Мировые религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 09:19, реферат

Описание работы

Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации упадка ее основных ценностей.
Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римском общественном устройстве.

Содержание работы

Христианство
1 Зарождение христианства
2 Император Константин
3 Основные вероисповедальные формы христианства
Буддизм
1 Легенда о возникновении Буддизма
2 Основные положения и постулаты Буддизма
3 Махаяна и Хинаяна — основные ветви Буддизма
Ислам
1 Общая характеристика мусульманского права
2 Коран
3 Сунна
Заключение

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

обречено на разрушение! Стремитесь всеми силами к спасению". Уход Будды их жизни буддисты называют "mahaparinirvana" —  великим переходом  в  нирвану.

Эта  дата  почитается  так  же,  как  и момент  рождения Будды и момент"прозрения", поэтому её называют "трижды святым днем".

 

  2  Основные положения и постулаты Буддизма

 

      Возникновение буддизма  было связано с  появлением  ряда  произведений, вошедших впоследствии в состав канонического свода буддизма — Типитаки;  это слово обозначает на языке пали "три сосуда" (точнеё три  корзины).  Типитака была кодифицирована около III в. Тексты Трипитаки разделены на  три  части — питаки:   Виная-питака,   Суттапитака   и Абхидхармапитака.   Виная-питака посвящена  преимущественно  правилам  поведения   монахов   и   порядкам   в монашеских общинах. Центральную  и  наибольшую  часть Трипитаки составляет Сутта-Нипата. Она содержит огромное количество  повествований  об  отдельных эпизодах жизни Будды  и  его  изречений  по  различным  поводам.  В  третьей "корзине" — Абхидхармапитаке — заключаются главным образом  проповеди  и поучения на этические и абстрактно-философские темы.

      Вселенная в буддийской догматике имеет многослойное  строение.  Можно насчитать  десятки   небес,   упоминаемых   в   различных   канонических  и

неканонических сочинениях Хинаяны и Махаяны.

      Всего существуют 31 сфера бытия, расположенные  друг над другом,  снизу вверх по степени своей возвышенности и одухотворенности. Они делятся на  три

разряда: кармолока, рупалока и арупалока.

      В кармалоку входят  11  ступеней  или  уровней  сознания.  Это  низшая область бытия. Здесь  полностью  действует  карма.  Это  полностью  телесная материальная  сфера  бытия,  лишь  на  высших   своих   уровнях   начинающая переходить в болеё возвышенные стадии.

      Уровни  с 12-го по 27-й относятся к  болеё  высокой  сфере   созерцания —рупалоке.  Здесь   уже  действительно  не  прямое   грубое   созерцание, а воображение, но оно еще связано  с  телесным  миром,  с формами вещей.  И наконец, последний уровень — арупалока — отрешен от  формы  и  от  телесного материального начала.

 

3 Махаяна и Хинаяна — основные ветви Буддизма

 

     В I в. н.э. в Буддизме  образовалось  две  основные  ветви:  Хинаяна —

"малая колесница" (или тхеравада — "истинное  учение") и  Махаяна —  "большая колесница", также существует третья ветвь — варджаяна — "алмазная  колесница ". Это разделение  было  вызвано,  прежде  всего,  различиями  в социально- политических условиях  жизни  в  отдельных  частях  Индии.  Хинаяна,  теснеё связанная с ранним Буддизмом, признает  Будду человеком,  нашедшим  путь  к спасению,  которое  считается  достижимым  только  через  уход   от   мира — монашество.  Махаяна  исходит  из  возможности  спасения   не   только   для

отшельников-монахов,  но  и  для  мирян,  причем  упор  сделан  на  активную проповедническую   деятельность,   на   вмешательство   в   общественную   и государственную   жизнь.   Махаяна,   в   отличие    от    Хинаяны,    легче приспосабливалась к распространению  за  пределы  Индии,  породив  множество толков и течений, Будда постепенно  становится  высшим  божеством,  в  честь

него сооружаются храмы, совершаются культовые действия.

      Важное  различие между Хинаяной  и   Махаяной  заключается  в   том,  что Хинаяна  полностью  отвергает  путь  к  спасению  для  не  монахов,  которые добровольно отвергли мирскую жизнь. В Махаяне важную  роль  культ  бодистав-индивидов,  уже  способных  войти  в  нирвану,  но  окрадывающих  достижение конечной  цели  из-за  того,  чтобы  помочь  в  её  достижении   и   другим, необязательно монахам, заменив тем самым требование ухода от мир призывом  к воздействию на него.

      Ранний  Буддизм отличается простотой  обрядности. Её  главным  элементом является:  культ  Будды,  проповедь,  почитание  святых  мест,  связанных  с

рождением, просветлением и смертью Гаутамы, поклонение  ступам — культовым

сооружениям,  где  хранятся  реликвии  Буддизма.  Махаяна  к  культу   Будды добавила почитание бодистав, тем самым усложнилась обрядность: были  введены

молитвы и разного рода заклинания,  стали практиковаться  жертвоприношения, возник пышный ритуал.

