Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 10:47, доклад
Термин «парадигма» происходит от греческого «paradeigma» — пример, образец и означает совокупность явных и неявных (и часто не осознаваемых) предпосылок, определяющих научные исследования и признанных на данном этапе развития науки. Это понятие, в современном смысле слова, введено американским ученым Томасом Куном. Согласно Т. Куну парадигма — это то, что объединяет членов научного сообщества и, наоборот, научное сообщество состоит из людей, признающих определенную парадигму. Как правило, парадигма фиксируется в учебниках, трудах ученых и на многие годы определяет круг проблем и методов их решения в той или иной области науки, научной школе.
Термин «парадигма» происходит от греческого «paradeigma» — пример, образец и означает совокупность явных и неявных (и часто не осознаваемых) предпосылок, определяющих научные исследования и признанных на данном этапе развития науки.
Это понятие, в современном смысле слова, введено американским ученым Томасом Куном. Согласно Т. Куну парадигма — это то, что объединяет членов научного сообщества и, наоборот, научное сообщество состоит из людей, признающих определенную парадигму. Как правило, парадигма фиксируется в учебниках, трудах ученых и на многие годы определяет круг проблем и методов их решения в той или иной области науки, научной школе.
Он считал, что научное знание развивается скачкообразно, посредством научных революций. Любой критерий имеет смысл только в рамках определённой парадигмы, исторически сложившейся системы воззрений. Наиболее известной работой Томаса Куна считается — «Структура научных революций» (The Structure of Scientific Revolutions, 1962), в которой рассматривается теория, что науку следует воспринимать не как постепенно развивающуюся и накапливающую знания по направлению к истине, но как явление, проходящее через периодические революции, называемые в его терминологии «сменами парадигм» (англ. Paradigm shift).
Этапы в развитии научной дисциплины: — допарадигмальный (предшествующий установлению парадигмы); — владычества парадигмы (т. н. «нормальная наука»); — кризис нормальной науки; — научной революции, заключающейся в смене парадигмы, переходе от одной к другой.
Допарадигмальный период в развитии науки характеризуется наличием большого числа школ и различных направлений. Каждая школа по-своему объясняет различные явления и факты, лежащие в русле конкретной науки, причем в основе этих интерпретаций могут находиться различные методологические и философские предпосылки. В качестве примера можно рассмотреть историю физической оптики. От глубокой древности до конца XVII века не было периода, для которого была бы характерна единственная и общепринятая в научном сообществе точка зрения на природу света. Вместо этого было множество противоборствующих школ, большинство из которых придерживалось какой-либо разновидности теории Эпикура, Аристотеля или Платона. Одно из направлений рассматривало свет как частицы, испускаемые материальным телом; для другого свет был модификацией среды, находящейся между этим телом и человеческим глазом; кроме того, свет объяснялся в терминах взаимодействия среды с излучением самих глаз. Хотя представители всех этих школ физической оптики до Ньютона были учеными, результат их деятельности нельзя в полной мере назвать научным. Не имея возможности принять какую-либо общую основу для своих убеждений, представители каждой школы пытались строить свою собственную физическую оптику заново, начиная с наблюдений.
Допарадигмальный период, по мнению Куна, характерен для зарождения любой науки. Ситуация, описанная выше, типична в развитии каждой науки, прежде чем эта наука выработает свою первую всеми признанную теорию вместе с методологией исследований -- то, что Кун называет парадигмой. На ранних стадиях развития любой науки различные исследователи, сталкиваясь с одними и теми же категориями явлений, далеко не всегда одинаково описывают и интерпретируют одни и те же явления.
На смену допарадигмальной науки приходит, по мнению Куна, нормальная наука. Нормальная наука характеризуется тем, что в данный момент в ней существует не более одной общепринятой парадигмы. Первоначальные расхождения, характерные для ранних стадий развития науки, с появлением общих теоретических и методологических предпосылок и принципов постепенно исчезают, сначала в весьма значительной степени, а затем и окончательно. Более того, их исчезновение обычно вызвано триумфом одной из допарадигмальных школ.
Период нормальной науки сменяется периодом кризиса, который либо разрешается методами нормальной науки, либо приводит к научной революции, которая заменяет парадигму. С полной или частичной заменой парадигмы снова наступает период нормальной науки.
"Нормальной
наукой" Кун называет исследование,
прочно опирающееся на одно
или несколько прошлых научных
достижений, которые в течение
некоторого времени признаются
определенным научным
По мнению Куна, "три класса проблем -- установление значительных фактов, сопоставление фактов и теории, разработка теории -- исчерпывают... поле нормальной науки, как эмпирической, так и теоретической"2. Существуют также экстраординарные проблемы, но они возникают лишь в особых случаях, к которым приводит развитие нормального научного исследования.
