Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 22:29, курсовая работа
Науке известно около пяти тысяч религий (а по некоторым оценкам – еще больше). Бесконечное многообразие религиозных форм, языковые различия для выражения этих форм в разных культурах делает чрезвычайно трудной проблему поиска тех характеристик, которые позволили бы относить некоторые явления к религиозным.
В мире религия распространена очень широко, о чем свидетельствуют данные института Гэллапа (США) - в 2000 г. верили в Бога и "высшее существо" 95% жителей Африки, 97% - Латинской Америки, 91% - США, 89% - Азии, 88% - Западной Европы, 84% - Восточной Европы, 42,9% - России, 50% - Беларусь.
Цели: выяснить что такое религия и каково ее влияние в современном обществе.
Введение
1 История религии
1.1 Происхождение религии и ее ранние формы
1.2 Эволюция религии в период перехода к классовому обществу
1.3 Национальные религии Древнего мира
2 Современные направления религии
2.1 Христианство
2.2 Ислам
2.3 Буддизм
3 Религия в современном обществе
3.1 Роль мировых религий в современном обществе
3.2 Процесс секуляризации в современном мире
3.3 Религия в современной Беларуси
Заключение
Список использованных источников
3 Религия в современном обществе
3.1 Роль мировых религий в современном обществе
Место, функции и роль
религии в обществе. Религию нельзя
изучать как замкнутую, изолированную
систему. Будучи особой формой духовой
деятельности людей, она тесно связана
и взаимодействует с другими элементами
общественной системы, занимая различное
положение на разных этапах развития человеческого
общества. И зависит это от места, которое
занимает в системе общественного сознания
религиозная идеология, от места религиозной
деятельности и религиозных отношений,
прежде всего культовой деятельности
и культовых отношений, в системе социальной
деятельности и социальных отношений,
от места религиозных групп, общностей,
организаций среди других групп, общностей,
организаций.
Можно говорить о следующих положениях
религии в обществе:
- сакрализация общественных идей и норм,
отношений, групп и институтов. Религиозное
создание доминирует. Религиозные группы
совладают с этическими общностями. Религиозная
деятельность составляет непременное
звено общей социальной деятельности.
Социальные институты соединяют в себе
власть религиозную и светскую;
- светское сознание существует наряду
с религиозным. Религиозная деятельность,
хотя и вменяется в обязанность, но постепенно
выделяется из общей цепи социальной деятельности
и привязывается к определенным условиям
места и времени. Появляется тенденция
снятия с социальных связей «печати» религиозных
отношений. Религиозная общность продолжает
претендовать на совпадение с этнической
общностью, однако идет процесс их дифференциации.
Нередко провозглашается торжество религиозной
и государственной принадлежности,
- религиозное сознание занимает второстепенное
место в общественном сознании. Доминируют
другие системы
Религиозная деятельность и отношения
являются частным видом деятельности
и отношений. Религиозные группы отличны
от этнических общностей и не совпадают
с государственными. Духовная и светская
власть принадлежит разным институтам;
- наконец, возможно общество, в котором
религия вообще не имеет места.
Под функциями религии следует понимать
различные способы ее действия в обществе.
В литературе в качестве наиболее существенных
выделяют следующие функции: мировоззренческая,
компенсаторная, коммуникативная, регулятивная,
интегративная и культурно-транслирующая.
Обратим внимание на значимость мировоззренческой
функции. Религия включает определенное
миропонимание, объяснение мира и некоторых
процессов в нем, природы человека, смысла
его существования, идеала и т.д. Религиозное
мировоззрение задает предельные критерии,
абсолюты, через призму которых осуществляется
видение мира, общества, человека, обеспечивается
целеполагание и смыслополагание. Придание
смысла бытию поддерживает надежду на
избавление от страданий, несчастий, одиночества,
морального падения и т.п.
Религия выполняет специальную функцию
компенсатора: социальное неравенство
компенсируется равенством в греховности,
в страдании; людская разобщенность заменяется
братством во Христе в общине; фактическое
бессилие человека компенсируется всесилием
Бога; смертный оказывается бессмертным;
мир зла и несправедливости заменяется
царством Божиим. Важное значение имеет
психологический аспект компенсаторной
функции: религия может выступать средством
снятия стрессовых состояний.
