Натурфилософия досократиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 13:24, реферат

Описание работы

Человек издавна стремился создать для себя некоторое целостное представление об окружающем мире, «поднявшись» над теми фрагментарными знаниями, впечатлениями, которые он получает через свои ощущения в процессе повседневной жизни. И хотелось бы выяснить какие были первые взгляды философов на природу и все явления, происходившие вокруг. Какие мысли были у первых философов.

Содержание работы

Федеральное агентство железнодорожного транспорта Сибирский государственный университет путей сообщения Кафедра «Философия и культурология» 1
1. Введение 3
2. Милетская школа 4
3. Древнегреческие философы 6
3.1 Фалес Милетский. 6
3.2 Анаксимандр. 7
4. Взгляды древнегреческих философов 8
4.1 Фалес и его вклад в науку. 8
4.2 Мысли Анаксимандра. 10
5. Элейская школа и её представители 13
5.1 Элейская школа 13
5.2 Парменид. 14
5.2 Зенон. 15
6. Гераклит – представитель ионийской школы 16
6.1 Гераклит 16
7. Демокрит 17
7.1 Демокрит и его учения. 17
8. Пифагор 19
8.1 Пифагор и его учения. 19
9. Заключение 20
11. Список использованной литературы 22

Файлы: 1 файл

Referat_po_filosofii.docx

— 61.68 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство железнодорожного транспорта 
Сибирский государственный университет путей сообщения 
Кафедра «Философия и культурология»

 

 

 

 

 

Реферат по теме:

 

Натурфилософия досократиков

 

 

 

 

Проверил доцент

 

Выполнила

студентка гр. МАУ-112

  Черняков А.А.

 

  ________________ Атяничева С. В.

 

 

 

( дата проверки)


 

(дата сдачи на проверку)

 

 

 Краткая рецензия:


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

( запись о допуске к защите)


 

 

 

( оценка по результатам защиты)


 

(подписи преподавателей)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013 год

 

Содержание

 

 

  1. Введение

Человек издавна стремился создать для себя некоторое целостное представление об окружающем мире, «поднявшись» над теми фрагментарными знаниями, впечатлениями, которые он получает через свои ощущения в процессе повседневной жизни. И хотелось бы выяснить какие были первые взгляды философов на природу и все явления, происходившие вокруг. Какие мысли были у первых философов. Этим вопросам будет посвящена моя работа. Философия разрушает традиционную картину мира и создает новое представление о мире как упорядоченном, разумно устроенном космосе, где все совершается закономерно, а не по прихоти всевластных богов или судьбы. Природа как материальный объект – развивающееся образование, обладающее сложной структурой. Основу природы составляют элементарные частицы и поля, образующие космическое пространство, Вселенную.

Взгляд людей на природу приобретал натурфилософический характер. Натурфилософия – умозрительное истолкование природы, опирающееся на понятия, выработанные естествознанием. Под природой философы подразумевали реальность, не зависящую ни от воли людей, ни от их социальных устремлений. Первую группу древнегреческих философов, действовавших как до, так и после Сократа в период с 7 до начала 4в. До н.э называли досократиками. В своих работах почти все досократики уделяли большое внимание природе, космосу. Вопрос о первоначале, о том, из чего все произошло, что является основным принципом мира, и какие принципы или силы определяют его развитие, является основным в онтологии древнегреческих философов, и в этом смысле их философия перекликается с мифологией. Одни философы считали, что основой вещей является чувственно воспринимаемые стихии или определенное вещество – апейрон; другие видели ее в математических атомах; третьи усматривали основу мира в едином, незримом бытии; четвертые считали такой основой неделимые атомы. Помимо вопроса о первооснове почти все досократики обращались к проблеме объяснения природных явлений, а некоторые - и проблеме познания.

  1. Милетская школа

Историю греческой философии принято подразделять на два периода; досократовский (творчество философов, живших до Сократа) и послесократовский. О воззрениях досократиков мы можем судить лишь по немногим сохранившимся фрагментам (от них до нас не дошло ни одного целостного произведения) и позднейшим пересказам. С мыслителями-постсократиками дело обстоит иначе. Их труды сохранились и не только дают возможность детально охарактеризовать построения зрелой греческой философии, но и представляют собой важнейший источник для изучения взглядов ее предшественников - досократиков, которые при этом неизбежно воспринимаются до известной степени по образу и подобию своих духовных наследников.

 Рассмотрим вкратце основные свидетельства, характеризующие досократические школы древнегреческой философии. Их обзор принято начинать с Милетской школы. Сведений о ней сохранилось не так уж много, однако, и того, что известно о трех ее представителях - Фалесе, Анаксимандре и Анаксимене - достаточно, чтобы оценить роль мыслителей-милетцев в том духовном перевороте, результатом которого, собственно, и стало формирование в Элладе философской традиции. Правда, далеко не обо всем в мировоззрении милетцев мы можем судить достоверно. И прежде всего потому, что философию милетской школы уже в древности было принято рассматривать как начало, исходный пункт всей античной философии.

