Мораль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 15:14, контрольная работа

Описание работы

Человек – существо общественное. Потому что непременным условием «допуска» в жизнь общества является процесс социализации индивида, то есть освоения им специфически человеческого образа жизни, основных ценностей материальной и духовной культуры. А также потому что современное общество опирается на широчайшее разделение труда (материального и духовного), порождающее теснейшую взаимозависимость людей. Вот эта-то общественная связь и взаимозависимость людей, возникающая из простого факта их совместной жизни, и является объективной основой морали - ведущего духовного регулятора жизни общества. В течение самой длительной эпохи человеческой истории (доисторической) поступок оценивали по его последствиям: о поступке «в себе», о его истоках не рассуждали, - успех и неуспех имел обратную силу и побуждал людей думать о поступках хорошо или дурно. Этот период можно назвать доморальным периодом в истории человечества. За последние же десять тысяч лет на значительных пространствах земной поверхности шаг за шагом пришли к тому, чтобы о ценностях поступка судить не по его последствиям, а

Содержание работы

1.Введение...............................................................................................................3
2. Понятие морали в истории философии 5
3. Проблема добра и зла 7
4. Моральный кризис современного человечества 11
5.Заключение 15
6.Список литературы 16

Файлы: 1 файл

мораль.docx

— 38.26 Кб (Скачать файл)

                                                    План 

1.Введение...............................................................................................................3

2. Понятие морали в истории философии 5

3. Проблема добра и зла 7

4. Моральный кризис современного человечества 11

5.Заключение 15

6.Список  литературы 16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                  1.Введение.

Человек – существо общественное. Потому что непременным  условием «допуска» в жизнь общества является процесс социализации индивида, то есть освоения им специфически человеческого  образа жизни, основных ценностей материальной и духовной культуры. А также потому что современное общество опирается  на широчайшее разделение труда (материального  и духовного), порождающее теснейшую  взаимозависимость людей. Вот эта-то общественная связь и взаимозависимость  людей, возникающая из простого факта  их совместной жизни, и является объективной  основой морали - ведущего духовного регулятора жизни общества. В течение самой длительной эпохи человеческой истории (доисторической) поступок оценивали по его последствиям: о поступке «в себе», о его истоках не рассуждали, - успех и неуспех имел обратную силу и побуждал людей думать о поступках хорошо или дурно. Этот период можно назвать доморальным периодом в истории человечества. За последние же десять тысяч лет на значительных пространствах земной поверхности шаг за шагом пришли к тому, чтобы о ценностях поступка судить не по его последствиям, а по его истокам, - в целом это великое событие, знаменовавшее заметное утончение взгляда и меры, - продолжавшееся неосознанное действие господствующих аристократических ценностей, веры в «происхождение», призрак периода, который в более узком смысле слова можно назвать моральным, - первый опыт самосознания был осуществлен.

До появления  концепции единого, трансцендентного, личностного и нормативного Бога, закрепленной в сегодняшних мировых  религиях, стояла проблема относительности  морали, и это не случайно. В политеистическом мировоззрении не могут существовать абсолютные ценности, так как каждый Бог представляет свои интересы, и  мораль, попадая в зависимость  от каждого отдельного Бога, становится относительной. Кроме того, боги в  концепции политеизма смертны; конечность богов не позволяет ценностям, исходящим  от них, быть объективными. Высшими ценностями являются у греков ценности не религиозные, а интеллектуальные, соответственно понятие морали строится на разуме, на понимании ее самим человеком, что делает мораль элитарной и относительной. Греческие философы фактически отделяют мораль от религии.

Нравственное  сознание – это одна из форм общественного  сознания, являющаяся, как и другие его формы, отражением общественного  бытия. Оно содержит в себе исторически  изменяющиеся нравственные отношения, представляющие собой субъективную сторону морали. В основе нравственного  сознания находится категория нравственности.

Нравственность - это понятие, которое является синонимом  морали, хотя в теории этики существуют и различные трактовки этих терминов. Например, мораль рассматривается как  форма сознания, а нравственность - это сфера нравов, обычаев, практических поступков.

В современных  условиях развития общества, когда  перед человечеством во весь рост встали глобальные проблемы, угрожающие самому его существованию, особенно актуальными становятся обоснование  и признание приоритета общечеловеческих ценностей. Современный мир становится исключительно взаимосвязанным  и взаимозависимым, поэтому сейчас, прежде всего, следует выделять общечеловеческие вечные ценности. В этих условиях роль морали как формы общественного  сознания и всеобщего регулятора деятельности значительно возрастает. В моральных требованиях сохраняется  преемственность, связанная с простым  и понятными формами отношений  людей, такими, как не воровать, не убивать, почитать родителей, выполнять обещания, помогать нуждающимся и т.д. И  всегда, во все времена подвергались осуждению трусость, предательство, жадность, жестокость, клевета, лицемерие. 

          1. Понятие морали.

