Мировоззрение и его исторические типы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 12:46, реферат

Описание работы

Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. И действительно, человек не существует иначе, как в определенном отношении к другим людям, семье, коллективу, нации, в определенном отношении природе, к миру вообще. Это отношение упирается в самый существенный вопрос: «Что такое мир?».

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 67.26 Кб (Скачать файл)

 

В литературе термин "социальный" употребляется в разных смыслах. Пожалуй, наиболее часто используется определение, данное П.А. Сорокиным, по мнению многих, самым выдающимся социологом первой половины ХХ века.

 

"Социальное явление  есть мир понятий, мир логического  (научного - в строгом смысле этого  слова) бытия, получающийся в  процессе взаимодействия (коллективный  опыт) человеческих индивидов", - писал этот американский ученый (Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.,1992. С.527).

 

Рассмотрим определения  социальной философии. Одним из самых  известных определений является следующее: "Социальная философия призвана ответить на вопрос о том, как вообще возможно сознательное упорядочение людьми своих отношений в обществе, какие открывались и открываются перед ними в различные исторические эпохи пути и средства строительства социальных отношений, какой характер носили и носят здесь объективные преграды, встающие перед людьми, как эти ограничения осознаются людьми и проявляются в практике, насколько адекватно эту проблему отражали философские системы и идеологические конструкции прошлого и настоящего" (Очерки социальной философии. М.,1994. С.3).

 

Не будем анализировать  столь сложную дефиницию (толкование слова), видимо, она может быть достаточно полезной для ученого-теоретика, но мы попробуем найти более простое  определение: "Социальная философия - это система научного знания о наиболее общих закономерностях и тенденциях взаимодействия социальных явлений, функционирования и развития общества, целостного процесса социальной жизни" (Социальная философия. М.,1995. С.13-14).

 

Автором еще одного определения  является известный отечественный  ученый В.С. Барулин. Он считает, что "социальная философия изучает законы, согласно которым в обществе складываются устойчивые, большие группы людей, отношения между этими группами, их связи и роль в обществе" (Барулин В.С. Социальная философия. Ч.1. М.,1993. С.90).

 

Студент может взять на вооружение любое из приведенных  определений. Он может также каким-то образом попытаться их синтезировать, или даже попробовать сконструировать  свое собственное определение. Но для  этого надо знать, что многообразие и различие определений социальной философии во многом связано с  тем, что до сих пор не ясен проблемно-предметный статус социальной философии.

 

Причины этого разнообразны. Сказывается нигилистический (отрицающий полностью все прошлые достижения) разрыв с "истматовским" прошлым. Влияет утверждение с середины 80-х годов "плюрализма мыслей, а не знаний". Сказываются и трудности в освоении современной западной литературы.

 

На последней причине  остановимся более подробно. Несколько десятилетий даже советские философы-профессионалы, не говоря уже о тех, кто изучал философию в высших учебных заведениях или просто интересовался ею, были лишены возможности общаться с зарубежными коллегами-немарксистами и читать зарубежную философскую литературу.

 

Следствием этого, помимо всего прочего, явилось то, что  с конца 80-х годов книжный рынок  обрушил на читателей такой объем  ранее неизвестной литературы, который  просто трудно было освоить.

 

Но дело не только в этом. В России стало модным многое из того, что за рубежом уже было историей философии.

 

Если на западе термин "социальная философия" стал весьма распространенным в середине ХХ века, то в России - лишь в завершающие его 90-е годы.

 

Справедливости ради следует  отметить, что и на Западе нет  единого мнения о сущности социальной философии. Так, учебник для студентов Оксфорда (Грэхем Г. Современная социальная философия. Оксфорд, 1988) содержит разделы о сущности общества, личности, социальной справедливости, социальном равенстве и его поддержании, здравоохранении, моральных нормах и праве.

 

Другой учебник, изданный в Дармштадте (Форшнер М. Человек и общество: основные понятия социальной философии. Дармштадт, 1989), рассматривает концепции общества, идею свободы воли и ответственности человека, проблемы наказания, власти, политические системы, теории справедливых войн и т.д. Этот список можно продолжить.

 

Отметим, что подходы отечественных  авторов так же различны и все они имеют право на существование, так как не являются альтернативными, а лишь дополняют друг друга, рассматривая сложный социальный мир с различных сторон философского мировоззрения.

