Наука и искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2015 в 12:17, реферат

Описание работы

При сопоставлении науки и искусства одним из наиболее распространенных штампов является противопоставление «однозначности» языка науки «многозначности», неопределенности языка искусства. С другой стороны, даже в точных науках широкое распространение получили всевозможные метафоры, например, «белый шум», «солнечный ветер» и др.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...3
1. Что такое наука и искусство?.............................................................................4
2. Функции науки и искусства…………………………………………………..4-6
3. Связь науки и искусства………………………………………………………6-9
Заключение………………………………………………………………...10
Список литературы………………………………………………………..11

Файлы: 1 файл

Реферат Раимканова Альмира.docx

— 56.99 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Восточно – Казахстанский государственный университет имени С. Аманжолова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

на тему: «Наука и искусство»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: магистрант 1 курса

специальности 6М011200 – Химия

Раимканова А.М.

 

 

 

 

г. Усть-Каменогорск

2014 г.

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………...3

1. Что такое наука и искусство?.............................................................................4

2. Функции науки и искусства…………………………………………………..4-6

3. Связь науки и искусства………………………………………………………6-9

Заключение………………………………………………………………...10

Список литературы………………………………………………………..11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

При сопоставлении науки и искусства одним из наиболее распространенных штампов является противопоставление «однозначности» языка науки «многозначности», неопределенности языка искусства. С другой стороны, даже в точных науках широкое распространение получили всевозможные метафоры, например, «белый шум», «солнечный ветер» и др. Именно многозначность научных понятий является одной из важнейших предпосылок формирования принципиально новых представлений и тем самым научного творчества. Подобно тому, как при движении сквозь слои произведения происходит непрерывная перестройка смысла, в периоды научных революций радикально меняется смысл основных понятий науки и даже целых теоретических систем. При этом, как и в искусстве, в ходе трансформации старые смыслы не отбрасываются, а сохраняются, включаясь в более общие концепции в качестве частных, предельных случаев. Благодаря этому, научные понятия непрерывно обогащают свое содержание, обеспечивая преемственность научного познания.

Таким образом, в истории науки мы обнаруживаем несомненную аналогию с семантикой художественного произведения. В то же время, между наукой и искусством существует важные различия. Искусство уже имеет исходный семантический материал в естественном языке, который оно преобразует в обогащенные, сложные смыслы художественной формы. Наука же создает собственный язык, который все время остается семантически неопределенным. Существовавший ранее идеал однозначности научных понятий был связан с иллюзиями достижения абсолютной истины. Однако, по мере формирования в ХХ веке образа науки, периодически радикально пересматривающей свои исходные представления, отношение к многозначности становится все более лояльным.

 Не случайно современные ученые все чаще интересуются выразительными возможностями искусства, стремясь выработать адекватные логические средства для работы с качественно изменяющимся знанием. В связи с этим особый интерес вызывают неклассические логики: многозначные, модальные, вероятностные и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

Что такое наука и искусство?

Искусство обычно рассматривают как форму общественного сознания, представляющую духовно-практическое освоение мира в художественных образах. Именно этим искусство отличается от науки, которая отображает мир в понятиях, законах и теориях. Если целью науки служит объективно истинное отображение исследуемой реальности, то искусство, осваивающее мир в художественных, чувственно образных формах и символических структурах, не может не выражать личного отношения художника к изображаемому объекту. Поэтому искусство всегда предполагает наличие субъективной оценки изображаемого. Даже портрет, который рисует художник, казалось бы, должен ограничиться только точным воспроизведением черт изображенного лица, но на самом деле в нем также можно обнаружить субъективное отношение и оценку художника. В противном случае портрет был бы простой фотографией.

