Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 12:46, реферат
Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. И действительно, человек не существует иначе, как в определенном отношении к другим людям, семье, коллективу, нации, в определенном отношении природе, к миру вообще. Это отношение упирается в самый существенный вопрос: «Что такое мир?».
Так возникло и стала развиваться идея обожествления человека, идея его максимального сближения с богом на путях человеческой творческой деятельности, особенно на путях его поэтического творчества.
Центральную роль в этом новом мировоззрении стало играть прежде всего понятие человеческой деятельности.
ОВФ ( общая формулировка) – вопрос об отношении материи ( материального бытия) и сознания (духовного бытия), т.е. вопрос о сущности мира и человека.
Бытие- это всеохватывающая реальность, все, что существует.
Но все, что мы знаем
о мире и человеке, говорят 2 предельно
общие формы бытия: материя и
сознание. Понятие «Бытие» впервые
водит греческий философ
Структура ОВФ
Первичное- это то, что предшествует вторичному, при чем вторичное выступает лишь как свойство и отражение первичному.
=>Дуализм- философское учение, согласно которому материя и сознание равноправны, т.е. вопрос о первичности не ставится. Представитель дуализма- Р.Декарт. Он говорил, что в человеке 2 начала: дух и тело, но когда дуалисты начинают решать конкретные философские вопросы, они оказываются непоследовательны- переходят или к материализму или к идеализму.
=>Плюрализм- это философское учение, согласно которому у мира нет единой сущности, в мире множество равноправных начал. Представители плюрализма- постмодернизм. Сторонники постмодернизма так же переходят к идеализму к субъективному.
=> Монизм- это философское учение, согласно которому у мира одна первооснова или материя или сознание. Факты свидетельствуют, что именно монизм с двумя разновидностями- главное течение философии.
Идеализм- философское учение, согласно которому сознание первично, материя вторично, и сущность мира духовна, идеальна.
Объективный идеализм- философское учение, согласно которому первично объективное, нечеловеческое сознание, которое творит весь мир; близок к религии. Представители объективного идеализма- Платон, В.Соловьев, И.Ильин, все религиозные философы. Доказательства объективного идеализма- логическое доказательство существование Бога.
Субъективный идеализм- это философское учение, согласно которому первично человеческое сознание, человеческие ощущения. Представители субъективного идеализма- Д.Беркли, И.Фихте. Д.Беркли сформулировал 2 принципа: 1) Мир- это комплекс ощущений; 2) Сущность- значит быть воспринимаемым, т.к. мир существует ровно на столько, на сколько мы его понимаем, ощущаем.
Аргументация современного идеализма:
Однако, аргументация очень мощная, но сами субъективные идеалисты не бывают последовательны в своих суждениях, иначе они бы неизбежно пришли к солипсизму.
Солипсизм- это утверждение, согласно которому существует только один субъект, а весь мир вещи и люди- это лишь комплекс его ощущений.
Однако, субъективные идеалисты избегают солипсизма и утверждают, что мир объективно существует.
Материализм- это философское учение, согласно которому материя первична, сознание вторично, сущность мира материальна.
Аргумент: в пользу материализма свидетельствуют факты частных наук и человеческая практика. Поскольку материализм связан с развитием частных наук, он сам развивается и поэтому выделяет 4 исторические формы материализма:
Мало выяснить какова сущность бытия (Онтология) надо решить Гносеологический вопрос (учение о познании)
=>Агностицизм- философское учение, согласно которому в мире есть принципиально непознаваемые вещи, не познаваема и сущность мира в целом. Сторонники: субъективные идеалисты.
Аргументы: 1) Ощущения отделяют человека от мира, дезинформируют его, каков мир сам по себе мы никогда не узнаем.2) Мир очень велик или бесконечен, а человеческий опыт ограничен- поэтому мы не может судить о сущности мира.
=>Гносеологический оптимизм- это учение, согласно которому в мире есть и всегда будут не познанные вещи, но в мире нет вещей принципиально познавательных. Сторонники: все последовательные материалисты. Аргументы: 1) Наши ощущения можно проверить практикой; успехи наук и практики свидетельствуют против агностицизма. 2) Конечное и бесконечное в мире диалектически связаны, значит человек может судить о сущности огромного мира по его фрагменты.
Второй уровень ОВФ- это вопрос о сущности материи и сознания их отношений. Это модификация (вариант) 1-го уровня ОВФ, в котором акцент делается на познании сущности мира, чтобы познать что первично -материя или сознание, надо знать какова их сущность( взаимодействие).
Третий уровень ОВФ- это вопрос о человеке, как о материальном существе, которое обладает сознанием. Это тоже модификация 1-го уровня, вопрос очень важный для каждого из нас.
А.Коллю: «ОВФ- это вопрос о том, что стоит ли человеческая жизнь труда быть прожитой. Это вопрос о месте человека в мире и о его смысле жизни.»
Смысл жизни- это совокупность мировоззренческих принципов, которое основано на определенных ценностях и утверждениях человека, поддерживают его в собственных глазах и в глазах других людей, т.е. смысл жизни- это принцип, который зависит от того, что считать высшими ценностями.
При постановке ОВФ возникает вопрос не только о приоритете материального или духовного, но и относительно того, что считать материальным, а что духовным. Отсюда проистекает возможность многочисленных модификаций в решении ОВФ как в материализме, так и в идеализме. Гегель, например, принимает за первичное некое вне человека существующее мышление ("абсолютную идею"), А. Шопенгауэр исходит из представления о бессознательной космической воле, Э. Мах считает, что все вещи состоят из ощущений.
