Неклассическая философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 15:08, контрольная работа

Описание работы

Под неклассической философией принято понимать совокупность разрозненных философских течений, возникших в Западной Европе в 19 ст. вне пределов немецкой классической философии. Последняя, однако, имеет самое прямое отношение к возникновению этих течений, ибо она самим фактом своего присутствия и влияния на умы современников, стимулировала критическое отношение к себе и стремление ее преодоления.

Содержание работы

1.Введение.
2.Основная часть
3.Заключение.
4.Список литературы.

Файлы: 1 файл

Филофия 16 тема..docx

— 63.74 Кб (Скачать файл)

Шопенгауэр положил начало процессу утверждения волевого компонента в европейской философии в  противовес сугубо рациональному подходу, сводящему человека до положения  мыслящего орудия. Его идеи о первичности  воли поддержали и развили А. Бергсон, У. Джемс, Д. Дьюи, Фр. Ницше и др. Они были положены в основу "философии жизни".

 

Теория «сверхчеловека» Ф. Ницше

Поистине, самая  великолепная по написанию из книг Фридриха Ницше:  "Так

говорил Заратустра." Сам автор считал ее "самой глубокой из всех книг,

которыми обладает человечество". Образ Заратустры человека,  идущего по пути

становления сверхчеловека.  В сущности, этот путь намечен автором  еще в

"Человеческом...", но здесь он детально проработан и облечен в форму притчи,

написанной потрясающим стилем. Форма притчи заимствована из Библии и больше

всего напоминает евангельские проповеди Иисуса Христа и рассказы о

происходящих с ним  и его учениками событиях.  Конечно же, сравнивать Христа и

Заратустру не имеет смысла на этих страницах,  хотя весьма вероятно,  что

именно такого сравнения  и выбора между ними и желал  от своего читателя Ницше,

поскольку в своем читателе  (если  таковой найдется)  он видел  последователя

для своего Заратустры,  ибо "кто пишет кровью и притчами,  тот хочет, чтобы

его не читали, а заучивали  наизусть".

 

Произведение "Так говорил  Заратустра" – это существенный вызов мыслителя

сложившемуся за две тысячи лет христианству «как явлению ложному  и

губительному». Причем нападение  на христианство было произведено не с

банально-материалистических позиций, а как бы с использованием того же оружие

– религии. Христианству противопоставлялось  не атеистическое  отрицание Бога,

а новое религиозное вероучение. «Явление Ницше, - писал Бердяев, - имеет

огромное значение для  судьбы человека. Он хотел пережить божественное, когда

Бога нет. Бог убит, пережить экстаз, когда мир так низок, пережить подъем на

высоту, когда мир плоский  и нет вершин. Свою, в конце концов, религиозную

тему он выразил в идее сверхчеловека, в котором человек  прекращает свое

существование. Человек был  лишь переходом, он лишь унавоживал почву  для

явления сверхчеловека».

 

Устами Заратустры  три  превращения  духа в человеке выделяет Ницше: "как дух

становится верблюдом,  львом верблюд  и,  наконец, ребенком становится лев".

Прежде всего на пути достижения свободы духа необходимо познать тяжесть,

трудное,  чтобы преодолеть  свою слабость. "Не значит ли это:  унизиться,

чтобы заставить страдать свое высокомерие?..  Все самое  трудное берет  на

себя  выносливый дух, подобно  навьюченному верблюду...спешит и он в свою

пустыню".

Так, "взяв на себя все  самое трудное",  адепт  пути  обретает одиночество.

Последним "драконом", "господином" и "богом", которого он обязан победить,

является моральный императив "ты должен". В битве с ним  он становится львом:

"дух льва говорит  "я хочу". Таким образом он завоевывает себе право

переоценки существующих  ценностей и создания новых. "Завоевать  себе свободу

и священное Нет даже перед долгом - для этого, братья мои, надо стать львом".

Но само по себе это право  и эта сила сказать "нет"  любой  из

предустановленных  истин  не  является еще способностью к  созданию новых

ценностей. Поэтому лев  должен стать ребенком: "Дитя есть невинность и

забвение,  новое начинание, игра, самокатящееся колесо, начальное движение,

святое слово утверждения".  Стать ребенком  - значит стать  новым, отринув все

прежние установления, вновь  обрести вкус к "игре созидания".  Играть с миром

и с собой, как ребенок - то есть,  возвращаясь к прежней  терминологии Ницше,

возродить в себе дионисическое начало.  "Да,  для игры созидания,  братья

мои,

нужно святое слово утверждения:  своей воли хочет теперь дух, свой мир

находит потерявший мир". Таков путь к сверхчеловеку.