Милет - один из греческих полисов, находившихся на восточной границе эллинской цивилизации, в Малой Азии. Именно здесь переосмысление мифологических представлений о начале мира раньше всего приобрело характер философских рассуждений о том, как многообразие явлений, окружающих нас, возникло из одного источника - изначальной стихии, первоначала - архэ.

Философы Милетской школы стояли у истоков греческой науки: астрономии, биологии, географии, метеорологии, физики и математики. Представления о космогонии, космологии, теологии и физике, прежде в абстрактно-символическом виде распространённые по мифологии и традиции, милетцы перевели в плоскость научного интереса. Ввели первую научную терминологию, впервые стали писать свои сочинения прозой.

Исходя из принципа сохранения: «из ничего не возникает нечто», милетцы полагали единое вечное, бесконечное, «божественное» первоначало видимого многообразия вещей, источник жизни и существования космоса. Таким образом, в основе многообразия явлений они усмотрели некое единое правещество; для Фалеса это — вода, для Анаксимандра — апейрон (неопределённое и беспредельное первовещество), для Анаксимена — воздух. («Воду» Фалеса и «воздух» Анаксимена следует, конечно, понимать условно-аллегорически, как символ комплекса абстрактных свойств такого первовещества.)

Милетская школа рассматривала мир как живое целое; не делала принципиального различия между живым и мёртвым, психическим и физическим; признавала за неодушевлёнными предметами только меньшую степень одушевлённости (жизни). Сама одушевлённость («душа») рассматривалась как «тонкий» и подвижный вид первовещества.

Считается, что милетские философы не были материалистами в современном смысле слова. «Различие между материей и духом в те времена ещё не было установлено, а до тех пор, пока это не сделано, нельзя говорить о материалистах в том же смысле, в каком мы говорим о них сейчас Как пишет Ф. Х. Кессиди, первые греческие философы «не знали ни чисто материального начала, ни чисто идеальной сущности».

 

  1. Древнегреческие философы
    1. Фалес Милетский.

Имя Фалеса уже в V век до н. э. стало нарицательным для мудреца. «Отцом философии» Фалеса называли уже в древности. Фалес был знатного рода и получил на родине хорошее образование. Собственно милетское происхождение Фалеса ставится под сомнение

 Сообщается, что Фалес был торговцем и много путешествовал. Некоторое время жил в Египте, в Фивах и Мемфисе, где учился у жрецов, изучал причины наводнений, продемонстрировал способ измерения высоты пирамид. Считается, что именно он «привез» геометрию из Египта и познакомил с ней греков. Его деятельность привлекла последователей и учеников, которые образовали милетскую (ионийскую) школу, и из которых сегодня наиболее известны Анаксимандр и Анаксимен.

Относительно времени жизни Фалеса существует несколько версий. Наиболее последовательно традиция утверждает, что он родился в период с 35-й по 39-ю олимпиаду, а умер в 58-ю в возрасте 78 или 76 лет, то есть прибл. с 624 по 548 до н. э.. Некоторые источники сообщают, что Фалес был известен уже в 7-ю олимпиаду (752—749 до н. э.); но в целом время жизни Фалеса сводится на период с 640—624 по 548—545 до н. э.

Будучи военным инженером на службе у царя Лидии Крёза, Фалес, чтобы облегчить переправу войска, пустил реку Галис по новому руслу. Неподалеку от г. Мител он спроектировал плотину и водоотводный канал и сам руководил их постройкой. Это сооружение значительно понизило уровень воды в Галисе и сделало возможной переправу войск.

Свои деловые качества Фалес доказал, захватив монополию на торговлю оливковым маслом; однако в биографии Фалеса этот факт имеет эпизодический и, скорее всего, «дидактический» характер. Сочинения Фалеса не сохранились. Традиция приписывает Фалесу два сочинения: «О солнцеворотах» и «О равноденствиях», их содержание известно только в передаче более поздних авторов. Сообщается, что всё его наследие составляло всего 200 стихов, написанных гекзаметром.

 

    1. Анаксимандр.

Анаксимандр Милетский — древнегреческий философ, представитель милетской школы натурфилософии, ученик Фалеса Милетского и учитель Анаксимена. Автор первого греческого научного сочинения, написанного прозой («О природе», 547 до н. э.). Ввёл термин «закон», применив понятие общественной практики к природе и науке. Анаксимандру приписывают одну из первых формулировок закона сохранения материи.