Многие домарксистские и немарксистские философы не считают вопрос об отношении духовного к материальному О. в. ф. Для Ф. Бэкона, например, О. в. ф. — это проблема овладения стихийными силами природы. Французские философ 20 в. А. Камю полагал, что О. в. ф. есть вопрос о том, стоит ли жить. Лишь немногие из философов, в первую очередь Гегель и Л. Фейербах, близко подошли к правильной формулировке О. в. ф. Вычленение же О. в. ф. и выяснение его роли в построении философских учений принадлежит Энгельсу. Энгельс рассматривал О. в. ф. как теоретический итог интеллектуальной истории человечества. Уже в религиозных верованиях первобытных людей содержится определенное представление об отношении психического к физическому, души к телу. Однако теоретическое рассмотрение этого отношения стало возможным лишь благодаря развитию абстрагирующего мышления, самонаблюдения, анализа. Исторически эта ступень интеллектуального развития совпадает с образованием противоположности между умственным и физическим трудом. В средние века, когда религия стала господствующей формой общественного сознания, О. в. ф., по словам Энгельса, "... принял более острую форму: создан ли мир богом или он существует от века" . Но лишь благодаря ликвидации духовной диктатуры клерикализма в ходе буржуазных революций О. в. ф. "... мог быть поставлен со всей резкостью, мог приобрести все свое значение...".
При формулировании ОВФ марксизм-ленинизм исходит из того, что понятия духовного и материального, субъективного и объективного (и соответственно субъективной реальности и объективной реальности) образуют дихотомию, охватывающую всё существующее, всё возможное, всё мыслимое; любое явление всегда можно отнести к духовному или материальному, субъективному или объективному. ОВФ заключает в себе, помимо вопроса об объективно существующем отношении психического и физического, духовного и материального вообще, также вопрос о познавательном отношении человеческого сознания к миру: "... Как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру? В состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности?" . Отрицательный ответ на этот вопрос характерен для представителей скептицизма, агностицизма. Положительное решение этой проблемы принципиально различно в материализме и идеализме. Материалисты видят в познании отражение в человеческом сознании независимой от него реальности. Идеалисты же выступают против теории отражения, истолковывают познавательную деятельность то как комбинирование чувственных данных, то как конструирование объектов познания посредством априорных категорий, то как чисто логический процесс получения новых выводов из имеющихся аксиом или допущений. Историческая ограниченность домарксовского материализма (метафизичность, механицизм, идеалистическое понимание истории) сказывалась и в решении им ОВФ Эта ограниченность была преодолена лишь философией марксизма, которая понимает духовное как специфический продукт развития материи, распространяет диалектико-материалистическое решение ОВФ на познание общественной жизни. "Если материализм вообще объясняет сознание из бытия, а не обратно, то в применении к общественной жизни человечества материализм требовал объяснения общественного сознания из общественного бытия" (Ленин В. И., Полное собрание сочинений). Это положение составляет отправной пункт материалистического понимания истории. В решении О. в. ф. выявляются два главных философского направления — материализм и идеализм, борьба которых составляет содержание историко-философского процесса.
История философии насчитывает более двух с половиной тысячелетий. За это время накопилось множество определений философии, но до сих пор не утихают споры о том, что же она собой представляет - мировоззрение, науку, идеологию, искусство? Всем известны разговорные, житейские определения философии:
1) философия - это сложившиеся убеждения по поводу чего-либо (например, жизненная философия, студенческая философия);
2) отвлеченные, общие,
не относящиеся к делу
Одно из самых распространенных определений философии, которое несколько десятилетий было принято в СССР, исходило из тезиса К.Маркса о необходимости создания новой философской науки, вооруженной современными, точными методами исследования бытия, общества и человека: философия - это наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления.
Нередко под философией понимается чье-либо учение о мире (например, античная философия, философия Гегеля и т.п.).
Термином "философия" часто называют методологические принципы, лежащие в основе какой-либо науки, области знания (например, философия истории, философия математики и т. д.).
Определить социальную философию ещё более сложно, поскольку эта область знания непосредственно затрагивает интересы людей, понимание ими мира и себя в этом мире.
Социальная философия берет своё начало в Античности. Ее появление связано с именами Сократа и Платона, впервые поставивших задачу философского осмысления общества и отдельных его сфер.
Что же касается философии истории, то ее начало в Европе заложил Августин Аврелий (IV в.н.э.) своим знаменитым трудом "О граде Божьем". Августиновское толкование исторического процесса в европейской философии господствовало до XVIII века.
Но формирование социальной
философии как отдельной
Ученые отказываются от "спекулятивного", основанного только на размышлении, рассудочного познания мира в пользу опытного, рационального знания.
Они выделяют активную роль человека, который овладевает тайнами мироздания не с помощью метафизических, оторванных от реальной жизни умопостроений, а за счет точных научных методов.
Прошедшие с тех пор полтора века не внесли ясности в проблему сущности как философии в целом, так и социальной философии, в частности. И по сей день в литературе нет единства в определении социальной философии и ее предмета.
Более того, в научном мире отсутствует даже единое понимании одной из основных категорий - "социальное",- хотя объектом социальной философии являются социальная жизнь и социальные процессы.