Натурально-хозяйственные воззрения идеологов Древнего Востока и античности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 20:14, контрольная работа

Описание работы

С появлением первых государственных образований и зарождением различных форм участия государства в хозяйственной жизни, т.е. со времен древних цивилизаций, перед обществом возникло множество насущных проблем, актуальность и важность которых сохраняется до сих пор и едва ли когда будет утрачена. В их числе наиболее значимой была и, очевидно, будет всегда проблема толкования идеальной модели социально-экономического устройства общества на основе логически выверенной систематизации экономических идей и концепций в экономической теории, принимаемой в результате всеобщего одобрения в качестве руководства к действию при осуществлении хозяйственной политики.

Содержание работы

Введение
Древний Египет
Вавилония
2. Экономическая мысль в Древней Индии
3. Экономическая мысль в Древнем Китае
4. Экономическая мысль в Древнем Риме. Учение Катона
5. Учения Ксенофонта
6. Учения Платона
7. Учения Аристотеля
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

контр. раб. по ист. эконом. уч..docx

— 32.12 Кб (Скачать файл)

    Обмен и торговля  уже появились, так же как и  разделение труда, но это пока  еще не стало необходимым средством  для выживания, так как греки  все же опирались на домашнее  хозяйство, особенно в более мелких  городах. По мнению Ксенофонта, разделение  труда могло бы принести больше  выгоды, потому что чем чаще  человек делает одну и ту  же простую работу, тем более  совершенным он становится в  этой области.

    В Древней Греции  жизнь шла по обычаям: профессии  передавались от отца к сыну, и считалось, что они не имеют  права выбирать себе судьбу. Также  сын наследовал все, что было  заработано отцом. Если у отца  был скот, деньги или другие  блага, то люди считали, что сын  получает много благ, хотя Ксенофонт  смотрел на этот вопрос иначе. По его мнению, ничто не является  благом для человека, если он  не умеет правильно распоряжаться  этим. (Корова не сможет быть  постоянно полезной, если не уметь  ее доить, ведь зарезать можно  только раз).

6. Учения Платона

    Платон (428 – 348 гг. до н. э.) – древнегреческий философ, один из первых мыслителей, которые  пытались показать, как должно  выглядеть идеальное государство. Он известен как автор произведений  «Государство» и «Законы». Платон  полагал, что идеальное государство  – это нечто похожее на то, как устроена человеческая душа. По мнению Платона, государством  должны управлять философы, потому  что их главное достоинство  – мудрость. Они составляют первый  класс, второй – это воины, которые  должны следить за порядком  как в самом государстве, так  и на его границах, а третий  – торговцы, ремесленники, крестьяне, которые должны обеспечивать  товарами первые два класса. Он  считал, что землей надо наделить  лишь низший класс, чтобы первые  два не захватили ее как  более умные люди. Платон думал, что самое лучшее – это когда  государством управляет тиран, но  его мысль была опровергнута, когда его самого продали в  рабство. Во многом эта система  напоминает построенную в Древней  Индии – «разбиение» жителей  страны по так называемым кастам. Платон же назвал их классами  и внес свои усовершенствования. По его учению, должны существовать  три класса: философы, воины и  все остальные (горожане и жители  окрестных земель, торговцы, ремесленники, крестьяне).

    Платон первый  классифицировал формы государственного  управления по тому, как в них  соблюдают законы и сколько  человек правит государством. Это  можно представить в виде следующей  таблицы.

    Платон, так же  как и Ксенофонт, считал, что рабство  необходимо, а чтобы раб работал  лучше, его надо поощрять за  трудовые успехи. Также он полагал, что рабы не должны понимать  друг друга, как в библейском  сказании о Вавилонской башне, т. е. общаться на разных языках, чтобы они не смогли договориться  о побеге, или, чего хуже, восстании. Платон полагал, что рабов можно  приравнивать к имуществу.

    Согласно представлениям  Платона, цены на товары должно  устанавливать государство. Он полагал, что деньги могут быть лишь  предметом для накопления, но  отрицательно относился к людям, которые копили деньги или  одалживали их под проценты. В  своем произведении «Законы»  он еще больше критикует ростовщиков, чем в трактате «Государство». Также он говорил, что не следует  что-то делать, если за это будет  заплачено позже, а делать стоит  лишь тогда, когда тебе готовы  сразу заплатить за твои услуги  или товар, пусть даже другим  товаром.

    Самым главным  Платон, как и Ксенофонт, считал  земледелие, а не ремесло и  торговлю. Также он предлагал, чтобы  земля могла переходить по  наследству. Еще Платон практически  требовал, чтобы люди не были  богаче друг друга больше, чем  в 4 раза.

7. Учения Аристотеля

    Аристотель (364 – 322 гг. до н. э.) – философ, ученик  Платона и учитель великого  Александра Македонского, первый  мыслитель, который высказал мнение  о том, что экономика – это  наука о богатстве. Он также  известен нам как автор многих  трудов об идеальном государстве, например таких, как «Политика», «Никомахова этика» и др.

