Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 22:29, курсовая работа
Науке известно около пяти тысяч религий (а по некоторым оценкам – еще больше). Бесконечное многообразие религиозных форм, языковые различия для выражения этих форм в разных культурах делает чрезвычайно трудной проблему поиска тех характеристик, которые позволили бы относить некоторые явления к религиозным.
В мире религия распространена очень широко, о чем свидетельствуют данные института Гэллапа (США) - в 2000 г. верили в Бога и "высшее существо" 95% жителей Африки, 97% - Латинской Америки, 91% - США, 89% - Азии, 88% - Западной Европы, 84% - Восточной Европы, 42,9% - России, 50% - Беларусь.
Цели: выяснить что такое религия и каково ее влияние в современном обществе.
Введение
1 История религии
1.1 Происхождение религии и ее ранние формы
1.2 Эволюция религии в период перехода к классовому обществу
1.3 Национальные религии Древнего мира
2 Современные направления религии
2.1 Христианство
2.2 Ислам
2.3 Буддизм
3 Религия в современном обществе
3.1 Роль мировых религий в современном обществе
3.2 Процесс секуляризации в современном мире
3.3 Религия в современной Беларуси
Заключение
Список использованных источников
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 История религии
1.1 Происхождение религии и ее ранние формы
1.2 Эволюция религии в период перехода к классовому обществу
1.3 Национальные религии Древнего мира
2 Современные направления религии
2.1 Христианство
2.2 Ислам
2.3 Буддизм
3 Религия в современном обществе
3.1 Роль мировых религий в современном обществе
3.2 Процесс секуляризации в современном мире
3.3 Религия в современной Беларуси
Заключение
Список использованных источников
Цели: выяснить что такое религия и каково ее влияние в современном обществе.
Введение
Науке известно около пяти тысяч религий (а по некоторым оценкам – еще больше). Бесконечное многообразие религиозных форм, языковые различия для выражения этих форм в разных культурах делает чрезвычайно трудной проблему поиска тех характеристик, которые позволили бы относить некоторые явления к религиозным.
В мире религия распространена очень широко, о чем свидетельствуют данные института Гэллапа (США) - в 2000 г. верили в Бога и "высшее существо" 95% жителей Африки, 97% - Латинской Америки, 91% - США, 89% - Азии, 88% - Западной Европы, 84% - Восточной Европы, 42,9% - России, 50% - Беларусь.
Религиозное верование
Религия была и остается
сегодня важным фактором в развитии
любой цивилизации. Она не без
основания претендует на регламентацию
жизни человека (начиная с бытовых
указаний и кончая моралью) и общества
в целом. Можно привести примеры
влияния религии на культуру (
Религия издревле была носительницей
культурных ценностей, она сама является
одной из форм культуры. Величественные
храмы, мастерски выполненные фрески
и иконы, прекрасные литературные и
религиозно-философские
В наше непростое время роль религии ощущается как в политической жизни государства, так и в экономике, спорте, образовании, военной сфере. Так что же такое религия? Однозначного определения религии нет, но на мой взгляд наиболее полное определение религии таково:
Религия — форма общественного сознания, совокупность представлений и взглядов, в основе которых лежит вера в существование Бога, высших сил, в священное, а также соответствующих им обрядов и культов.
Религия имеет свою структуру:
религиозное сознание – это определяющий
элемент религиозной системы, религиозные
отношения, религиозная деятельность,
религиозные организации (церковные
институты)
1 История религии
1.1 Происхождение религии и ее ранние формы
Начиная с античных времен, выдвигались различные теории происхождений религии. Так, древний философ Китий (V в. до н.э.) считал, что люди выдумали богов, чтобы внушить другим страх и исполнять законы. Основатель античного материализма Демокрит (V в. до н.э.) указывал, что в основе религии лежит страх перед грозными силами природы. Б. Спиноза (1632-1677) видел корни религии в неуверенности человека в своих силах, в его постоянных колебаниях между надеждой и страхом. Французские просветители XVIII в. видели корни религии в страданиях и страхе, угнетающих человека. Они полагали, что религия зародилась первоначально из бессилия человека перед стихиями природы.
