Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 10:47, доклад
Термин «парадигма» происходит от греческого «paradeigma» — пример, образец и означает совокупность явных и неявных (и часто не осознаваемых) предпосылок, определяющих научные исследования и признанных на данном этапе развития науки. Это понятие, в современном смысле слова, введено американским ученым Томасом Куном. Согласно Т. Куну парадигма — это то, что объединяет членов научного сообщества и, наоборот, научное сообщество состоит из людей, признающих определенную парадигму. Как правило, парадигма фиксируется в учебниках, трудах ученых и на многие годы определяет круг проблем и методов их решения в той или иной области науки, научной школе.
Однако выделение
таких обязательных сторон СНМ, как
системность, нормативность и историчность,
указывая на сходство этого понятия
с другими понятиями стилей, например
в искусстве, не раскрывает его специфику
как стиля научного познания. Необходимо
учесть также исходные принципы логического
построения научных теорий, включающие
способы объединения понятий
в некоторые системы и введения
новых элементов в эти системы.
В стилях научного мышления выступает
конкретный тип научного объяснения
действительности, который устойчиво
выявляется в основных научных направлениях,
будучи общим для данной эпохи, и
обусловливает некоторые
Но логико-методологические
принципы не являются единственно значимыми
для стиля мышления. В свою очередь,
они опираются на те или иные представления
о характере бытия и познания,
т. е. на собственно философские принципы,
которые определяют решение интеграционных,
селективных и других методологических
задач. Итак, СНМ есть исторически
сложившаяся, устойчивая система общепринятых
методологических нормативов и философских
принципов, которыми руководствуются
исследователи в данную эпоху. В
качестве устойчивых методологических
нормативов выступают требования к
описанию, объяснению и предсказанию
как в процессе научного творчества,
так и в конечных результатах
познания. При таком определении
обнаруживается некоторое сходство
СНМ с парадигмой, введенной Т.
Куном (см. след. параграф), в том случае
когда она понимается как синоним
некоторого набора предписаний для
научных сообществ, но тогда она
предстает как логико-
СНМ не изменяется
моментально как парадигма, но происходит
постепенное внедрение новых
принципов и методологических нормативов,
и поэтому в науке возможно
одновременное существование
Став новым
эталоном, СНМ начинает функционировать
в науке как априорное
Свои конструктивные задачи стиль мышления реализует, выполняя следующие четыре функции:
—критическую, или функцию оценивания теоретических построений (гипотез) и методов получения, проверки и построения знания;
—селективную
— функцию выбора гипотез (теорий),
методов и категориального
—вербальную — оформление фактуального и теоретического знания в конкретно-историческом языке науки;
—предсказательную — определение возможных идей, направлений исследования, новых методов.
Как соотносятся
стиль мышления и метод научного
познания? Они характеризуют
СНМ отличается
от метода по масштабу проявления и
по времени функционирования. Метод
в значительной мере варьируется
в зависимости от задачи, стиль
же сохраняется при переходе от одной
познавательной задачи к другой. Стиль
проникает во все области знания,
«окрашивая» его определенным образом,
тогда как методы носят частный
характер; стиль проявляется и
функционирует через методы, а
методы в определенной степени детерминируются
стилем мышления, хотя, как известно,
и не только им. СНМ одновременно
выполняет регулятивную, селективную
и прогностическую функции, тогда
как методы дифференцируются в зависимости
от того, какую из этих функций они
реализуют. Стиль мышления формулируется
содержательно, нестрого. Это необходимо,
так как дает более гибкую систему
регулирования процесса познания, нежели
жестко запрограммированный или
формализованный метод, представляющий
более сильную форму
Среди исследователей проблемы СНМ в XX веке один из интересных подходов осуществлен М. Борном, который не только размышлял о его природе, но и предложил свою периодизацию, что значимо, поскольку, как он сам считал, Нобелевская премия дана ему за участие в разработке нового способа мышления, вызванного к жизни созданием квантовой механики.
Он определяет стили мышления как «общие тенденции мысли, изменяющиеся очень медленно и образующие определенные философские периоды с характерными для них идеями во всех областях человеческой деятельности, в том числе и в науке» (Борн М. Философия в жизни моего поколения М., 1963). Им выделены три стиля в истории научного познания, при этом он четко определяет основания периодизации: изменение субъектно-объектньгх отношений. Первый стиль мышления, рассматриваемый с этой точки зрения, складывался в античный период и продолжал функционировать в Средневековье. Это антропоцентрический, субъективистский склад мысли, для которого субъект и объект неразрывны и неразличимы. Второй стиль — ньютоновский, «ибо образцом его является небесная механика Ньютона», — основывался на том, что «внешний мир — объект естествознания, с одной стороны, и мы, наблюдающие, мыслящие и вычисляющие субъекты, — с другой, полностью отделены друг от друга, что существует способ исследовать явления, не вмешиваясь в их течение» (Там же. С. 229). Третий стиль Борн относит к новой эре, когда М. Планк обнародовал идею квантов энергии, вместе с которой пришли новые взгляды на проблему противоположности субъекта и объекта. Они не являются ни совсем субъективистскими, как в древних и средневековых учениях, ни полностью объективистскими, как в посленьютоновской философии. Такая двойственность этих взглядов определяется, в частности, тем, что в случае измерения «сопряженных» пар величин (энергия — время, импульс — координата) невозможно получить сведения о системе самой по себе, ответ зависит от решения наблюдателя и субъективные решения неразрывно смешиваются с объективными наблюдениями. По мнению Борна, этот стиль научной мысли соответствует также и общей тенденции современной философии. «Мы больше не верим в возможность отделить знание от нашего решения, мы знаем, что сами всегда являемся одновременно и зрителями и актерами в драме жизни» (Там же. С. 234). В качестве оснований для выделения стилей мышления Борн принял характерные для данного периода идеи, субъектно-объектные отношения и тип детерминации — жесткая детерминация в ньютонианском стиле и «вторжение случая» в современном СНМ. Существует достаточно много различных классификаций стилей мышления, в том числе с учетом типа детерминации научного знания, особенно вероятностной (Ю.В. Сачков), которые здесь не приводятся. Сущность СНП как формы ценностного регулятивного знания может быть правильно понята и объяснена только при учете культурно-исторического характера его становления, развития и смены, а также особой роли стиля в осуществлении социокультурной обусловленности науки. Поэтому существует потребность, с одной стороны, выяснить, какими факторами обусловлены возникновение и эволюция стилей познания, а с другой — проследить, как через формирование стиля, предполагающее развитие философских и логико-методологических основ науки, социокультурные и мировоззренческие моменты включаются в логику познания и преобразуют его. В то же время можно дать характеристику любого стиля мышления, в том числе и будущего, использовав своего рода матрицу из логико-методологических, гносеологических и онтологических оснований, языковых и других норм и идеалов, с обязательным введением временного параметра.
Таким образом,
СНМ функционирует в науке
как динамическая система методологических
принципов, идеалов и норм, детерминирующих
структуру научного знания, его конкретно-историческую
форму. Стиль мышления тесно связан
с НКМ, задающей представления о
структуре и закономерностях
действительности в рамках определенного
типа мировоззрения и научно-