Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2015 в 12:17, реферат
При сопоставлении науки и искусства одним из наиболее распространенных штампов является противопоставление «однозначности» языка науки «многозначности», неопределенности языка искусства. С другой стороны, даже в точных науках широкое распространение получили всевозможные метафоры, например, «белый шум», «солнечный ветер» и др.
Введение…………………………………………………………………...3
1. Что такое наука и искусство?.............................................................................4
2. Функции науки и искусства…………………………………………………..4-6
3. Связь науки и искусства………………………………………………………6-9
Заключение………………………………………………………………...10
Список литературы………………………………………………………..11
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Восточно – Казахстанский государственный университет имени С. Аманжолова
Реферат
на тему: «Наука и искусство»
Выполнила: магистрант 1 курса
специальности 6М011200 – Химия
Раимканова А.М.
г. Усть-Каменогорск
2014 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Что такое наука и искусство?....................
2. Функции науки и искусства…………………………………………………..
3. Связь науки и искусства………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
При сопоставлении науки и искусства одним из наиболее распространенных штампов является противопоставление «однозначности» языка науки «многозначности», неопределенности языка искусства. С другой стороны, даже в точных науках широкое распространение получили всевозможные метафоры, например, «белый шум», «солнечный ветер» и др. Именно многозначность научных понятий является одной из важнейших предпосылок формирования принципиально новых представлений и тем самым научного творчества. Подобно тому, как при движении сквозь слои произведения происходит непрерывная перестройка смысла, в периоды научных революций радикально меняется смысл основных понятий науки и даже целых теоретических систем. При этом, как и в искусстве, в ходе трансформации старые смыслы не отбрасываются, а сохраняются, включаясь в более общие концепции в качестве частных, предельных случаев. Благодаря этому, научные понятия непрерывно обогащают свое содержание, обеспечивая преемственность научного познания.
Таким образом, в истории науки мы обнаруживаем несомненную аналогию с семантикой художественного произведения. В то же время, между наукой и искусством существует важные различия. Искусство уже имеет исходный семантический материал в естественном языке, который оно преобразует в обогащенные, сложные смыслы художественной формы. Наука же создает собственный язык, который все время остается семантически неопределенным. Существовавший ранее идеал однозначности научных понятий был связан с иллюзиями достижения абсолютной истины. Однако, по мере формирования в ХХ веке образа науки, периодически радикально пересматривающей свои исходные представления, отношение к многозначности становится все более лояльным.
Не случайно современные ученые все чаще интересуются выразительными возможностями искусства, стремясь выработать адекватные логические средства для работы с качественно изменяющимся знанием. В связи с этим особый интерес вызывают неклассические логики: многозначные, модальные, вероятностные и другие.
Что такое наука и искусство?
Искусство обычно рассматривают как форму общественного сознания, представляющую духовно-практическое освоение мира в художественных образах. Именно этим искусство отличается от науки, которая отображает мир в понятиях, законах и теориях. Если целью науки служит объективно истинное отображение исследуемой реальности, то искусство, осваивающее мир в художественных, чувственно образных формах и символических структурах, не может не выражать личного отношения художника к изображаемому объекту. Поэтому искусство всегда предполагает наличие субъективной оценки изображаемого. Даже портрет, который рисует художник, казалось бы, должен ограничиться только точным воспроизведением черт изображенного лица, но на самом деле в нем также можно обнаружить субъективное отношение и оценку художника. В противном случае портрет был бы простой фотографией.
Совсем иначе обстоит дело в науке. Из законов и теорий, открытых и созданных учеными, мы не можем ничего заключить об их отношении к изучаемому миру: они абстрагируются от всего, что непосредственно не касается исследуемых явлений. Поэтому научное познание, как стремящееся к предельно объективному знание реального мира, обычно противопоставляют художественному познанию, предполагающему субъективную оценку реальности. Но это различие не исключает взаимосвязи и взаимодействия искусства с наукой, как и с другими формами общественного сознания (философией, моралью, идеологией, религией). Такая связь коренится в самом характере человеческой деятельности, которая носит целесообразный характер, ориентированный на познание, освоение и оценку окружающего мира. Общей целью всех форм и видов человеческой деятельности является отображение и освоение реального мира, но каждая из них выделяет свой аспект рассмотрения и способы его исследования. Однако в процессе своего дальнейшего развития все они непрерывно взаимодействуют друг с другом.
Функции науки и искусства
Очень важны функции науки, как социальной силы в решении глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно–технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука — один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами учёные. Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и параметров экологических опасностей.
Возрастающая роль науки в общественной
жизни породила её особый статус в современной
культуре и новые черты её взаимодействия
с различными слоями общественного сознания.
В этой связи остро ставится проблема
особенностей научного познания и его
соотношения с другими формами познавательной
деятельности искусством, обыденным сознанием.
Наука как социокультурный феномен в современных
условиях должна заботиться не только
об открытии объективных безличностных
закономерностей, но и о коэволюционном
вписывании в мир всех её достижений. Имея
в виду эту приобретающую особую значимость
проблему, необходимо рассматривать вопрос
о социальных функциях науки. Выделяют
следующие основные функции науки:
-культурно–мировоззренческую;
-функцию непосредственной производительной силы; - функцию непосредственной производительной силы;
-функцию социальной силы.
Культурно–мировоззренческая функция проявляет себя в том, что многие открытия в естественных и точных науках всегда несут в себе определенную мировоззренческую нагрузку. Проще говоря, науки в ходе своего развития вырабатывают некоторую сумму знаний, тем самым внося большую ясность в существующие представления людей о мире.
Функция науки как непосредственной производительной силы проявляется в форме новых технологий, принципов организации труда, новых технических средств и оборудования.