Учитывая, что процесс антропогенеза (происхождения человека) растянулся более чем на два миллиона лет и что большая часть человеческой истории до сих пор недостаточно изучена, современные религиоведы скептически относятся как к теории «прамонотеизма», так и к гипотезе о существовании «до религиозного периода». В настоящее время логично с определенной уверенностью утверждать, что простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тыс. лет назад. Именно к этому времени относится появление человека современного типа (Homo Sapiens), который сильно отличался от своих предполагаемых предшественников физическим строением, физиологическими и психологическими характеристиками. Но самое главное его отличие состояло в том, что он был человеком разумным, способным к анализу конкретной ситуации и созданию обобщенных понятий и довольно высшего уровня абстракций, к сознанию самого себя и своего места в окружающей действительности.
О существовании религиозных верований в этот отдаленный период человеческой истории свидетельствует практика захоронения первобытных людей. Установлено, что их хоронили в специально приготовленных местах, причем умершие предварительно проходили через определенные обряды подготовки к загробной жизни: их тела покрывались слоем охры, рядом с ними помещали оружие, предметы домашнего обихода, украшения и т.п.
Религиозные верования первобытного человека нашли свое отражение и в произведениях пещерной живописи, которые были обнаружены в XIX-XX вв. в Южной Франции и Северной Италии. Большинство древних наскальных рисунков - это сцены охоты, изображения людей и животных. Анализ этих рисунков позволил ученым сделать вывод о том, что первобытный человек верил в особого рода связь между людьми и животными, а также в возможность воздействовать на поведение животных с помощью некоторых магических приемов. Наконец, было установлено, что у первобытных людей имело широкое распространение почитание различных предметов, которые должны приносить удачу и отводить все опасности.
Религиозные верования и культы первобытных людей складывались постепенно. Первичной формой религии являлось поклонение природе. Первобытным народам было неведомо понятие «природа», поэтому предметом их поклонения являлась безличная природная сила, обозначаемая понятием «мана». Мана представляет собой безличную сверхъестественную силу, которую меланезийцы, например, отличают от силы естественной. Мана своим источникам имеет или духов (но не всех, а только некоторые их категории), или людей.
Вера в существование безличной силы была обнаружена у многих племен и народов. Если меланезийцы называли ее мана, то у ирокезов она была известна под именем оренда, у алгонкинов – маниту, у жителей Западного Судана – ньяма, у пигмеев – мегбе, у зулусов – умойя и т.п.
Ранней формой религиозных
воззрений следует считать
формой осознания единства человеческого
коллектива и его связи с окружающим миром.
Впоследствии в рамках тотемизма возникла целая система запретов, которые назывались табу. Они представляли собой важный механизм регулирования социальных отношений. Так, половозрастное табу исключало половые связи между близкими родственниками. Пищевые табу строго регулировали характер пищи, которая должна была доставаться вождю, воинам, женщинам, старикам и детям. Ряд других табу призван был гарантировать неприкосновенность жилища или очага, регулировать правила погребения, фиксировать социальный статус, права и обязанности членов первобытного коллектива.
К ранним формам религии относится магия (в буквальном переводе с древнегреческого - колдовство). Она представляет собой возникшую у первобытных людей веру в возможность воздействовать на какие-либо естественные явления путем определенных символических действий (затворов, заклинаний т.д.) Обычно магическими приемами занимались специально подготовленные люди - колдуны и шаманы, которые искренне верили в свою способность общаться с духами, передавать им просьбы, надежды соплеменников, воздействовать на сверхъестественные силы.
Со временем магия превратилась в один из наиболее существенных компонентов развитой религии, включающей определенную систему магических действий - обрядов, таинств, молитв, и т.п. В быту магия сохранилась вплоть до наших дней в виде заговоров, гаданий, предсказаний, веры в «дурной глаз», «порчу».
