность на сверхъестественный потусторонний мир. Для верующего Человека характерна вера в чудо. Для религии характерна определенная ритуальная жизнь. Для христианства характерна идея спасения. В мифологии сознание направлено на прошлое, а религ. Сознание больше направлено на будущее.

      В мире сущ. 3 основные самые развитые формы религии:

1)христианство,

2)буддизм,

3)ислам. 

     В них освещаются общечеловеческие нравственные формы и ценности, утверждается их приоритет ко всему иному. Для христианства характерно: 1) Единство чел. рода. 2) Идея равенства всех людей перед богом 3) Идея свободы личности 4) Спасение будущих 5) Ответственность каждого человека в отдельности за судьбу человечества. Еще одним типом мировоззрения возникшим на ряду с религией - философия. Она претендует на понятийное, логически обоснованное, систематизированное видение мира и объяснение мира и человека. Философия в отличии от религии опирается на логические доказательства. Поэтому философия - это есть наука и не только.

 Философия предстает как единство: содержание, метода и цели. По содержанию Философия объясняет тотальность. Вопрос первого философа: Что есть началом всех вещей? С точки зрения  метода стремится к рациональному объяснению всеобщего как объекта. Цель Философии состоит в чистом созерцании истины, в желании достичь ее.

Философия — системно-рационализированное  мировоззрение. Классическая, зрелая философия, по преимуществу, философия ума. Систематическая  попытка разгадать тайну бытия  и небытия интеллектуальными  средствами. Философия пользуется понятиями, в том числе и наивысшими понятиями-категориями. Рациональность и системность —главные качества классической философии. Системность определяет содержание философии, поиск ею единства и субстанции мироздания, а рациональность — ее форму, ее уровень.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИЛОСОФИЯ КАК  ВАЖНЫЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ И ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЧАСТНО-НАУЧНОГО И ОБЫДЕННО-ПРАКТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

 

 Зародышевые формы научного познания возникли в недрах и на основе этих видов обыденного познания, а затем отпочковались от него (наука эпохи первых городских цивилизаций древности). С развитием науки и превращением ее в одну из важнейших ценностей цивилизации ее способ мышления начинает оказывать все более активное воздействие на обыденное сознание. Это воздействие развивает содержащиеся в обыденном, стихийно-эмпирическом познании элементы объективно-предметного отражения мира.

   Всякая деятельность, формирующаяся в рамках общественного бытия, является результатом развития человеческого сознания как творческого начала. При этом практика понимается как основание становления и развития сознания. Вместе с тем процесс их взаимовлияния друг на друга в ходе развития органически связан.

            Вместе с тем следует заметить, что не всякая деятельность  направлена на развитие человеческого  интеллекта, а только такая, которая  требует инновационного подхода  и решения. Одним из видов  такой деятельности является  познавательная деятельность. Познание - это особая форма отражения  действительности, направленная на  создание сложных субъективных  образов объективной действительности. Это достаточно сложный процесс,  требующий логической переработки  чувственной информации и создание  идеальных моделей исследуемых  объектов.

            Познание как неотъемлемое свойство  человеческой жизнедеятельности  осуществляется и протекает в  исторически выработанных социокультурных  формах. Последние необходимо детерминируют  разные формы познания как  явления, вызванные общественно-историческим  и культурным развитием. В ряду  этих форм особо выделяется  научное познание - деятельность, направленная  на производство и воспроизводство  объективно истинного знания  о мире, обществе и человеке и требующая соответствующее мышление для своего осуществления. Анализ генезиса научного мышления и науки как

Информация о работе Мировоззрение философии и структура