Понятие "нормальной науки", введенное Куном, подверглось острой критике сторонниками критического рационализма во главе с Карлом Поппером. Поппер согласен с тем, что нормальная наука существует, но если Куну этот феномен представляется как нормальный, то Поппер в работе "Нормальная наука и ее опасности" (1970) рассматривает его как опасный для науки в целом.
В критике понимания Куном нормальной науки можно выделить два направления. Во-первых, полное отрицание самого существования нормальной науки. С этой точки зрения наука никогда бы не сдвинулась с места, если бы основной деятельностью ученых была нормальная наука, как ее представляет Кун. Сторонники этого направления в критике Куна полагают, что нормальной науки, предполагающей только кумулятивное накопление знания, вообще не существует; что из нормальной науки Куна не может вырасти революции. "Нормальная наука" отождествляется с теоретическим застоем или стагнацией в науке.
Второе направление
в критике нормальной науки представлено
К.Поппером. Он признает существование
нормальной науки, но вместе с тем
принижает ее роль. Нормальная наука
Куна, как считает Поппер, представляет
опасность для самого существования
науки. "Нормальный" ученый вызывает
у Поппера чувство жалости: он
не привык к критическому мышлению.
На самом деле, хотя ученый и работает
обычно в рамках какой-то теории, при
желании он может в любой момент
выйти за эти рамки. Неверно, однако,
на этом основании говорить об истории
науки как о непрерывной
Действительно,
в понимании Куна "самая удивительная
особенность проблем нормальной
науки... состоит в том, что они
в очень малой степени
Таким образом,
нормальная наука предстает у
Куна как "решение головоломок".
Ученый, который преуспеет в этом,
становится специалистом своего рода
по решению задач-головоломок, и
стремление к разрешению все новых
и новых задач-головоломок
Согласно
Куну, научная революция происходит
тогда, когда учёные обнаруживают аномалии,
которые невозможно объяснить при
помощи универсально принятой парадигмы,
в рамках которой до этого момента
происходил научный прогресс. С точки
зрения Куна, парадигму следует
Смена парадигм. Конфликт парадигм, возникающий в периоды научных революций, — это, прежде всего, конфликт разных систем ценностей, разных способов решения задач-головоломок, разных способов измерения и наблюдения явлений, разных практик, а не только разных картин мира.)))
Для любых парадигм можно найти аномалии, по мнению Куна, которые отметаются в виде допустимой ошибки либо же просто игнорируются и замалчиваются (принципиальный довод, который использует Кун для отказа от модели фальсифицируемости Карла Поппера как главного фактора научного достижения). Кун считает, что аномалии скорее имеют различный уровень значимости для учёных в отдельно взятое время.
Когда накапливается
достаточно данных о значимых аномалиях,
противоречащих текущей парадигме,
согласно теории научных революций,
научная дисциплина переживает кризис.
В течение этого кризиса
Увеличение
конкурирующих вариантов, готовность
опробовать что-либо ещё, выражение
явного недовольства, обращение за
помощью к философии и
Следующие события попадают под определение кунновской смены парадигм:
Смена птолемеевской космологии коперниковской.
Объединение предприятий классической физики Ньютоном в связанное механистическое мировоззрение.
Замена максвелловского электромагнетического мировоззрения эйнштейновским релятивистским мировоззрением.
Развитие квантовой физики, переопределившей классическую механику.
стиль мышления определяет не только характер теоретических построений, но и интерпретацию, или видение эмпирических данных в определенном свете или под определенным углом зрения. Этот угол зрения согласуется с концептуальными установками соответствующей парадигмы.
Лет десять назад американский физик Роберт Джан провел серию экспериментов по взаимодействию человеческой психики с различными типами генераторов случайных чисел. В многократных и разнообразных опытах обнаруживалось, что последовательность чисел переставала быть случайной: воля человека-оператора вносила в нее определенный порядок. Либо – что, пожалуй, еще более поразительно – последовательность оставалась случайной, но вероятность прекогниции (предузнавания) оператором последующего числа, которое выдаст генератор, превосходила все мыслимые возможности. Р. Джан создал концепцию квантово-механического взаимодействия сознания с физическими системами. Используя математический аппарат квантовой механики, он представил взаимодействие двух индивидов или индивида с физической системой, обобщив способ описания взаимодействия атомов в теории ковалентных химических связей.
Стиль научного
мышления—это сложная по своей структуре
и функциям форма знания, содержащая
не только методологические, но и ценностные,
в частности философско-
Развитие
современной методологии