 

 

            Ислам

    

 

1 Общая характеристика мусульманского права

 

      Шариат  (мусульманское  право)  органически   связан  с  исламом,   его  учением. Согласно юридической  энциклопедии  "Шариат —  свод  религиозных  и правовых  норм,  составленный  на  основе  Корана и Сунны (мусульманских священных преданий),  содержащий  нормы государственного,  наследственного, уголовного и брачно-семейного права".

      Другими словами, шариат — это правовые  предписания,  неотъемлемые  от теологии   ислама,   тесно   связанные   с    его    религиозно-мистическими

представлениями.  Ислам  рассматривает  правовые  установления  как  частицу единого божественного  закона  и  порядка.  Отсюда  велениям  и запрещениям,

составляющим нормы  шариата, также приписывается божественное значение.

      Шариат  развивался  как  строго  конфессиональное  право. Особенно  на первых порах шариат в целом и его собственно доктринально-нормативная  часть(фикх) вобрали в себя не только  правовые  установления,  но  и  религиозную догматику и мораль. В результате нормы  шариата  (правила,  предписания), с одной стороны, регулировали общественны ("человеческие")  отношения,  а  с другой — определяли отношения  мусульман  с  Аллахом  (ибадат).  Введение  в шариат божественного  проведения  и  религиозно-нравственного  начала  нашло свое отражение в своеобразии правопонимания, а также оценке правомерного  и неправомерного поведения. Так, тесная связь права с теологией  ислама  нашла свое выражение в установлении в шариате пяти  видов действий  мусульманина,которым придавался в равной мере правовой и морально-религиозный смысл:

       —  обязательные,

       —  рекомендуемые,

       —  дозволенные,

       — предосительные, но не влекущие за собой применения наказания;

       —  запрещенные и подлежащие наказанию.

      Признание  божественного  предопределения   в  шариате  с  неизбежностью породила и большую значимость вопроса  о  свободе  воли  мусульманина  и  ее пределах. Столкнувшиеся по этому поводу религиозно-философские школы  заняли разную позицию. Так, одна из этих школ (джабариты) вообще  отрицала  свободу воли человека.

      Для  шариата  не  к  правам  мусульманина,  а  к  его   обязанностям  по отношению к Аллаху. Нормы,  содержащие  также  обязанности,  определили  всю

жизнь правоверного мусульманина (ежедневное совершение  молитвы,  соблюдение поста  и  правил  захоронения  и  т.д.).  Не  случайно  особенностью   норм, составляющих шариат, является то, что они применяются только  к  мусульманам и в отношениях между мусульманами. Раннему исламу  и  шариату  были  присущи нормы, восходящие еще к общинному строю, содержащие элементы  коллективизма,

милосердие,  заботы  о  калеках. Но  в шариате нашли  свое  отражение   и представлении  о  бессилии человека  перед  богом,  о   вытекающей   отсюда созерцательности   и   покорности.   В   Коране   особенно подчеркивалась необходимость для мусульманина проявлять  терпение  и  смирение:  "Терпение, ведь Аллах с терпеливыми" (8.48). Таким же образом  в  шариате  закреплялась обязанность  мусульманина  подчиняться  халифу  и  государственной   власти: "Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику  и обладателям власти  среди вас" (4.62).

      Одной  из характерных черт средневекового мусульманского права была его целостность. Вместе с предствлением о  едином  боге —  Аллахе —  утвердилась

идея   единого   правового   порядка,   имеющего универсальный    порядок. мусульманское  право  на  первый  план  выдвигало  не   территориальный,   а

конфессиальныЙ принцип. Мусульманин, находясь в любой другой стране,  должен был   соблюдать   шариат,   сохранить   верность  исламу.  Постепенно    с

распространением ислама и превращением его в одну из основных  религий  мира шариат стал своеобразной мировой системой права.

      Как  конфиссеональное право шариат  отличался от канонического   права  в странах Европы в том отношении, что  он  регулировал  не  строго  очерченные

сферы общественной и  церковной жизни, а выступал в качестве  всеохватывающей

и всеобъемлющей нормативной  системы, утвердившейся в целом  ряде  стран  Азии и Африки. Со временем нормы шариата  вышли  далеко  за  пределы  Ближнего  и

Среднего Востока, распространили свое  действие  на  Среднюю  Азию  и  часть Закавказья, на Северную, частично Восточную и Западную Африку, на ряд  стран

Юго-Восточной Азии. Однако столь бурное и широкое распространение  ислама  и шариата  повлекло  за  собой  и  все  большее  проявление  в   нем   местных

особенностей и различий при толковании отдельных правовых  институтов.  Так, со временем с утверждением двух главных напрвлений в  исламе  соответсвующим

образом  произошел  раскол  в   шариате,   где   наряду   с   ортодоксальным направлением (суннизм) возникло и другое направление — шиизм.