    Аристотель полагал, что свободные люди не должны  ни работать своими руками  на земле, ни заниматься ремеслом, для этого существуют рабы. Он  предполагал, что когда-то рабства  не будет, хотя в своих трудах  оправдывал рабство и считал  его правильным. Аристотель поддерживал  Ксенофонта и Платона в вопросах  о разделении труда (на умственный  и физический) и разделении людей (на свободных и рабов). Еще  он, так же, как и его предшественники, полагал, что земледелие является  главным, если сравнивать его  с ремеслом и торговлей. Практически  так полагали все ученые древности.

    Аристотель в  своих трудах противопоставляет  экономию и хрематистику. Экономика  – приобретение богатств для  совершенно безбедного существования  себя и своей семьи. Хрематистика  – это накопление денег сверх  того, что нужно для проживания  человеку. Мыслитель делил хрематистику  на два вида:

    1) умение сохранить  то, что понадобится после для  экономии (ведения домашнего хозяйства);

    2) накопление всего, в том числе и денег, сверх  меры.

    Он порицал, если  деньги становились самоцелью, а  не средством для достижения  благих целей, особенно у тех, кто занимался коммерческой торговлей  и ростовщичеством. Аристотель в  своих произведениях постоянно  упоминает, что ненавидит ростовщичество. Ведь деньги, по его мнению, существуют  для совершенно других целей (например, для возможности помочь тем, кто  живет не так хорошо). Деньги, по  Аристотелю, появились из-за потребности  торговать более удобным способом, т. е. не выяснять, сколько штук  одного товара возможно поменять  на несколько штук другого  товара. Сама потребность в торговле  возникла из-за разделения труда. Люди стали применять разделение  труда, потому что каждый человек  обладает какими-то способностями  и навыками в большей степени, а другими – в меньшей. Поэтому  древние греки поняли, что поменять  одно на другое гораздо выгоднее, чем самому научиться делать  этот товар столь же искусно.

    Также Аристотель  выдвинул теорию о стоимости  денег и цене, но не закончил  своих исследований в этой  области, так как еще многого  не осознавал. Однако Аристотель  продвинулся гораздо дальше в  своих исследованиях, чем Платон  и Ксенофонт. Также для исследователей  будущих поколений он «составил»  темы, которые всегда будут интересны  людям.

Заключение

Изначально и в течение очень длительного времени в силу объективных причин экономической основой являлся центрально-управляемый тип хозяйства. Рынок (тем более свободный рынок), как производная экономической деятельности и низовая хозяйственная единица, зарождался долго и достаточно мучительно. Для его становления необходимо было очень много факторов, на первый взгляд не связанных с экономикой: развитие государственно-правовой сферы, духовно-ментальной среды, в целом рост цивилизованности личности и общества.

В современной литературе можно встретить различную трактовку основных факторов производства. В целом их выделяют четыре: земля, труд, капитал и менеджмент. Зарождались они в различное время, что было связано с объективным экономическим развитием. Развивались они также по-разному, но всегда в тесной взаимосвязи. Все они разнохарактерные и обладают своей спецификой.

Важную роль в эволюции Востока играли природная среда, сложившиеся традиции и обычаи, жесткая регламентация форм и методов хозяйственной деятельности, обеспечивавшая социальный порядок и нередко тормозившая прогрессивные сдвиги в развитии производства.

Развитие рынка, зарождение рыночного хозяйства и в целом системы свободных рынков исторически показали прямую взаимозависимость социально-политической и экономической сфер. Развитие демократии и демократической системы невозможно при отсутствии системы свободных рынков. Там же, где господствовал центрально-управляемый тип хозяйства, в основе которого лежит отсутствие системы частной собственности (в первую очередь на землю), всегда социально-политическая система проявлялась в форме деспотии.

В ранних цивилизациях, как отмечал А. Маршалл, «влияние экономических факторов оказывается скрытым под поверхностью». Их последствия проявляются не через годы, а через поколения, они трудно уловимы. Производственная деятельность крестьян и ремесленников не должна была отклоняться от установившейся практики. Сложная система правил фактически опутывала каждого, кто обрабатывал землю и «он не мог руководствоваться собственными суждениями и рекомендациями даже в отношении самых заурядных вопросов».

Особенности государственно - регламентирующей системы хозяйственной организации стран Востока нашли отражение в памятниках древности: хрониках, философских трактатах, юридических установлениях. В этих документах зачастую нелегко выделить экономическую составляющую, определить мотивы, которыми руководствовались создатели нормативных положений и законов.

Список литературы

1. Березин И.С. Краткая  история экономического развития / Учебное пособие. М.: Русская Деловая  Литература, 1999, с. 197-243

2. Бор М.З. История мировой  экономики. М.: Дело и Сервис, 1998, с. 93-95

3. Лойберг М.Я. История  экономики. М.: Инфра-М, 1997, с. 92-106

4. История мировой экономики / Под ред.Г.Б. Поляка. М.: ЮНИТИ, 1999, с. 309-420

5. Экономическая история  зарубежных стран / Под ред. В.И. Голубовича. Минск: Экоперспектива, 1998, с. 526-530

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Натурально-хозяйственные воззрения идеологов Древнего Востока и античности