Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 15:14, контрольная работа
Человек – существо общественное. Потому что непременным условием «допуска» в жизнь общества является процесс социализации индивида, то есть освоения им специфически человеческого образа жизни, основных ценностей материальной и духовной культуры. А также потому что современное общество опирается на широчайшее разделение труда (материального и духовного), порождающее теснейшую взаимозависимость людей. Вот эта-то общественная связь и взаимозависимость людей, возникающая из простого факта их совместной жизни, и является объективной основой морали - ведущего духовного регулятора жизни общества. В течение самой длительной эпохи человеческой истории (доисторической) поступок оценивали по его последствиям: о поступке «в себе», о его истоках не рассуждали, - успех и неуспех имел обратную силу и побуждал людей думать о поступках хорошо или дурно. Этот период можно назвать доморальным периодом в истории человечества. За последние же десять тысяч лет на значительных пространствах земной поверхности шаг за шагом пришли к тому, чтобы о ценностях поступка судить не по его последствиям, а
1.Введение...............................................................................................................3
2. Понятие морали в истории философии 5
3. Проблема добра и зла 7
4. Моральный кризис современного человечества 11
5.Заключение 15
6.Список литературы 16
1.Введение....................
2. Понятие морали в истории философии 5
3. Проблема добра и зла 7
4. Моральный кризис современного человечества 11
5.Заключение 15
6.Список
литературы 16
Человек – существо общественное. Потому что непременным условием «допуска» в жизнь общества является процесс социализации индивида, то есть освоения им специфически человеческого образа жизни, основных ценностей материальной и духовной культуры. А также потому что современное общество опирается на широчайшее разделение труда (материального и духовного), порождающее теснейшую взаимозависимость людей. Вот эта-то общественная связь и взаимозависимость людей, возникающая из простого факта их совместной жизни, и является объективной основой морали - ведущего духовного регулятора жизни общества. В течение самой длительной эпохи человеческой истории (доисторической) поступок оценивали по его последствиям: о поступке «в себе», о его истоках не рассуждали, - успех и неуспех имел обратную силу и побуждал людей думать о поступках хорошо или дурно. Этот период можно назвать доморальным периодом в истории человечества. За последние же десять тысяч лет на значительных пространствах земной поверхности шаг за шагом пришли к тому, чтобы о ценностях поступка судить не по его последствиям, а по его истокам, - в целом это великое событие, знаменовавшее заметное утончение взгляда и меры, - продолжавшееся неосознанное действие господствующих аристократических ценностей, веры в «происхождение», призрак периода, который в более узком смысле слова можно назвать моральным, - первый опыт самосознания был осуществлен.
До появления концепции единого, трансцендентного, личностного и нормативного Бога, закрепленной в сегодняшних мировых религиях, стояла проблема относительности морали, и это не случайно. В политеистическом мировоззрении не могут существовать абсолютные ценности, так как каждый Бог представляет свои интересы, и мораль, попадая в зависимость от каждого отдельного Бога, становится относительной. Кроме того, боги в концепции политеизма смертны; конечность богов не позволяет ценностям, исходящим от них, быть объективными. Высшими ценностями являются у греков ценности не религиозные, а интеллектуальные, соответственно понятие морали строится на разуме, на понимании ее самим человеком, что делает мораль элитарной и относительной. Греческие философы фактически отделяют мораль от религии.
Нравственное
сознание – это одна из форм общественного
сознания, являющаяся, как и другие
его формы, отражением общественного
бытия. Оно содержит в себе исторически
изменяющиеся нравственные отношения,
представляющие собой субъективную
сторону морали. В основе нравственного
сознания находится категория
Нравственность - это понятие, которое является синонимом морали, хотя в теории этики существуют и различные трактовки этих терминов. Например, мораль рассматривается как форма сознания, а нравственность - это сфера нравов, обычаев, практических поступков.
В современных
условиях развития общества, когда
перед человечеством во весь рост
встали глобальные проблемы, угрожающие
самому его существованию, особенно
актуальными становятся обоснование
и признание приоритета общечеловеческих
ценностей. Современный мир становится
исключительно взаимосвязанным
и взаимозависимым, поэтому сейчас,
прежде всего, следует выделять общечеловеческие
вечные ценности. В этих условиях роль
морали как формы общественного
сознания и всеобщего регулятора
деятельности значительно возрастает.
