Мировоззрение, мироощущение, миропонимание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 12:13, контрольная работа

Описание работы

В период глубинных перемен, происходящих во всех структурах политики, экономики, культуры нашей страны, становятся главными проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, социальной и личной активности, ответственности за свои поступки и выбор форм и направлений своей деятельности.

В становлении и формировании мировоззренческой культуры философия всегда играла особую роль, связанную с ее многовековым опытом критически - рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Философия во все времена эпохи брала на себя функцию бытия человека, каждый раз заново ставя вопрос о том, что такое человек, как ему жить, на что ориентироваться, как вести себя в период кризисов культуры.

Содержание работы

Введение.

Структура мировоззрения.

Типы мировоззрения.

Мироощущение и миропонимание.

Заключение.

Литература.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 22.39 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Украины

 

Восточно-Украинский национальный университет

 

Им. В.Даля

 

Кафедра Мировой философии  и эстетики

 

Контрольная работа

 

По философии

 

На тему: Мировоззрение, мироощущение, миропонимание

 

Выполнила студентка

 

Самойлова Ирина Анатольевна

 

Проверила доцент

 

Жданова Валерия Дмитриевна

 

Луганск 2008 г

 

 План.

 

Введение.

 

Структура мировоззрения.

 

Типы мировоззрения.

 

Мироощущение и миропонимание.

 

Заключение.

 

Литература.

 

 Введение.

 

В чем актуальность данной темы?

 

В период глубинных перемен, происходящих во всех структурах политики, экономики, культуры нашей страны, становятся главными проблемы мировоззренческой  ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, социальной и личной активности, ответственности  за свои поступки и выбор форм и  направлений своей деятельности.

 

В становлении и формировании мировоззренческой культуры философия  всегда играла особую роль, связанную  с ее многовековым опытом критически - рефлексивного размышления над  глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Философия во все времена  эпохи брала на себя функцию бытия  человека, каждый раз заново ставя вопрос о том, что такое человек, как ему жить, на что ориентироваться, как вести себя в период кризисов культуры.

 

Значимость данной темы выражается необходимостью уяснения себе, что  такое мировоззрение, миропонимание  и мироощущение каков их смысл.

 

Мировоззрение - система взглядов человека на мир, определяющих его отношение  к миру и позволяющих найти  своё место, обрести смысл и цель жизни. Мировоззрение самодостаточно, если опирается одновременно и на чувственное мировосприятие, и на рассудочное миропонимание.

 

Мировосприятие это предпосылка  миропонимания, особая форма освоения в системе мировоззрения. Это  пассивное восприятие человеком  мира на феноменальном уровне в форме  эмоционально окрашенных ощущений, восприятие мира таким, какой он нам кажется, без претензии на адекватность.

 

Недостаток мировосприятия - в субъективности.

 

Миропонимание это особая форма гносеологического отношения  субъекта к объекту. Это попытка  систематизировать чувственный  материал, пользуясь категориями  определённости, обусловленности и  целостности. Недостаток его в огрублении и формализации ограниченного статистикой  чувственного материала, невосполнимой  потерей информации.

 

1. Мировоззрение: структура,  черты, общественно-исторический  характер.

 

Возникновению философии  способствовало дальнейшее совершенствование  человеческого разума и условий  жизни людей, а это привело  к замене миросозерцания на мировоззрение.

 

В отличие от миросозерцания мировоззрение не может базироваться на интуитивном постижении мира. Оно  нуждается в понимании природы, в её осмыслении с помощью понятий, в отличие от наглядно - образного  миросозерцания.

 

Человеку потребовался более  широкий кругозор, обеспечивающий способность  видеть тенденции, перспективы развития мира, понимать смысл и цели своих  действий, своей жизни: зачем он делает то или это, к чему стремится, что  это даст людям.

 

Такого рода представления  о мире и месте в нём человека называют мировоззрением.

 

Явление это многомерно, оно  формируется в различных областях человеческой жизни, практики, культуры. К духовным образованиям, причисляемым к мировоззрению, относится философия. Её роль в решении мировоззренческих  проблем очень велика.

 

Вот почему для ответа на вопрос, что такое философия, нужно, хотя бы в общем виде, прояснить, что такое мировоззрение.

 

Мировоззрение носит общественно-исторический характер, т.к. сама жизнь людей в  обществе носит исторический характер. Вслед за изменением всех составляющих общественно-исторического процесса изменяется мировоззрение человеческих сообществ, социальных групп, личностей.