"Сверхчеловек - смысл  земли". "Что такое обезьяна  в отношении человека?

Посмешище или мучительный  позор.  И тем же должен  быть человек для

сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором".  "Поистине, человек - это

грязный поток. Надо быть морем, чтобы принять в  себя грязный  поток и не

сделаться нечистым...сверхчеловек - это море, где может потонуть ваше великое

презрение".

Самое высокое,  что может  пережить человек,  учит Ницше –  это "час великого

презрения". Презрения  к самому себе, к своим слабостям  и порокам, к своей

несправедливости, к "жалкому  довольству собою", называемому добродетелью.

"Но где же та молния,  что лизнет вас своим языком? Где-то безумие, что надо

привить вам? Смотрите, я  учу вас о сверхчеловеке:  он - эта молния, он это

безумие!"

Фридрих Ницше  попытался  пройти путь к сверхчеловеку.  Итогом было безумие.

Степень погружения в проблему превзошла меру личной выносливости. "Кто

нападает на свое время, нападает лишь на себя". Разрушение традиционных

ценностей обернулось  саморазрушением.  На долгие годы на память о Ницше  и

его наследие легла печать "фашистской". Образ сверхчеловека  исказился до

неузнаваемости и  приобрел черты "белокурой бестии",  не щадящей ничего и

никого, безжалостно разрушающей  мир и его ценности.

 

Но ведь не в этом суть сверхчеловека Ницше.  Его сверхчеловек безжалостен

прежде всего и более всего к себе,  он  сомневается и подвергает  пересмотру

имеющиеся  у него ценности и установления, лишающие его внутренней духовной

свободы и радости творческой жизни.  "В человеке тварь и  творец соединены

воедино". Нужно помнить, что философия Фридриха Ницше - это  уникальный и всей

жизнью  осуществленный эксперимент  по разрушению внутри себя "твари" и

взращивания "творца",  прозванного "сверхчеловеком".

 

Человек имеет цель внутри себя; его цель - это жизнь. Вот  эта идея абсолютной

ценности человеческой жизни  по существу явилась тем лозунгом, который

объединяет все творчество Ницше. С этим лозунгом связан и ницшеанский  идеал

человека - Сверхчеловек. Этот идеал, по замыслу Ницше может  быть реализован

лишь при условии, если человечество возвратится к истокам  своей истории,

когда бал жизни будут  править люди высшей расы - "хозяева", люди,

представляющие собой  совершенство прежде всего в биологическом отношении. Они

не будут отягощены  ни бытовыми, ни социальными, ни религиозными ограничениями

и предрассудками и потому будут абсолютно свободны.

Биологически обусловленным, считает Ницше, является все, что  в человеческом

общежитии считается добром, что составляет для людей ценность, включая и

ценность моральную. Соответственно, нет и быть не может объективно

обусловленной морали. Каждый имеет такую мораль, которая в  наибольшей мере

соответствует требованиям  его жизни: мораль одного оправдывает  все, к чему он

стремится; мораль другого  делает его умиротворенным; мораль третьего

призывает к мщению врагам и т.д. Люди даже могут не осознавать, каков на

самом деле источник их моральных убеждений и представлений, но это не меняет

дела. Всякий имеет тот  тип морали, который больше всего  соответствует его

природе.

Наиболее существенное различие между людьми, по мнению Ницше, состоит  в том,

что некоторые из них от природы слабы, другие сильны опять-таки по природе.

Соответственно различается  и их мораль. Сильные ("хозяева", по терминологии

Ницше) ценят личное достоинство, решительность, настойчивость,

самоуверенность, несгибаемую  волю и неистощимую энергию в  достижении

поставленной цели. Слабые ("рабы" по той же терминологии) ценят то, что в

большей мере выражается в  их слабости – сострадательность, мягкосердечие,

альтруизм, и рассудительность и т.п.

 

Некогда хозяева господствовали в жизни. У них была своя мораль, свои понятия

и представления о добре  и зле. Но со временем их одолели  рабы, но победили

они не силой, а числом. Добром стало признаваться то, что в большей  мере

соответствует их интересам; мягкосердечие, любовь к ближнему, покорность,

доброта - все эти и  им подобные качества возвышены до уровня добродетели. В

эпоху после восстания  рабов господствующей стало и  продолжает оставаться

рабская мораль. В оценке господствующей морали Ницше хотел  занять

беспристрастную, научно обоснованную, натуралистическую поэзию. Он отмечал,

что все идет так, как и  должно идти в условиях, когда рабы приемлют мораль

рабов. Одно тут плохо : даже хозяева начинают подчиняться этой морали. Однако

Ницше не мог удержаться на этой объективной, беспристрастной  позиции, так как

ощущал себя принадлежащим  к расе хозяев и признавал их мораль не только более

высокой, но и единственно достойной этого названия. Релятивистская этика с ее

тезисом : "каждый имеет тот тип морали, который подходит ему" оказывается

только внешней видимостью. В ее основании лежит этика  абсолютизма, согласно

которой правильной является только одна мораль - мораль хозяев.