Наука берет на себя функцию социальной силы в том смысле, что она обеспечивает общество необходимыми, полезными знаниями, ресурсами, которые используются им во всех сферах жизнедеятельности. В современных условиях методы и средства науки активно вовлечены в разработку масштабных планов экономического, технического, социального развития, и призваны регулировать так называемые глобальные проблемы и минимизировать их влияние на природные и социальные миры.
Кроме перечисленных функций нельзя забывать и группы присущих ей традиционных функций. Среди них:
- гносеологическая функция;
- объяснительная функция;
- логико–методологическая функция;
- прогностическая функция.
Функции искусства:
- Эстетическая (направлена на формирование и развитие эстетических вкусов, способностей и потребностей человека, выработки ценностных ориентаций, пробуждение творческого духа и желание творить по законам красоты, формирование умения осуществлять эстетическую деятельность);
- Познавательная (обеспечивает познание мира, формирование мировоззрения);
- Суггестивная (предусматривает внушение соответствующих мыслей и чувств, определенное гипнотическое воздействие на психику человека);
- Воспитательная (направлена на формирование целостной личности);
- Коммуникативная (обеспечивает общение людей);
- Прогностическая, кассандровская (заключается в предвидении будущего);
- Компенсаторная (обеспечивает хранение и восстановление психического равновесия человека);
- Катарсисная (способствует очищению, обновлению человеческой души через потрясение, вызванное сопереживанием с героями художественного произведения);
- Гедонистическая (дает человеку радость эстетического наслаждения)
- Развлекательная (способствует отдыху и развлечению).
Связь науки и искусства
Взаимодействие науки и искусства осуществляется в рамках эстетики как общей теории художественного процесса. Взаимосвязь науки с искусством стала осуществляться еще в Древней Греции, где античные математики внесли много ценного в изучение гармонии и перспективы. Впервые пифагорейцы установили численную взаимосвязь между гармоническими сочетаниями звуков в музыке, другие античные геометры изучили наиболее изящные и экономные формы в архитектуре и строительстве. В эпоху Возрождения под влиянием быстро растущего пластического искусства значительный вклад был сделан в теорию перспективы. В связи с этим Леонардо да Винчи высказал даже мысль, что живопись ближе науке, чем поэзия, поскольку пользуется системой линейной перспективы. Для Леонардо искусство было неотделимо от науки. В своем "Трактате о живописи" он со всей добросовестностью предостерегает ее потенциальных адептов: "Тех, кто воспылают страстной любовью к искусству, не изучив предварительно и со всем должным усердием научной части оного, уместнее всего было бы сравнить с моряками, которые вышли в море на корабле без руля и без компаса, а посему не могут и надеяться когда-нибудь прибыть в желаемый порт".
К примеру, Леонардо всегда подчеркивал, что способность художника запечатлевать красоту человеческих форм основывается на глубоком знании анатомии. Не имея должных познаний, которые бы проистекали из детального анализа костной структуры и отношений между различными мускулами, самонадеянный глупец, напрасно воображающий себя художником, вероятнее всего, нарисует "обнаженную фигуру столь безжизненную, тяжеловесную, неуклюжую и непристойную, лишенную всякой грациозности и изящества, как если бы вы видели перед собой дубину стоеросовую, а не человеческое тело, или пучок редиски, а не мускулы..." Вдобавок, он предупреждал: "Сперва убедитесь, что вы точно знаете строение всех тех вещей, которые вы хотели бы изобразить". При этом, как утверждает Кеннет Кларк, научные познания Леонардо в значительной мере основываются на его искусстве: "Порой вам может показаться, что Леонардо так хорошо рисовал, потому что много знал о вещах; но правильнее было бы сказать, что он так много знал о вещах, потому что хорошо рисовал".
Сами по себе наука и искусство самодостаточны, поэтому проследить их взаимосвязь друг с другом напрямую на схеме, без введения какого-нибудь третьего объекта, не представляется возможным. Этим третьим объектом является человеческое общество, ориентированное на развитие - техническое, которое может обеспечить класс естественных наук, и социально-гуманитарное, которое может обеспечить класс гуманитарных наук. Общество в свою очередь задает направление научным исследованиям, получается некий цикл, который изображен на рисунке 1.
Рисунок 1
Однако такая схема имеет при одном преимуществе - простоте - ряд недостатков: как уже было сказано ранее, наука самодостаточна, поэтому ее связь с обществом напрямую сильно затруднена и возможна только с небольшим количеством людей, в тоже время существует необходимость обеспечить знакомство широких масс общественности с последними достижениями научной мысли и наоборот, посвятить научную элиту, которая вращается в своих кругах, насчет настроений и мыслей общественности. Эту задачу как раз и выполняет искусство, в частности литература, если брать еще уже, то научная фантастика. Отсюда мы получаем схему, которая изображена на рисунке 2.
Рисунок 2
Рисунок 2 представляет собой очень общую схему, работать с которой практически невозможно, поэтому необходимо несколько расширить его.
Наука, в общем случае, подразделяется на естественную и гуманитарную, которые в свою очередь делятся на прикладную и теоретическую. Каждое из этих направлений развивается само по себе, с одной стороны, и задает направление к развитию для другой стороны. Также имеет место попытка проникновения естественных наук в сферу гуманитарных и наоборот. Такие процессы происходят внутри объекта «наука».
Процессы, происходящие в обществе можно условно разделить на два основных, которые нам и нужны, - это процесс производства и процесс жизнедеятельности людей. Здесь, точно так же как и в предыдущем случае, каждый из подобъектов, развиваясь сам по себе, задает направление для другой стороны.
У искусства так же имеется две основные составляющие, которые необходимы для рассмотрения нашей задачи: это популяризация и экстраполяция, посредством которых происходит связь науки и общества. Причем в основном связь происходит по следующим парам: