Национальное самосознание и национализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 13:46, реферат

Описание работы

Я выбрала тему: «Национальное самосознание и национализм» потому что считаю эту тему одной из самых интересных и актуальных на сегодняшний день. В этой теме можно рассмотреть разность и схожесть этих понятий, ознакомиться с их четким определением. В современном обществе эти понятия часто сталкиваются и путаются, люди принимают одно за другое, не зная четкого определения и разницы между этими понятиями, на фоне этого нередко возникают конфликтные ситуации, и чтобы их избежать, надо знать, что обозначает каждое из данных понятий, в чем их сходство, а в чем различие.

Содержание работы

1 Введение
2 Определение понятия «национальное самосознание», его сущность и развитие
3 Определение понятия «национализм», его феномен и характерные черты
3. 1 Национализм, как политическая идеология
3. 2 Подходы к изучению
4 Связь и противоречия национального самосознания и национализма
5 Вывод
6 Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Реферат по философии..doc

— 86.00 Кб (Скачать файл)

Среди исследований национализма выделяют три  ведущие школы: примордиализм, модернизм  и этносимволизм.

Примордиализм утверждает, что прототипы наций  и национализм существовали всегда как данность с самого начала человеческой истории и что людям, принадлежащим к одной этнической общности, изначально и навсегда присущ некий набор культурных свойств, обусловливающих их поведение. Целью примордализма является поиск некого «подлинного» этнического фундамента. В настоящее время среди специалистов по национализму сторонников примордализма почти не осталось. Как показывают исследования, по-настоящему древних традиций не существует, а культурные нормы и ценности устойчивы настолько, насколько сохраняются формирующие их социальные институты.

С точки зрения модернизма нации и  национализм есть исторические явления, появившиеся на заре индустриальной эры и связанные с усилением  государств и развитием капитализма. Согласно этой теории, по мере усиления прямого правления государства над жителями, культура и повседневная жизнь стали всё больше зависеть от страны проживания. Развитие коммуникационных технологий и экономического рынка способствовало возникновению общественных связей между людьми, никогда не общавшимися друг с другом напрямую. В результате в пределах каждой страны жизнь начала становиться всё более однородной, а между странами начали нарастать контрасты. Сторонники этого направления не отрицают, что этническая принадлежность играет роль в происхождении национализма, а культура — на финальной стадии формирования нации, но в целом находят связь национализма с этнической принадлежностью совпадением. Они считают, что национальная принадлежность определяется современным государством, осуществляющим единый контроль над ясно очерченной территорией, а существующие этнические отношения пересматриваются, чтобы они совпадали с границами государства или наоборот, чтобы в борьбе за власть они послужили основанием для формирования новых государств.

Этносимволизм (перенниализм) отстаивает точку зрения, что корнем национализма, наряду с  экономикой, является этническая принадлежность. Хотя этносимволисты не считают нацию  исконным или естественным меняющимися  элементами культуры и жизнедеятельности, то этнические сообщества весьма долговечны. Некоторые из этих сообществ перешли в новую фазу культурно-экономической интеграции и стандартизации, стали привязаны к определённой исторической территории и выработали отличительные законы и обычаи, — то есть, стали нациями. Появление же идеологии национализма в конце XVIII века радикально изменило качество наций и их форму образования, они полагают, что в её основе лежит относительно древняя история и национальное самосознание. Согласно этой теории, ещё в доиндустриальную эпоху возникло множество этнических сообществ, представлявших собой население с общими элементами культуры, историческими воспоминаниями, мифами о предках и обладавшими определённой мерой солидарности. Границы этнических территорий не были чётко обозначены. Поскольку мифы, символы, воспоминания и ценности переносятся медленно меняющимися элементами культуры и жизнедеятельности, то этнические сообщества весьма долговечны. Некоторые из этих сообществ перешли в новую фазу культурно-экономической интеграции и стандартизации, стали привязаны к определённой исторической территории и выработали отличительные законы и обычаи, — то есть, стали нациями. Появление же идеологии национализма в конце XVIII века радикально изменило качество наций и их форму.