Коммуникативная функция. Религия осуществляет
общение людей, где «богообщение» считается
высшим видом общения, а общение с «ближними»
- второстепенным. Общение происходит
прежде всего в культовой деятельности.
Богослужение в храме, молитвенном доме,
участие в таинствах, общественная молитва
рассматриваются как главное средство
общения и единения верующих с Богом и
друг с другом. Внекультовые деятельность
и отношения также обеспечивают общение
верующих.
Религиозные идеи, ценности, установки,
стереотипы, культовая деятельность и
религиозные организации выступают в
качестве регуляторов поведения людей.
Как нормативная система и как основа
общественносанкционированных способов
поведения религия определенным образом
упорядочивает мысли, устремления и действия
людей и тем самым реализует регулятивную
функцию.
Религия может выступать как фактор интеграции
общества, группы. Суммируя поведение
и деятельность индивидов, объединяя их
мысли, чувства, стремления, направляя
усилия социальных групп и институтов,
религия способствует стабильности данного
общества. Важной функцией религии является
культурно-транслирующая, позволяющая
человеку приобщиться к культурным ценностям
и традициям, в появлении и развитии которых
религиозный фактор играл либо определяющую,
конституирующую, либо значительную роль.
Результаты, последствия выполнения религией
своих функций, т.е. ее роль в жизни общества,
были и являются разными. Можно назвать
некоторые принципы, реализация которых
помогает давать объективный анализ роли
религии в конкретных условиях, месте
и времени.
Прежде всего нельзя считать роль религии
в обществе исходной и определяющей, хоти
она и оказывает на общество и другие формы
общественной жизни обратное воздействие.
Религиозный фактор оказывает влияние
на экономику, политику, государство, межнациональные
отношения, семью, на область культуры
через деятельность верующих индивидов,
различных групп и организаций в этих
областях. Происходит как бы наложение
религиозных отношений на другие общественные
отношения. В этом плане особое место в
истории человечества занимал и занимает
феномен клерикализма, попытки религиозной
организации выйти за собственно религиозные
рамки и влиять на те или иные стороны
общественной жизни.
Степень влияния религии зависит от ее
места в обществе, а это место не является
раз и навсегда данным, оно изменяется
в контексте процессов сакрализации и
секуляризации. Сакрализация означает
вовлечение в сферу религиозного санкционирования
решенных форм общественного и индивидуального
сознания, деятельности, отношений, поведения
людей, рост влияния религии на различные
сферы общественной и частной жизни. Секуляризация
напротив, ведет к ослаблению влияния
религии на общественное и индивидуальное
сознание, к ограничению возможности религиозного
санкционирования различных видов деятельности,
поведения, отношений и институтов, «вхождения»
религиозных индивидов и организаций
в различные внерелигиозные сферы жизни.
Указанные процессы неоднолинейны, противоречивы
и неравномерны в обществах разных типов,
на сменяющих друг друга этапах их развития,
в странах и регионах Европы, Америки,
Азии, Африки, в меняющихся социальнополитических
и культурных ситуациях. Важно принять
во внимание соотношение общечеловеческого
и частного в религии. В настоящее время
широко распространено мнение о тождестве
религиозного и общечеловеческого, однако
это мнение не учитывает ряда факторов.
В религиях представлены самые различные
культуры. И в каждой религии причудливо
переплетаются компоненты общечеловеческие,
формационные, классовые, этнические,
патриархальные, глобальные. В различных
ситуациях на передний план могут выступать
те или иные компоненты, что находит выражение
в определенных социальнополитических
ориентациях. История свидетельствует,
что религиозные организации могут занимать
разные позиции: прогрессивную, консервативную,
регрессивную. Причем данная группа и
ее представители не всегда жестко придерживаются
какой-то одной из них, возможно изменение
ориентации, переход от одной к другой.
В современных условиях значимость деятельности
любых институтов, групп, партий, лидеров,
в том числе религиозных, определяется
прежде всего тем, в какой мере она служит
утверждению общечеловеческих гуманистических
ценностей.
Религия – одна из древнейших форм культуры, которая зародилась в глубокой древности. На земном шаре нет страны, где не было бы верующих.
Религия воздействует на духовную жизнь человека, прежде всего на нравственность. С ее помощью люди, уставшие от социальных невзгод, могут заглянуть в себя и еще раз задуматься о смысле жизни. Служители культа способствуют этому: они находят время для беседы, умеют слушать, помочь советом и делом.
3.2 Процесс секуляризации в современном мире
Процессы, связанные с религией в современном мире, очень сложны, динамичны и противоречивы. С одной стороны, в последнее время усилился интерес к религии, наблюдается возникновение множества направлений. Причины такого религиозного «бума» на постсоветском пространстве связаны, прежде всего, с кризисом официальной коммунистической идеологии, с ломкой привычного уклада жизни, норм и ценностей, господствовавших в советском обществе. В поисках духовности, высшего смысла жизни, стабильности человек обращается к общечеловеческим, возвышенным, незыблемым ценностям, которые несет религия.
Но кажущийся очевидным
сдвиг массового сознания в пользу
религии является далеко не однозначным,
так как, в современном мире продолжается
процесс секуляризации(
3.3 Религия в современной Беларуси
На протяжении последнего десятилетия XX в. религиозная ситуация в Беларуси существенно изменилась. Самым концентрированным воплощением этих изменений стали стремительный рост религиозности и столь же бурное разрушение атеизма. Социологические исследования, проведенные на протяжении последнего десятилетия в Беларуси, показывают, что перед развалом СССР(1989) 22% от общего количества респондентов причисляли себя к верующим, а в 1999г. – уже 38,5%, т.е. почти вдвое больше, при более чем двукратном одновременном сокращении числа неверующих ( с 65 до 22,4%). За этими количественными показателями кроются очень глубокие качественные преобразования в духовном мире людей, в их жизненных устремлениях и ожиданиях.
В современной Беларуси существуют следующие типы индивидуальной и групповой религиозности:
1) глубоко религиозные
люди, у которых религиозная
2) просто религиозные
люди, у которых религиозная
3) колеблющиеся между верой и неверием (22,4%);
4) нерелигиозные (22,4%);
5) атеисты, активно выступающие против религий (4,8%).
Проведенные массовые опросы населения республики показали, что более половины респондентов (51,1%) убеждены в возрастающем влиянии религии на различные стороны жизни, еще почти 27% опрошенных полагают, что степень такого влияния сохраняется на прежнем уровне, и только 2,5% респондентов считают, что влияние религии в нашем обществе уменьшается.
Важным дифференцирующим фактором, влияющим на уровень религиозности, является возрастная принадлежность респондентов. В процессе проведения социологических исследований выяснено, что признают себя религиозными людьми 31,4% респондентов в возрасте до 30 лет, 28,5% респондентов в возрастной когорте 30-49 лет, 39,9% 50-60-летних и 63,3% людей, чей возраст превышает 65 лет. Таким образом, среди людей самой старшей возрастной когорты количество верующих более чем вдвое превышает число таковых в возрастной группе, чей возраст составляет менее 30 лет.
В западных областях Беларуси, где религиозность населения является более масштабной и глубокой, чем в восточных, верят в вечность существования религии три четверти, а в восточных – около половины опрошенных.
Основная причина роста религиозности в постсоветском обществе коренится в глубоком социально-экономическом кризисе.
Второй фактор роста религиозности обусловлен разрушением господствовавшей в советскую эпоху системы ценностей, возращением многих людей к досоветским, в том числе и религиозным ценностям.
Заключение
Религия представляет собой
историческую необходимость. На ранних
стадиях развития сознания и практики
она восполняет отсутствие науки
и философии в системе
Справедливо также сказать,
что религия – это спутник
цивилизации, сотворец мировой и
национальной культуры и, одновременно,
их неотъемлемая часть. В широком
спектре культурного
Религиозная вера – личное дело человека, не входящее в компетенцию государства и его органов. Для верующего человека свободное, а не скрытое, тайное следование религиозному учению, соблюдение обрядов, публичное богослужение и прочее есть важнейшее условие его существования как личности.
Итак, религия – функционирующая
подсистема всякого общества. Наиболее
определенно и ярко оно проявляется
в конкретных ситуациях, оказывая непосредственное
влияние на сознание и поведение
людей независимо от их отношения
к религии. В конкретной религиозной
ситуации социальное, национальное, культурологическое
причудливо переплетаются с