Мораль (от латинского moralis – нравственный) – древнейшая форма общественного сознания, которая  зародилась еще в первобытном  обществе, социальный институт, выполняющий  функции регулирования поведения  человека. Особенность ее состоит  в том, что моральные принципы, нормы и правила, которыми люди руководствуются  в своей жизнедеятельности, принимают  форму безличностного ко всему, но ни от кого не исходящего поведения. Причем выполнение их – внутренняя потребность  человека, контролируемая общественным мнением. Основными проблемами в  морали являются вопросы о том, что  такое «хороший обычай», что «прилично», что делает возможной совместную жизнь людей. Мораль носит исторический характер, развивается вместе с общественными  отношениями.

Мораль возникла раньше других форм общественного сознания, еще в первобытном обществе, и  выступала регулятором поведения  людей во всех сферах общественной жизни: в быту, в труде, в личных отношениях. Она имела всеобщее значение, распространялась на всех членов коллектива и закрепляла в себе все общее, что составляло ценностные основы общества, которых складывались взаимоотношения  между людьми. Мораль поддерживала общественные устои жизни, формы  общения.Она выступала как совокупность норм и правил поведения, выработанных обществом. Правила морали были обязательны  для всех, они не допускали исключений для кого-либо, ибо в них отражены существенные условия жизни людей, их духовные потребности.В морали отражены отношения человека к обществу, отношения  человека к человеку и требования общества к человеку. В ней представлены правила поведения людей, которые  определяют их обязанности друг к  другу и к обществу.Нравственное сознание пронизывает все сферы  деятельности человека. Можно выделить профессиональную мораль, бытовую мораль и мораль семейную. При этом моральные  требования имеют идейную основу, они связаны с пониманием того, как человек должен себя вести. Нравственное поведение должно соответствовать  соответствующим идеалам и принципам, при этом большое значение здесь имеют понятия добра и зла, чести и достоинства.

Нравственные  представления вырабатываются обществом  и могут изменяться по мере его  развития и изменения.По определению, мораль - это совокупность установившихся в данном обществе неписаных норм поведения, которые регулируют отношения  между людьми. Важно подчеркнуть, что именно в данном обществе, потому что в другом обществе или в  иную эпоху эти нормы могут  быть совершенно иными. Моральную оценку всегда осуществляют посторонние люди: сородичи, сослуживцы, соседи, наконец, просто толпа. Как заметил английский писатель Джером К. Джером, «самый тяжёлый  груз - это мысль о том, что скажут о нас люди». В отличие от морали нравственность предполагает наличие  у человека внутреннего нравственного  регулятора. Можно, таким образом, утверждать, что нравственность - это личная мораль, самооценка.Некоторые теологи  и философы, например Иммануил Кант, полагали, что у человека имеются  врождённые представления о добре  и зле, т.е. внутренний моральный  закон. Однако жизненный опыт не подтверждает этот тезис. Иначе как объяснить  тот факт, что у людей разных национальностей и вероисповеданий  правила морали порой очень отличаются? Ребёнок рождается безразличным к каким-либо моральным или нравственным установлениям и приобретает  их в процессе воспитания. Следовательно, детей нужно учить нравственности так же, как мы учим их всему остальному – наукам, музыке. И это обучение нравственности требует постоянного  внимания и совершенствования.Очень  интересны с точки зрения происхождения  морали исследования ученых – этологов. Начав исследовать поведение  животных, этологи довольно быстро обнаружили, что те естественнонаучные объяснения, которые подходят к животному  царству, вполне применимы и в  отношении человечества в целом. Вернее не сами объяснения, а общие  принципы подхода к решению различных  проблем - от агрессии, эгоизма и  альтруизма до культуры, этики и  морали. Хотя разброс весьма широк, те исследования, которые положены в основу этих объяснений, обладают всеми признаками научного подхода, т.е. формулировкой гипотез, подлежащих тщательной проверке.Соответственно целесообразно здесь привести этологическое определение морали. Мораль - проявление совокупности врожденных и приобретенных в процессе социализации актов поведения и схем (шаблонов) мышления направленных на сохранение и адаптацию человечества (как вида) к изменяющимся условиям существования. Что необходимо подчеркнуть особо в связи с этим определением?Хотя этимологически мораль, этика и нравственность - одно и то же понятие, только выраженное сначала греческим, потом латинским и, наконец, славянским корнем (привычка, обыкновение, нрав) - здесь выделено два направления. Первое, это личная мораль (далее нравственность), которая представляет собой некий слепок некой общественной морали в сознании определенного человека (конкретные “...акты поведения и шаблоны мышления” в голове отдельно взятой личности, выраженные в нравственных качествах этого индивидуума, т.е. милосердии, благотворительности, чести, совести и т.д. и т.п.). Второе, это социальная мораль - некий набор (совокупность) «актов поведения и схем (шаблонов) мышления», которые бытуют в определенное время в определенном социуме. Стоит подчеркнуть, что хотя нравственность и мораль - понятия взаимосвязанные, они представляют собой разноуровневые нормативные регуляторы, только если нравственность действует на уровне отдельного индивидуума, то мораль на уровне групп людей. Вышеуказанную взаимосвязь можно пояснить, воспользовавшись аналогией: мораль и нравственность похожи на матрицу и оттиск, который получается под воздействием этой матрицы.

                                  3.Проблема добра и зла

     Понятия "добро" и "зло" являются фундаментальными в категориальном аппарате не только этики и аксиологии, но и философской  антропологии, поскольку отражают и  общественные отношения, и ценностные императивы, и категории познания человека. Особо значимым является то, что от них зависит существование всего человечества

     Философия всегда уделяла самое пристальное  внимание понятиям добра и зла, пытаясь  помочь людям разобраться в их сущности, в способах достижения добра  и преодоления зла.

     Проблема  добра и зла относится к  числу "вечных" проблем, но, тем  не менее, она и сегодня не утратила своей значимости, как для конкретного  человека, так и для общества, мира в целом. Люди всегда искали и  будут искать ответы на вопросы: что  есть добро и зло?; для чего нужно  творить добро?; откуда произошли  добро и зло?; в чем критерий добра и зла? Эти вопросы человек  задает себе на протяжении всей истории  своего существования.

     Неизменная  актуальность проблематики добра и  зла обусловила ее становление на самых ранних этапах истории философии. К ней обращались Сократ, Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Лейбниц, Кант, Ницше и др.

     Актуальность  данной проблематики в наше время  определяется современным состоянием мира, в котором наблюдается размывание ценностных ориентиров людей.

     В нашем обществе осуществляется переоценка всех ценностей, вызванная несостоятельностью прежних традиционных норм поведения. Она, к сожалению, связана с постепенно распространяющейся формализацией  представлений о добре.

     Стремление  к добру и делание добра  представляются зачастую нашим современникам  некими абстрактными принципами, традиционно  навязанными нормами, которые неизвестно кем обусловлены и неизвестно зачем даны. Другими словами, в  настоящее время, по мнению многих исследователей, теряется смысл творения добра. Моральные  нормы, долженствующие быть регуляторами поведения, воспринимаются как внешние, порой оторванные от жизни и, следовательно, невыполнимые и ненужные. Бессмысленность  добра в свою очередь вытекает из бессмысленности человеческого существования, "свободного от метафизических и онтологических характеристик. Современный человек близоруко смотрит на свое существование в мире, не замечая метафизической укоренности в бытии и, следовательно, ответственности за свое существование".

     Все это свидетельствует о том, что  проблема добра и зла связана  с проблемой человека. Как жить человеку в современном мире?; какими ценностями руководствоваться в  своей жизни?; к чему стремиться? и зачем нужно творить добро? - на все эти и другие вопросы  вновь должна ответить философия.

     Один  из самых сложных вопросов, который  в первую очередь встаёт при рассмотрении проблемы добра и зла, - это вопрос о том, как эта проблема возникла. По словам Н.А. Бердяева "Изгнание человека из рая и значит, что человек  выпал из Бога, космос выпал из человека". Вкусив запретные плоды с древа  познания добра и зла, человек  начал различать и оценивать  добро и зло в условиях отпадения  от райской гармонии и целостности, от единства с Богом и с природой.

     Бердяев полагает, что зло берется из свободы, которая есть "безосновная основа бытия, и она глубже всякого бытия". Она подобна бездонному колодцу, до рационально ощутимого дна, которого нельзя дойти. Метафизически свобода  может быть определена как Ничто. К ней неприменимы категории  бытия, и она способна производить  зло. С точки зрения Бердяева, зло, "с одной стороны, следует понимать как пустоту и небытие, и оно  имеет... негативный характер... С другой стороны, мы не можем не приписать  ему и позитивного смысла, поскольку  оно дает стимул к совершенствованию  жизни". Таким образом, хотя зло  и определяется Бердяевым как  Ничто, все же проблема эта для  него существует и, более того, является центральной проблемой религиозной  философии.

     Проблемы  добра рассматривает в своих  работах "Оправдание добра" и "Три  разговора" и Вл. Соловьев (1853—1900). Прежде всего, его интересовали проблемы существования добра и зла в различных сферах бытия. Для Соловьева взаимодействие добра и зла определяет характер процессов (разрушение, созидание), происходящих во всех сферах жизни. Зло проявляется в человеческом обществе как бедствия, голод, войны и т. п. Добро же связано с биологической эволюцией, с развитием человеческого рода. Следующая сфера борьбы добра со злом — отдельная человеческая жизнь. Зло здесь выступает как болезнь и смерть. Добро же — как потенциальное бессмертие. Оно абсолютно, его действие связано с сохранением человеческой жизни. Добро — божественный замысел мира и потенциальный личностный идеал. Добро связано с утверждением всеединства, так как человеческий род выступает для Соловьева как вечная идея, потенциальное богочеловечество. Мир добра — мир Абсолюта. Победа добра связана с ликвидацией индивидуальностей, являющихся источником зла в мире. Любое существо уже родится во зле, поэтому источник зла не в грехопадении человека, т. к. зло ему имманентно, врожденно: еще до своего воплощения.

Информация о работе Мораль