Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 15:08, контрольная работа
Под неклассической философией принято понимать совокупность разрозненных философских течений, возникших в Западной Европе в 19 ст. вне пределов немецкой классической философии. Последняя, однако, имеет самое прямое отношение к возникновению этих течений, ибо она самим фактом своего присутствия и влияния на умы современников, стимулировала критическое отношение к себе и стремление ее преодоления.
1.Введение.
2.Основная часть
3.Заключение.
4.Список литературы.
Шопенгауэр положил начало процессу утверждения волевого компонента в европейской философии в противовес сугубо рациональному подходу, сводящему человека до положения мыслящего орудия. Его идеи о первичности воли поддержали и развили А. Бергсон, У. Джемс, Д. Дьюи, Фр. Ницше и др. Они были положены в основу "философии жизни".
Теория «сверхчеловека» Ф. Ницше
Поистине, самая великолепная по написанию из книг Фридриха Ницше: "Так
говорил Заратустра." Сам автор считал ее "самой глубокой из всех книг,
которыми обладает человечество". Образ Заратустры человека, идущего по пути
становления сверхчеловека. В сущности, этот путь намечен автором еще в
"Человеческом...", но здесь он детально проработан и облечен в форму притчи,
написанной потрясающим стилем. Форма притчи заимствована из Библии и больше
всего напоминает евангельские проповеди Иисуса Христа и рассказы о
происходящих с ним и его учениками событиях. Конечно же, сравнивать Христа и
Заратустру не имеет смысла на этих страницах, хотя весьма вероятно, что
именно такого сравнения и выбора между ними и желал от своего читателя Ницше,
поскольку в своем читателе (если таковой найдется) он видел последователя
для своего Заратустры, ибо "кто пишет кровью и притчами, тот хочет, чтобы
его не читали, а заучивали наизусть".
Произведение "Так говорил Заратустра" – это существенный вызов мыслителя
сложившемуся за две тысячи лет христианству «как явлению ложному и
губительному». Причем нападение на христианство было произведено не с
банально-материалистических позиций, а как бы с использованием того же оружие
– религии. Христианству противопоставлялось не атеистическое отрицание Бога,
а новое религиозное вероучение. «Явление Ницше, - писал Бердяев, - имеет
огромное значение для судьбы человека. Он хотел пережить божественное, когда
Бога нет. Бог убит, пережить экстаз, когда мир так низок, пережить подъем на
высоту, когда мир плоский и нет вершин. Свою, в конце концов, религиозную
тему он выразил в идее сверхчеловека, в котором человек прекращает свое
существование. Человек был лишь переходом, он лишь унавоживал почву для
явления сверхчеловека».
Устами Заратустры три превращения духа в человеке выделяет Ницше: "как дух
становится верблюдом, львом верблюд и, наконец, ребенком становится лев".
Прежде всего на пути достижения свободы духа необходимо познать тяжесть,
трудное, чтобы преодолеть свою слабость. "Не значит ли это: унизиться,
чтобы заставить страдать свое высокомерие?.. Все самое трудное берет на
себя выносливый дух, подобно навьюченному верблюду...спешит и он в свою
пустыню".
Так, "взяв на себя все самое трудное", адепт пути обретает одиночество.
Последним "драконом", "господином" и "богом", которого он обязан победить,
является моральный императив "ты должен". В битве с ним он становится львом:
"дух льва говорит "я хочу". Таким образом он завоевывает себе право
переоценки существующих ценностей и создания новых. "Завоевать себе свободу
и священное Нет даже перед долгом - для этого, братья мои, надо стать львом".
Но само по себе это право и эта сила сказать "нет" любой из
предустановленных истин не является еще способностью к созданию новых
ценностей. Поэтому лев должен стать ребенком: "Дитя есть невинность и
забвение, новое начинание, игра, самокатящееся колесо, начальное движение,
святое слово утверждения". Стать ребенком - значит стать новым, отринув все
прежние установления, вновь обрести вкус к "игре созидания". Играть с миром
и с собой, как ребенок - то есть, возвращаясь к прежней терминологии Ницше,
возродить в себе дионисическое начало. "Да, для игры созидания, братья
мои,
нужно святое слово утверждения: своей воли хочет теперь дух, свой мир
находит потерявший мир". Таков путь к сверхчеловеку.
