Мировые религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 22:29, курсовая работа

Описание работы

Науке известно около пяти тысяч религий (а по некоторым оценкам – еще больше). Бесконечное многообразие религиозных форм, языковые различия для выражения этих форм в разных культурах делает чрезвычайно трудной проблему поиска тех характеристик, которые позволили бы относить некоторые явления к религиозным.
В мире религия распространена очень широко, о чем свидетельствуют данные института Гэллапа (США) - в 2000 г. верили в Бога и "высшее существо" 95% жителей Африки, 97% - Латинской Америки, 91% - США, 89% - Азии, 88% - Западной Европы, 84% - Восточной Европы, 42,9% - России, 50% - Беларусь.
Цели: выяснить что такое религия и каково ее влияние в современном обществе.

Содержание работы

Введение
1 История религии
1.1 Происхождение религии и ее ранние формы
1.2 Эволюция религии в период перехода к классовому обществу
1.3 Национальные религии Древнего мира
2 Современные направления религии
2.1 Христианство
2.2 Ислам
2.3 Буддизм
3 Религия в современном обществе
3.1 Роль мировых религий в современном обществе
3.2 Процесс секуляризации в современном мире
3.3 Религия в современной Беларуси
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 58.79 Кб (Скачать файл)

 

3 Религия в  современном обществе

3.1 Роль мировых  религий в современном обществе

Место, функции и роль религии в обществе. Религию нельзя изучать как замкнутую, изолированную систему. Будучи особой формой духовой деятельности людей, она тесно связана и взаимодействует с другими элементами общественной системы, занимая различное положение на разных этапах развития человеческого общества. И зависит это от места, которое занимает в системе общественного сознания религиозная идеология, от места религиозной деятельности и религиозных отношений, прежде всего культовой деятельности и культовых отношений, в системе социальной деятельности и социальных отношений, от места религиозных групп, общностей, организаций среди других групп, общностей, организаций. 
Можно говорить о следующих положениях религии в обществе: 
- сакрализация общественных идей и норм, отношений, групп и институтов. Религиозное создание доминирует. Религиозные группы совладают с этическими общностями. Религиозная деятельность составляет непременное звено общей социальной деятельности. Социальные институты соединяют в себе власть религиозную и светскую; 
- светское сознание существует наряду с религиозным. Религиозная деятельность, хотя и вменяется в обязанность, но постепенно выделяется из общей цепи социальной деятельности и привязывается к определенным условиям места и времени. Появляется тенденция снятия с социальных связей «печати» религиозных отношений. Религиозная общность продолжает претендовать на совпадение с этнической общностью, однако идет процесс их дифференциации. Нередко провозглашается торжество религиозной и государственной принадлежности, 
- религиозное сознание занимает второстепенное место в общественном сознании. Доминируют другие системы  
Религиозная деятельность и отношения являются частным видом деятельности и отношений. Религиозные группы отличны от этнических общностей и не совпадают с государственными. Духовная и светская власть принадлежит разным институтам; 
- наконец, возможно общество, в котором религия вообще не имеет места. 
Под функциями религии следует понимать различные способы ее действия в обществе. В литературе в качестве наиболее существенных выделяют следующие функции: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, интегративная и культурно-транслирующая. 
Обратим внимание на значимость мировоззренческой функции. Религия включает определенное миропонимание, объяснение мира и некоторых процессов в нем, природы человека, смысла его существования, идеала и т.д. Религиозное мировоззрение задает предельные критерии, абсолюты, через призму которых осуществляется видение мира, общества, человека, обеспечивается целеполагание и смыслополагание. Придание смысла бытию поддерживает надежду на избавление от страданий, несчастий, одиночества, морального падения и т.п. 
Религия выполняет специальную функцию компенсатора: социальное неравенство компенсируется равенством в греховности, в страдании; людская разобщенность заменяется братством во Христе в общине; фактическое бессилие человека компенсируется всесилием Бога; смертный оказывается бессмертным; мир зла и несправедливости заменяется царством Божиим. Важное значение имеет психологический аспект компенсаторной функции: религия может выступать средством снятия стрессовых состояний. 
Коммуникативная функция. Религия осуществляет общение людей, где «богообщение» считается высшим видом общения, а общение с «ближними» - второстепенным. Общение происходит прежде всего в культовой деятельности. Богослужение в храме, молитвенном доме, участие в таинствах, общественная молитва рассматриваются как главное средство общения и единения верующих с Богом и друг с другом. Внекультовые деятельность и отношения также обеспечивают общение верующих. 
Религиозные идеи, ценности, установки, стереотипы, культовая деятельность и религиозные организации выступают в качестве регуляторов поведения людей. Как нормативная система и как основа общественносанкционированных способов поведения религия определенным образом упорядочивает мысли, устремления и действия людей и тем самым реализует регулятивную функцию. 
Религия может выступать как фактор интеграции общества, группы. Суммируя поведение и деятельность индивидов, объединяя их мысли, чувства, стремления, направляя усилия социальных групп и институтов, религия способствует стабильности данного общества. Важной функцией религии является культурно-транслирующая, позволяющая человеку приобщиться к культурным ценностям и традициям, в появлении и развитии которых религиозный фактор играл либо определяющую, конституирующую, либо значительную роль. 
Результаты, последствия выполнения религией своих функций, т.е. ее роль в жизни общества, были и являются разными. Можно назвать некоторые принципы, реализация которых помогает давать объективный анализ роли религии в конкретных условиях, месте и времени. 
Прежде всего нельзя считать роль религии в обществе исходной и определяющей, хоти она и оказывает на общество и другие формы общественной жизни обратное воздействие. Религиозный фактор оказывает влияние на экономику, политику, государство, межнациональные отношения, семью, на область культуры через деятельность верующих индивидов, различных групп и организаций в этих областях. Происходит как бы наложение религиозных отношений на другие общественные отношения. В этом плане особое место в истории человечества занимал и занимает феномен клерикализма, попытки религиозной организации выйти за собственно религиозные рамки и влиять на те или иные стороны общественной жизни. 
Степень влияния религии зависит от ее места в обществе, а это место не является раз и навсегда данным, оно изменяется в контексте процессов сакрализации и секуляризации. Сакрализация означает вовлечение в сферу религиозного санкционирования решенных форм общественного и индивидуального сознания, деятельности, отношений, поведения людей, рост влияния религии на различные сферы общественной и частной жизни. Секуляризация напротив, ведет к ослаблению влияния религии на общественное и индивидуальное сознание, к ограничению возможности религиозного санкционирования различных видов деятельности, поведения, отношений и институтов, «вхождения» религиозных индивидов и организаций в различные внерелигиозные сферы жизни. 
Указанные процессы неоднолинейны, противоречивы и неравномерны в обществах разных типов, на сменяющих друг друга этапах их развития, в странах и регионах Европы, Америки, Азии, Африки, в меняющихся социальнополитических и культурных ситуациях. Важно принять во внимание соотношение общечеловеческого и частного в религии. В настоящее время широко распространено мнение о тождестве религиозного и общечеловеческого, однако это мнение не учитывает ряда факторов. В религиях представлены самые различные культуры. И в каждой религии причудливо переплетаются компоненты общечеловеческие, формационные, классовые, этнические, патриархальные, глобальные. В различных ситуациях на передний план могут выступать те или иные компоненты, что находит выражение в определенных социальнополитических ориентациях. История свидетельствует, что религиозные организации могут занимать разные позиции: прогрессивную, консервативную, регрессивную. Причем данная группа и ее представители не всегда жестко придерживаются какой-то одной из них, возможно изменение ориентации, переход от одной к другой. 
В современных условиях значимость деятельности любых институтов, групп, партий, лидеров, в том числе религиозных, определяется прежде всего тем, в какой мере она служит утверждению общечеловеческих гуманистических ценностей.