 

Какую роль играет социальная философия в обществе? Прежде, чем  ответить на этот вопрос, напомним функции  философии: ведь в значительной мере они являются общими и для социальной философии.

 

1) функция экстраполяции  универсалий (выявление наиболее  общих идей, представлений, понятий,  на которых базируется общественно-историческая  жизнь людей);

 

2) функция рационализации  и систематизации (перевод в логическую  и теоретическую форму суммарных  результатов человеческого опыта  во всех его разновидностях: практическом, познавательном, ценностном);

 

3) критическая функция  (критика догматического способа  мышления и познания, заблуждений,  предрассудков, ошибок);

 

4) функция формирования  теоретического обобщенного образа  мира на определенной ступени  развития общества.

 

Говоря о специфике  социальной философии, следует особое внимание уделить следующим ее функциям:

 

1) гносеологическая функция  (исследование и объяснение наиболее  общих закономерностей и тенденций  развития общества в целом,  а также общественных процессов  на уровне больших социальных  групп);

 

2) методологическая функция  (социальная философия выступает  как общее учение о методах  познания социальных явлений,  наиболее общих подходах к  их изучению);

 

3) интеграция и синтез  социального знания (установление  всеобщих связей социального  бытия);

 

4) прогностическая функция  социальной философии (создание  гипотез об общих тенденциях  развития социальной жизни и  человека);

 

5) мировоззренческая функция  (в отличие от других исторических  форм мировоззрения - мифологии  и религии - социальная философия  связана с понятийным, абстрактно-теоретическим  объяснением социального мира);

 

6) аксиологическая или ценностная функция (любая социально-философская концепция содержит в себе оценку исследуемого объекта;

 

7) социальная функция  (в наиболее широком смысле  социальная философия призвана  выполнять двуединую задачу - объяснять  социальное бытие и способствовать  его материальному и духовному  изменению);

 

8) гуманитарная функция  (социальная философия должна  способствовать формированию гуманистических  ценностей и идеалов, утверждению  позитивной цели жизни).

 

Функции социальной философии  диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные и так или иначе включает их в свое содержание.

 

Таким образом, очевидно, что  социально-философское исследование общественных процессов будет тем  более успешным, чем с большей  тщательностью будет обращено внимание на каждую из функций философии.

 

Известный философ К.Х. Момджян справедливо отмечает, что, в отличие от конкретных наук, каждая из которых разрабатывает свою "делянку", у философии хватает дерзости попробовать осмыслить мир в его тотальности, универсальности, всеобщности. Эта тотальность раскрывается ею в двух взаимосвязанных аспектах, которые условно можно назвать "субстанциальным" и "функциональным".

 

В первом случае речь идет о  поиске существенных и неслучайных  сходств между подсистемами целостного мира (примером которого может служить  их подчиненность универсальным  принципам каузально-функциональной связи, на существовании которых настаивают концепции философского детерминизма).

 

Во втором случае речь идет о попытках объяснения подобных сходств  путем раскрытия существенных и  неслучайных связей, реальных опосредований между соотносимыми "царства бытия" (Момджян К.Х. Социум. Общество. История. М.,1994. С.68).

 

Таким образом, основная задача социальной философии состоит в  том, чтобы раскрыть сущность общества, охарактеризовать его как часть  мира, отличающуюся от иных его частей, но связанную с ними в единый мировой  универсум.

 

Вместе с этим социальная философия выступает как особая теория, имеющая свои категории, законы и принципы исследования.

 

В силу большой степени  общности своих положений, законов  и принципов, социальная философия  выступает и как методология  для других общественных наук.

 

  Взаимоотношение между философией и частными науками носило противоречивый характер и изменялось по мере развития самой философии и частнонаучного знания. Вначале, как уже отмечалось, философия включала всю совокупность знаний о мире. Длительное время философия, по существу, играла роль «науки наук», когда наряду со стремлением дать общее понимание бытия и познания она пыталась навязать частным наукам положения и принципы, добытые путем умозрительных рассуждений. Этот факт объяснялся не просто заблуждениями отдельных философов, а общим состоянием духовной культуры и социальными условиями того времени.

