Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 13:46, реферат
Я выбрала тему: «Национальное самосознание и национализм» потому что считаю эту тему одной из самых интересных и актуальных на сегодняшний день. В этой теме можно рассмотреть разность и схожесть этих понятий, ознакомиться с их четким определением. В современном обществе эти понятия часто сталкиваются и путаются, люди принимают одно за другое, не зная четкого определения и разницы между этими понятиями, на фоне этого нередко возникают конфликтные ситуации, и чтобы их избежать, надо знать, что обозначает каждое из данных понятий, в чем их сходство, а в чем различие.
1 Введение
2 Определение понятия «национальное самосознание», его сущность и развитие
3 Определение понятия «национализм», его феномен и характерные черты
3. 1 Национализм, как политическая идеология
3. 2 Подходы к изучению
4 Связь и противоречия национального самосознания и национализма
5 Вывод
6 Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ
Кафедра «Философия»
Реферат
по дисциплине «Философия»
на тему: «Национальное самосознание и национализм »
Выполнила студентка:
2 курса
дневного отделения
ЭФ-4
группа №1204
Холодкова Анастасия Михайловна
Проверил преподаватель:
Ипатов Александр Андреевич
Москва – 2012
Содержание:
1 Введение
2 Определение понятия «национальное самосознание», его сущность и развитие
3 Определение понятия «национализм», его феномен и характерные черты
3. 1 Национализм, как политическая идеология
3. 2 Подходы к изучению
4
Связь и противоречия
5 Вывод
6
Список использованной
1 Введение
Я выбрала тему: «Национальное самосознание и национализм» потому что считаю эту тему одной из самых интересных и актуальных на сегодняшний день. В этой теме можно рассмотреть разность и схожесть этих понятий, ознакомиться с их четким определением. В современном обществе эти понятия часто сталкиваются и путаются, люди принимают одно за другое, не зная четкого определения и разницы между этими понятиями, на фоне этого нередко возникают конфликтные ситуации, и чтобы их избежать, надо знать, что обозначает каждое из данных понятий, в чем их сходство, а в чем различие. Этнокультурные проблемы и развитие национального самосознания в настоящее время приобретают особую значимость и глубину социально – философского осмысления. Это связано с теми социально – экономическими, общественно – политическими и историко – культурными процессами, которые происходят сейчас в стране. В своей работе, которая посвящена этим процессам, национальному самосознанию и феномену нацизма в целом, я хочу провести анализ и сравнение двух этих не маловажных понятий, и объяснить их актуальность на сегодняшний день. Все это и заинтересовало меня при выборе данной темы.
2 Определение понятия «национальное самосознание», его сущность и развитие
Национальное самосознание – это совокупность взглядов и отношений, мнении и оценок, выражающих представления членов какой-либо национально-этнической общности о своей истории и перспективах своего будущего развития, а также о своем месте среди других, аналогичных, групп.
Феномен национального самосознания в форме этнической мифологии возникает на ранних ступенях человеческой истории. Его основная функция заключается в создании ментального и социально-политического единства этнических образований. Национальное самосознание является очень сложным интеллектуальным продуктом. Подобное сознание хранит массу традиционных элементов и переживаний. Значительная связь многонационального самосознания носит символическую форму. Кроме «традиционной» части в него входят моменты идеологического и сверхнационального характера. Моменты идеологии отражают национальную исключительность, отделяют людей данной национальности от всех остальных. Сверхнациональное сознание направлено на осознание нации в единстве с ее окружением.
Национальное
самосознание включает в себя два
компонента:
1. Рациональный
(осознание себя частью какой-либо нации).
2. Эмоциональный (неосознаваемое сопереживание
своего единства с другими представителями
национально-этнической группы).
Национальное самосознание — ядро национального
сознания. Оно выступает в качестве стержневой
системы оценочных отношений и рационально-ценностных
представлений, необходимых для соответствующего
самоопределения человека в духовной
и социально-политической жизни.
В
отличие от национального сознания, которое отражает обобщенные
представления данной национально-этнической
группы, национальное самосознание является
более индивидуальным понятием, выражающим
прежде всего уровень, на котором член
общности усвоил важность самосознания.
