Натурфилософия Ф.В. Шеллинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 10:32, реферат

Описание работы

Философия Шеллинга не представляет собой вполне объединённого и законченного целого, а скорее несколько систем, последовательно развитых им в течение жизни. Не следует, однако, думать, чтобы эти системы вовсе не были связаны между собой. Напротив, мировоззрение Шеллинга развивалось органически, как бы порождая новые отпрыски из одного главного ствола. Переходя от исследования одной области к другой, Шеллинг обыкновенно заботился о приведении этих различных отделов в гармоническое, освобожденное от противоречий, единство.

Содержание работы

Общая характеристика творческих периодов.
Первый период.
Второй период
Основной принцип натурфилософии Шеллинга
3.2 Первая задача натурфилософии
3.3 Переход от неорганической к органической природе
3.4 Влияние натурфилософии
Третий период
4.1 Связь натурфилософии и субъективного идеализма Фихте
4.2 Философия тождества
5. Значение философии Шеллинга

Файлы: 1 файл

философия реферат.docx

— 43.95 Кб (Скачать файл)

Натурфилософское  исследование, по Шеллингу, коренным образом  отличается от эмпирического. Натуралист исследует природу с её внешней стороны, как готовый внешний предмет; при таком исследовании сама сущность её остается скрытой и неисследованной. Натурфилософ представляет природу не как нечто данное, но как изнутри образующийся объект. Он заглядывает в самую глубину этого творческого процесса и открывает во внешнем объекте внутренний субъект, то есть духовное начало. «Настало время, — говорит по этому поводу Шеллинг, — когда может быть восстановлена философия Лейбница». Поскольку натурфилософия постигает сущность этого внутреннего начала природы, она может конструировать развитие природы a priori. Конечно, в этом построении ей приходится проверять себя данными внешнего опыта. Но опыт сам по себе выражает только случайное, а не внутренне необходимое.

 

3.2 Первая задача натурфилософии

 

Простейшим  проявлением природы является материя. Первая задача натурфилософии состоит  в конструировании материи, как  пространственно-трёхмерного феномена, из внутренних сил природы. Так как  материю и все её свойства Шеллинг  сводит всецело на соотношение первичных  сил, то это конструирование он называет общей дедукцией динамического  процесса. Шеллинг категорически  отрицает атомистическую или корпускулярную теорию. В основу динамического процесса он полагает две самые общие и  первоначальные силы: притяжение и  отталкивание.

В самом конструировании  материи он отмечает три момента.

Первый  состоит в равновесии двух противоположных  сил в одной точке; в обе  стороны от этой точки идет возрастание  противоположно направленных сил. Такое  соотношение сил есть магнетизм. В конструировании материи магнетизм обнаруживается как линейная сила и обуславливает собой первое пространственное измерение.

Вторым  моментом является разделение сил, связанных  в первом в одной точке. Такое  разделение делает возможным распространение  сил притяжения и отталкивания под  углом к первоначальной линии  магнетизма. Этим моментом обуславливается  образование второго измерения. Ему соответствует сила электричества. Если магнетизм следует назвать  линейной силой, то электричество есть сила поверхностная.

Синтез  магнетизма и электричества образует третий момент, в котором линия  магнетизма пересекает поверхность  распространения электричества. В результате конструируются все три пространственные измерения.

Границы материальных предметов суть не что иное, как  границы действия сил притяжения и отталкивания. Но этих сил мало, чтобы образовать непроницаемое  тело. Как границы тела, так и  его внутреннее строение состоят  из фиксированных точек притяжения и отталкивания. Эта фиксация производится третьей общей силой, которая  синтезирует в каждой точке тела две противоположные силы. Эту  третью силу, пронизывающую насквозь и во всех направлениях динамическое строение тела, Шеллинг называет тяжестью. От неё зависит плотность тела. Среди сил природы ей соответствует  сила химического сродства. Тяжесть  есть сила, конструирующая материю  в её последнем моменте, определенно  связывая все силы притяжения и отталкивания. Химическое cродство обнаруживается уже на образовавшейся материи тоже как синтезирующая сила, заставляющая разнородные тела проникать друг в друга и создавать новые качественно различные виды материи. Описанный порядок конструирования материи не следует понимать в смысле временного порядка.

Это идеальные  и безвременные моменты, открываемые  лишь интроспективным анализом динамической природы материи. Динамические процессы, конструирующие видимую материю, Шеллинг  называет процессами первого порядка  или продуктивной природой в первой потенции. Процессы эти недоступны опыту, так как они предшествуют образованию материи. Только процесс  третьего момента (тяжесть), совпадающий  с появлением материи, обнаруживается и в опыте. Всем этим процессам  соответствуют такие же процессы, совершающиеся уже в образовавшейся материи. Это процессы второго порядка или продуктивная природа во второй потенции.

