Мораль как предмет этики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 22:14, реферат

Описание работы

Понимая проблематичность любых дефинитивных опытов, все же следует предложить вариант рабочего определения морали, который может выглядеть следующим образом: мораль - это особый способ регуляции взаимоотношений между людьми, основанный на различении добра и зла. Понятно, что такое определение никак нельзя считать исчерпывающим, однако в качестве начальной точки опоры для дальнейшего исследования и конкретизации оно вполне приемлемо.

Содержание работы

Мораль как предмет этики. 3
Понятие морали. 4
Функции морали. 6
Функционирование морали. 13
Структура морали. 15

Файлы: 1 файл

мораль.docx

— 22.79 Кб (Скачать файл)

Содержание 

  Мораль как предмет  этики. 3

 Понятие морали. 4

 Функции морали. 6

 Функционирование морали. 13

 Структура морали. 15

 

Мораль как предмет  этики 

 Итак, мораль является  основным предметом этики, осмыслением  которого она занималась на  протяжении всей истории своего  развития. Тем не менее, как  уже отмечалось, общезначимого определения  морали не выработано до сих  пор, что объясняется целым  рядом причин: сложностью, содержательной  изменчивостью, многоаспектностью  этого феномена; различием в методологических  установках различных направлений  этической рефлексии и т.д.  Понимая проблематичность любых  дефинитивных опытов, все же следует  предложить вариант рабочего  определения морали, который может  выглядеть следующим образом:  мораль - это особый способ регуляции  взаимоотношений между людьми, основанный  на различении добра и зла.  Понятно, что такое определение  никак нельзя считать исчерпывающим,  однако в качестве начальной  точки опоры для дальнейшего  исследования и конкретизации  оно вполне приемлемо. 

 Целесообразно вновь  зафиксировать "регулятивную  идею" или смысл морали (стабилизация  человеческого сообщества и утверждение  самоценности человека), который,  вероятно, должен постоянно присутствовать "за кадром" структурно-функционального  анализа этого своеобразного  явления духовного бытия. Кроме  того, необходимо еще раз оговориться,  что понятия "мораль" и "нравственность" употребляются в книге как  тождественные, хотя в истории  этики встречались попытки (там,  где для этого имелись языковые  возможности) их разведения.

 Проблема специфики  морали (дискуссионная и незавершенная,  как большинство этических проблем)  связана, в первую очередь,  с такими специфическими особенностями  морали как ее внеинституциональный  характер и отсутствие четкой  локализации. Последнее, т.е. своего  рода "вездесущность" морали, ее  растворенность во всех видах  человеческих отношений, особенно  затрудняет попытки ее строго  научного исследования. Осмысление  специфики морали предполагает  также изучение характеристик  ее структурных компонентов и  своеобразия функционирования, что,  в совокупности, позволяет понять  ее уникальность.

Понятие морали

 Мораль возникла раньше  других форм общественного сознания, еще в первобытном обществе, и  выступала регулятором поведения  людей во всех сферах общественной  жизни: в быту, в труде, в  личных отношениях. Она имела  всеобщее значение, распространялась  на всех членов коллектива  и закрепляла в себе все  общее, что составляло ценностные  основы общества, которых складывались  взаимоотношения между людьми. Мораль  поддерживала общественные устои  жизни, формы общения.

 Она выступала как  совокупность норм и правил  поведения, выработанных обществом.  Правила морали были обязательны  для всех, они не допускали  исключений для кого-либо, ибо  в них отражены существенные  условия жизни людей, их духовные  потребности.

 В морали отражены  отношения человека к обществу, отношения человека к человеку  и требования общества к человеку. В ней представлены правила  поведения людей, которые определяют  их обязанности друг к другу  и к обществу. Нравственное сознание  пронизывает все сферы деятельности  человека.

 Можно выделить профессиональную  мораль, бытовую мораль и мораль  семейную. При этом моральные  требования имеют идейную основу, они связаны с пониманием того, как человек должен себя вести.  Нравственное поведение должно  соответствовать соответствующим  идеалам и принципам, при этом  большое значение здесь имеют  понятия добра и зла, чести  и достоинства. Нравственные представления  вырабатываются обществом и могут  изменяться по мере его развития  и изменения.

