Наука как социальный институт и как социально-культурный феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 19:15, реферат

Описание работы

Цель данной работы – определение науки как социального института и как социально-культурного феномена.
Задачи работы:
рассмотреть основные моменты истории становления науки;
дать понятие науки как социального явления;
определить науку как социокультурный феномен.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. 3
Становление науки …………………………………………………….. 4
Наука как социальное явление ………………………………………. 6
Наука как социокультурный феномен ……………………………… 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….…… 14
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………….……15

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

Наука как социальный институт и как социально-культурный феномен

Реферат – 12 страниц – 40,0%

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….  3

  1. Становление науки …………………………………………………….. 4
  2. Наука как социальное явление ………………………………………. 6
  3. Наука как социокультурный феномен ……………………………… 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….…… 14

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………….……15

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В современной жизни человека наука занимает большую часть его общественной  жизни. Поэтому не случайно в одном из определений отмечается, что наука – это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретической систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания.

В ходе своего исторического развития наука постепенно превращается в производительную силу общества и одновременно в важнейший социальный институт.

Цель данной работы – определение науки как социального  института  и как социально-культурного  феномена.

Задачи работы:

    • рассмотреть основные моменты истории становления науки;
    • дать понятие науки как социального явления;
    • определить науку как социокультурный феномен.

Основой данной работы послужили следующие научные труды: «Концепции исторической   динамики науки» Т.Куна, «Логика и рост научного знания» Карла Поппера, который развивал критический рационализм, на работы основоположника позитивизма, французского философа Огюста Конта.

 

 

  1. Становление науки

Основной  формой  человеческого познания в современном мире  является наука. В наши дни она становится все более существенной и значимой  частью той реальности, которая нас постоянно окружает и в которой так или иначе нам необходимо  не только ориентироваться, но, в первую очередь, жить и действовать.

На сегодняшний день нет точного  и  однозначного определения науки. С точки зрения одних ученых, наука — это форма духовной деятельности людей, которая направлена  на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи.1 Также получило широкое распространение  и другое определение: наука — это и творческая деятельность по получению нового знания и результат такой деятельности: знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов и процесс их производства.2 Канке В.А. в своей книге «Философия. Исторический и систематический курс» дал следующее определение: наука — это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Научным является не всякое знание, а лишь хорошо проверенное и обоснованное. 3 Один из основателей науки о науке Дж. Бернал, отмечая, что «дать определение науки, по существу, невозможно».

Как видим, сегодня  существует  достаточно много определений науки, потому что  существовало и существует  множество восприятий её. Очень многие люди понимали и понимают науку по-своему, при этом обязательно считая, что именно их понимание и восприятие науки является единственным верным и правильным определением. А это дает нам право считать, что занятие наукой является актуальным не только в наше время, но ее  истоки начинаются с самых древних времён.

Самые  первые предпосылки для возникновения науки появляются еще в странах Древнего Востока: это были  Египет, Вавилон, Индия и Китай. Достижения, созданные восточной цивилизацией, были восприняты и переработаны в стройную теоретическую систему уже в Древней Греции. Именно древнегреческие     мыслители специально занимались наукой. Среди них  можно отдельно выделить таких выдающихся учёных, как Аристотель и Кант. С точки зрения именно этих великих ученых наука рассматривалась как система определенных знаний, особая форма общественного сознания.

Основными науковедами в эпоху средневековья  принято было считать схоластов. Этих ученых интересовали не столько сами предметы, сколько сопоставление мнений, рассуждения об этих предметах.

Эпоха  Возрождения (XIV-XVI  вв.)  подготовила  научную  революцию XVIвека,  во  многом  изменившую  механику,  геометрию,  географию,  астрономию, открыла бесконечность Вселенной, значимость причинно-следственной закономерности,  активную роль познающего разума. Для  этой  эпохи характерны интерес к человеку, эксперименту, свободному поиску и творчеству, а в целом к науке.

