Мировоззрение и философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 14:56, контрольная работа

Описание работы

Вопрос 1. Философия и мудрость в учении Сократа (470-399 г.г. до н.э.)
В «Апологии Сократа» Платон (427-347 г.г. до н. э) изложил речь своего учителя Сократа на афинском суде. Его обвиняли в «поклонении новым божествам» и «развращении молодежи». Суд приговорил Сократа, признанного дельфийским оракулом «мудрейшим из людей», к смерти.
2. В чем видел Сократ пределы мудрости государственных людей, поэтов, ремесленников?
3. Объясните связь мудрости и нравственности в учении Сократа.

Файлы: 1 файл

дкр.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

Морализм русской  интеллигенции есть лишь выражение  и отражение ее нигилизма. Под нигилизмом разумеется отрицание или непризнание абсолютных (объективных) ценностей. Человеческая деятельность руководится, вообще говоря, или стремлением к каким-либо объективным ценностям (каковыми могут служить, например, теоретическая научная истина, или художественная красота, или объект религиозной веры, или государственное могущество, или национальное достоинство и т. п.), или же мотивами субъективного порядка, то есть влечением удовлетворить личные потребности, свои и чужие.    Абсолютной ценностью признается не цель или идеал, а само служение им; и если штирнеровский вопрос: «почему «я» менее ценно, чем «ты», и должно приноситься ему в жертву?» остается без ответа, то, в предупреждение подобных дерзких недоумений, нравственная практика именно и окружает себя тем более мистическим и непреложным авторитетом. Это умонастроение, в котором мораль не только занимает главное место, но и обладает безграничной и самодержавной властью над сознанием, лишенным веры в абсолютные ценности, можно назвать морализмом, и именно такой нигилистический морализм и образует существо мировоззрения русского интеллигента. 

  1. В чем проявляется революционность умонастроения русской интеллигенции?

Революционность проявляется как принцип, разумея, что основным и внутренне необходимым  средством к осуществлению морально-общественного идеала служит социальная борьба и насильственное разрушение существующих общественных форм. Это существенная сторона в мировоззрение социалистического народничества и имеет в нем силу религиозного догмата. Нельзя понять моральной жизни русской интеллигенции, не учтя этого догмата.

  1. Каковы основы механико-рационалистической теории счастья.

Согласно этой теории, внутренние условия для человеческого  счастья всегда налицо и причины, препятствующие устранению земного рая, лежат не внутри, а вне человека – в его социальной обстановке, в несовершенствах общественного механизма. И так как причины эти внешние, то они и могут быть устранены внешним, механическим приемом.

  1. Симптомы проявления кризиса «интеллигентского сознания».

Симптомами  проявления кризиса «интеллигентского сознания» являются скопление противоречий, расхождение принципиально антагонистических мотивов, слитых в традиционном интеллигентском умонастроении. Это – противоречие между морализмом и нигилизмом, между общеобязательным, религиозно-абсолютным характером интеллигентской веры и нигилистически-беспринципным ее содержанием.

  1. Что общее можно найти в самосознании революционной интеллигенции России начала XX века и либерально-реформаторской элиты начала XXI века?

Русская интеллигенция, при всех недочетах и противоречиях  ее традиционного умонастроения, обладала доселе одним драгоценным формальным свойством: она всегда искала веры и  стремилась подчинить вере свою жизнь. Так и теперь она стоит перед  величайшей и важнейшей задачей пересмотра старых ценностей и творческого овладения новыми. Правда, этот поворот может оказаться столь решительным, что, совершив его, она вообще перестанет быть «интеллигенцией» в старом, русском, привычном смысле слова. Но это - к добру! На смену старой интеллигенции, быть может, грядет «интеллигенция» новая, которая очистит это имя от накопившихся на нем исторических грехов, сохранив неприкосновенным благородный оттенок его значения.

 

 

 

 

Тема 5. Философия истории.

  1. Какие типы культуры в истории общества выделял П. Сорокин?

Идеациональный, идеалистический и чувственный типы - обнаруживаются в истории египетской, вавилонской, греко-римской, индуистской, китайской и других культур.

  1. Какое духовное начало определяло смысл каждой из культур?

Всякая великая культура есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и главную, ценность. Доминирующие черты изящных искусств и науки такой единой культуры, ее философии и религии, этики и права, ее основных форм социальной, экономической и политической организации, большей частью ее нравов и обычаев, ее образа жизни и мышления (менталитета) – все они по-своему выражают ее основополагающий принцип, ее главную ценность.

  1. Что менялось в истории общества в периоды смены культур?

Мы живем  и действуем в один из поворотных моментов человеческой истории, когда  одна форма культуры и общества (чувственная) исчезает, а другая форма лишь появляется. Кризис чрезвычаен в том смысле, что он, как и его предшественники, отмечен необычайным взрывом войн, революций, анархии и кровопролитий; социальным, моральным, экономическим и интеллектуальным хаосом; возрождением отвратительной жестокости; временным разрушением больших и малых ценностей человечества; нищетой и страданием миллионов - потрясениями значительно большими, чем хаос и разложение обычного кризиса.

Но так же как и замена одного образа жизни у человека на другой вовсе не означает его смерть, так и замена фундаментальной формы культуры на другую не ведет к гибели того общества и его культуры, которые подвергаются трансформации.

  1. Возможен ли синтез разных культур в условиях современного общества?

В отличие от Гегеля, который рассматривал исторический процесс, как прямое поступательное движение, он трактовал его как  «циническую флуктуацию», то есть идущую законченными циклами смену перетекающих друг в друга типов культурных общностей, каждая из которых имеет в основе собственное отношение к действительности и методам ее познания. Исходя из двойственной психобиологической природы человека – существа чувствующего и мыслящего, Сорокин выделял три известных нам уже типа культуры.

  1. Означает ли кризис духовных основ современного типа культуры конец цивилизации?

Во  время любой политической кампании мы часто слышим, как некий малозначительный политик грозит своим слушателям «концом цивилизации» в случае, если его не выберут. Почти ежедневно мы слышим известные вариации на эту тему и от людей высокоинтеллектуальных, и от толпы со слабым интеллектуальным потенциалом, искателей чего-то, совершенно незначительного и подчас эгоистичного. Если мы поверим этим псевдопророкам, то цивилизация и культура- должны были погибнуть давным-давно или вот-вот исчезнуть. К счастью, культура и цивилизация бесконечно прочнее, чем заверяют нас клоуны политического цирка. Иссякнет одна культура, ей на смену придет другая.

 

 

 

 

 

Список  литературы:

 

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник для вузов/3-е изд., перераб. и доп. –М.: ТК Велби, Проспект, 2005. – 608 с.
  2. Канке В.А. Философия/5-е изд., перераб. и доп. – М.: Лотос, 2007. -376 с.
  3. Фирсов А.В. История философии для студентов вузов/3-е изд.  – Ростов н/Д.: 2006. – 156 с.

 


Информация о работе Мировоззрение и философия