"Сверхчеловек - смысл земли". "Что такое обезьяна в отношении человека?
Посмешище или мучительный позор. И тем же должен быть человек для
сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором". "Поистине, человек - это
грязный поток. Надо быть морем, чтобы принять в себя грязный поток и не
сделаться нечистым...сверхчеловек - это море, где может потонуть ваше великое
презрение".
Самое высокое, что может пережить человек, учит Ницше – это "час великого
презрения". Презрения к самому себе, к своим слабостям и порокам, к своей
несправедливости, к "жалкому довольству собою", называемому добродетелью.
"Но где же та молния, что лизнет вас своим языком? Где-то безумие, что надо
привить вам? Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке: он - эта молния, он это
безумие!"
Фридрих Ницше попытался пройти путь к сверхчеловеку. Итогом было безумие.
Степень погружения в проблему превзошла меру личной выносливости. "Кто
нападает на свое время, нападает лишь на себя". Разрушение традиционных
ценностей обернулось саморазрушением. На долгие годы на память о Ницше и
его наследие легла печать "фашистской". Образ сверхчеловека исказился до
неузнаваемости и приобрел черты "белокурой бестии", не щадящей ничего и
никого, безжалостно разрушающей мир и его ценности.
Но ведь не в этом суть сверхчеловека Ницше. Его сверхчеловек безжалостен
прежде всего и более всего к себе, он сомневается и подвергает пересмотру
имеющиеся у него ценности и установления, лишающие его внутренней духовной
свободы и радости творческой жизни. "В человеке тварь и творец соединены
воедино". Нужно помнить, что философия Фридриха Ницше - это уникальный и всей
жизнью осуществленный эксперимент по разрушению внутри себя "твари" и
взращивания "творца", прозванного "сверхчеловеком".
Человек имеет цель внутри себя; его цель - это жизнь. Вот эта идея абсолютной
ценности человеческой жизни по существу явилась тем лозунгом, который
объединяет все творчество Ницше. С этим лозунгом связан и ницшеанский идеал
человека - Сверхчеловек. Этот идеал, по замыслу Ницше может быть реализован
лишь при условии, если человечество возвратится к истокам своей истории,
когда бал жизни будут править люди высшей расы - "хозяева", люди,
представляющие собой совершенство прежде всего в биологическом отношении. Они
не будут отягощены ни бытовыми, ни социальными, ни религиозными ограничениями
и предрассудками и потому будут абсолютно свободны.
Биологически обусловленным, считает Ницше, является все, что в человеческом
общежитии считается добром, что составляет для людей ценность, включая и
ценность моральную. Соответственно, нет и быть не может объективно
обусловленной морали. Каждый имеет такую мораль, которая в наибольшей мере
соответствует требованиям его жизни: мораль одного оправдывает все, к чему он
стремится; мораль другого делает его умиротворенным; мораль третьего
призывает к мщению врагам и т.д. Люди даже могут не осознавать, каков на
самом деле источник их моральных убеждений и представлений, но это не меняет
дела. Всякий имеет тот тип морали, который больше всего соответствует его
природе.
Наиболее существенное различие между людьми, по мнению Ницше, состоит в том,
что некоторые из них от природы слабы, другие сильны опять-таки по природе.
Соответственно различается и их мораль. Сильные ("хозяева", по терминологии
Ницше) ценят личное достоинство, решительность, настойчивость,
самоуверенность, несгибаемую волю и неистощимую энергию в достижении
поставленной цели. Слабые ("рабы" по той же терминологии) ценят то, что в
большей мере выражается в их слабости – сострадательность, мягкосердечие,
альтруизм, и рассудительность и т.п.
Некогда хозяева господствовали в жизни. У них была своя мораль, свои понятия
и представления о добре и зле. Но со временем их одолели рабы, но победили
они не силой, а числом. Добром стало признаваться то, что в большей мере
соответствует их интересам; мягкосердечие, любовь к ближнему, покорность,
доброта - все эти и им подобные качества возвышены до уровня добродетели. В
эпоху после восстания рабов господствующей стало и продолжает оставаться
рабская мораль. В оценке господствующей морали Ницше хотел занять
беспристрастную, научно обоснованную, натуралистическую поэзию. Он отмечал,
что все идет так, как и должно идти в условиях, когда рабы приемлют мораль
рабов. Одно тут плохо : даже хозяева начинают подчиняться этой морали. Однако
Ницше не мог удержаться на этой объективной, беспристрастной позиции, так как
ощущал себя принадлежащим к расе хозяев и признавал их мораль не только более
высокой, но и единственно достойной этого названия. Релятивистская этика с ее
тезисом : "каждый имеет тот тип морали, который подходит ему" оказывается
только внешней видимостью. В ее основании лежит этика абсолютизма, согласно
которой правильной является только одна мораль - мораль хозяев.
