Натурально-хозяйственные воззрения идеологов Древнего Востока и античности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 20:14, контрольная работа

Описание работы

С появлением первых государственных образований и зарождением различных форм участия государства в хозяйственной жизни, т.е. со времен древних цивилизаций, перед обществом возникло множество насущных проблем, актуальность и важность которых сохраняется до сих пор и едва ли когда будет утрачена. В их числе наиболее значимой была и, очевидно, будет всегда проблема толкования идеальной модели социально-экономического устройства общества на основе логически выверенной систематизации экономических идей и концепций в экономической теории, принимаемой в результате всеобщего одобрения в качестве руководства к действию при осуществлении хозяйственной политики.

Содержание работы

Введение
Древний Египет
Вавилония
2. Экономическая мысль в Древней Индии
3. Экономическая мысль в Древнем Китае
4. Экономическая мысль в Древнем Риме. Учение Катона
5. Учения Ксенофонта
6. Учения Платона
7. Учения Аристотеля
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

контр. раб. по ист. эконом. уч..docx

— 32.12 Кб (Скачать файл)

Автономная некоммерческая организация

высшего профессионального образования

«Институт экономики и управления»

(АНО ВПО «ИЭУ»)

 

Реферат

 

Натурально-хозяйственные воззрения идеологов Древнего Востока и античности

 

 

 

Студента Бельтиковой Анастасии Олеговны

Группы №НЭО131

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2015 год

Содержание

Введение

Древний Египет

Вавилония

2. Экономическая мысль в Древней Индии

3. Экономическая мысль в Древнем Китае

4. Экономическая мысль в Древнем Риме. Учение Катона

5. Учения Ксенофонта

6. Учения Платона

7.  Учения Аристотеля

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

С появлением первых государственных образований и зарождением различных форм участия государства в хозяйственной жизни, т.е. со времен древних цивилизаций, перед обществом возникло множество насущных проблем, актуальность и важность которых сохраняется до сих пор и едва ли когда будет утрачена. В их числе наиболее значимой была и, очевидно, будет всегда проблема толкования идеальной модели социально-экономического устройства общества на основе логически выверенной систематизации экономических идей и концепций в экономической теории, принимаемой в результате всеобщего одобрения в качестве руководства к действию при осуществлении хозяйственной политики.

Как же эта проблема решалась в Древнем мире? Какими аргументами на протяжении с четвертого тысячелетия до нашей эры и до первых столетий первого тысячелетия нашего времяисчисления в странах Древнего Востока и античного рабства поддерживалась система рабовладения и приоритета натурально-хозяйственных отношений перед товарно-денежными?

Коротко ответы на эти вопросы могут быть сведены к следующему.

1. Выразители экономической  мысли Древнего мира — крупные  мыслители (философы) и отдельные  правители рабовладельческих государств  — стремились идеализировать  и сохранить навсегда рабовладение  и натуральное хозяйство как  главные условия открытого разумом  и охраняемого гражданскими законами  непреходящего «естественного порядка».

2. Доказательства идеологов  Древнего мира базировались преимущественно  на категориях морали, этики, нравственности  и были направлены против крупных  торгово-ростовщических операций, т.е. против свободного функционирования  денежного и торгового капитала, в которых усматривали искусственную  сущность, нарушающую принцип эквивалентности  и пропорциональности процесса  обмена товаров на рынке по  их стоимости.

Однако для более обстоятельной и полной характеристики эволюции экономической мысли Древнего мира необходимо обособленное рассмотрение особенностей хозяйственной жизни восточного рабства и классического (античного) рабства и основных идей и воззрений в дошедших до нас памятниках экономического мышления цивилизаций Древнего Востока и античных государств.

С появлением первых государственных образований и зарождением различных форм участия государства в хозяйственной жизни, т.е. со времен древних цивилизаций, перед обществом возникло множество насущных проблем, актуальность и важность которых сохраняется до сих пор и едва ли когда будет утрачена. В их числе наиболее значимой была и, очевидно, будет всегда проблема толкования идеальной модели социально экономического устройства общества на основе логически выверенной систематизации экономических идей и концепций в экономической теории, принимаемой в результате всеобщего одобрения в качестве руководства к действию при осуществлении хозяйственной политики.

Экономические воззрения мыслителей восточных цивилизаций – Китая, Индии, Ирана – тесно связаны с особенностями хозяйственного строя этих стран, созданием государственных образований еще в период слабого развития рыночных отношений.

 

Древний Египет

    Об экономическом  развитии Древнего Египта нам  известно не так много, как  хотелось бы. По большому счету  до наших дней сохранились  лишь два документа о тех  временах: «Поучение гераклеопольского  царя своему сыну» (XXII в. до н. э.) и «Речение Ипуреса» (XVIII в. до  н. э.).

    В первом документе  говорится о том, что царь оставляет  своему сыну правила управления  государством. В те времена для  царей было важно освоить какое-нибудь  искусство, а еще лучше – несколько  из них. Царь как бы завещает  своему сыну овладеть наукой  правильного управления хозяйством  и государством в целом, поскольку  это так же важно, как самый  высокий уровень мастерства в  каком-либо искусстве.