Здесь мы имеем  дело с теми явлениями магнетизма и электричества, которые нам  известны в опыте. Тяжести во второй потенции соответствует химизм. Сила тяжести обуславливает образование  тела, как наполняющего пространство и делающего его непроницаемым. Ей противополагается деятельность второй потенции, делающая пространство проницаемым, что происходит через разрушение синтеза сил притяжения и отталкивания. Эта реконструирующая сила, вносящая жизнь в застывшие и омертвелые формы, называется светом. Деятельность магнетизма, электричества и химизма соединяется в одной общей деятельности — гальванизме.

 

3.3 Переход от неорганической к органической природе

 

В гальванизме  Шеллинг видел центральный процесс  природы, представляющий переходный феномен  от неорганической к органической природе. Соответственно трем основным деятельностям неорганической природы (магнетизм, электричество и химизм) Шеллинг устанавливает (под влиянием Кильмейера) три основные деятельности органической природы:

  • чувствительность,
  • возбудимость и
  • производительную силу.

 

3.4 Влияние натурфилософии

 

Натурфилософия  Шеллинга, сравнительно с другими  периодами его философской деятельности, имела наибольшее влияние и успех; в ней находили удовлетворение люди самых различных интересов. Для  представителей естественных наук натурфилософия являлась системой, обнаруживающей внутреннюю природу явлений, совершенно не поддающуюся  эмпирическому исследованию и объяснению. Единство всех сил природы, их внутреннее родство и связь, постепенное развитие природы по ступеням неорганического и органического мира — вот основные идеи Шеллинга, вносившие и поныне вносящие свет во все области естественноисторического исследования. И если натурфилософия Шеллинга, взятая в целом, не могла быть включена в содержание наук, то влияние её основных идей и принципов на последующее развитие различных областей знания было далеко не эфемерное.

Под несомненным  влиянием Шеллинга в 1820 году Эрстедом был открыт электромагнетизм. Между  сотрудниками и последователями  Шеллинга в этом периоде выдаются геолог Стеффенс, биолог Окен, сравнительный анатом К.Г. Карус, физиолог Бурдах, патолог Кизер, физиолог растений Несс фон Эзенбек, медики Шельвер и Вальтер, психолог Шуберт.

Особенно  сильно сказалось влияние натурфилософии Шеллинга на медицину. Натурфилософский принцип раздражимости оказался совершенно совпадающим с популярной в то время теорией Броуна. Под  влиянием двух приверженцев Шеллинга — Рошлауба и Маркуса в Бамберге — появилась целая плеяда молодых медиков, увлекавшихся идеями Шеллинга и проводивших их в своих диссертациях. По вине ли этих ревностных последователей или вследствие невыработанности в то время собственных воззрений Шеллинга — его идеи получили в медицинских диссертациях довольно юмористическое воспроизведение. В них говорилось, что «организм стоит под схемой кривой линии», что «кровь есть текучий магнит», «зачатие — сильный электрический удар» и т. п. Как и следовало ожидать, враги Шеллинга не замедлили воспользоваться удобным случаем и отнести все эти нелепости на счет самого Шеллинга.

Не менее  сильный энтузиазм вызвала натурфилософия Шеллинга в среде представителей искусства. Философия, открывавшая  душу во всех проявлениях живой и  мертвой природы, усматривавшая  таинственные связи и соотношения  между самыми разнообразными её проявлениями и, наконец, сулившая новые и неизведанные формы жизни в бесконечном  процессе бытия, — была, конечно, сродни порывам романтического чувства  и фантазии современников Шеллинга. Если дозволительно применять общелитературные характеристики к философским системам, то мировоззрение Шеллинга имеет преимущественное право называться философией романтизма.

Основной  темой натурфилософии Шеллинга было развитие природы, как внешнего объекта, от низших ступеней до пробуждения  в ней интеллигенции. В истории  этого развития разрешается, однако, лишь одна сторона общефилософской  проблемы о соотношении объективного и субъективного, а именно вопрос о переходе объективного в субъективное. Остается неразрешенной другая сторона, касающаяся обратного возникновения объективного в субъективном. Как приходит интеллигенция к воспроизведению природы и как вообще мыслимо это согласование познавательного процесса с объективным развитием природы — вот вопросы, являющиеся темой одного из наиболее законченных сочинений Шеллинга: «System des transcendentalen Idealismus», относящегося к переходному периоду от натурфилософии к философии тождества.

 

4. Третий период

 

Система трансцендентального  идеализма делится, наподобие трёх критик Канта, на три части:

  •  в первой, теоретической, исследуется процесс объективации, происходящий путем воспроизведения разумом природы объективного;
  •  во второй, практической, — создание объективного в свободном действии;
  •  в третьей, эстетической, — процесс художественного творчества, в котором противоположность теоретического и практического начала находит свой высший синтез.