Совсем иначе обстоит дело в науке. Из законов и теорий, открытых и созданных учеными, мы не можем ничего заключить об их отношении к изучаемому миру: они абстрагируются от всего, что непосредственно не касается исследуемых явлений. Поэтому научное познание, как стремящееся к предельно объективному знание реального мира, обычно противопоставляют художественному познанию, предполагающему субъективную оценку реальности. Но это различие не исключает взаимосвязи и взаимодействия искусства с наукой, как и с другими формами общественного сознания (философией, моралью, идеологией, религией). Такая связь коренится в самом характере человеческой деятельности, которая носит целесообразный характер, ориентированный на познание, освоение и оценку окружающего мира. Общей целью всех форм и видов человеческой деятельности является отображение и освоение реального мира, но каждая из них выделяет свой аспект рассмотрения и способы его исследования. Однако в процессе своего дальнейшего развития все они непрерывно взаимодействуют друг с другом.

 

Функции науки и искусства

 

Очень важны функции науки, как социальной силы в решении глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно–технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука — один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами учёные. Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и параметров экологических опасностей.

Возрастающая роль науки в общественной жизни породила её особый статус в современной культуре и новые черты её взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности искусством, обыденным сознанием. 
Наука как социокультурный феномен в современных условиях должна заботиться не только об открытии объективных безличностных закономерностей, но и о коэволюционном вписывании в мир всех её достижений. Имея в виду эту приобретающую особую значимость проблему, необходимо рассматривать вопрос о социальных функциях науки. Выделяют следующие основные функции науки:

-культурно–мировоззренческую;

-функцию непосредственной производительной силы; - функцию непосредственной производительной силы;

-функцию социальной силы.

Культурно–мировоззренческая функция проявляет себя в том, что многие открытия в естественных и точных науках всегда несут в себе определенную мировоззренческую нагрузку. Проще говоря, науки в ходе своего развития вырабатывают некоторую сумму знаний, тем самым внося большую ясность в существующие представления людей о мире.

Функция науки как непосредственной производительной силы проявляется в форме новых технологий, принципов организации труда, новых технических средств и оборудования.

Наука берет на себя функцию социальной силы в том смысле, что она обеспечивает общество необходимыми, полезными знаниями, ресурсами, которые используются им во всех сферах жизнедеятельности. В современных условиях методы и средства науки активно вовлечены в разработку масштабных планов экономического, технического, социального развития, и призваны регулировать так называемые глобальные проблемы и минимизировать их влияние на природные и социальные миры.

Кроме перечисленных функций нельзя забывать и группы присущих ей традиционных функций. Среди них:

- гносеологическая функция;

- объяснительная функция;

- логико–методологическая функция;

- прогностическая функция.

Функции искусства:

 - Эстетическая (направлена на формирование и развитие эстетических вкусов, способностей и потребностей человека, выработки ценностных ориентаций, пробуждение творческого духа и желание творить по законам красоты, формирование умения осуществлять эстетическую деятельность);

 - Познавательная (обеспечивает познание мира, формирование мировоззрения);

 - Суггестивная (предусматривает внушение соответствующих мыслей и чувств, определенное гипнотическое воздействие на психику человека);

- Воспитательная (направлена на формирование целостной личности);

- Коммуникативная (обеспечивает общение людей);

 - Прогностическая, кассандровская (заключается в предвидении будущего);

 - Компенсаторная (обеспечивает хранение и восстановление психического равновесия человека);

 - Катарсисная (способствует очищению, обновлению человеческой души через потрясение, вызванное сопереживанием с героями художественного произведения);

 - Гедонистическая (дает человеку радость эстетического наслаждения)

 - Развлекательная (способствует отдыху и развлечению).