 

 

2 Коран

 

Важнейшим источником шариата  считается Коран  (от  араб.  "ал-куран" — "чтение вслух",  "назидание") — священная книга мусульман,  состоящая из притч, молитв и проповедей, произнесенных Мухаммадом между  610  и  632  гг. Исследователи находят в Коране положения,  заимствованные  из  более  ранних

правовых памятников Востока и из обычаев доисламской  Аравии. Сначала пророческие  откровения  передавались  в  общине  изустно,  по памяти. Некоторые из  них  верующие  записывали по  собственной инициативе

пока,  наконец,  в  Медине  по   указанию   Мухаммада   не   стали   вестись систематические записи.  Канонизирование  содержания  Корана  и  составление

окончательной редакции произошло  при  халифе  Олифе  (644-656  гг.).  Коран предписывает арабам покинуть "обычаи отцов" в пользу  правил,  установленных

исламом. В самом  Коране его правовая  значимость  определяется  следующим образом: "Итак, мы ниспослали его как арабский судебник" (2.165-166).

Коран состоит из 14 сур (глав), расчлененных  на  6219  стихов  стихов(аята). Большая часть этих стихов  имеет мифологический  характер,  и лишь

около 500 стихов содержит  предписания,  относящиеся  к  правилам  поведения мусульман. При  этом  не  более  чем  80  из  них  можно  рассматривать  как

собственно правовые (в основном это правила, относящиеся  к браку  и  семье),

остальные касаются религиозного ритуала и обязанностей.

Большая часть положений  Корана носит казуальный харктер  и представляет собой конкретные толкования, данные пророком в связи  с  частными  случаями.

Но многие установления имеют весьма неопределенный вид  и  могут  приобретать разный смысл в зависимости от того. какое содержание в них  вкладывается.  В

последующей  судебно-богословской  практике  и   в   правовой   доктрине в результате достаточно свободного толкования они получили  свое  выражение  в

противоречивых, а нередко  и во взаимоисключающих правовых предписаниях. Рассмотрим, как, откуда и почему появилось грозное понятие  "священная война". Дело Божие  должно  торжествовать  на  земле.  Оно  торжествует  через добровольную преданность и через  вынужденную  покорность  неверных.  Добрые

убеждаются проповедью посланника Божия, злые принуждаются к  повиновению  его мечом. Когда еще до хиджры Мухаммад взял  с  ансаров  "клятву  мужей",  т.е. обязательство  защищать  его  оружием, идея  священной войны   была уже,очевидно, принята им. В позднейших сурах Корана, данных в Медине,  эта идея

утверждается с большей  настойчивостью."Сражайтесь с врагами  вашими  на  войне  за  веру,  но  не  нападайтье первые. Бог ненавидит нападающих. Убивайте врагов ваших везде,  где  найдете

их; изгоняйте их  оттуда,  откуда  они  вас  изгоняли.  Отступничество  хуже убийства. Не сражайтесь с ними у святого храма,  разве  только  они  вызовут

вас. Если нападут на вас  — купайтесь в крови их.  Такова  награда  неверных. Если  покинут  заблуждение  свое —   Господь   снисходителен   и   милостив.

Сражайтесь  с  врагами,  доколе  не  утвердится  ислам.  Ваша  ненависть да воспламеняется только против превратных. Если нападут  на  вас  в  священном

месте, — и в священном  месте воздайте им тем же" (Сура 11, 186-190).

 

 

 

 

 

 

3    Сунна

 

      Другим  авторитетным и обзательным для  всех мусульман источником  права была Сунна ("священное предание"),  состоящая  из  многочисленных  рассказов

(хадисов) о суждениях  и поступках самого Мухаммада.  В  хадисах  также  можно встьретить различные правовые напластования, отражающие развитие социальных

отношений в арабском обществе. Окончательное  редактирование  хадисов было осуществлено в 9 веке, когда  были  составлены  в  ортодоксальных  сборниках

сунны, наибольшую известность  из которых получил Бухари (умер в 870 г.). Из сунны также выводятся нормы брачного и наследственного,  доказательственного

и судебного права, правила о рабах и  т.д.  Хадисы  сунны,  несмотря  на  их обработку,  содержали  много  противоречащих  положений,  и  выбор  наиболее

"достоверных" всецело относился к усмотрению богословов-правоведов и  судей. Считалось,  что имеют силу  лишь  те  хадисы, которые были   пересказаны

сподвижниками Мухаммада, причем. в отличие  от  суннитов,  шииты  признавали действительными лишь те хадисы, которые восходили к халифу Али и к его

сторонникам.

      Таким  образом, "Сунна посланника  Аллаха"  (полное  название Сунны) — свод текстов, описывающих жизнь Мухаммада, его слова и  дела,  а  в  широком

смысле — сборник  благих  обычаев,  традиционных  установлений,  дополняющий Коран и почитаемый  наравне  с  ним  как  источник  сведений  о  том,  какое поведение или мнение является  богоугодным, правоверным.  Обучение  Сунне — важная часть религиозного  воспитания  и  образования,  а  знание  Сунны  и следование  ей —  один  из  главных  критериев  авторитетных предводителей верующих.

Информация о работе Мировые религии