 По определению, мораль - это совокупность установившихся  в данном обществе неписаных  норм поведения, которые регулируют  отношения между людьми. Важно  подчеркнуть, что именно в данном  обществе, потому что в другом  обществе или в иную эпоху  эти нормы могут быть совершенно  иными. Моральную оценку всегда  осуществляют посторонние люди: сородичи, сослуживцы, соседи, наконец,  просто толпа. Как заметил английский  писатель Джером К. Джером, "самый  тяжёлый груз - это мысль о том,  что скажут о нас люди". В  отличие от морали нравственность  предполагает наличие у человека  внутреннего нравственного регулятора.

 Можно, таким образом,  утверждать, что нравственность - это  личная мораль, самооценка.

 Некоторые теологи  и философы, например Иммануил  Кант, полагали, что у человека  имеются врождённые представления  о добре и зле, т.е. внутренний  моральный закон. Однако жизненный  опыт не подтверждает этот  тезис. Иначе как объяснить  тот факт, что у людей разных  национальностей и вероисповеданий  правила морали порой очень  отличаются? Ребёнок рождается безразличным  к каким-либо моральным или  нравственным установлениям и  приобретает их в процессе  воспитания. Следовательно, детей  нужно учить нравственности так  же, как мы учим их всему  остальному - наукам, музыке. И это  обучение нравственности требует  постоянного внимания и совершенствования.

 Очень интересны с  точки зрения происхождения морали  исследования ученых - этологов. Начав  исследовать поведение животных, этологи довольно быстро обнаружили, что те естественнонаучные объяснения, которые подходят к животному  царству, вполне применимы и  в отношении человечества в  целом. Вернее не сами объяснения, а общие принципы подхода к  решению различных проблем - от  агрессии, эгоизма и альтруизма  до культуры, этики и морали. Хотя  разброс весьма широк, те исследования, которые положены в основу  этих объяснений, обладают всеми  признаками научного подхода,  т.е. формулировкой гипотез, подлежащих  тщательной проверке.

 Соответственно целесообразно  здесь привести этологическое  определение морали. Мораль - проявление  совокупности врожденных и приобретенных  в процессе социализации актов  поведения и схем (шаблонов) мышления  направленных на сохранение и  адаптацию человечества (как вида) к изменяющимся условиям существования.  Что необходимо подчеркнуть особо  в связи с этим определением?

 Хотя этимологически  мораль, этика и нравственность - одно и то же понятие, только  выраженное сначала греческим,  потом латинским и, наконец,  славянским корнем (привычка, обыкновение,  нрав) - здесь выделено два направления.  Первое, это личная мораль (далее  нравственность), которая представляет  собой некий слепок некой общественной  морали в сознании определенного  человека (конкретные “... акты поведения  и шаблоны мышления” в голове  отдельно взятой личности, выраженные  в нравственных качествах этого  индивидуума, т.е. милосердии, благотворительности,  чести, совести и т.д. и т.п.). Второе, это социальная мораль - некий  набор (совокупность)"актов поведения  и схем (шаблонов) мышления", которые  бытуют в определенное время  в определенном социуме. Стоит  подчеркнуть, что хотя нравственность  и мораль - понятия взаимосвязанные,  они представляют собой разноуровневые  нормативные регуляторы, только  если нравственность действует  на уровне отдельного индивидуума,  то мораль на уровне групп  людей. Вышеуказанную взаимосвязь  можно пояснить, воспользовавшись  аналогией: мораль и нравственность  похожи на матрицу и оттиск, который получается под воздействием  этой матрицы.

Функции морали

 Основной функцией  морали является регулирование  взаимоотношений всех членов  общества и социальных групп.  Каждый человек имеет определенные  потребности (материальные и духовные) и интересы, удовлетворение которых  может вступить в противоречие  с потребностями и интересами  других людей или общества  в целом. По "закону джунглей" эти противоречия могли разрешиться  через утверждение сильнейшего.  Но подобное разрешение конфликтов  могло привести к истреблению  человечества. Поэтому встал вопрос  о необходимости утверждения  способа регулирования конфликтных  ситуаций. Человек вынужден был  сочетать свои интересы с интересами  общества, вынужден был подчиниться  коллективу. Если он не подчинялся  нормам и правилам поведения  в племени, то ему следовало  покинуть его, а это означало  гибель.

 Поэтому выполнение  норм морали означало значительный  этап в развитии человечества, и он связан с необходимостью  самосохранения.

 В процессе развития  морали вырабатывались определенные  принципы и правила поведения,  которые передавались из поколения  в поколение, их соблюдение  было обязательно, а несоблюдение  наказывалось. В первобытном обществе  нравственность и закон были  тождественными понятиями, а система  наказания имела жесткий характер.