Если попытаться суммировать различные разрозненные оценки, данные Ницше
господствующей морали, то, вероятность их можно свести к некоторому общему
знаменателю и выразить в виде следующих трех претензий. Господствующая
мораль, по мнению Ницше, своим основанием имеет предположение, во-первых, о
всеобщем равенстве; во-вторых, о свободе - каждый должен быть свободен в той
мере, в какой он не посягает на свободу других; в-третьих, об абсолютности
моральной ценности, которая якобы не требует никаких доказательств, поскольку
она не средство, а цель.
Основанная на этих предположениях мораль вполне закономерно включает в себя
принципы справедливости, альтруизма или любви к ближнему, сострадания,
милосердия, превосходства духовных ценностей над материальными, преимущество
общественного блага перед личным и т.п.
Собственная моральная позиция Ницше, позиция хозяина почти прямо
противоположна господствующей в обществе морали. Ее краеугольными камнями
служат: во-первых, ценность жизни в ее биологическом смысле - только жизнь
имеет абсолютную ценность и порождает все то, что имеет ценность; во-вторых,
свобода сильного - свобода принадлежит только тому, кто имеет достаточно
силы, чтобы завоевать и отстоять ее; в-третьих, неравенство - люди не равны,
они лишь лучше или хуже, в зависимости от того, сколько жизненной силы
заключено в каждом из них. Естественно, этим устоям соответствуют и принципы
морали. Справедливость в том виде, как ее понимает господствующая мораль есть
ложь. Истинная справедливость, считает Ницше, основана отнюдь не на равенстве
- каждый имеет столько,
сколько заслуживает, а
количеством жизни. Равенство - это признак упадка.
Ложным является и принцип полезности - назначение жизни состоит не в
увеличении добра. Сама жизнь есть высшее и величайшее добро, и только это
имеет значение. Ложью является и принцип альтруизма: если и может у кого-либо
быть великая цель, то она наверняка важнее благополучия ближнего. Дело не в
любви к блшижнему; уважения и поклонения достойны лишь лучшие, а лучшие - это
наиболее сильные. Кроме того, альтруизм есть не что иное, как эгоизм, но
только эгоизм слабого. Не видит Ницше каких-либо достоинств и у принципа
милосердия - оно есть пустая трата энергии на слабых и вырождающихся.
Требованием жизни является не спасение и даже не помощь слабым. Лозунгом,
достойным подлинной жизни, должен быть: "Падающего подтолкни!".
То же и в случае с принципом общественного блага – только великие
индивидуальности имеют ценность. Что касается массы, то она может
представлять интерес или как копия великого, или как сила, сопротивляющаяся
ему, или как орудие в его руках.
Кроме всего прочего, господствующая мораль, считает Ницше, базируется на
ложной психологии, а это значит, она не почитает и не может почитать
природных инстинктов, обрекая тем самым людей на следование принципам,
несовместимым с их природой. Она говорит об альтруических поступках, свободе
воли, моральном порядке, но на деле ничего подобного нет и быть не может.
Есть только ложь. но наибольший вред господствующей морали состоит в том, что
она культивирует посредственность
и тем самым разрушает
жизнь.
Своей главной заслугой Ницше считает то, что он предпринял и осуществил
переоценку всех ценностей: все то, что обычно признается ценным, на самом
деле не имеет ничего общего с подлинной ценностью. Нужно все поставить на
свои места – на место ценностей мнимых поставить истинные ценности. В этой
переоценке ценностей, по существу своему составляющей собственно философию
Ницше, он стремится встать "по ту сторону добра и зла". Обычная мораль,
сколько бы ни была она развитой и сложной, всегда заключена в рамки,
противоположные стороны которой составляют представление о добре и зле. Их
пределами исчерпываются все формы существующих моральных отношений. Что
касается Ницше, то согласно его мнению мораль, ограниченная этими рамками