    Второй документ  дает нам понять, что уже тогда  цари старались не допускать  бесконтрольности в росте процентов  и ссудных операций, а также  образования долгового рабства  с той целью, чтобы не происходило  расслоения в обществе, которое  впоследствии могло бы привести  к гражданской войне. Цари понимали, что гражданская война вызовет  еще больший упадок страны  в целом, а также приведет к  обнищанию крестьян. Поскольку они  будут считать, что терять им  практически нечего, кроме жизни, то истребят последнее, что у  них есть.

    Вавилония

    Вавилония –  это древневосточное государство, которое располагалось в долине  между реками Тигр и Евфрат. Из этого государства до нас  дошли так называемые законы  царя Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н. э.). В истории их чаще всего  называют кодексом законов, который  использовался уже в XVIII в. до н. э. Нарушение законов, которые были  записаны в этом кодексе, могло  повлечь за собой строгие наказания: экономическую, уголовную ответственность, смертную казнь. Также были очень распространены административные наказания. Некоторые из законов выглядели приблизительно так.

    1. Самый большой  процент по денежной сумме  – 20%, а по натуральной немного  больше – 33%.

    2. Тот, кто посягнул  на чужую собственность, даже  на раба, сам может стать рабом  или быть осужденным на смертную  казнь.

    3. Если царские  воины или граждане Вавилона  несвоевременно платили налоги, по новому закону их лишали  земельных наделов.

    4. Если кто-то  попадал в долговое рабство, то  не мог быть оставлен в рабах  дольше, чем на три года, а после  отбывания наказания в качестве  раба долг прощали.

    Из подобных  примеров возможно увидеть, что  уже в очень древних странах, существовавших еще до нашей  эры, уже начинали появляться  первые «ростки» экономической  мысли и законов об устройстве  этого общества. Хотя в каждой  цивилизации были свои нюансы, но в общих чертах их развитие  совпадало, пусть даже одни цивилизации  опережали в развитии другие.

2. Экономическая Мысль  В Древней Индии

 

    Об экономической  мысли в Древней Индии тоже  имеется недостаточное количество  данных. Много интересного хотелось  бы узнать историкам об этой  удивительной стране.

    «Артхашастра» («артха»  – «учение», «шастра» – «доход», т. е. если переводить дословно, то  получится «учение о доходах») – один из самых ярких документов  Древней Индии в IV – III вв. до н. э. Этот документ повествует нам  об экономических достижениях  страны. Автором этого труда считают  Каутилью, одного из советников  царя Чандрагупты I (правившего приблизительно  в конце IV в. до н. э). Он старался  объяснить своему народу то, что  богатство появляется за счет  труда, а также то, насколько необходимо  разделение прибыли купцов с  государством, потому что только  государство позволяет льготное  землепользование, ведет строительство  дорог, обеспечивает охрану сооружений, развитие промыслов, освоение полезных  ископаемых (например, руды), борьбу со спекулянтами, которых не так-то просто выявить среди добропорядочных купцов. По его мнению, естественно, что существуют свободные люди и рабы. Кроме того, он призывал к тому, чтобы тех, кто не оплачивает использование земли, обращать в рабство на время или навсегда. Каутилья выступал за то, чтобы государство регулировало хозяйственный механизм. Издержки, по его мнению, должны быть установлены заранее, составляя 5% на местные товары и 10% – на привозные. Возможно, его взгляды современному человеку покажутся наивными и неправильными, но так представляли экономическую теорию в Древней Индии. Конечно же с течением времени она менялась и пришла к современному пониманию экономики, которое существует и по сей день.

3. Экономическая Мысль  В Древнем Китае

    Чаще всего  Древний Китай ассоциируется  с Конфуцием. Также у более  знающих историю этой страны  он ассоциируется еще и с  популярным в то время коллективным  трактатом под названием «Гуань-цзы». Конфуций (Кун Фуцзы) (551(2) – 479 гг. до  н. э.) – философ и мыслитель  Древнего Китая. Он известен всем  как автор трактата «Лунь-юй» («Беседы и суждения»). По мнению  Конфуция, хорошее государство должно  быть похоже на добропорядочную  семью. Государь – это отец, который  обо всех заботится, а жители  государства – это дети, которые  во всем слушаются своего государя-отца. (Возможно, что даже оттуда к  нам пришло словосочетание «царь-батюшка».) Но так может править лишь  высокообразованный государь. Только  он способен повлиять на распределение  богатства в стране. Конфуций  всегда стоял на защите привилегий  родовой знати. Также он считал, что все люди разделены по  сословиям самим богом, но все-таки  напоминал, что человек любого  сословия должен стараться стать  совершенным в моральном плане. Конфуций полагал, что может наступить  тот момент, когда у каждого  появится достаток, потому что  управление хозяйством будет  умелым, богатство государства станет  приумножаться, причем независимо  от того, будет ли это частное  хозяйство или общее крестьянское  владение.