 

Если попытаться суммировать  различные разрозненные оценки, данные Ницше

господствующей морали, то, вероятность их можно свести к  некоторому общему

знаменателю и выразить в  виде следующих трех претензий. Господствующая

мораль, по мнению Ницше, своим  основанием имеет предположение, во-первых, о

всеобщем равенстве; во-вторых, о свободе - каждый должен быть свободен в той

мере, в какой он не посягает на свободу других; в-третьих, об абсолютности

моральной ценности, которая  якобы не требует никаких доказательств, поскольку

она не средство, а цель.

 

Основанная на этих предположениях мораль вполне закономерно включает в себя

принципы справедливости, альтруизма или любви к ближнему, сострадания,

милосердия, превосходства  духовных ценностей над материальными, преимущество

общественного блага перед  личным и т.п.

Собственная моральная позиция  Ницше, позиция хозяина почти  прямо

противоположна господствующей в обществе морали. Ее краеугольными камнями

служат: во-первых, ценность жизни в ее биологическом смысле - только жизнь

имеет абсолютную ценность и порождает все то, что имеет  ценность; во-вторых,

свобода сильного - свобода принадлежит только тому, кто имеет достаточно

силы, чтобы завоевать  и отстоять ее; в-третьих, неравенство - люди не равны,

они лишь лучше или хуже, в зависимости от того, сколько  жизненной силы

заключено в каждом из них. Естественно, этим устоям соответствуют  и принципы

морали. Справедливость в  том виде, как ее понимает господствующая мораль есть

ложь. Истинная справедливость, считает Ницше, основана отнюдь не на равенстве

- каждый имеет столько,  сколько заслуживает, а заслуги  его измеряются

количеством жизни. Равенство - это признак упадка.

 

Ложным является и принцип  полезности - назначение жизни состоит  не в

увеличении добра. Сама жизнь есть высшее и величайшее добро, и только это

имеет значение. Ложью является и принцип альтруизма: если и может  у кого-либо

быть великая цель, то она наверняка важнее благополучия ближнего. Дело не в

любви к блшижнему; уважения и поклонения достойны лишь лучшие, а лучшие - это

наиболее сильные. Кроме  того, альтруизм есть не что иное, как эгоизм, но

только эгоизм слабого. Не видит Ницше каких-либо достоинств и у принципа

милосердия - оно есть пустая трата энергии на слабых и вырождающихся.

Требованием жизни является не спасение и даже не помощь слабым. Лозунгом,

достойным подлинной жизни, должен быть: "Падающего подтолкни!".

То же и в случае с  принципом общественного блага  – только великие

индивидуальности имеют  ценность. Что касается массы, то она  может

представлять интерес  или как копия великого, или как сила, сопротивляющаяся

ему, или как орудие в  его руках.

 

Кроме всего прочего, господствующая мораль, считает Ницше, базируется на

ложной психологии, а это  значит, она не почитает и не может  почитать

природных инстинктов, обрекая  тем самым людей на следование принципам,

несовместимым с их природой. Она говорит об альтруических поступках, свободе

воли, моральном порядке, но на деле ничего подобного нет и быть не может.

Есть только ложь. но наибольший вред господствующей морали состоит в том, что

она культивирует посредственность и тем самым разрушает единственное ценное -

жизнь.

 

Своей главной заслугой Ницше  считает то, что он предпринял и  осуществил

переоценку всех ценностей: все то, что обычно признается ценным, на самом

деле не имеет ничего общего с подлинной ценностью. Нужно все поставить на

свои места – на место  ценностей мнимых поставить истинные ценности. В этой

переоценке ценностей, по существу своему составляющей собственно философию

Ницше, он стремится встать "по ту сторону добра и зла". Обычная мораль,

сколько бы ни была она развитой и сложной, всегда заключена в  рамки,

противоположные стороны которой составляют представление о добре и зле. Их

пределами исчерпываются  все формы существующих моральных  отношений. Что

касается Ницше, то согласно его мнению мораль, ограниченная этими  рамками

Информация о работе Неклассическая философия