Наука как важнейший социальный институт современного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 16:34, реферат

Описание работы

ВВЕДЕНИЕ
Вопрос о соотношении философии и науки важен для более глубокого понимания смысла и назначения философии. В наши дни наука пронизывает все сферы деятельности человека. Она стала мощным фактором достижений человечества в самых различных областях. Однако очевидно, что так было не всегда. Человечеству потребовалось пройти большой путь, чтобы перейти от донаучных форм познания к научным.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3
1. ПОНЯТИЕ НАУКИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА………….4
2. СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ НАУКИ…………………………………7
3. РОЛЬ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ……………………11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….………14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….………….….15

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 38.88 Кб (Скачать файл)

    Сегодня, в условиях научно-технической революции, у науки все более отчетливо обнаруживается еще одна группа функций - она начинает выступать и в качестве социальной силы, непосредственно включаясь в процессы социального развития. Наиболее ярко это проявляется в тех довольно многочисленных в наши дни ситуациях, когда данные и методы науки используются для разработки масштабных планов и программ социального и экономического развития. При составлении каждой такой программы, определяющей, как правило, цели деятельности многих предприятий, учреждений и организаций, принципиально необходимо непосредственное участие ученых как носителей специальных знаний и методов из разных областей.

    Культура как целостное явление предполагает наличие определенных процедур. В них запечатлеваются образцы поведения, признающиеся данным объединением людей в качестве положительных. Однако ни в науке, ни в культуре в целом культу, конечно, не принадлежит такой значительной роли, какую он играет в религии.

    Под научным мировоззрением понимают  представление о явлениях, доступных научному изучению, которое дается наукой. Под этим именем мы подразумеваем определенное отношение к окружающему нас миру явлений, при котором каждое явление входит в рамки научного изучения и находит объяснение, не противоречащее основным принципам научного искания. Отдельные частные явления соединяются вместе как части одного целого, и в конце концов получается одна картина мироздания, которая включает микромир, макромир, превращения человеческих обществ, исторические явления, логические законы. Мировоззрение всегда проникнуто сознательным волевым стремлением человеческой личности расширить пределы знания, охватить мыслью все окружающее. 

      В общем,  основные черты такого мировоззрения  будут неизменны, какую бы область  наук мы ни взяли за исходную - будут ли то науки исторические, естественно-исторические или социальные, или науки абстрактные, опытные,  наблюдательные или описательные. Все они приведут к одному  научному мировоззрению, подчеркивая  и развивая некоторые его части.  В основе этого мировоззрения  лежит метод научной работы, известное  определенное отношение человека  к подлежащему научному изучению  явления.

     Научное мировоззрение не есть  что-нибудь законченное, ясное,  готовое; оно достигалось человеком постепенно, долгим и трудным путем познания. Научное мировоззрение есть создание и выражение человеческого духа. Развитие науки расширяет границы научного миросозерцания, развитие науки раздвигает рамки жизни и составляет могущественный элемент прогресса. Основу научного мировоззрения составляют научные истины. Через них наука неизбежно влияет на другие составные части мировоззрения - философию и религию. Под влиянием научных фактов и истин философы и теологи вынуждены пересматривать, изменять свои концепции.

    Составляющие научного мировоззрения всегда проверяются научным методом и всегда выдерживают пробу научного метода. Все что противоречит научным методам беспощадно отбрасывается и не входит в систему научного мировоззрения.

 

  1. РОЛЬ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

      XX век стал веком победившей научной революции. НТП ускорился во всех развитых странах. Постепенно происходило все большее повышение наукоемкости продукции. Технологии меняли способы производства. К середине  XX века фабричный способ производства стал доминирующим. Во второй половине XX века большое распространение получила автоматизация. К концу XX века развились высокие технологии, продолжился переход к информационной экономике. Все это произошло благодаря развитию науки и техники. Это имело несколько следствий. Во-первых, увеличились требования к работникам. От них стали требоваться большие знания, а также понимание новых технологических процессов. Во-вторых, увеличилась доля работников умственного труда, научных работников, то есть людей, работа которых требует глубоких научных знаний. В-третьих, вызванный НТП рост благосостояния и решение многих насущных проблем общества породили веру широких масс в способность науки решать проблемы человечества и повышать качество жизни. Эта новая вера нашла свое отражение во многих областях культуры и общественной мысли. Такие достижения как освоение космоса, создание атомной энергетики, первые успехи в области робототехники породили веру в неизбежность научно-технического и общественного прогресса, вызвали надежду скорого решения и таких проблем   как голод, болезни и так далее.

