Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 13:46, реферат
Я выбрала тему: «Национальное самосознание и национализм» потому что считаю эту тему одной из самых интересных и актуальных на сегодняшний день. В этой теме можно рассмотреть разность и схожесть этих понятий, ознакомиться с их четким определением. В современном обществе эти понятия часто сталкиваются и путаются, люди принимают одно за другое, не зная четкого определения и разницы между этими понятиями, на фоне этого нередко возникают конфликтные ситуации, и чтобы их избежать, надо знать, что обозначает каждое из данных понятий, в чем их сходство, а в чем различие.
1 Введение
2 Определение понятия «национальное самосознание», его сущность и развитие
3 Определение понятия «национализм», его феномен и характерные черты
3. 1 Национализм, как политическая идеология
3. 2 Подходы к изучению
4 Связь и противоречия национального самосознания и национализма
5 Вывод
6 Список использованной литературы
Среди исследований национализма выделяют три ведущие школы: примордиализм, модернизм и этносимволизм.
Примордиализм утверждает, что прототипы наций и национализм существовали всегда как данность с самого начала человеческой истории и что людям, принадлежащим к одной этнической общности, изначально и навсегда присущ некий набор культурных свойств, обусловливающих их поведение. Целью примордализма является поиск некого «подлинного» этнического фундамента. В настоящее время среди специалистов по национализму сторонников примордализма почти не осталось. Как показывают исследования, по-настоящему древних традиций не существует, а культурные нормы и ценности устойчивы настолько, насколько сохраняются формирующие их социальные институты.
С точки зрения модернизма нации и национализм есть исторические явления, появившиеся на заре индустриальной эры и связанные с усилением государств и развитием капитализма. Согласно этой теории, по мере усиления прямого правления государства над жителями, культура и повседневная жизнь стали всё больше зависеть от страны проживания. Развитие коммуникационных технологий и экономического рынка способствовало возникновению общественных связей между людьми, никогда не общавшимися друг с другом напрямую. В результате в пределах каждой страны жизнь начала становиться всё более однородной, а между странами начали нарастать контрасты. Сторонники этого направления не отрицают, что этническая принадлежность играет роль в происхождении национализма, а культура — на финальной стадии формирования нации, но в целом находят связь национализма с этнической принадлежностью совпадением. Они считают, что национальная принадлежность определяется современным государством, осуществляющим единый контроль над ясно очерченной территорией, а существующие этнические отношения пересматриваются, чтобы они совпадали с границами государства или наоборот, чтобы в борьбе за власть они послужили основанием для формирования новых государств.
Этносимволизм (перенниализм) отстаивает точку зрения, что корнем национализма, наряду с экономикой, является этническая принадлежность. Хотя этносимволисты не считают нацию исконным или естественным меняющимися элементами культуры и жизнедеятельности, то этнические сообщества весьма долговечны. Некоторые из этих сообществ перешли в новую фазу культурно-экономической интеграции и стандартизации, стали привязаны к определённой исторической территории и выработали отличительные законы и обычаи, — то есть, стали нациями. Появление же идеологии национализма в конце XVIII века радикально изменило качество наций и их форму образования, они полагают, что в её основе лежит относительно древняя история и национальное самосознание. Согласно этой теории, ещё в доиндустриальную эпоху возникло множество этнических сообществ, представлявших собой население с общими элементами культуры, историческими воспоминаниями, мифами о предках и обладавшими определённой мерой солидарности. Границы этнических территорий не были чётко обозначены. Поскольку мифы, символы, воспоминания и ценности переносятся медленно меняющимися элементами культуры и жизнедеятельности, то этнические сообщества весьма долговечны. Некоторые из этих сообществ перешли в новую фазу культурно-экономической интеграции и стандартизации, стали привязаны к определённой исторической территории и выработали отличительные законы и обычаи, — то есть, стали нациями. Появление же идеологии национализма в конце XVIII века радикально изменило качество наций и их форму.
Помимо трех, уже названных подходов, можно назвать еще один не мало важный. Это феноменологический подход с применением естественнонаучных аналогий (психологических, органистических, биологических). Основной задачей данного метода является феноменологический анализ “национализма”, чтобы понять его внутреннее строение и структуру. Основным тезисом феноменологического подхода является: “Национализм есть инстинкт самосохранения народа”. При таком подходе абсолютно не требуется точное определение “субъекта национализма” – народа или нации. Просто берется как данное существование некоторой общности или нации, которой присущ некий уровень самосознания. Видя опасность в окружающем, эта общность начинает защищаться. Именно этот механизм защиты и исследуют с помощью феноменологического подхода. Выводы этого метода не зависят от трактовки понятия народа (нации), будь то единство веры, языка и т.д. Важно лишь то, что общность, именующая себя, к примеру, Евреи, видит некую опасность для своего этноса и старается противодействовать этой угрозе. Эта общность и есть “субъект национализма”.
4 Связь и противоречия национального самосознания и национализма
У таких понятий, как национальное самосознание и национализм есть одновременно и общие черты и большие различия.
Во-первых, оба этих понятия можно назвать характерными свойствами какой-либо нации. Если национальное самосознание – свойство нации определять и выделять себя среди других этносов, ставить себя на какую-то нишу в их огромном числе. То национализм – это свойство нации защищаться от внешних посягательств на ее ценности и суверенитет. Идея одинаковая, но назначения разные. Эту характеристику можно отнести как к сходствам, так и к различиям. И национальное самосознание и национализм идеализируют, абсолютизируют свой этнос, ставя его в своих глазах выше всех остальных. Такое отношение ведет к последующим конфликтам, но как раз такой подход и объединяет эти два феномена. Эти два понятия неразрывно связанны, то есть вытекают одно из другого. Национальное самосознание позволяет человеку, по ходу своего роста и развития, стать частью какого-либо этноса. Почувствовать себя важным элементом. А национализм вступает в силу после принятия человеком нации. Национализм воспитывает в нем такие качества, как любовь к родине, стремление содержать ее в сохранности, оберегать, заботиться о престиже. Все это является следствием развития националистических идей в человеке. Так что это не всегда плохо. Как говорится: “Все хорошо, когда в меру”.
5 Вывод
Демократизация
общественной жизни вызвала интерес
к возрождению национальной культуры
и росту национального
Возрождению национального самосознания и развитию этнокультурных процессов способствовало нравственное оздоровление общественной жизни, закрепление политических прав за национальными меньшинствами, признание их суверенитета, уважительное отношение к родному языку, историческим корням, национальным обычаям, традициям и этнокультуре как основному показателю нравственной зрелости общества. Утверждение общечеловеческих начал в функционировании традиций и обычаев невозможно без свободного социального развития этносов, их национальной культуры, обычаев, традиций, родного языка и т. д. Данные детерминанты, способствующие реальному развитию этносоциальной и этнокультурной общности, могут выступать в качестве необходимой предпосылки единства социально-этнического и общечеловеческого. Уникальность генофонда любого этноса зависит во многом от этнопсихологических особенностей и от этнокультурного своеобразия, поэтому в национальной политике необходимо учитывать этносоциальные интересы и этнические факторы. Возвращение попранного национального достоинства, национального чувства гордости, регулятивных функций национальных обычаев и традиций, национальной духовной культуры – процесс длительный.
6
Список использованной