Религия – одна из древнейших форм культуры, которая зародилась в глубокой древности. На земном шаре нет страны, где не было бы верующих.

Религия воздействует на духовную жизнь человека, прежде всего на нравственность. С ее помощью люди, уставшие от социальных невзгод, могут  заглянуть в себя и еще раз  задуматься о смысле жизни. Служители  культа способствуют этому: они находят  время для беседы, умеют слушать, помочь советом и делом.

 

3.2 Процесс секуляризации  в современном мире

Процессы, связанные с  религией в современном мире, очень  сложны, динамичны и противоречивы. С одной стороны, в последнее время усилился интерес к религии, наблюдается возникновение множества направлений. Причины такого религиозного «бума» на постсоветском пространстве связаны, прежде всего, с кризисом официальной коммунистической идеологии, с ломкой привычного уклада жизни, норм и ценностей, господствовавших в советском обществе. В поисках духовности, высшего смысла жизни, стабильности человек обращается к общечеловеческим, возвышенным, незыблемым ценностям, которые несет религия.

Но кажущийся очевидным  сдвиг массового сознания в пользу религии является далеко не однозначным, так как, в современном мире продолжается процесс секуляризации(изменение  взаимоотношения общества и религии) и модернизации(изменение самой  религии). Сейчас под секуляризацией понимается освобождение от влияния религии и церкви всех сфер жизнедеятельности общества. Принято говорить о наличии в современном мире процессов культурной, политической и социальной секуляризации, которые чаще всего проявляются асинхронно в конкретном обществе. В зависимости от исторических условий социополитическая секуляризация может опережать культурную, и наоборот.  Следует отметить, что на различных группах населения процесс секуляризации сказывается по-разному. Социологические исследования показали, что мужчины более восприимчивы к влиянию секуляризации, чем женщины, люди зрелого возраста – чем молодежь и старики, горожане – чем жители сельской местности, представители классов, непосредственно связанных с современным промышленным производством – чем люди, занятые более традиционным трудом (крестьяне и мелкие торговцы), протестанты – чем православные и т.д. Подобные статистические исследования дополняются религиозной социографией. Общий вывод, который можно сделать, заключается в следующем: в индустриально и технологически развитых, урбанизированных обществах процесс секуляризации выражен более ярко, так как социальная значимость религиозных институтов снижается, возрастает доля населения, не принимающего участие в церковной практике.

 

3.3 Религия в  современной Беларуси

На протяжении последнего десятилетия XX в. религиозная ситуация в Беларуси существенно изменилась. Самым концентрированным воплощением этих изменений стали стремительный рост религиозности и столь же бурное разрушение атеизма. Социологические исследования, проведенные на протяжении последнего десятилетия в Беларуси, показывают, что перед развалом СССР(1989) 22% от общего количества респондентов причисляли себя к верующим, а в 1999г. – уже 38,5%, т.е. почти вдвое больше, при более чем двукратном одновременном сокращении числа неверующих ( с 65 до 22,4%). За этими количественными показателями кроются очень глубокие качественные преобразования в духовном мире людей, в их жизненных устремлениях и ожиданиях.

В современной Беларуси существуют следующие типы индивидуальной и групповой религиозности:

1) глубоко религиозные  люди, у которых религиозная ориентация  является господствующей (6,3% от общей  численности населения);

2) просто религиозные  люди, у которых религиозная ориентация  занимает второстепенное положение  (32,2%);

3) колеблющиеся между  верой и неверием (22,4%);

4) нерелигиозные (22,4%);

5) атеисты, активно выступающие  против религий (4,8%).

Проведенные массовые опросы населения республики показали, что  более половины респондентов  (51,1%) убеждены в возрастающем влиянии  религии на различные стороны  жизни, еще почти 27% опрошенных полагают, что степень такого влияния сохраняется на прежнем уровне, и только 2,5% респондентов считают, что влияние религии в нашем обществе уменьшается.

Важным дифференцирующим фактором, влияющим на уровень религиозности, является возрастная принадлежность респондентов. В процессе  проведения социологических  исследований выяснено, что признают себя религиозными людьми 31,4% респондентов в возрасте до 30 лет, 28,5% респондентов в возрастной когорте 30-49 лет, 39,9% 50-60-летних и 63,3% людей, чей возраст превышает 65 лет. Таким образом, среди людей  самой старшей возрастной когорты  количество верующих более чем вдвое  превышает число таковых в  возрастной группе, чей возраст составляет менее 30 лет.

В западных областях Беларуси, где религиозность населения  является более масштабной и глубокой, чем в восточных, верят в вечность существования религии три четверти, а в восточных – около половины опрошенных.

Основная причина роста  религиозности в постсоветском  обществе коренится в глубоком социально-экономическом  кризисе.

Второй фактор роста религиозности  обусловлен разрушением господствовавшей в советскую эпоху системы  ценностей, возращением многих людей  к досоветским, в том числе  и религиозным ценностям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Религия представляет собой  историческую необходимость. На ранних стадиях развития сознания и практики она восполняет отсутствие науки  и философии в системе складывающейся культуры. Недаром немецкий философ  А. Шопенгауэр писал, что «религия –  метафизика народа». В те далекие  времена религия оказалась необходимым  и активным моментом развития культуры, благодаря которому человек начал  формировать свое самосознание, осознавать свои силы и возможности, восполнять свои слабости, свою историческую ограниченность. Благодаря религии он выделил  себя из природы, научился ошибаться, и это были шаги к познанию мира. В ходе исторического развития религия сформировалась как мощный социокультурный фактор.

Справедливо также сказать, что религия – это спутник  цивилизации, сотворец мировой и  национальной культуры и, одновременно, их неотъемлемая часть. В широком  спектре культурного пространства религия взаимодействует с другими  компонентами культуры (моралью, искусством, наукой, просвещением и т.д.) Это имеет  плодотворное значение. На пограничных  стыковых линиях во взаимодействии различных  частей культуры рождаются новые  образования: культовое искусство, духовная музыка, религиозная мораль, соответствующий культурно-бытовой  менталитет и влияние на него религиозных  праздников и обрядов, которые переплетаются  с народными приметами и обычаями и т.п.

Религиозная вера – личное дело человека, не входящее в компетенцию  государства и его органов. Для  верующего человека свободное, а не скрытое, тайное следование религиозному учению, соблюдение обрядов, публичное богослужение и прочее есть важнейшее условие его существования как личности.

Итак, религия – функционирующая  подсистема всякого общества. Наиболее определенно и ярко оно проявляется  в конкретных ситуациях, оказывая непосредственное влияние на сознание и поведение  людей независимо от их отношения  к религии. В конкретной религиозной  ситуации социальное, национальное, культурологическое причудливо переплетаются с конфессиональным на общесоциальном и личностном уровнях.

 


Информация о работе Мировые религии