Современный исследователь
религиозных представлений С. А.
Токарев из совокупности магических
обрядов выделил следующие
У первобытных людей особую
значимость имело почитание различных
предметов, которые должны были приносить
удачу и отводить все опасности.
Эта форма религиозных
Говоря о ранних формах религии, нельзя не упомянуть об анимизме (от латинского «анима» - душа) - вере в существование душ и духов.
Анимистические верования
входят составной и весьма существенной
частью во все религии мира. Вера
в духов, нечистую силу, бессмертную
душу - все это модификации
1.2 Эволюция религии в период перехода к классовому обществу
Понятие «племенная религия»
относится к периоду
В племенных религиях отражались
не только силы природы и специфика
хозяйственной
находили отражение и социальные отношения.
Например, смена матриархата патриархатом
и возникшая на основе этого новая организация
общества привели к существенным изменениям
в религиозном сознании. Женские духи,
почитание которых было повсеместным
во времена матриархата, постепенно вытесняются
духами мужского рода. Отправление культа
также становится мужским занятием. В
эпоху раннеродового строя религиозные
верования отразили и реальное равенство
соплеменников. Духовные существа носили
в основном безличный характер. В культовой
деятельности преобладали магические
обряды и инсценировки, в которых участвовали
все члены племени. Колдуны, шаманы, заклинатели
духов еще не были отделены от массы верующих.
Существенные
изменения в характере религиозных верований
произошли в условиях разложения родоплеменных
отношений и углубления социальной дифференциации
внутри племен. Со временем в руках отдельных
общинников начинают накапливаться материальные
богатства, в их подчинение попадают рядовые
соплеменники. Выделение вождей и усиление
их роли в жизни племени постепенно ведет
к их сакрализации, они становятся объектами
религиозного почитания не только после
их смерти, но и при жизни. Социальное расслоение
внутри племен и формирование племенной
аристократии нашли отражение в содержании
религиозных представлений. Безличные
духи наделяются именами, за ними закрепляются
определенные функции, возникает иерархия
духов, которая во многих чертах воспроизводит
социальную иерархию.
На смену почитания
множества духов пришел политеизм, превративший
наиболее почитаемых духов в божества.
Над бестелесными духами и духами предков,
местными гениями скал, источников и деревьев,
над толпой добрых и злых духов стали возвышаться
более могучие божества, влияние которых
не было ограничено местными родовыми
или племенными интересами.
В период перехода
от родоплеменного строя к классовому
обществу произошли существенные изменения
и в сфере религиозной практики. Ясно,
что отношение к богам должно отличаться
от отношения к духам умерших людей. Если
на ранних этапах развития человеческого
общества отношения с душами умерших и
духами рассматривались как дальнейшее
развитие повседневного общения людей
между собой, то впоследствии эти отношения
приобретают характер общения несоизмеримых
по своему статусу существ. С появлением
великих божеств человек опускается на
колени и превращается в смиренного просителя.
Изменяется и характер жертвоприношений.
Многочисленные жертвы, в том числе и человеческие,
приносятся не только душам высоко стоящих
в социальной иерархии людей, но и в первую
очередь богам, причем эти жертвоприношения
начинают строго регламентироваться.
Тонкости жертвоприношений были известны
только жрецам, которые постепенно отделялись
от массы рядовых верующих и образовывали
особое сословие, занимавшее одно из самых
высоких мест в социальной иерархии. Нередко
жречество становилось наследственной
профессией, переходившей из поколения
в поколение. В то же время появились постоянные
святилища и храмы, которые являлись центром
религиозной жизни. Жертвоприношения,
доходы с храмовых земель, а также материальная
поддержка светских властей укрепляли
экономическое и политическое положение
жречества.
С переходом
к классовому обществу открывается новая
страница в истории религии, страница,
повествующая о развитии и функционировании
религиозных систем государственно-организованных
народов.