 

Мировоззрение - это сложное, интегральное образование, в котором  принципиально важны связь его компонентов.

 

Структура мировоззрения.

 

1. Знания - совокупность сведений  об окружающем мире. Они бывают  научными, профессиональными (военными), повседневно-практическими. Чем  солиднее запас знаний у человека, тем более серьёзную опору  может получить его мировоззрение.

 

2. Ценности - это особое  отношение людей ко всему происходящему  в соответствии с их целями, потребностями, интересами, тем или  иным пониманием смысла жизни.  Ценности характеризуются такими  понятиями, как "значимость", "полезность" или "вредность".

 

Значимость показывает степень  интенсивности нашего отношения - что-то трогает нас больше, что-то меньше, что-то оставляет нас спокойными.

 

Полезность показывает нашу практическую нужду в чём-то. Ею могут  характеризоваться материальные и  духовные ценности: одежда, кров, орудия труда, знания, умения и т.д.

 

Вредность - это наше негативное отношение к какому-то явлению.

 

3. Эмоции - это субъективная  реакция человека на воздействие  внутренних и внешних раздражений,  проявляющихся в виде удовольствия  или неудовольствия, радости, страха  и т.д.

 

Жизнь постоянно рождает  в людях сложную гамму эмоций. Среди них могут быть "мрачные" эмоции: неуверенность, бессилие, печаль, горе и т.д.

 

Вместе с тем, людям  присущ целый спектр "светлых" эмоций: радость, счастье, гармония, удовлетворённость  жизнью и др.

 

Мощный импульс мировоззрению  дают нравственные эмоции: стыд, совесть, долг, милосердие. Ярким выражением влияния эмоций на мировоззрение  служат слова знаменитого философа И. Канта: "Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным  удивлением и благоговением, чем  чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне".

 

4. Воля - способность к  выбору цели деятельности и  внутренним усилиям, необходимым  для её осуществления. Это придаёт  всему составу мировоззрения  особый характер, позволяет человеку  своё мировоззрение претворять  в жизнь.

 

5. Убеждения - взгляды,  активно принимаемые людьми, соответствующие  их жизненным интересам. Во  имя убеждений люди порой рискуют  жизнью и даже идут на смерть - так велика их побудительная  сила.

 

Убеждения - это знания, соединённые  с волей. Они становятся основой  жизни, поведения, действия личности, общественных групп, наций, народов.

 

6. Вера - это степень доверия  человека к содержанию имеющихся  у него знаний. Диапазон человеческой  веры весьма широк. Он простирается  от практической очевидности  до религиозных верований или  даже легковерных принятий нелепых  вымыслов (мифов).

 

7. Сомнение - критическое  отношение к каким-либо знаниям  или ценностям. 

 

Сомнение - обязательный элемент  самостоятельного мировоззрения. Фанатичное, безоговорочное принятие каких-либо взглядов без собственного критического осмысления называют догматизмом.

 

Но нельзя здесь переходить определённую меру, ибо можно впасть в другую крайность - скептицизм, или  нигилизм - неверие ни во что, утрату идеалов.

 

Таким образом, мировоззрение - это сложное, противоречивое единство знаний, ценностей, эмоций, воли, убеждений, веры, и сомнений, позволяющее человеку ориентироваться в окружающем мире.

 

Ядром, основой мировоззрения  являются знания. В зависимости от этого мировоззрение подразделяется на обыденное, профессиональное и научное.

 

1. Обыденное мировоззрение  - это совокупность взглядов, основанных  на здравом смысле, повседневном  жизненном опыте. Это стихийно  складывающееся мировоззрение охватывает  самые широкие слои общества, имеет очень важное значение, оно является реально "работающим" мировоззрением многих миллионов людей. Однако научный уровень этого мировоззрения не высок.

 

2. Более высокой разновидностью  мировоззрения является профессиональное, формирующееся под влиянием знаний  и опыта людей в различных  сферах деятельности. Это может  быть мировоззрение учёного, писателя, политического деятеля и т.д.

 

Мировоззренческие идеи, возникающие  в процессе научного, художественного, политического, и др. творчества, могут  в определённой степени воздействовать и на мышление профессиональных философов. Яркий пример тому - огромное влияние  творчество Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского на отечественную и мировую философию, но и на этом уровне человек не застрахован  от ошибок.

 

Высший уровень мировоззрения - теоретическое мировоззрение, к  которому принадлежит и философия. В отличие от других видов мировоззрения  философия не только является творцом  мировоззрения, но и профессионально  занимается анализом мировоззрения, подвергает его критическому осмыслению.