Современная наука возникла в Европе в период XV–XVII веков. Именно в этот период наука,  являясь особой   формой познания мира и его преобразования, сформировала понимание того, что есть мир, природа, как можно и должно относиться человеку к ним. Совершенно очевидно, что научное воззрение на мир могло утвердиться в обществе только потому, что оно было уже готово принять это воззрение как нечто само собой разумеющееся. 4 

Современная наука всё глубже связывается со всеми без исключения социальными институтами, пронизывая собой не только промышленное и сельскохозяйственное производство, но и политику, административную и военную сферу. В свою очередь, наука как социальный институт становится важнейшим фактором социально-экономического потенциала, требует растущих затрат, в силу чего политика в области науки. превращается в одну из ведущих сфер социального управления.

В каждый исторический период в понятии науки выражается самосознание  науки,  воплощение  исторически  обусловленного  понимания  идеала научного знания, способа и средств, отличающих науку от других форм общественного сознания.

  1. Наука как социальное явление

В современной философской,   социологической и науковедческой литературе становится господствующим понимание науки как отрасли духовного производства, особого вида человеческой деятельности и социального института общества.

Наука как социальное явление сегодня – это определённая  система взаимосвязей между существующими в обществе научными организациями, членами научного сообщества, а также система определенных норм и правил. Такое понимание науки дает основание  подчеркнуть ее социальную природу и объективировать ее бытие в качестве одной из форм общественного сознания.

Говоря о науке как социальном феномене, следует учитывать взаимное влияние науки и общества: с одной стороны, сама наука возникает потому, что обществу требуются объективные знания о мире, но с другой стороны, наука в процессе своего развития начинает оказывать всё большее влияние на все сферы жизнедеятельности общества. Статус науки в современном обществе очень высок. Современный человек доверяет науке больше, чем какой-либо другой форме общественного сознания. Наука становится важным фактором регуляции общественных процессов. Она воздействует на потребности общества. Любое нововведение требует сегодня научного обоснования. Все блага и технические достижения современной цивилизации стоят на плечах науки.

Наука как социальный институт начала  формироваться в XVII - XVIII веках, когда  начали  появляться  первые  научные общества и академии, а также специальные научные журналы. На первых этапах научными исследованиями занимались только отдельные энтузиасты из числа любознательных и очень обеспеченных людей. Но уже начиная с XVIII века наука постепенно превращается в особый социальный институт: появляются первые научные журналы, создаются научные общества, учреждаются академии, пользующиеся поддержкой государства. С дальнейшим развитием науки происходит неизбежный процесс дифференциации научного знания, сопровождающийся специализацией научного знания, возникновением новых научных дисциплин и последующим разделением прежних наук на отдельные их разделы и дисциплины. Этот процесс, начавшийся в конце XVIII века и продолжавшийся до середины XIX века, привел к дисциплинарному построению научного знания. Благодаря ему каждая научная дисциплина заняла свое место в общей системе классификации наук, а самое главное - стала разрабатывать свои специфические приемы и методы исследования, чтобы глубже и тщательнее изучить свой предмет. На рубеже XIX-XX веков достижения науки начинают все больше применяться в материальном производстве и социальной жизни, а во второй половине XX века наука превращается в непосредственную производительную силу, значительно ускорившую рост экономики и благосостояния в развитых странах мира. Именно достижения науки определили возникновение научно-технической революции в XX столетии, которая коренным образом изменила современную технологию производства посредством его механизации, автоматизации и роботизации, широкого использования компьютеров и другой информационной техники. На каждом историческом этапе развития науки менялись формы ее институализации, которые определялись основными ее функциями в обществе, способами организации научной деятельности и взаимосвязью с другими социальными институтами общества. 

Научно-исследовательская деятельность является для современного общества совершенно необходимым видом деятельности, без которого дальнейшее развитие общества и решение многих его проблем невозможно.

В XX веке наука становится непосредственной производительной силой общества, то есть начинает оказывать огромное влияние на его развитие. Здесь опять же проявляется взаимовлияние науки и общественных процессов, так как основой превращения науки в непосредственную производительную силу выступает машинное производство, возникшее в результате индустриального переворота XVIII-XIX веков, а любое научное открытие сегодня становится основой для технического совершенствования.

Роль и место науки сегодня как социального института  явно проявляются в ее основных социальных функциях. Главные из них:

 – культурно-мировоззренческая  функция,

- функция непосредственной производительной силы,

- функция социальная.

Первая из них характеризует роль науки как важнейшего элемента духовной жизни и культуры, играющего особую роль в формировании мировоззрения, широкого научного взгляда на окружающий мир.

