- Демокрит
- Демокрит и его учения.
Последним и наиболее совершенным
творением, которое дала древнегреческая
философия природы, был атомизм. В античности
он был основным проявлением материалистического
взгляда на мир. Традиционное возникновение
античного атомизма связывают с именем
Демокрита. Демокрит, кроме того, исследовал
и природу Микрокосмоса, продолжая иметь
в виду подобие последнего и Макрокосма.
Поэтому несмотря на то, что Демокрит не
намного старше Сократа, и то, что его круг
интересов несколько шире традиционной
"досократической" проблематики
(например, его попытки объяснить сновидения,
его теории цвета и зрения не имеют прямых
аналогов в раннее греческой философии),
Демокрит – все-таки досократик. Концепцию
древнегреческого атомизма часто квалифицируют
как "примирение" взглядов Гераклита
и Парменида: существуют атомы и пустота,
в которой атомы движутся и "сцепляясь"
друг с другом, образуют вещи. То есть мир
текуч и изменчив, бытие вещей множественно,
но сами атомы – неизменны. "Ни одна
вещь не происходит попусту, но все в силу
причинной связи и необходимости", –
учили атомисты и демонстрировали тем
самым философский фатализм: отождествив
причинность и необходимость (в действительности
причинность лежит в основе необходимости,
но не сводится к ней; у случайных же явлений
есть причины), они сделали вывод об этом;
одно единичное с необходимостью вызывает
другое единичное и то, что нам кажется
случайным, перестанет казаться таковым,
как только мы раскроим его причину. Таким
образом, фатализм не оставляет места
случайности.
Человека Демокрит определял
как "животное, от природы способное
ко всякому учению и имеющее помощником
во всем руки, рассудок и умственную гибкость".
Человеческая душа – это совокупность
атомов; необходимое условие жизни дыхание,
которое атомизм принимал как обмен атомов
души со средой. Поэтому душа смертна:
выдох означает, что душа стремится покинуть
тело и частично из него "вырывается",
но при вдохе атомы души возвращаются
обратно в тело. выдох же без вдоха и есть
смерть: покинув тело, атомы души рассеиваются
в воздухе, а никакого "загробного"
мира существования души согласно атомизму
нет и быть не может.
Демокрит различает два вида
существования: то, что существует "в
действительности", и то что существует
"в общем мнении". К первому виду существования
Демокрит относит только атомы и пустоту,
которые не имеют "чувственных" качеств.
Чувственные же качества и представляют
собой то, что существует "в общем мнении"
– цветовые, вкусовые и т.п. качества. Однако
подчеркивая, что чувственная качественность
возникает не только в мнении, но в общем
мнении, Демокрит считает эту качественность
не индивидуально-субъективной, а общечеловеческой
и объективность чувственных качеств
имеет свою основу в формах, в величинах,
в порядках и в положении атомов. Тем самым
утверждается, что чувственная картина
мира не произвольна: одинаковые атомы
при воздействии на нормальные человеческие
органы чувств всегда порождают одни и
те же ощущения. Отношение чувственных
качеств к атомам однозначно и в этом смысле
истинно, но тем не менее Демокрит различал
познание "темное" (посредством чувства
называет этот вид познания "незаконнорожденным")
и "истинное" (посредством мысли,
"законнорожденное" познание), то
есть Демокрит подчеркивает, что атомы
и пустота как первоначала мира лежат
за пределами чувственного познания, и
открыть их можно лишь в результате напряженного
размышления. Однако, Демокрит не противопоставляет
"темное" познание "истинному",
говоря о том, что такое размышление должно
опираться на эмпирические наблюдения.
Вместе с тем Демокрит осознавал сложность
и трудность процесса достижения истины:
"Действительность – в пучине"; поэтому
субъектом познания может быть лишь мудрец:
"Мудрец – мера всех существующих вещей,
а при помощи разума – мера умопостигаемых
вещей".
8. Пифагор
8.1 Пифагор
и его учения.
Пифагор связал математику
с мистикой. Он считал, что "все вещи
суть числа", "самое мудрое – число",
и оно управляет всеми вещами. Пифагор
пришел к этому выводу так: проходя мимо
кузницы, он заметил, что совпадающие удары
неодинаковых по весу молотов создают
различные простейшие созвучия. Но вес
молотов можно измерить, и отношение их
масс будет выражено каким-то числом. Качественное
явление определяется через количественное,
а значит, число управляет всеми вещами,
в том числе и духовными. Отсюда положения
Пифагора, что «справедливость есть число,
помноженное на само себя», а «душа есть
гармония» (гармония понималась как отношение
чисел). По Пифагору все числа обладают
формой; они бывают продолговатыми, треугольными,
пирамидальными, числа горстей гальки
(т.е., дроби) и т.д.
