Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 13:24, реферат
Человек издавна стремился создать для себя некоторое целостное представление об окружающем мире, «поднявшись» над теми фрагментарными знаниями, впечатлениями, которые он получает через свои ощущения в процессе повседневной жизни. И хотелось бы выяснить какие были первые взгляды философов на природу и все явления, происходившие вокруг. Какие мысли были у первых философов.
Федеральное агентство железнодорожного транспорта Сибирский государственный университет путей сообщения Кафедра «Философия и культурология» 1
1. Введение 3
2. Милетская школа 4
3. Древнегреческие философы 6
3.1 Фалес Милетский. 6
3.2 Анаксимандр. 7
4. Взгляды древнегреческих философов 8
4.1 Фалес и его вклад в науку. 8
4.2 Мысли Анаксимандра. 10
5. Элейская школа и её представители 13
5.1 Элейская школа 13
5.2 Парменид. 14
5.2 Зенон. 15
6. Гераклит – представитель ионийской школы 16
6.1 Гераклит 16
7. Демокрит 17
7.1 Демокрит и его учения. 17
8. Пифагор 19
8.1 Пифагор и его учения. 19
9. Заключение 20
11. Список использованной литературы 22
Содержание
Имя Фалеса уже в V век до н. э. стало нарицательным для мудреца. «Отцом философии» Фалеса называли уже в древности. Фалес был знатного рода и получил на родине хорошее образование. Собственно милетское происхождение Фалеса ставится под сомнение
Сообщается, что Фалес был торговцем и много путешествовал. Некоторое время жил в Египте, в Фивах и Мемфисе, где учился у жрецов, изучал причины наводнений, продемонстрировал способ измерения высоты пирамид. Считается, что именно он «привез» геометрию из Египта и познакомил с ней греков. Его деятельность привлекла последователей и учеников, которые образовали милетскую (ионийскую) школу, и из которых сегодня наиболее известны Анаксимандр и Анаксимен.
Относительно времени жизни Фалеса существует несколько версий. Наиболее последовательно традиция утверждает, что он родился в период с 35-й по 39-ю олимпиаду, а умер в 58-ю в возрасте 78 или 76 лет, то есть прибл. с 624 по 548 до н. э.. Некоторые источники сообщают, что Фалес был известен уже в 7-ю олимпиаду (752—749 до н. э.); но в целом время жизни Фалеса сводится на период с 640—624 по 548—545 до н. э.
Будучи военным инженером на службе у царя Лидии Крёза, Фалес, чтобы облегчить переправу войска, пустил реку Галис по новому руслу. Неподалеку от г. Мител он спроектировал плотину и водоотводный канал и сам руководил их постройкой. Это сооружение значительно понизило уровень воды в Галисе и сделало возможной переправу войск.
Свои деловые качества Фалес доказал, захватив монополию на торговлю оливковым маслом; однако в биографии Фалеса этот факт имеет эпизодический и, скорее всего, «дидактический» характер. Сочинения Фалеса не сохранились. Традиция приписывает Фалесу два сочинения: «О солнцеворотах» и «О равноденствиях», их содержание известно только в передаче более поздних авторов. Сообщается, что всё его наследие составляло всего 200 стихов, написанных гекзаметром.
Анаксимандр Милетский — древнегреческий философ, представитель милетской школы натурфилософии, ученик Фалеса Милетского и учитель Анаксимена. Автор первого греческого научного сочинения, написанного прозой («О природе», 547 до н. э.). Ввёл термин «закон», применив понятие общественной практики к природе и науке. Анаксимандру приписывают одну из первых формулировок закона сохранения материи.