Вторая функция с особенной силой обнаружила свое действие в наши дни, в обстановке углубляющейся НТР, когда синтез науки, техники и производства стал реальностью.

Социальная функция науки состоит в том, что её достижения используются в социальном и экономическом развитии, для решения важнейших проблем, возникающих в обществе, таких как, например, глобальные проблемы, которые невозможно решить без помощи науки.

Понимание науки как социального института общества – продукт эволюционного  и  революционного  её  развития,  осознания  научным  сообществом того непреложного факта, что ни одна сфера духовной культуры не оказала столь существенного и динамичного влияния на общество, как наука.

  1. Наука как социокультурный феномен

      Кроме этого наука является органичным элементом более широкой реальности – культуры, которая понимается как совокупность всех способов и результатов взаимодействия человека с окружающей  его  действительностью,  как  тотальный  опыт  освоения  человеком мира и  адаптации  к нему.

В современном мире наука, прежде всего,  - это социокультурный феномен. Это означает, что она зависит от многообразных явлений, которые  действуют в современном обществе, а также определяет свои приоритеты в социальном контексте, одновременно тяготеет к компромиссам и сама в значительной степени детерминирует общественную жизнь. Тем самым фиксируется двоякого рода зависимость: как социокультурный феномен наука возникла, отвечая на определенную потребность человечества в производстве и получении истинного, адекватного знания о мире, и существует, оказывая весьма заметное воздействие на развитие всех сфер общественной жизни. Наука рассматривается в качестве социокультурного феномена потому, что, когда речь идет об исследовании ее истоков, границы того, что мы сегодня называем наукой, расширяются до границ «культуры». И с другой стороны, наука претендует на роль единственно устойчивого и «подлинного» фундамента культуры в целом в ее первичном - деятельностном и технологическом - понимании.

      Из  этого  следует, что наука как  социокультурный  феномен вплетена во все сферы  человеческих отношений, она внедряется  и в базисные основания отношений  самих людей, и во все формы  деятельности, связанные с производством, обменом, распределением и потреблением вещей. Максима (изречение, афоризм) современного технократического века гласит: «Все должно быть научным, научно обоснованным и научно проверенным».

      Культурная  функция науки не сводима только к результативному исходу, т.е. к  тому, что результаты научной деятельности составляют также и совокупный потенциал культуры как таковой.5 Культурная функция науки сильна своей процессуальностью. Она предполагает, прежде всего, формирование человека в качестве субъекта деятельности и познания. Научное знание, глубоко проникая в быт, составляя существенную основу формирования сознания и мировоззрения людей, превратилось в неотъемлемый компонент социальной среды, в которой происходит становление и формирование личности.

      Наука, понимаемая  как социокультурный  феномен, не  может развиваться вне освоения  знаний, ставших общественным достоянием  и хранящихся в социальной  памяти. Культурная сущность науки  влечет за собой ее этическую  и ценностную наполненность. Открываются новые возможности этноса науки: проблема интеллектуальной и социальной ответственности, морального и нравственного выбора, личностные аспекты принятия решений, проблемы нравственного климата в научном сообществе и коллективе.

      Наука развивается сообществом ученых и располагает определенной социальной и профессиональной организацией, развитой системой коммуникаций. Еще Фрэнсис Бэкон в свое время отмечал: «Совершенствования науки следует ждать не от способности или проворства какого-нибудь отдельного человека, а от последовательной деятельности многих поколений, сменяющих друг друга». Ученый - всегда представитель той или иной социокультурной среды.

      В науке  приветствуется поиск истины, а  следовательно и критика, полемика, спор. Ученый находится в ситуации постоянного подтверждения своей  профессиональности посредством публикаций, выступлений, квалификационных дисциплинарных требований и часто вступает в сложные отношения, как со своими оппонентами-коллегами, так и с общественным мнением. Признание деятельности ученого связано с градацией степеней и званий. Самой престижной наградой является Нобелевская премия.

      Конечно  же, творческий потенциал личности  может остаться нереализованным  либо оказаться подавленным общественной  системой. Но совершить открытие, изобрести  нечто новое может лишь индивид, обладающий проницательным умом и необходимыми знаниями, а не общество как таковое.

Информация о работе Наука как социальный институт и как социально-культурный феномен