Органом трансцендентального  исследования Шеллинг считает интеллектуальную интуицию, то есть способность к  внутреннему усмотрению своих собственных  актов. В интеллектуальной интуиции интеллигенция непосредственно  усматривает свою собственную сущность. В развитии объективного Шеллинг различает три эпохи, в которых интеллигенция последовательно переходит от смутного и связанного состояния к свободному волевому акту.

  • Первая эпоха начинается с возникновения ощущения. Ощущение обусловлено собственным самоограничением, полаганием предела своему «я». Оно есть сознание этого ограничения, представляющегося для сознания как что-то внешнее.
  • Ощущение, сознанное как внешний объект, явственно различаемый от субъекта, превращается в продуктивное созерцание, знаменующее собой вторую эпоху.
  • Третью эпоху составляет рефлексия, то есть свободное рассмотрение продуктов созерцания, обращающееся по произволу от одного объекта к другому.

Этот ход  развития объективного в сознании вполне соответствует, по Шеллингу, развитию природы, открываемому в натурфилософии. Как здесь исходным пунктом является самоограничение, так там динамический процесс возникает из ограничения отталкивающей силы притягательной. В одном случае продуктом является ощущение, в другом — материя. Подобным образом все ступени познания соответствуют ступеням природы. Причина этого соответствия и совпадения лежит в том, что оба процесса коренятся в одной и той же сущности и в известном смысле идентичны. Возможность свободного действия обусловлена способностью абсолютно абстрагироваться от всех объектов. При посредстве этого абстрагирования «я» сознает себя как самостоятельное, самодеятельное начало. Возникающая при этом деятельность практического «я» становится целеположной. Волевая деятельность направляется на внешние нам индивидуальности. В этом взаимоотношении с другими существами она и получает свое разнообразное содержание.

Трансцендентальный  идеализм приводит Шеллинга к пониманию  исторического процесса, как осуществления  свободы. Однако поскольку здесь  имеется в виду свобода всех, а  не отдельных индивидуумов, это осуществление  имеет своим ограничением правовой порядок. Созидание такого правового  порядка совмещает в себе свободу  и необходимость. Необходимость  присуща бессознательным факторам исторического процесса, свобода  — сознательным. Оба процесса ведут  к одной и той же цели. Совпадение необходимого и свободного в осуществлении  мировой цели указывает на то, что  в основе мира лежит некоторое  абсолютное тождество, которое и  есть Бог.

Участие божественной силы в историческом процессе проявляется  трояко:

  • прежде всего в виде слепой силы рока, властвующего над людьми; таков первый фаталистический период, отличающийся трагическим характером.
  • Во втором периоде, к которому относится и современность, властвующим принципом является механическая закономерность. § В третьем периоде божественная мощь проявится как провидение. «Когда наступит этот период, тогда будет и Бог» — загадочно утверждает Шеллинг.

Если в  истории абсолютное совпадение необходимого и свободного существует только в  Боге, то в искусстве это же совпадение имеет место в творчестве художника. Художественное творчество, представляя  собой планомерный акт, совершается  так же бессознательно и необходимо, как и процесс природы. Такая  необходимость является для художника  чем-то вроде роковой судьбы —  но эта судьба, этот рок и есть его гений. В искусстве развитие самосознанияполучает свое завершение.

  • В первой, теоретической, стадии оно является миросозерцающим,
  • во второй, практической, — мироупорядочивающим,
  • в третьей, художественной, оно обнаруживается как творящее мир.

Открываемая Шеллингом аналогия между художественным творчеством и мировой историей дает возможность нового эстетического  обоснования космологии. При этом мир понимается как продукт художественного  творчества Бога, и, наоборот, всякое произведение искусства — как своего рода микрокосм. Эта эстетическая точка зрения получила впоследствии талантливое, но весьма одностороннее  развитие в философии мировой  фантазии Фрошаммера.

 

4.1 Связь натурфилософии и субъективного  идеализма Фихте

 

Первые наброски натурфилософии Шеллинга находились в  тесной связи с субъективным идеализмом Фихте. Задачей Шеллинга было, между  прочим, конструировать природу из трансцендентальных условий познания. Если эта задача фактически получила лишь кажущееся разрешение, то, во всяком случае, Шеллинг признавал такое конструирование вполне возможным. По мере развития натурфилософии её отношение к точке зрения Фихте существенно изменялось. Понимание природы, как объекта, существующего лишь в сознании, то есть как чисто феноменальной действительности, сменилось взглядом на природу, как на нечто сущее вне сознания и до сознания. Напротив, само сознание получило значение чего-то вторичного, появляющегося лишь на известной стадии развития природы. Кроме значения субъективного феномена, понятие природы получило смысл совершенно самостоятельного объекта. Таким образом точка зрения Шеллинга начала противополагаться субъективному идеализму Фихте, как объективный идеализм.

Информация о работе Натурфилософия Ф.В. Шеллинга