Мировоззрение, мироощущение, миропонимание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 12:13, контрольная работа

Описание работы

В период глубинных перемен, происходящих во всех структурах политики, экономики, культуры нашей страны, становятся главными проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, социальной и личной активности, ответственности за свои поступки и выбор форм и направлений своей деятельности.

В становлении и формировании мировоззренческой культуры философия всегда играла особую роль, связанную с ее многовековым опытом критически - рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Философия во все времена эпохи брала на себя функцию бытия человека, каждый раз заново ставя вопрос о том, что такое человек, как ему жить, на что ориентироваться, как вести себя в период кризисов культуры.

Содержание работы

Введение.

Структура мировоззрения.

Типы мировоззрения.

Мироощущение и миропонимание.

Заключение.

Литература.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 22.39 Кб (Скачать файл)

 

Черты философского мировоззрения:

 

1. Философское мировоззрение  это теоретический взгляд на  мир с позиций активного существа, осознающего как самого себя, так и то с чем ему приходится  взаимодействовать. Это совокупность  фундаментальных идей о человеке, о мире и об отношении человека  к миру. Эти идеи позволяют  людям сознательно ориентироваться  в мире и обществе, а также  мотивировать свои поступки.

 

2. В философии сформировался  жёсткий категориальный аппарат:  логос, причинность, закон, идея, необходимость и т.д.

 

Язык философии - не образы, не картинки, а категории.

 

3. Философия логична и  доказательна.

 

Положения философии не просто утверждаются, а выводятся, доказываются в соответствующей систематизированной, логически упорядоченной форме.

 

4. Философия - рефлективный  тип мировоззрения. В нём содержатся  размышления над собственными  представлениями о мире и месте  человека в этом мире т.е. размышления над собственными размышлениями.

 

5. Свободомыслие - объективный  принцип философии. По самой  своей природе философия требует  размышления, сомнения, допускает  критику идей, отказ от веры  в догматы и постулаты.

 

3. Мироощущение и миропонимание.

 

В различных формах мировоззрения  по-разному представлены эмоциональный  и интеллектуальный опыт людей - чувства  и разум, эмоционально-психологическую  основу мировоззрения называют мироощущением (или мировосприятием, если используются наглядные представления), познавательно-интеллектуальную его сторону характеризуют как  миропонимание.

 

Интеллектуальный уровень  и степень эмоциональной насыщенности мировоззрений неодинаковы. Но, так или иначе, им присущи оба эти «полюса». Даже самые зрелые по мысли формы мировоззрения не сводятся без остатка лишь к интеллектуальным составляющим. Мировоззрение - не просто набор нейтральных знаний, бесстрастных оценок, рассудительных действий. В его формировании участвуют не одна лишь хладнокровная работа ума, но и человеческие эмоции. Отсюда мировоззрение - взаимодействие того и другого, сочетание мироощущения с миропониманием.

 

Как уже было сказано выше, сочетания чувств дают вариации типов  человеческих мироощущений. Общий эмоциональный  настрой может быть радостным, оптимистичным  или же мрачным, пессимистичным; полным душевной щедрости, заботы о других или эгоистичным и т.д. В настроениях  сказываются обстоятельства жизни  людей, различия их социального положения, национальные особенности, тип культуры, индивидуальные судьбы, возраст, темперамент, состояние здоровья. Мироощущение человека молодого полного сил иное, чем  человека старого или больного.

 

В отличие от иных форм мировоззрения, к системам философских взглядов предъявляется требование обоснования. Ранее сложившиеся позиции вновь и вновь выносятся на суд философского разума (характерно в этом отношении название трех важнейших философских сочинений И. Канта: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения»). Философ - специалист по мировоззрениям. Они для него - предмет специального анализа, прояснения, оценки. С помощью такого анализа тщательно выверяется смысловая и логическая добротность принципов, выводов, обобщений. Продумываются также нормы, идеалы, определяющие образ жизни, устремления людей.

 

Философ в высоком смысле не только строгий судья, но и реформатор определенного мировоззрения. Главную  свою задачу он видит в том, чтобы  выстроить систему миропонимания, которая соответствовала бы мироощущению его современников (и его самого) и вместе с тем, по возможности, отвечала взыскательным требованиям интеллекта.

 

 Заключение.

 

Таким образом, рассмотрев выбранную  мной тему, я пришла к выводу, что  исходные типы мировоззрения сохраняются  на протяжении всей истории, а "чистые" типы мировоззрения практически  не встречаются и в реальной жизни  образуют сложные и противоречивые сочетания. Мировоззрение - это не только содержание, но и способ осознания  действительности, а также принципы жизни, определяющие характер деятельности. Характер представлений о мире способствует постановке определенных целей, из обобщения  которых образуется общий жизненный  план, формируются идеалы, придающие  мировоззрению действенную силу. Содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда оно приобретает характер убеждений, полной и непоколебимой уверенности человека в правоте своих идей.

 

Мировоззрение имеет огромный практический жизненный смысл. Оно  влияет на нормы поведения, на отношение  человека к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы. Это  своего рода духовная призма, через  которую воспринимается и переживается все окружающее.

 

 Использованная литература:

 

1. Спиркин А.Г. Основы  философии: Учеб. пособие для вузов. - М.: Политиздат, 1988. - 592 с.

 

2. Философский энциклопедический  словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1986. - С.431-432.

 

3. Краткая философская  энциклопедия. - М.: Прогресс, 1994.

 

4. Орлов В.В. Человек,  мир, мировоззрение. - М., 1985.

 

5. Амосов А.М. Мое мировоззрение  // Вопросы философии. - 1992. № 6.

 

6. Гегель. Лекции по истории  философии. - М., 1932, книга 2. - Соч., т.  Х.


Информация о работе Мировоззрение, мироощущение, миропонимание