Генезис национального самосознания представляет собой длительный исторический процесс, многоуровневый и весьма неравномерный по ходу своего развития. Первоначально, в историческом плане, появление зачатков национального самосознания происходило на обыденном уровне. Оно было связано с действием одного из базовых социально-психологических механизмов развития человеческого сознания в целом, с формированием и укоренением в психике представителей той или иной общности антитезы «мы» и «они». Осознание себя как члена некой группы, целостности («мы») как раз и строится через противопоставление представителям иной группы — неким «они».
Основу антитезы «мы» — «они» обычно составляют один или несколько наиболее ярко выраженных признаков, характерных для «них» в отличие от «нас». Это может быть физический облик (иная внешность, черты лица и т. п.) или культурные признаки (иной язык, обычаи, традиции и т.п.).
Могут
быть религиозные верования
(иные идолы, тотемы боги, религия) или
социально-экономическое устройство (иной
способ общественного производства и
способ жизни, кочевой или оседлый, земледельческий
или скотоводческий и т. п.). Такими признаками
могут становиться и политическое устройство
(иные способы устройства власти и управления)
или идеологическая доктрина (иные системы
ценностей). Сочетание нескольких из этих
признаков в одной, противоположной национально-этнической
группе, автоматически возводит их в статус
негативных (они отличаются от «нас», следовательно
«они» плохие, а «мы» хорошие). И, как не
прискорбно, такие взгляды абсолютно обоюдны
для обеих сторон.
Позже, такая антипатия перерастает в
ненависть на почве, допустим, религиозной.
А это – один шаг до войны.
Развитие национального самосознания oтличaeтся не прямолинейным, а скорее волнообразным, характером. Его подъемы и спады определяются форматом национально-этнической группы. Известно: чем меньше общность, тем более обостренно переживаются в ней проблемы национального самосознания, и тем более вероятны его резкие всплески. Наоборот, чем больше такая общность, тем увереннее чувствуют себя ее представители, тем меньше озабоченности данными проблемами, и тем менее вероятно их внезапное обострение. Представители большой нации, как правило, не нуждаются в необходимости постоянного подтверждения и самоутверждения их национального самосознания. Связанные с ним вопросы давно решены на соответствующей государственно-политической основе. Поэтому, естественным считается их озабоченность более широким кругом национальных проблем.
Если говорить о смысле национального сознания в политическом плане, то он имеет двоякую роль. С одной стороны, это может стать прогрессивным процессом, ведущим к скорому развитию общности. Однако такая тенденция может привести к идеализации, абсолютизации нацией самой себя. Национально-этническая общность может начать ставить себя выше других и в конечном счете придет к мысли о том, чтобы уничтожить всех, в ком найдут хоть небольшие отличия
В противном случае, с другой стороны, развитие национального самосознания может обернуться своей противоположностью — упадком ценностно-смысловых структур сознания к низшим уровням, отрицанием ценностей, принадлежащих общностям более высокого порядка — например, общечеловеческих, сведением сознания до узких рамок, таких как расизм.
Национальное самосознание – очень сложный психологический феномен, который никак не может начать развиваться без воздействующих на него особых факторов. Одним из основных, является этнический фактор, а конкретнее то, к какой этнической общности принадлежит человек. В рамках какой этнической общности он был рожден и воспитан. Какие условия национального воспитания были даны человеку во время детства в семье. Все это играет важнейшую роль в формировании национального самосознания и этнической принадлежности у человека.
Насколько известно, детство – самый “сенситивный” период развития этнической принадлежности личности. В детстве, ребенок только познает мир, и таким, каким его представят малышу родители, близкие и окружающие его люди, он будет его воспринимать в дальнейшем.
Младший школьный возраст является самым лучшим временем для формирования национальных чувств, стереотипов, ценностей и интернационального мировоззрения у ребенка. Ведь дети так легко поддаются внушению со стороны взрослых. Мы учим своих детей любить родину с малых лет, стараться делать что-то на благо общества. Мы стараемся заложить в детях стереотип о том, что наша страна лучшая. Стараемся заложить чувство патриотизма. И такое воспитание присуще каждой стране. Именно благодаря такому воспитанию закладывается и развивается национальное самосознание в душе каждого человека.