Помимо  трех, уже названных подходов, можно назвать еще один не мало важный. Это феноменологический подход с применением естественнонаучных аналогий (психологических, органистических, биологических). Основной задачей данного метода является феноменологический анализ “национализма”, чтобы понять его внутреннее строение и структуру. Основным тезисом феноменологического подхода является: “Национализм есть инстинкт самосохранения народа”. При таком подходе абсолютно не требуется  точное определение “субъекта национализма” – народа или нации. Просто берется как данное существование некоторой общности или нации, которой присущ некий уровень самосознания. Видя опасность в окружающем, эта общность начинает защищаться. Именно этот механизм защиты и исследуют с помощью феноменологического подхода. Выводы этого метода не зависят от трактовки понятия народа (нации), будь то единство веры, языка и т.д. Важно лишь то, что общность, именующая себя, к примеру, Евреи, видит некую опасность для своего этноса и старается противодействовать этой угрозе. Эта общность и есть “субъект национализма”. 

 

4 Связь и противоречия национального самосознания и национализма

У таких понятий,  как национальное самосознание и национализм есть одновременно и общие черты и большие различия. 

Во-первых, оба этих понятия можно назвать характерными свойствами какой-либо нации. Если национальное самосознание – свойство нации определять и выделять себя среди других этносов, ставить себя на какую-то нишу в их огромном числе. То национализм – это свойство нации защищаться от внешних посягательств на ее ценности и суверенитет. Идея одинаковая, но назначения разные. Эту характеристику можно отнести как к сходствам, так и к различиям. И национальное самосознание и национализм идеализируют, абсолютизируют свой этнос, ставя его в своих глазах выше всех остальных. Такое отношение ведет к последующим конфликтам, но как раз такой подход и объединяет эти два феномена. Эти два понятия неразрывно связанны, то есть вытекают одно из другого. Национальное самосознание позволяет человеку, по ходу своего роста и развития, стать частью какого-либо этноса. Почувствовать себя важным элементом. А национализм вступает в силу после принятия человеком нации. Национализм воспитывает в нем такие качества, как любовь к родине, стремление содержать ее в сохранности, оберегать, заботиться о престиже. Все это является следствием развития националистических идей в человеке. Так что это не всегда плохо. Как говорится: “Все хорошо, когда в меру”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 Вывод

Демократизация  общественной жизни вызвала интерес  к возрождению национальной культуры и росту национального самосознания. Диалектический процесс взаимовлияния  национальных культур, традиций и обычаев  идет в условиях всестороннего развития этносоциальных общностей, национальных языков, этнокультур и возросших социально-политических и экономических связей на основе усиления национального своеобразия, посредством проявления коренных свойств наций и этносоциальных групп, через различные каналы межнационального общения. Этому способствует обновление всей сферы общественной жизни, принципы нового мышления, утверждавшийся приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми и национально-ограниченными представлениями.

Возрождению национального самосознания и развитию этнокультурных процессов способствовало нравственное оздоровление общественной жизни, закрепление политических прав за национальными меньшинствами, признание их суверенитета, уважительное отношение к родному языку, историческим корням, национальным обычаям, традициям и этнокультуре как основному показателю нравственной зрелости общества. Утверждение общечеловеческих начал в функционировании традиций и обычаев невозможно без свободного социального развития этносов, их национальной культуры, обычаев, традиций, родного языка и т. д. Данные детерминанты, способствующие реальному развитию этносоциальной и этнокультурной общности, могут выступать в качестве необходимой предпосылки единства социально-этнического и общечеловеческого. Уникальность генофонда любого этноса зависит во многом от этнопсихологических особенностей и от этнокультурного своеобразия, поэтому в национальной политике необходимо учитывать этносоциальные интересы и этнические факторы. Возвращение попранного национального достоинства, национального чувства гордости, регулятивных функций национальных обычаев и традиций, национальной духовной культуры – процесс длительный.

 

 

 

6 Список использованной литературы

  1. Ивлев К. Об истории национализма.// Патриот, 25 2003 г.
  2. Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учебник. - 4-е изд., испр. - М.: ВЛАДОС, 2003.
  3. Крупник Е.П. Национальное самосознание. Введение в проблему: монография. М., 2006.
  4. Лосский Н.О. Характер русского народа. М.: Ключ, 1998. Кн. 2. С. 44.
  5. Малахов В.С. Национализм как политическая идеология: Учебное пособие. — М.: КДУ, 2005. — 320 с.
  6. Ноженко М. Национальные государства в Европе. — СПб.: Норма, 2007. — 344 с.
  7. Соловьёв А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 559 с.
  8. Смит Э. Д. Национализм и модернизм: Критический обзор современных теорий наций и национализма. — М.: Праксис, 2004. — 464 с.
  9. Ханау Р. А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени. – Майкоп: «ЗИХИ», 1997. –  
    С. 151.



Информация о работе Национальное самосознание и национализм