 С делением общества  на классы мораль приобретает  классовый характер, каждый класс  имеет свои представления о  нормах и правилах поведения,  которые обусловлены социальными  и экономическими интересами.

 Нравственные нормы,  отраженные в категориях добра,  зла, долга, совести, чести,  достоинства, ответственности, имеют  конкретно-историческое содержание, обусловленное уровнем развития  общества.

 Понятие нравственности  является диалектически изменчивым, и рассматривать его необходимо  во взаимодействии с общественной  практикой, с теми категориями,  которые определяют моральные  принципы человечества и в  то же время сами определяются  социальной деятельностью. Ф.  Энгельс был прав в том, что  "представления о добре и  зле так сильно менялись от  народа к народу, от века к  веку, что часто прямо противоречили  одно другому". Содержание морали  определяется интересами конкретных  общественных классов, в то  же время следует отметить, что в моральных нормах отражены и общечеловеческие нравственные ценности и принципы. Такие принципы и нормы как гуманизм, сострадание, коллективизм, честь, долг, верность, ответственность, великодушие, благодарность, дружелюбие имеют общечеловеческий смысл. Нравственные нормы подобного рода являются основными правилами любого общества.

 Но представления о  моральном долге человека с  течением времени значительно  меняются. В каждом обществе, на  определенном этапе его развития  существует определенная мораль. Так, в эпоху рабовладельческого  общества высокую нравственную  оценку получали послушные и  верные рабы, а в эпоху крепостной  России ценились покорные холопы, при этом душевное состояние  угнетенных не бралось во внимание.

 В нравственном сознании  следует выделить два основных  начала: эмоциональное и интеллектуальное. Эмоциональное начало выражено  в виде мироощущения и мировосприятия - это моральные чувства, представляющие  личное отношение к различным  сторонам жизни. Интеллектуальное  начало представлено в виде  миропонимания моральных норм, принципов,  идеалов, осознания потребностей, понятий добра, зла, справедливости, совести. Взаимосвязь и соотношение  этих начал в нравственном  сознании может быть различным  в разные исторические эпохи  и в мировоззрении различных  людей. Нравственное сознание  отвечает своему реальному времени.

 В структуре нравственного  сознания важное место занимает  нравственный идеал. Он является  высшим критерием нравственной  оценки. Предпосылкой формирования  нравственного идеала у людей  является уже имеющийся у них  уровень нравственной культуры, представленной мерой освоения  нравственных ценностей в определенных  условиях и направлениях на  создание таких ценностей на  практике.

 Нравственный идеал  является абстрактным по форме,  т.к моральные принципы существуют  в виде понятий и категорий,  являющихся основой для оценочных  суждений. Формирование нравственного  сознания и нравственного поведения  людей связано с воспитанием  их на нравственном идеале. Следует  отметить, что задачи нравственного  воспитания - это формирование единства  нравственного сознания и нравственного  поведения, формирование нравственных  убеждений. Нравственное развитие  людей приобретает особенно важное  значение в связи с потребностью  современного общества.

 Понимание общечеловеческих  ценностей возможно лишь при  условии нравственной развитости  личности, т.е. развитости в социальном  плане, когда она поднимается  до уровня понимания социальной  справедливости. Этот принцип может  быть усвоен личностью не только  благодаря интеллекту, но он должен  пройти и через чувство человека.

 Чувства человека как  элемент нравственного сознания  тесно связаны с поведением. Они  являются основой личного отношения  человека ко всем социальным  явлениям.

 В нравственном сознании  отражаются общественные явления  и поступки людей с точки  зрения их ценности. Под ценностью  понимается нравственное значение  личности или коллектива, определенных  поступков и ценностные представления  (нормы, принципы, понятия добра  и зла, справедливости). В оценивающем  сознании одни ценности могут  исчезать, а другие появиться.  То, что было нравственным в  прошлом, в современной жизни  может оказаться аморальным. Мораль  не догма, она развивается в  соответствии с ходом исторического  процесса.

 В жизни человека  бывают такие ситуации, когда  нужно сделать моральный выбор,  выбор между многими ценностями. Речь идет о свободе выбора, при этом свобода понимается  в смысле независимости личности  от безнравственных желаний, ущемляющих  интересы других людей. Нравственные  ограничения на свободу являются  объективной необходимостью существования  человечества.

Информация о работе Мораль как предмет этики