Пифагорейцы считали, что в
основе мироздания лежит число; в основе
сущего - единица, монада; все есть совокупность
единиц. Космос был упорядочен числом.
Пифагор так же учил о «гармонии
небесных сфер». Каждая планета, двигаясь
вокруг земли по эфиру, издает звук особой
высоты; совместно же они образуют мелодию,
слышать которую мог лишь Пифагор, будто
бы обладавший особым слухом. Пифагор
приписывал себе полубожественный характер,
утверждая, что он – Эльфиат (сын Гермеса),
родившийся через несколько поколений.
Он также подразделял разумных существ
на три вида: "…люди, боги и существа,
подобные Пифагору". Последние, по его
словам, происходили из семени лучшего,
чем человеческое. Платон утверждал, что
душа бессмертна и что она способна переселяться
в "другие виды животных".
- Заключение
Сказанное позволяет сделать
вывод о некоторых общих чертах древнегреческой
философии первого (досократовского) этапа.
Во-первых, эта философия возникла
и развивалась в тесной связи с зачатками
конкретных знаний о природе. Первые древнегреческие
философы были одновременно и естествоиспытателями.
Они делали попытки научно объяснить происхождение
Земли, Солнца, звезд, животных, растений
и человека.
Во-вторых, в этот период были
высказаны интересные идеи о бытии, первооснове,
движении, материи, познании, которые определили
основные направления философствования
на достаточно длительный последующий
период.
В-третьих, спецификой древнегреческой
философии в ее начальный период является
стремление понять сущность природы, мира
в целом, космоса, т.е. космогонизм.
Греческую философию в целом
можно рассматривать как попытку найти
исходную причину или причины мира. Досократики,
как правильно заметил Аристотель, занимались
исследованием материальной причины,
искали Urstoff (исходный элемент) мира, то
есть элемент, который остается постоянным
в непрерывных изменениях. Платон, однако,
придавал особое значение Идеям как образцам,
то есть идеальной сверхматериальной
реальности, признавая в то же самое время
существование действующей причины, Ума
и Души, что явилось развитием идеи, высказанной
досократиком Анаксагором. Не позабыл
Платон, что бы там ни говорил Аристотель,
и о конечной цели, ибо образцы являются
одновременно и конечными причинами –
они не только Идеи, но и Идеалы. Бог создал
мир с определенной целью – эта мысль
четко сформулирована в «Тимее». Однако
Платон не смог избежать дихотомии между
образцовой и действующей причинами (по
крайней мере, это следует из его слов,
а у нас нет достаточных оснований безоговорочно
утверждать, что ему удалось согласовать
две «последние» причины), а в окружающем
мире не учел действия имманентной формальной
причины, что сделал Аристотель. Аристотель
создал стройную теорию имманентных формальной
и материальной причин, действующих в
нашем мире, однако не уделил достаточного
внимания действующей и образцовой причинам.
Бог, по мнению Аристотеля, представляет
собой конечную цель, однако, поскольку
философ не объяснил, как согласовать
неизменность и самодостаточность Бога
с действующей причиной, он не смог объяснить
и саму эту причину. Вне всякого сомнения,
он был уверен, что осуществление конечной
причинности Неподвижным Двигателем совпадает
с действующей причинностью, но это значит,
что для Аристотеля мир является не только
вечным, но и онтологически независимым
от Бога; вряд ли можно считать, что Неподвижный
Двигатель мог создать мир через неосознанное
приведение в действие конечной причинности.
- Список использованной
литературы
- Брокгауз Ф.А. Энциклопедический
словарь. 1890-1907. Ф. А. Брокгауз., И. А. Ефрон.- Санкт-Петербург.
- Фалес Милетский. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki.
- Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981. С. 122, 126–127.
- Лебедев А. В. Фалес и Ксенофан (Древнейшая фиксация космологии Фалеса) // Античная философия в интерпретации буржуазных философов. — М., 1981.
- Фалес: мудрец и натурфилософ.[Электронный ресурс].- Режим
доступа: http://philosophystorm.org/marall/1644.
- Анаксимандр Милетский. [Электронный
ресурс].- Режим доступа: http://space.rin.ru/articles/html/373.html
- Элейская школа. Универсальная
научно-популярная онлайн-энциклопедия Кругосвет [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.krugosvet.ru
- «Философия» Рузавина Г. И., Ляшенко В. П., Митрошенкова О. А.