Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 19:15, реферат
Цель данной работы – определение науки как социального института и как социально-культурного феномена.
Задачи работы:
рассмотреть основные моменты истории становления науки;
дать понятие науки как социального явления;
определить науку как социокультурный феномен.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. 3
Становление науки …………………………………………………….. 4
Наука как социальное явление ………………………………………. 6
Наука как социокультурный феномен ……………………………… 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….…… 14
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………….……15
Наука как социальный институт и как социально-культурный феномен
Реферат – 12 страниц – 40,0%
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….…… 14
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В современной жизни человека наука занимает большую часть его общественной жизни. Поэтому не случайно в одном из определений отмечается, что наука – это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретической систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания.
В ходе своего исторического развития наука постепенно превращается в производительную силу общества и одновременно в важнейший социальный институт.
Цель данной работы – определение науки как социального института и как социально-культурного феномена.
Задачи работы:
Основой данной работы послужили следующие научные труды: «Концепции исторической динамики науки» Т.Куна, «Логика и рост научного знания» Карла Поппера, который развивал критический рационализм, на работы основоположника позитивизма, французского философа Огюста Конта.
Основной формой человеческого познания в современном мире является наука. В наши дни она становится все более существенной и значимой частью той реальности, которая нас постоянно окружает и в которой так или иначе нам необходимо не только ориентироваться, но, в первую очередь, жить и действовать.
На сегодняшний день нет точного и однозначного определения науки. С точки зрения одних ученых, наука — это форма духовной деятельности людей, которая направлена на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи.1 Также получило широкое распространение и другое определение: наука — это и творческая деятельность по получению нового знания и результат такой деятельности: знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов и процесс их производства.2 Канке В.А. в своей книге «Философия. Исторический и систематический курс» дал следующее определение: наука — это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Научным является не всякое знание, а лишь хорошо проверенное и обоснованное. 3 Один из основателей науки о науке Дж. Бернал, отмечая, что «дать определение науки, по существу, невозможно».
Как видим, сегодня существует достаточно много определений науки, потому что существовало и существует множество восприятий её. Очень многие люди понимали и понимают науку по-своему, при этом обязательно считая, что именно их понимание и восприятие науки является единственным верным и правильным определением. А это дает нам право считать, что занятие наукой является актуальным не только в наше время, но ее истоки начинаются с самых древних времён.
Самые первые предпосылки для возникновения науки появляются еще в странах Древнего Востока: это были Египет, Вавилон, Индия и Китай. Достижения, созданные восточной цивилизацией, были восприняты и переработаны в стройную теоретическую систему уже в Древней Греции. Именно древнегреческие мыслители специально занимались наукой. Среди них можно отдельно выделить таких выдающихся учёных, как Аристотель и Кант. С точки зрения именно этих великих ученых наука рассматривалась как система определенных знаний, особая форма общественного сознания.
Основными науковедами в эпоху средневековья принято было считать схоластов. Этих ученых интересовали не столько сами предметы, сколько сопоставление мнений, рассуждения об этих предметах.
Эпоха Возрождения (XIV-XVI вв.) подготовила научную революцию XVIвека, во многом изменившую механику, геометрию, географию, астрономию, открыла бесконечность Вселенной, значимость причинно-следственной закономерности, активную роль познающего разума. Для этой эпохи характерны интерес к человеку, эксперименту, свободному поиску и творчеству, а в целом к науке.
Современная наука возникла в Европе в период XV–XVII веков. Именно в этот период наука, являясь особой формой познания мира и его преобразования, сформировала понимание того, что есть мир, природа, как можно и должно относиться человеку к ним. Совершенно очевидно, что научное воззрение на мир могло утвердиться в обществе только потому, что оно было уже готово принять это воззрение как нечто само собой разумеющееся. 4
Современная наука всё глубже связывается со всеми без исключения социальными институтами, пронизывая собой не только промышленное и сельскохозяйственное производство, но и политику, административную и военную сферу. В свою очередь, наука как социальный институт становится важнейшим фактором социально-экономического потенциала, требует растущих затрат, в силу чего политика в области науки. превращается в одну из ведущих сфер социального управления.
В каждый исторический период в понятии науки выражается самосознание науки, воплощение исторически обусловленного понимания идеала научного знания, способа и средств, отличающих науку от других форм общественного сознания.
В современной философской, социологической и науковедческой литературе становится господствующим понимание науки как отрасли духовного производства, особого вида человеческой деятельности и социального института общества.
Наука как социальное явление сегодня – это определённая система взаимосвязей между существующими в обществе научными организациями, членами научного сообщества, а также система определенных норм и правил. Такое понимание науки дает основание подчеркнуть ее социальную природу и объективировать ее бытие в качестве одной из форм общественного сознания.
Говоря о науке как социальном феномене, следует учитывать взаимное влияние науки и общества: с одной стороны, сама наука возникает потому, что обществу требуются объективные знания о мире, но с другой стороны, наука в процессе своего развития начинает оказывать всё большее влияние на все сферы жизнедеятельности общества. Статус науки в современном обществе очень высок. Современный человек доверяет науке больше, чем какой-либо другой форме общественного сознания. Наука становится важным фактором регуляции общественных процессов. Она воздействует на потребности общества. Любое нововведение требует сегодня научного обоснования. Все блага и технические достижения современной цивилизации стоят на плечах науки.