 

Таким образом, мы вплотную подошли  к философии, как теоретическому мировоззрению.

 

2. Типы мировоззрения.

 

1. Мифология.

 

Исторически первым был мифологический взгляд на мир (миф - предание, сказание; логос - слово, учение, понятие, закон) Миф - это общественное сознание древнего общества, наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, в которой  соединены зачатки знаний, элементы верований, политических взглядов, различных  видов искусства, собственно философии, выражающих миропонимание и мировосприятие того времени.

 

Темы мифов:

 

1. Космическая тема:

 

- происхождение и строение  Вселенной;

 

- о важнейших явлениях  природы (затмения, наводнения, падения  метеоритов);

 

- о мировой гармонии.

 

2. Тема человека:

 

- происхождение человека;

 

- стадии его жизни;

 

- проблема жизни и смерти.

 

3. Тема культуры:

 

- проблема достижений  культуры (добывание огня, изобретение  ремёсел, обряды и т.д.);

 

Черты мифологического мировоззрения:

 

- Эмоционально-образная форма  - проявляется при передаче образов  героев, богов, духов.

 

- Очеловечивание природы  - перенос человеческих черт на  окружающий мир, олицетворение  и одушевление космоса, природных  сил. Мифологии свойственны нежёсткие  разграничения: - мира природы и  человека;

 

- мысли и эмоции;

 

- художественных образов  и научного знания - отсутствие  рефлексии

 

Рефлексия - это работа сознания, мысли человека над собственным  сознанием.

 

-Утилитарная направленность  мифологии проявляется в том,  что его мировоззренческие проблемы  тесно связаны с практическими  задачами: на удачу, счастливую  жизнь, защиту от голода, болезней.

 

Миф умер как базовая форма  мировоззрения на этапе более  высокого развития человека, общества, знаний и культуры в целом. На смену  мифу пришли иные формы мировоззрения.

 

2. Религия (от лат. religio - благочестие, святость) есть форма  мировоззрения, фундаментом которого  служит вера в наличие тех  или иных сверхъестественных  сил, которые играют ведущую  роль в окружающем человека  мире и конкретно в судьбе  каждого из нас. Мир и религия  взаимосвязаны.

 

Черты религиозного мировоззрения.

 

а) Религия опирается на образно-эмоциональную, чувственно-наглядную  форму восприятия.

 

б) Религия не рефлексивный тип мировоззрения.

 

в) Важнейшими атрибутами религии  является вера и культ.

 

Вера - это способ осознания  мира религиозным сознанием, особые состояния религиозного сознания субъекта.

 

В культе, системе ритуалов и догматов является внешняя форма  проявления веры.

 

г) Этическая направленность. В рамках религиозных систем, религиозного сознания большое значение приобретают  этические представления, нормы, идеалы, ценности, культивируются чувства любви  человека к человеку, терпимости, сострадания, совести, милосердия. Религия формирует  духовный мир человека.

 

В дальнейшем, с развитием  цивилизации, люди стали подниматься  к теоретическому осмыслению мировоззренческих  проблем.

 

Результатом этого явилось  создание философских систем.

 

3. Философия - это предельно  обобщённое, теоретическое видение  мира.

 

Термин "философия" происходит от греческого "филео" (любовь) и "софиа" (мудрость) и означает любовь к мудрости, к теоретическим рассуждениям.

 

Впервые термин "философ" употребил древнегреческий учёный и философ Пифагор (580-500 г.г. до нашей  эры) по отношению к людям, стремящимся  к высокой мудрости и правильному  образу жизни.

 

Само понятие мудрости несло в себе возвышенный смысл, мудрость понималась как научное  постижение мира, основанное на бескорыстном служении истине.

 

Мудрость - это не что-то готовое, что можно выучить затвердить и использовать. Мудрость - это поиск, требующий напряжения ума и всех духовных сил человека.

 

Вследствие этого возникновения  развитие философии означало отмежевание  от мифологии и религии, а также  выход за рамки обыденного сознания.

 

Философия и религия как  мировоззрение часто решают сходные  задачи по объяснению мира, а также  воздействия на сознание и поведение  человека.

 

Их коренное отличие состоит  в том, что религия в решении  мировоззренческих задач опирается  на веру, а философия есть отражение  мира в теоретической, рационально  понятной форме.

Информация о работе Мировоззрение, мироощущение, миропонимание