Ф.М. Достоевский писал: «Без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация». Национальная культура не может существовать вне национальной формы самовыражения. Она олицетворяет дух нации и ее творческий потенциал. Именно это нам надо постараться возродить в будущем поколении. Тема национального самосознания очень обширна в плане дискуссий, различных точек зрения и взглядов.
3
Определение понятия «
Сегодня, в мире
очень остро и живо обсуждается
такой известный феномен, как
национализм. Многие боятся этого слова
и воспринимают его “в штыки”, выступая
против националистов. Кто-то говорит,
что это единственный способ сохранить
свой этнос, свою нацию. Точек зрения несколько
и они постоянно находятся в противоборстве
друг с другом. А ведь лишь немногие из
постоянно дискутирующих на эту тему людей
знают, что же такое национализм.
В
различных научных работах и Интернете
можно найти большое количество точек
зрений на определение слова национализм.
Так например всем известная “Википедия”
определяет национализм, как идеологию
и направление политики, базовым принципом
которых является тезис о ценности нации
как высшей формы общественного единства
и её первичности в государствообразующем
процессе. В этом интернет-словаре сказано,
что национализм отличается многообразием
течений, некоторые из них противоречат
друг другу.
Помимо
этого, о национализме высказывался известный
английский писатель и публицист Дж. Оруэлл,
который вложил немало сил в развитие
политологической науки. Оруэлл, в своем
эссе «Заметки о национализме» писал,
что: «Национализм — это жажда власти,
приправленная самообманом. Каждый националист
способен на самую вопиющую бесчестность,
но в то же время (поскольку считает, что
служит чему-то большему, чем он сам) он непоколебимо
уверен в собственной правоте». И с этим
нельзя не согласиться, ведь зачастую
люди настолько одержимы своей идеей,
целью, и настолько уверены в собственной
правоте, что не замечают ложности данного
пути и ведут себя к самообману.
Определения очень своеобразны и практически
ничем не похожи друг на друга. Так что
пытаться на их основе составить какое-либо
свое мнение без должной подготовки практически
невозможно.
3.1 Если рассматривать национализм, как
политическую идеологию, то можно сказать,
что это – разновидность группового/общественного
эгоизма, которая ни при каких условиях
не признает равноправие наций и их представителей,
возвышающая одну нацию над другой. Будучи
идеологией, национализм имеет свои отличительные
черты и свойства:
1. Основан на требовании, что правительства и управляемые должны обладать культурной. идентичностью.
2. Культурный национализм стремиться сохранить или восстановить национальное наследие.
3. Развитие современных систем массовых коммуникаций облегчает распространение объединяющей национальной идеологии.
4. Национальные идеологии привлекательны для подчиненных классов, обеспечивая для них некоторую защиту от эксплуатации.
5. В XXI веке национализм ассоциируется с экономическим развитием стран третьего мира и с борьбой за региональное равенство в обществах.
Среди этих черт нельзя выделять наиболее
важные и наименее важные, так как они
все являются частью единого целого, без
которых понятие национализм не будет
существовать в полной мере.
На первый взгляд может показаться, что феномен национализма присущ только развивающимся странам, но как же тогда объяснить обострение межнациональных отношений между англо- и франкоязычным населением в Канаде, стране экономически развитой, с устоявшимися демократическими институтами и с высоким уровнем жизни населения? А националистические устремления в отдельных регионах Франции или Бельгии, сложные национальные процессы в Испании, религиозно-националистический конфликт в Северной Ирландии? Все это убедительно говорит о том, что феномен национализма не является исключительной прерогативой развивающихся стран.
Во времена СССР, тенденцию формирования национализма объясняли экономическими и политическими интересами имущих групп еще только формирующихся наций. Кто-то считает всему виной психологический феномен, а кто-то винит даже энергетику планеты. Ответ на этот вопрос был и останется неизвестным. Наука неопровержимо свидетельствует, что каждая нация, каждое государство имеет свой исторический срок существования и постепенно, как и любой живой организм, развивается, укрепляется, стареет и исчезает. Возможно, в этом гипотетическом жизненном цикле и лежит первопричина тех националистических всплесков, которые периодически происходят во всем мире. Ведь известно, что нынешний подъем национализма не является первым в истории человечества.
3.2 Подходы к изучению