Наука как социальный институт начала формироваться в XVII - XVIII веках, когда начали появляться первые научные общества и академии, а также специальные научные журналы. На первых этапах научными исследованиями занимались только отдельные энтузиасты из числа любознательных и очень обеспеченных людей. Но уже начиная с XVIII века наука постепенно превращается в особый социальный институт: появляются первые научные журналы, создаются научные общества, учреждаются академии, пользующиеся поддержкой государства. С дальнейшим развитием науки происходит неизбежный процесс дифференциации научного знания, сопровождающийся специализацией научного знания, возникновением новых научных дисциплин и последующим разделением прежних наук на отдельные их разделы и дисциплины. Этот процесс, начавшийся в конце XVIII века и продолжавшийся до середины XIX века, привел к дисциплинарному построению научного знания. Благодаря ему каждая научная дисциплина заняла свое место в общей системе классификации наук, а самое главное - стала разрабатывать свои специфические приемы и методы исследования, чтобы глубже и тщательнее изучить свой предмет. На рубеже XIX-XX веков достижения науки начинают все больше применяться в материальном производстве и социальной жизни, а во второй половине XX века наука превращается в непосредственную производительную силу, значительно ускорившую рост экономики и благосостояния в развитых странах мира. Именно достижения науки определили возникновение научно-технической революции в XX столетии, которая коренным образом изменила современную технологию производства посредством его механизации, автоматизации и роботизации, широкого использования компьютеров и другой информационной техники. На каждом историческом этапе развития науки менялись формы ее институализации, которые определялись основными ее функциями в обществе, способами организации научной деятельности и взаимосвязью с другими социальными институтами общества.
Научно-исследовательская деятельность является для современного общества совершенно необходимым видом деятельности, без которого дальнейшее развитие общества и решение многих его проблем невозможно.
В XX веке наука становится непосредственной производительной силой общества, то есть начинает оказывать огромное влияние на его развитие. Здесь опять же проявляется взаимовлияние науки и общественных процессов, так как основой превращения науки в непосредственную производительную силу выступает машинное производство, возникшее в результате индустриального переворота XVIII-XIX веков, а любое научное открытие сегодня становится основой для технического совершенствования.
Роль и место науки сегодня как социального института явно проявляются в ее основных социальных функциях. Главные из них:
– культурно-
- функция непосредственной производительной силы,
- функция социальная.
Первая из них характеризует роль науки как важнейшего элемента духовной жизни и культуры, играющего особую роль в формировании мировоззрения, широкого научного взгляда на окружающий мир.
Вторая функция с особенной силой обнаружила свое действие в наши дни, в обстановке углубляющейся НТР, когда синтез науки, техники и производства стал реальностью.
Социальная функция науки состоит в том, что её достижения используются в социальном и экономическом развитии, для решения важнейших проблем, возникающих в обществе, таких как, например, глобальные проблемы, которые невозможно решить без помощи науки.
Понимание науки как социального института общества – продукт эволюционного и революционного её развития, осознания научным сообществом того непреложного факта, что ни одна сфера духовной культуры не оказала столь существенного и динамичного влияния на общество, как наука.
Кроме этого наука является органичным элементом более широкой реальности – культуры, которая понимается как совокупность всех способов и результатов взаимодействия человека с окружающей его действительностью, как тотальный опыт освоения человеком мира и адаптации к нему.
В современном мире наука, прежде всего, - это социокультурный феномен. Это означает, что она зависит от многообразных явлений, которые действуют в современном обществе, а также определяет свои приоритеты в социальном контексте, одновременно тяготеет к компромиссам и сама в значительной степени детерминирует общественную жизнь. Тем самым фиксируется двоякого рода зависимость: как социокультурный феномен наука возникла, отвечая на определенную потребность человечества в производстве и получении истинного, адекватного знания о мире, и существует, оказывая весьма заметное воздействие на развитие всех сфер общественной жизни. Наука рассматривается в качестве социокультурного феномена потому, что, когда речь идет об исследовании ее истоков, границы того, что мы сегодня называем наукой, расширяются до границ «культуры». И с другой стороны, наука претендует на роль единственно устойчивого и «подлинного» фундамента культуры в целом в ее первичном - деятельностном и технологическом - понимании.
Из этого
следует, что наука как социокультурный
феномен вплетена во все сферы
человеческих отношений, она внедряется
и в базисные основания
Культурная
функция науки не сводима тольк
Наука, понимаемая
как социокультурный феномен, не
может развиваться вне
Наука развивается сообществом ученых и располагает определенной социальной и профессиональной организацией, развитой системой коммуникаций. Еще Фрэнсис Бэкон в свое время отмечал: «Совершенствования науки следует ждать не от способности или проворства какого-нибудь отдельного человека, а от последовательной деятельности многих поколений, сменяющих друг друга». Ученый - всегда представитель той или иной социокультурной среды.
В науке приветствуется поиск истины, а следовательно и критика, полемика, спор. Ученый находится в ситуации постоянного подтверждения своей профессиональности посредством публикаций, выступлений, квалификационных дисциплинарных требований и часто вступает в сложные отношения, как со своими оппонентами-коллегами, так и с общественным мнением. Признание деятельности ученого связано с градацией степеней и званий. Самой престижной наградой является Нобелевская премия.
Конечно
же, творческий потенциал личности
может остаться
Информация о работе Наука как социальный институт и как социально-культурный феномен