    Главной задачей  автора книги «Гуань-цзы» тоже  было построение такого общества, в котором весь народ стал  бы обеспеченным и поэтому  счастливым. Конфуций, считал, что народ  по своей сути разделен на  сословия правильно, хотя точно  так и не известно, к какому  же сословию он относился сам. Возможно, если бы он был из  самого бедного класса, то думал бы немного по-другому. Также он полагал, что государство должно обязательно регулировать цены на хлеб и создать хлебный запас на случай неурожая. Еще, по его мнению, государство должно создать самые выгодные условия по кредитованию для земледельцев. Он предложил заменить прямые налоги на соль и железо на косвенные, которые бы учитывались уже в готовых продуктах, изготовленных из этих товаров. Золото он считал товаром, который существует для измерения других товаров.

4. Экономическая Мысль  В Древнем Риме. Учение Катона

    Катон, гораздо  менее знаменитый под своим  настоящим именем Марк Порций (234 – 149 гг. до н. э.), известен как  автор труда под названием  «Земледелие». В нем он старался  описать экономику Древнего Рима  в общих чертах, а также само  земледелие и сельское хозяйство  в частности. Судя по отзывам  многих ученых, это ему удалось  в той степени, в которой было  возможно на том этапе экономического  развития. Катон призывал как  можно больше заниматься сельским  хозяйством, потому что физический  труд не позволяет человеку  быть грубым, злым, агрессивным и  недовольным. Труд, причем только  сельскохозяйственный, может приносить  пользу здоровью. Нельзя сказать, чтобы Катон был ярым противником  торговли, но он и не очень-то  приветствовал ее, потому как  считал опасным бедствием, которое  может создать неудобства и  неприятности и привести к  появлению недовольных (например, некачественным  товаром или слишком высокой  ценой на него) граждан. По мнению  Катона, все хозяйственные области  следует объединить в одну  большую. Он очень рьяно поддерживал  рабовладельческий строй и указывал  на то, что рабов следует постоянно  наказывать, дабы они не ленились  на своем рабочем месте. Поэтому  Катон выдвинул предположение, что  хозяин сам должен работать  время от времени, чтобы рабы  знали, что за ними присматривают, и не позволяли себе расслабляться. У каждого хозяина должен быть  надсмотрщик над рабами, возможно, даже один из рабов, который  будет наказывать тех, кто плохо  работает, по всей строгости.

    Со временем  в Древнем Риме стали появляться  те, кто работает за деньги  или определенную часть урожая (впоследствии их стали называть  издольщиками). Отражение того, как  правильно заключать с ними  договор и вести дела, мы можем  найти в труде Катона. Также  в его трактате можно почерпнуть  множество полезных советов по  поводу покупки земли или рабов.

    Историки и  современники считают, что в тот  период не было более экономного  и умеющего правильно распоряжаться  деньгами человека во всем  Риме. Катон искал выгоду во  всем и четко знал, где можно  сэкономить.

5. Учения Ксенофонта

    Считается, что  именно Ксенофонт (430 – 355 гг. до н. э.) предложил название «экономика», что дословно переводится как  «наука об искусном ведении  домашнего хозяйства» (или «домострой»). Основанием послужило создание  трактата «Ойкономия», где была  описана экономика в представлении  древних греков. Этот трактат  охватывает абсолютно все стороны  быта того времени (от распределения  обязанностей в доме до ведения  сельского хозяйства). Это связано  с тем, что хозяйства были натуральными, т. е. сами обеспечивали себя всем  необходимым. Также Ксенофонт признается  автором трактата «Домострой», который  считался у древних греков  образцом мудрости. В этом трактате  можно прочесть то, что считалось  истинным и мудрым в то время.

    1. Труд следует  делить на труд умственный  и труд физический.

    2. Людей же следует  разделять на свободных и рабов (это естественно).

    3. Природное предназначение  – это в первую очередь земледелие, а уж потом ремесло и торговля.

    4. Чем проще  работа, тем быстрее и качественнее  она будет выполнена.

    5. Чем больше  рынок сбыта, тем большее разделение  труда идет.

    6. У любого товара  есть полезные свойства, т. е. то, для чего его приобретают. Также  есть возможность постоянно менять  один товар на другой.

    7. Деньги существуют  для более быстрого и простого  обмена. Также деньги придуманы  для накопления, но не для того, чтобы наживались ростовщики.

    Самым главным  видом деятельности, по мнению  Ксенофонта, является земледелие. А  вот ремесло совсем не нужно, поэтому надо порицать всех, кто  им занимается или собирается  это делать.

    Также Ксенофонт  считал, что рабство необходимо. Чтобы заставить раба трудиться  усерднее, надо награждать тех, кто  работает лучше, как материально, так и морально, «разжигая» тем самым соперничество между ними.

Информация о работе Натурально-хозяйственные воззрения идеологов Древнего Востока и античности