Наука как социальный институт и как социально-культурный феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 19:15, реферат

Описание работы

Цель данной работы – определение науки как социального института и как социально-культурного феномена.
Задачи работы:
рассмотреть основные моменты истории становления науки;
дать понятие науки как социального явления;
определить науку как социокультурный феномен.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. 3
Становление науки …………………………………………………….. 4
Наука как социальное явление ………………………………………. 6
Наука как социокультурный феномен ……………………………… 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….…… 14
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………….……15

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

      По  подсчетам  социологов, наукой способны заниматься  не более 6-8% населения. Иногда основным и эмпирически очевидным  признаком науки считается совмещение исследовательской деятельности и  высшего образования. Это весьма резонно в условиях, когда наука превращается в профессиональную деятельность. Научно-исследовательская деятельность признается необходимой и устойчивой социокультурной традицией, без которой нормальное существование и развитие общества невозможно. Наука составляет одно из приоритетных направлений деятельности любого цивилизованного государства.

      Как социокультурный  феномен, наука  включает в себя многочисленные отношения, в том числе экономические, социально-психологические, идеологические, социально-организационные. Отвечая на экономические потребности общества, наука реализует себя в функции непосредственной производительной силы, выступая в качестве важнейшего фактора хозяйственно-культурного развития людей. Именно крупное машинное производство, которое возникло в результате индустриального переворота XVIII-XIX вв., составило материальную базу для превращения науки в непосредственную производительную силу. Каждое новое открытие становится основой для изобретения. Многообразные отрасли производства начинают развиваться как непосредственные технологические применения данных различных отраслей науки, которые сегодня заметно коммерциализируются.

      Отвечая  на идеологические потребности  общества, наука предстает как  инструмент политики. Из истории  отечественной науки видно, как  марксистская идеология полностью  и тотально контролировала науку, велась борьба с кибернетикой, генетикой, математической логикой и квантовой теорией. Марксисты твердили о социальной зависимости науки, особенно как деятельности, в ее прикладных областях и компромиссах с властью (прагматический уровень), а кроме того, склонялись к отождествлению науки с технологией» [5]. Официальная наука всегда вынуждена поддерживать основополагающие идеологические установки общества, предоставлять интеллектуальные аргументы и практический инструментарий, помогающий сохранить существующей власти и идеологии свое привилегированное положение. В этом отношении науке предписано «вдохновляться» идеологией, включать ее в самое себя. Как метко заметил Т. Кун, «ученые учатся решать головоломки, и за всем этим скрывается большая идеология» [6]. Поэтому вывод о нейтральности науки всегда сопряжен с острой полемикой.

      Социально-психологические  факторы, определяющие науку, требуют  введения в контекст научного  исследования представлений об  историческом и социальном сознании, размышлений о личностном портрете  ученого, когнитивных механизмах познания и мотивации его деятельности. Они обязывают подвергнуть науку социологическому исследованию, тем более что наука как социокультурный феномен имеет не только положительные, но и отрицательные последствия своего развития. Философы особо предостерегают против ситуации, когда применение науки теряет нравственный и гуманистический смысл. Тогда наука предстает объектом ожесточенной критики, остро встают проблемы контроля над деятельностью ученых.

      Сложность  объяснения науки как социокультурного феномена состоит в том, что наука  все-таки не поступается своей автономией и не растворяется полностью в  контексте социальных отношений. Безусловно, наука- «предприятие коммунитарное» (коллективное). Ни один ученый не может не опираться на достижения своих коллег, на совокупную память человеческого рода. Наука требует сотрудничества многих людей, она интерсубъективна. Характерные для современности междисциплинарные исследования подчеркивают, что всякий результат есть плод коллективных усилий.

     

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития  государства.

Наука как социальный институт за время своего существования претерпела огромные изменения. От деятельности десятков древнегреческих ученых, собиравшихся в философских школах, занимающихся исследованиями по своему собственному желанию, до современного пятимиллионного международного научного сообщества, объединенного профессионально, организовывающего свою деятельность, как на национальном, так и на международном уровне, в исследовательских группах, лабораториях, институтах.

Наука, культура и общество – это не  рядоположенные  объекты:  наука – феномен культуры, научное познание – один из аспектов культурного  творчества;  наука  во  все  большей  степени  влияет  на  характер  культуры, социальную структуру общества, а по мере превращения науки в непосредственную  производительную  силу  наука  становится  культурообразующей  силой общества, ее важнейшим социальным институтом.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М., 1980.
  2. История мировой культуры. – Ростов н/Д «Феникс» 2000, - 512 с.
  3. Лакатос  И.  История  науки  и  её  рациональные  реконструкции. -  Структура и развитие науки. – М., 1978.
  4. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. М., 2001.
  5. Рузавин  Г.И.  Философия  науки:  учебное  пособие  для  студентов  высших учебных заведений. – М., 2005.
  6. Философия науки \ под ред. С.А.Лебедева: учебное пособие для вузов. – М., 2005. 
  7. Юдин Б.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М., 1997.

1 Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону, 1999, с.204-205

2

3 Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги ХХ столетия. — М.: Логос, 2000. — 320с.

4 Поликарпов В.С. История науки и техники (учебное пособие). — Ростов н/Д: Феникс, 1998. — 352с.

 

5 Келле В.Ж. Наука как феномен культуры// Наука и культура. – 1987. - № 7

 

 


Информация о работе Наука как социальный институт и как социально-культурный феномен