     И на сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития  государства.

      Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности. В  качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты,  загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука – один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами учёные. Научным данным отводится ведущая роль  и в определении масштабов и параметров экологических опасностей.

      Возрастающая роль  науки в общественной жизни породила её особый статус в современной культуре и новые   черты её взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро  ставится проблема особенностей  научного познания  и его соотношения с другими формами познавательной  деятельности (искусством, обыденным сознанием и т. д.).

     Эта проблема, будучи философской, по своему характеру, в то же время имеет большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными процессами.  Оно необходимо  и для построения теории управления самой наукой в условиях НТР, поскольку выяснение закономерностей  научного  познания требует анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными феноменами духовной и материальной культуры.

    Благодаря социальным институтам закрепляются и воспроизводятся особо важные для общества социальные отношения. Более того, социальные институты выступают важной формой социального взаимодействия и одним из основных элементов социальной культуры общества.

     Если посмотреть на жизнь любого индивида, то не трудно заметить, что он с самого рождения живёт в тесной связи с социальными институтами. Так человек рождается в семье, воспитывается в семье, детских садах, получает образование в школах и институтах, работает в различных организациях и т.д., именно таким образом человек оказывается включённым в сеть социальных институтов, которые регулируют его деятельность и поведение.

      На мой взгляд, социальные институты можно охарактеризовать как величайшее социальное творение общества. Благодаря такому творению обеспечивается стабильность и надёжность взаимодействия членов общества в важнейших сферах его жизнедеятельности, а также обеспечивается устойчивость социальной структуры и порядок в обществе, что объясняется тем, что они нормативно закрепляют определённые виды социального взаимодействия и делают их обязательными для всех членов общества.

     Как отмечает С.С. Новикова, благодаря социальным институтам люди имеют все основания надеяться не только на то, что их потребности будут удовлетворены, но и на то, что поставленная цель будет достигнута на качественно высоком уровне.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Особую роль в формировании общемировых тенденций играют научно-технические достижения. Достижения науки и техники, распространяясь по всему миру, вызывают к жизни определенные социальные последствия, приблизительно одинаковые во всех странах и регионах. Поэтому не случайно, что универсальная типология общественной организации в большинстве случаев строится с учетом того, на какой стадии освоения передовых научно-технических достижений находится та или иная страна или группа стран.

      Попытка рассмотрения такого сложного социального образования, каким является наука, неизбежно связан с тем, что остаются в тени многие его важные стороны.

     Усилившаяся роль науки в обществе, возрастание ее социального престижа и увеличение надежд на то, что с ее помощью будут решены кардинальные вопросы человеческого бытия, предъявляют повышенные требования к знаниям о науке. В условиях научно-технического прогресса эти требования будут стремительно расти и дальше. В настоящее время «наука выступает как социальный организм, который включает в себя трудовую деятельность людей, направленную на получение научного знания, средства этой деятельности и непосредственный продукт - научное знание. Ядром этого организма является научная деятельность, без которых нет остальных компонентов науки».

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бабосов Е.М. Социология науки. Издательство: Харвест. 2009.
  2. Бауман 3. Философские связи и влечения постмодернистской социологии // Вопр. социологии. 1992.
  3. Волков Ю.Г. Социология. М. 2000.
  4. Ивин А.А. Основы социальной философии. Учеб. пособие для вузов – М. 2005.
  5. Келе В.Ж. Наука как компонент социальной системы. М., 1998.
  6. Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учебник для гуманит.-соц. специальностей высших учебных заведений. –Волгоград: Комитет по печати, 1996.
  7. Лейбин В.М. Наука как социальный институт. М., 1986.
  8. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. - М., 2001.
  9. Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983.
  10. Пригожин А.И. Современная социология организаций: Учебное пособие. – М.: Интерпракс, 1995.
  11. Соболь О. Постмодерн: философские и культурные измерения // Философская и социологическая мысль, 1992.
  12. Социология науки: Е. М. Бабосов — Санкт-Петербург, Харвест, 2009.
  13. Человек в сообществе: Бернард Ливехуд — Москва, Духовное познание, 2005.
  14. Фролов С.С. Социология: [Учебник для высш.учеб.заведений] – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательская корпорация "Логос”, 1996.
  15. Якуба Е.А. Социология. Учебное пособие для студентов. Харьков: Константа. 1996.

 


Информация о работе Наука как важнейший социальный институт современного общества