Анаксимандр впервые ввёл в философию понятие «архэ», лежащего в основе всех вещей первоначала, которым является апейрон – единая, вечная, неопределённая, т. е. бескачественная, материя, порождающая бесконечное многообразие сущего и выделяющая противоположности светлого и тёмного, тёплого и холодного. Апейрон предстаёт нам в виде трёх известных основных субстанций – воды, земли и огня, каковые субстанции находятся в вечной борьбе, однако некий естественный закон (необходимость) не позволяет одной стихии возобладать над другими. Появление понятия апейрона было значительным шагом вперёд в выработке более общего понятия материи по сравнению с отождествлением первовещества с каким-либо одним, конкретным веществом (водой, воздухом), проводимом Фалесом и Анаксименом. Анаксимандр создал одну из первых геоцентрических моделей космоса и положил начало теории небесных сфер. В его космологии Земля представлялась неподвижным цилиндром, на верхней поверхности которого находится обитаемый мир (Ойкумена). Вселенная при этом мыслилась центрально-симметричной, поэтому у находящейся в центре Космоса Земли отсутствует основание двигаться в каком-либо направлении. Анаксимандр оказался, таким образом, первым мыслителем, кто предположил, что Земля свободно покоится в центре мира без опоры (в то время как его учитель Фалес Милетский считал, что Земля покоится на воде).

Анаксимандр учил о бесчисленности возникающих и гибнущих миров. Он составил первую географическую карту, изготовил первые в Греции солнечные часы и астрономические инструменты.

 

  1. Взгляды древнегреческих философов

4.1 Фалес и его вклад в науку.

А. Н. Чанышев рассматривает Фалеса двояко: как мудреца и как. Между тем обе стороны жизне­деятельности Фалеса существовали в неразрывной связи. Наиболее многочисленны сообщения о Фалесе как об исследователе природных явлений. По сообщению Геродота, он сумел предсказать солнечное затмение, которое произошло 28 мая 585 г. до н. э. Предсказание же Фалеса было направлено против суеверий: «превращение дня в ночь», произошедшее во время битвы между лидийцами и мидянами, вызва­ло у них ужас и заставило поспешно заключить мир, между тем оно было предсказано задолго до этого Фалесом с точным указа­нием времени. Фалес дает объяснение и такому явлению, волновавшему умы и чувства древних греков, как землетрясения.

Философское учение Фалеса: древнее (значительнее и важнее) всего сущего – бог, ибо он не рожден; прекраснее всего – космос, ибо он произведение бога; больше всего – пространство, ибо оно все охватывает; быстрее всего – ум, ибо он все обегает; сильнее всего – необходимость, ибо она всем правит; мудрее всего – время, ибо оно все раскрывает. Все высказывания Фалеса как мудреца имеют общую направленность: сообщить человеку правильный образ жизни, научить его доброде­тельной жизни.

Собственно философские положения Фалеса содержатся в не­многочисленных сообщениях Аристотеля. Первое – «все – из воды», второе – «все полно богов».

Все происходит из воды, вода есть начало и конец Вселенной. Вода с легкостью преображается во все другие тела и принимает многообразие форм. Вода, наконец, первейший элемент из четырех главных элементов. Эта мысль о воде как первопричине всего, как постоянный элемент всех изменений является наиболее достоверной мыслью Фалеса.

Фалес впервые поставил вопрос об источнике единства в многообразии и предположил в качестве такого источника Первовлагу. Вся аргументация была создана последующими интерпретаторами философии Фалеса.

Первый аргумент приводится Аристотелем: «Так, Фалес, родоначальник такого рода философии, считает материальное начало водой ,поэтому он и утверждал, что земля – на воде. Вероятно, он вывел это воззрение из наблюдения, что пища всех  существ влажная и что тепло как таковое рождается из воды и живет за счет нее, а «то, из чего все возникает», – это, по определению, и есть начало всех вещей. То есть, если без воды не может жить ни одно существо, то, значит, вода есть основа всего.

Если поставить в центр греческой натурфилософии, начиная с Фалеса, вопрос об изменении и проблему единства в разнообразии, то без понятия энергии как меры движения и внутренней активности обойтись очень трудно. Именно способность Первовлаги внутренним побуждением переходить в самые разнообразные состояния, сохраняясь при этом в качестве первоосновы и не уничтожаясь, делает «воду» Фалеса принципом философского мышления.

Рассматривая учение Фалеса с точки зрения энергетизма, становится возможным логический переход от тезиса «все есть вода» к тезису «все полно богов» и одушевленности мира. Во-первых, признав, что все вещи пронизаны энергиями, уже не кажутся такими абсурдными аргументы в пользу одушевленности предметов природы на основе свойств магнита и янтаря. Во-вторых, интерпретируя тезис «все полно богов» как признание множества форм энергии, которые переходят друг в друга и пронизывают все мироздание, в таком случае взгляды Фалеса нельзя считать пережитками религиозно-мифологического мышления.

Информация о работе Натурфилософия досократиков