Связь науки и искусства

Взаимодействие науки и искусства осуществляется в рамках эстетики как общей теории художественного процесса. Взаимосвязь науки с искусством стала осуществляться еще в Древней Греции, где античные математики внесли много ценного в изучение гармонии и перспективы. Впервые пифагорейцы установили численную взаимосвязь между гармоническими сочетаниями звуков в музыке, другие античные геометры изучили наиболее изящные и экономные формы в архитектуре и строительстве. В эпоху Возрождения под влиянием быстро растущего пластического искусства значительный вклад был сделан в теорию перспективы. В связи с этим Леонардо да Винчи высказал даже мысль, что живопись ближе науке, чем поэзия, поскольку пользуется системой линейной перспективы. Для Леонардо искусство было неотделимо от науки. В своем "Трактате о живописи" он со всей добросовестностью предостерегает ее потенциальных адептов: "Тех, кто воспылают страстной любовью к искусству, не изучив предварительно и со всем должным усердием научной части оного, уместнее всего было бы сравнить с моряками, которые вышли в море на корабле без руля и без компаса, а посему не могут и надеяться когда-нибудь прибыть в желаемый порт".

К примеру, Леонардо всегда подчеркивал, что способность художника запечатлевать красоту человеческих форм основывается на глубоком знании анатомии. Не имея должных познаний, которые бы проистекали из детального анализа костной структуры и отношений между различными мускулами, самонадеянный глупец, напрасно воображающий себя художником, вероятнее всего, нарисует "обнаженную фигуру столь безжизненную, тяжеловесную, неуклюжую и непристойную, лишенную всякой грациозности и изящества, как если бы вы видели перед собой дубину стоеросовую, а не человеческое тело, или пучок редиски, а не мускулы..." Вдобавок, он предупреждал: "Сперва убедитесь, что вы точно знаете строение всех тех вещей, которые вы хотели бы изобразить". При этом, как утверждает Кеннет Кларк, научные познания Леонардо в значительной мере основываются на его искусстве: "Порой вам может показаться, что Леонардо так хорошо рисовал, потому что много знал о вещах; но правильнее было бы сказать, что он так много знал о вещах, потому что хорошо рисовал".

Сами по себе наука и искусство самодостаточны, поэтому проследить их взаимосвязь друг с другом напрямую на схеме, без введения какого-нибудь третьего объекта, не представляется возможным. Этим третьим объектом является человеческое общество, ориентированное на развитие - техническое, которое может обеспечить класс естественных наук, и социально-гуманитарное, которое может обеспечить класс гуманитарных наук. Общество в свою очередь задает направление научным исследованиям, получается некий цикл, который изображен на рисунке 1.

Рисунок 1

Однако такая схема имеет при одном преимуществе - простоте - ряд недостатков: как уже было сказано ранее, наука самодостаточна, поэтому ее связь с обществом напрямую сильно затруднена и возможна только с небольшим количеством людей, в тоже время существует необходимость обеспечить знакомство широких масс общественности с последними достижениями научной мысли и наоборот, посвятить научную элиту, которая вращается в своих кругах, насчет настроений и мыслей общественности. Эту задачу как раз и выполняет искусство, в частности литература, если брать еще уже, то научная фантастика. Отсюда мы получаем схему, которая изображена на рисунке 2.

Рисунок 2

Рисунок 2 представляет собой очень общую схему, работать с которой практически невозможно, поэтому необходимо несколько расширить его.

Наука, в общем случае, подразделяется на естественную и гуманитарную, которые в свою очередь делятся на прикладную и теоретическую. Каждое из этих направлений развивается само по себе, с одной стороны, и задает направление к развитию для другой стороны. Также имеет место попытка проникновения естественных наук в сферу гуманитарных и наоборот. Такие процессы происходят внутри объекта «наука».

Процессы, происходящие в обществе можно условно разделить на два основных, которые нам и нужны, - это процесс производства и процесс жизнедеятельности людей. Здесь, точно так же как и в предыдущем случае, каждый из подобъектов, развиваясь сам по себе, задает направление для другой стороны.

У искусства так же имеется две основные составляющие, которые необходимы для рассмотрения нашей задачи: это популяризация и экстраполяция, посредством которых происходит связь науки и общества. Причем в основном связь происходит по следующим парам:

  • естественные науки -> производство,
  • производство -> Естественные науки,
  • гуманитарные науки -> жизнедеятельность,
  • жизнедеятельность ->Гуманитарные науки,

Информация о работе Наука и искусство