 

Развитие практики, науки, в том числе и самого философского знания, позволило философии самоопределиться в системе научного знания. Каждая конкретная (специальная) наука исследует  качественно определенную систему  закономерностей, присущих лишь определенной сфере явлений и процессов. Философия  вырабатывает общий взгляд на мир, исследует  его наиболее общие начала и принципы. Но система самых общих теоретических  взглядов на мир, человека, место человека в мире не есть просто конструкции  ума. Эта система знаний разрабатывается, выводится из самого мира с помощью  конкретных (частных, специальных) наук. Без опоры на конкретные науки, на практику философия может превратиться в абстрактные, умозрительные конструкции  ума. А что дает философия специальным  отраслям знания, т.е. частным, конкретным наукам? Для них она выступает как всеобщий метод и методология познания. Не случайно русский философ 2-й половины XVIII в. Н.Н. Поповский образно называл философию «матерью всех наук и художеств»[1]. Великий же русский мыслитель А.И. Герцен образно представлял взаимосвязь философии и конкретно-научного знания в виде дерева с его могучим стволом и раскидистыми ветвями. Подобно тому, как дерево не бывает без ствола и ветвей, так немыслимы друг без друга наука и философия. «Отнимите ветви, – говорил он, – останется мертвый пень, отнимите ствол – ветви распадутся». Следовательно, философия и конкретная наука не соперницы. Каждая из них в культуре выполняет свои функции.

 

К сожалению, не изжиты попытки  противопоставления философии и  конкретных наук, проявлениями которого являются сциентизм и антисциентизм. Сам термин в переводе с латинского (scientia) означает «знание, наука». Сциентизм – мировоззренческая позиция, абсолютизирующая роль науки в системе культуры и идейной жизни общества. Но в качестве образца науки сциентизм рассматривает естественные, так называемые точные науки. Сциентизм проявляется по-разному. От внешнего подражания точным наукам до абсолютизации естественнонаучного знания как единственно научного и отрицания философско-мировоззренческой проблематики как якобы лишенной познавательного смысла и значения. Антисциентизм, напротив, концепция, утверждающая ограниченность возможностей науки в решении коренных проблем человеческого существования, а в крайних случаях оценивающая науку как силу, враждебную подлинной сущности человека. Философию антисциентизм противопоставляет науке, которая якобы носит утилитарный характер и не способна подняться до понимания подлинных проблем бытия мира и человека.

 

Вопрос «Философия и конкретные науки» рассматривается в учебной  литературе традиционно: в плане  их взаимовлияния, взаимодействия. Не менее актуален также вопрос: является ли сама философия наукой? Этот вопрос однозначного решения в учебной  литературе пока не нашел. Отдельные  авторы не вдаваясь «в дебри споров»  прямо заявляют, что «философия это  наука»[2]. Другие – выводят философию  за границы науки, считают, что к  философии неприменимы общепринятые критерии научности[3]. Значительная часть авторов, с которыми можно согласиться, сходится во мнении, что «философское знание есть комплексный интегральный вид знания»[4], что в нем имеются признаки, свойственные: естественно-научному знанию (особенно в таких разделах как онтология, гносеология, методология), а также идеологическому, гуманитарному, художественному, обыденному знанию. В философском знании эти виды знания представлены как стороны, ипостаси, компоненты его внутреннего содержания. Они внутренне взаимосвязаны, а порой оказываются слитными и неразделимыми.

 

Все вышеизложенное позволяет  сформулировать основное значение философии, выделить ее наиболее важные социальные функции:

 

Гносеологическая функция. Философия выступает, прежде всего, как содержательное, теоретическое  знание о мире и человеке. Она  выявляет наиболее общие идеи, на которых  базируется та или иная конкретная культура. Их называют универсалиями  культуры. Среди них важное место занимают такие философские категории, как бытие, материя, предмет, явление, свойство, развитие, причина, следствие, сущность, необходимость, случайность, элемент, структура, система и др. Ни один человек, тем более специалист, ученый не может обойтись без этих понятий. Они относятся к предельным основаниям, универсальным формам культуры и приложимы не к одной какой-то области, а к любым явлениям неисчерпаемого в своем многообразии мира.

Информация о работе Мировоззрение и его исторические типы