В моральных требованиях
Мораль (от латинского
moralis – нравственный) – древнейшая
форма общественного сознания, которая
зародилась еще в первобытном
обществе, социальный институт, выполняющий
функции регулирования
Мораль возникла
раньше других форм общественного сознания,
еще в первобытном обществе, и
выступала регулятором
Нравственные
представления вырабатываются обществом
и могут изменяться по мере его
развития и изменения.По определению,
мораль - это совокупность установившихся
в данном обществе неписаных норм
поведения, которые регулируют отношения
между людьми. Важно подчеркнуть,
что именно в данном обществе, потому
что в другом обществе или в
иную эпоху эти нормы могут
быть совершенно иными. Моральную оценку
всегда осуществляют посторонние люди:
сородичи, сослуживцы, соседи, наконец,
просто толпа. Как заметил английский
писатель Джером К. Джером, «самый тяжёлый
груз - это мысль о том, что скажут
о нас люди». В отличие от морали
нравственность предполагает наличие
у человека внутреннего нравственного
регулятора. Можно, таким образом, утверждать,
что нравственность - это личная
мораль, самооценка.Некоторые теологи
и философы, например Иммануил Кант,
полагали, что у человека имеются
врождённые представления о добре
и зле, т.е. внутренний моральный
закон. Однако жизненный опыт не подтверждает
этот тезис. Иначе как объяснить
тот факт, что у людей разных
национальностей и
Понятия "добро" и "зло" являются фундаментальными в категориальном аппарате не только этики и аксиологии, но и философской антропологии, поскольку отражают и общественные отношения, и ценностные императивы, и категории познания человека. Особо значимым является то, что от них зависит существование всего человечества
Философия всегда уделяла самое пристальное внимание понятиям добра и зла, пытаясь помочь людям разобраться в их сущности, в способах достижения добра и преодоления зла.
Проблема добра и зла относится к числу "вечных" проблем, но, тем не менее, она и сегодня не утратила своей значимости, как для конкретного человека, так и для общества, мира в целом. Люди всегда искали и будут искать ответы на вопросы: что есть добро и зло?; для чего нужно творить добро?; откуда произошли добро и зло?; в чем критерий добра и зла? Эти вопросы человек задает себе на протяжении всей истории своего существования.
Неизменная актуальность проблематики добра и зла обусловила ее становление на самых ранних этапах истории философии. К ней обращались Сократ, Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Лейбниц, Кант, Ницше и др.
Актуальность
данной проблематики в наше время
определяется современным состоянием
мира, в котором наблюдается
В нашем обществе осуществляется переоценка всех ценностей, вызванная несостоятельностью прежних традиционных норм поведения. Она, к сожалению, связана с постепенно распространяющейся формализацией представлений о добре.
Стремление к добру и делание добра представляются зачастую нашим современникам некими абстрактными принципами, традиционно навязанными нормами, которые неизвестно кем обусловлены и неизвестно зачем даны. Другими словами, в настоящее время, по мнению многих исследователей, теряется смысл творения добра. Моральные нормы, долженствующие быть регуляторами поведения, воспринимаются как внешние, порой оторванные от жизни и, следовательно, невыполнимые и ненужные. Бессмысленность добра в свою очередь вытекает из бессмысленности человеческого существования, "свободного от метафизических и онтологических характеристик. Современный человек близоруко смотрит на свое существование в мире, не замечая метафизической укоренности в бытии и, следовательно, ответственности за свое существование".
Все это свидетельствует о том, что проблема добра и зла связана с проблемой человека. Как жить человеку в современном мире?; какими ценностями руководствоваться в своей жизни?; к чему стремиться? и зачем нужно творить добро? - на все эти и другие вопросы вновь должна ответить философия.
Один из самых сложных вопросов, который в первую очередь встаёт при рассмотрении проблемы добра и зла, - это вопрос о том, как эта проблема возникла. По словам Н.А. Бердяева "Изгнание человека из рая и значит, что человек выпал из Бога, космос выпал из человека". Вкусив запретные плоды с древа познания добра и зла, человек начал различать и оценивать добро и зло в условиях отпадения от райской гармонии и целостности, от единства с Богом и с природой.
Бердяев
полагает, что зло берется из свободы,
которая есть "безосновная основа
бытия, и она глубже всякого бытия".
Она подобна бездонному колодцу,
до рационально ощутимого дна, которого
нельзя дойти. Метафизически свобода
может быть определена как Ничто.
К ней неприменимы категории
бытия, и она способна производить
зло. С точки зрения Бердяева, зло,
"с одной стороны, следует понимать
как пустоту и небытие, и оно
имеет... негативный характер... С другой
стороны, мы не можем не приписать
ему и позитивного смысла, поскольку
оно дает стимул к совершенствованию
жизни". Таким образом, хотя зло
и определяется Бердяевым как
Ничто, все же проблема эта для
него существует и, более того, является
центральной проблемой
Проблемы добра рассматривает в своих работах "Оправдание добра" и "Три разговора" и Вл. Соловьев (1853—1900). Прежде всего, его интересовали проблемы существования добра и зла в различных сферах бытия. Для Соловьева взаимодействие добра и зла определяет характер процессов (разрушение, созидание), происходящих во всех сферах жизни. Зло проявляется в человеческом обществе как бедствия, голод, войны и т. п. Добро же связано с биологической эволюцией, с развитием человеческого рода. Следующая сфера борьбы добра со злом — отдельная человеческая жизнь. Зло здесь выступает как болезнь и смерть. Добро же — как потенциальное бессмертие. Оно абсолютно, его действие связано с сохранением человеческой жизни. Добро — божественный замысел мира и потенциальный личностный идеал. Добро связано с утверждением всеединства, так как человеческий род выступает для Соловьева как вечная идея, потенциальное богочеловечество. Мир добра — мир Абсолюта. Победа добра связана с ликвидацией индивидуальностей, являющихся источником зла в мире. Любое существо уже родится во зле, поэтому источник зла не в грехопадении человека, т. к. зло ему имманентно, врожденно: еще до своего воплощения.