Анаксимандр впервые ввёл в философию понятие «архэ», лежащего в основе всех вещей первоначала, которым является апейрон – единая, вечная, неопределённая, т. е. бескачественная, материя, порождающая бесконечное многообразие сущего и выделяющая противоположности светлого и тёмного, тёплого и холодного. Апейрон предстаёт нам в виде трёх известных основных субстанций – воды, земли и огня, каковые субстанции находятся в вечной борьбе, однако некий естественный закон (необходимость) не позволяет одной стихии возобладать над другими. Появление понятия апейрона было значительным шагом вперёд в выработке более общего понятия материи по сравнению с отождествлением первовещества с каким-либо одним, конкретным веществом (водой, воздухом), проводимом Фалесом и Анаксименом. Анаксимандр создал одну из первых геоцентрических моделей космоса и положил начало теории небесных сфер. В его космологии Земля представлялась неподвижным цилиндром, на верхней поверхности которого находится обитаемый мир (Ойкумена). Вселенная при этом мыслилась центрально-симметричной, поэтому у находящейся в центре Космоса Земли отсутствует основание двигаться в каком-либо направлении. Анаксимандр оказался, таким образом, первым мыслителем, кто предположил, что Земля свободно покоится в центре мира без опоры (в то время как его учитель Фалес Милетский считал, что Земля покоится на воде).
Анаксимандр учил о бесчисленности возникающих и гибнущих миров. Он составил первую географическую карту, изготовил первые в Греции солнечные часы и астрономические инструменты.
4.1 Фалес и его вклад в науку.
А. Н. Чанышев рассматривает Фалеса двояко: как мудреца и как. Между тем обе стороны жизнедеятельности Фалеса существовали в неразрывной связи. Наиболее многочисленны сообщения о Фалесе как об исследователе природных явлений. По сообщению Геродота, он сумел предсказать солнечное затмение, которое произошло 28 мая 585 г. до н. э. Предсказание же Фалеса было направлено против суеверий: «превращение дня в ночь», произошедшее во время битвы между лидийцами и мидянами, вызвало у них ужас и заставило поспешно заключить мир, между тем оно было предсказано задолго до этого Фалесом с точным указанием времени. Фалес дает объяснение и такому явлению, волновавшему умы и чувства древних греков, как землетрясения.
Философское учение Фалеса: древнее (значительнее и важнее) всего сущего – бог, ибо он не рожден; прекраснее всего – космос, ибо он произведение бога; больше всего – пространство, ибо оно все охватывает; быстрее всего – ум, ибо он все обегает; сильнее всего – необходимость, ибо она всем правит; мудрее всего – время, ибо оно все раскрывает. Все высказывания Фалеса как мудреца имеют общую направленность: сообщить человеку правильный образ жизни, научить его добродетельной жизни.
Собственно философские положения Фалеса содержатся в немногочисленных сообщениях Аристотеля. Первое – «все – из воды», второе – «все полно богов».
Все происходит из воды, вода есть начало и конец Вселенной. Вода с легкостью преображается во все другие тела и принимает многообразие форм. Вода, наконец, первейший элемент из четырех главных элементов. Эта мысль о воде как первопричине всего, как постоянный элемент всех изменений является наиболее достоверной мыслью Фалеса.
Фалес впервые поставил вопрос об источнике единства в многообразии и предположил в качестве такого источника Первовлагу. Вся аргументация была создана последующими интерпретаторами философии Фалеса.
Первый аргумент приводится Аристотелем: «Так, Фалес, родоначальник такого рода философии, считает материальное начало водой ,поэтому он и утверждал, что земля – на воде. Вероятно, он вывел это воззрение из наблюдения, что пища всех существ влажная и что тепло как таковое рождается из воды и живет за счет нее, а «то, из чего все возникает», – это, по определению, и есть начало всех вещей. То есть, если без воды не может жить ни одно существо, то, значит, вода есть основа всего.
Если поставить в центр греческой натурфилософии, начиная с Фалеса, вопрос об изменении и проблему единства в разнообразии, то без понятия энергии как меры движения и внутренней активности обойтись очень трудно. Именно способность Первовлаги внутренним побуждением переходить в самые разнообразные состояния, сохраняясь при этом в качестве первоосновы и не уничтожаясь, делает «воду» Фалеса принципом философского мышления.
Рассматривая учение Фалеса с точки зрения энергетизма, становится возможным логический переход от тезиса «все есть вода» к тезису «все полно богов» и одушевленности мира. Во-первых, признав, что все вещи пронизаны энергиями, уже не кажутся такими абсурдными аргументы в пользу одушевленности предметов природы на основе свойств магнита и янтаря. Во-вторых, интерпретируя тезис «все полно богов» как признание множества форм энергии, которые переходят друг в друга и пронизывают все мироздание, в таком случае взгляды Фалеса нельзя считать пережитками религиозно-мифологического мышления.