Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 16:29, реферат
Наука в ее современном понимании является принципиально новым фактором в истории человечества. Наука как целостный феномен возникает в Новое время вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический (современный). На каждом из этих этапов разрабатываются соответствующие идеалы, нормы и методы научного исследования, формируется определенный стиль мышления, своеобразный понятийный аппарат и т. п.
Введение 3
1. Отличия неклассической и классической наук 5
2. Неклассический этап развития науки 8
2.1 Создание неклассической математики 9
2.2 Открытия в области физики, химии, астрологии, генетики. 11
2.3 Общая характеристика неклассической науки 19
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Санкт-Петербургский
Кафедра философии и социальных наук
Реферат на тему: "Неклассический этап развития науки".
Проверил: Быданов В.Е.
Санкт-Петербург
2012
Содержание
Введение 3
1. Отличия неклассической и классической наук 5
2. Неклассический этап развития науки 8
2.1 Создание неклассической математики 9
2.2 Открытия в области физики, химии, астрологии, генетики. 11
2.3 Общая характеристика неклассической науки 19
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Введение
НАУКА — это особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Социальный институт, обеспечивающий функционирование научной познавательной деятельности.1
Наука в ее современном понимании является принципиально новым фактором в истории человечества. Наука как целостный феномен возникает в Новое время вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический (современный). На каждом из этих этапов разрабатываются соответствующие идеалы, нормы и методы научного исследования, формируется определенный стиль мышления, своеобразный понятийный аппарат и т. п. Критерием (основанием) данной периодизации является соотношение (противоречие) объекта и субъекта познания.
1. Классическая наука (XVII—XIX вв.),
исследуя свои объекты,
2. Неклассическая наука (первая половина XX в.), исходный пункт которой связан с разработкой релятивистской и квантовой теории, отвергает объективизм классической науки, отбрасывает представление реальности как чего-то не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора. Она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта.
3. Существенный признак постнеклассической науки (вторая половина XX в.) — постоянная включенность субъективной деятельности в «тело знания». Она учитывает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности познающего субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами.
В данном реферате будет подробнее рассмотрен неклассический этап развития науки.
1. Отличия неклассической и классической наук
В развитии науки можно выделить такие периоды, когда преобразовывались все компоненты ее оснований. Смена научных картин мира сопровождалась коренным изменением нормативных структур исследования, а также философских оснований науки. Эти периоды правомерно рассматривать как глобальные революции, которые могут приводить к изменению типа научной рациональности.
Третья глобальная научная революция была связана с преобразованием классического стиля и становлением нового, неклассического.
Классические теории обладают рядом особенностей:
Стиль неклассической науки другой. Во-первых, в связи с применением науки в производстве, возросла роль различных моментов, таких как исследование разрывных объектов, так как резкие скачки, прерывность процессов имеют важное значение. В связи с потребностями науки ведется изучение погрешностей, разработана теория погрешностей, задача вообще не считается решенной, если не исследовано, насколько она устойчива к возмущениям и малым изменениям ее параметров. При этом все оценки должны быть приведены.
Весь стиль науки перешел
к точному логическому
Изменяются идеалы и нормы доказательности и обоснования знания. В отличие от классических образцов, обоснование теорий в квантово-релятивистской физике предполагало экспликацию при изложении теории операциональной основы вводимой системы понятий (принцип наблюдаемости) и выяснение связей между новой и предшествующими ей теориями (принцип соответствия).
Новая система познавательных
идеалов и норм обеспечивала значительное
расширение поля исследуемых объектов,
открывая пути к освоению сложных
саморегулирующихся систем. В отличие
от малых систем такие объекты
характеризуются уровневой
Главное же отличие состоит в системном подходе. Оно начало развиваться со второй половины ХХ века. Это методологическое направление, основная задача которого состоит в разработке методов исследования и конструирования сложно организованных объектов - систем разных классов и типов. Системный подход представляет собой определенный этап в развитии методов познания, методов исследовательской и конструкторской деятельности, способов объяснения и описания природы анализируемых или искусственно создаваемых объектов. Исторически он приходит на смену механицизму и по своим задачам противостоит этим концепциям. Наибольшее применение системный подход находит при исследовании сложных развивающихся объектов - многоуровневых, иерархических, как правило, самоорганизующихся, биологических, социологических, психологических, больших технических систем, экономических и др.
Дальнейшее развитие науки вносит существенные отклонения от классических ее канонов. Основные отличия классической и неклассической наук приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Сравнение классической и неклассической науки
№ |
Философские основы классической науки. |
Философские основы неклассической науки. |
1.Характер научного знания. |
Научные знания рассматриваются как чисто объективные знания. Осуществляется переход от более сильных абстракций к более слабым.. |
Субъективный характер научных знаний. |
2.Определенность понятий. |
Признается абсолютная определенность понятий и суждений. |
Относительная определенность понятий и суждений. |
3. Тип законов. |
Признается строгая однозначность в законах: одна причина и одно следствие. |
Признается вероятностный детерминизм. |
4. Трактовка субъекта познания. |
Субъект познания рассматривается Как трансцендентальный и индивидуальный, (теоретический) субъект. |
Субъект познания является трансцендентным и коллективным. |
5. Характер научной истины. |
Абсолютная истина. |
Относительная истина. |
6. Законы науки. |
Законы универсальны |
Законы партикулярны, |
по применению. |
ограничены по применению. | |
7. Научные теории. |
Монотеоретизм. Один |
Принцип |
объект - одна теория. |
дополнительности. Один объект -несколько теорий. | |
8. Элементарная |
Понятие. |
Термин. |
единица теории. |
||
9. Научная |
Строгое логическое |
Подтверждаемость на |
доказательность. |
доказательство теорий. |
основе опыта. |
10. Предмет науки. |
Вещь в себе - объект. |
Непосредственный предмет -абстрактный объект. |
11. Базовая |
Текст. |
Контекст. |
характеристика языка. |
||
12. Тип текста. |
Дедуктивно |
Гипотетико- |
упорядоченный текст. |
дедуктивное изложение. Частично логический текст. | |
13. Научный метод. |
Универсальный |
Методологический |
научный метод. |
плюрализм. | |
14. Концепции |
Целое равно сумме |
Целое больше суммы |
элементаризма. |
частей. |
частей. |
15. Онтология |
Необходимость |
В основе мироздания - |
необходимости и |
первична. |
статистические |
случайности. |
Случайность |
законы. |
объективна, но |
Необходимость имеет | |
вторична по |
степень вероятности. | |
значимости. |
||
16. Ценность. |
Научное знание |
Частичная ценностная |
ценностно нейтрально. |
характеристика | |
Единственная |
знания. (Истина, | |
ценность - истина. |
польза). | |
17. Форма текста. |
Логическая |
Частичная логическая |
гомогенность. |
гомогенность. |
2. Неклассический этап развития науки
Переход от классического к нeклaccичecкoму естествознанию был подготовлен изменением структур духовного производства в европейской культуре второй половины XIX - начала XX в., кризисом мировоззренческих установок классического рационализма, формированием в различных сферах духовной культуры нового понимания рациональности, когда сознание, постигающее действительность, постоянно наталкивается на ситуации своей погруженности в саму эту действительность, ощущая свою зависимость от социальных обстоятельств, которые во многом определяют установки познания, его ценностные и целевые ориентации.
2.1 Создание неклассической математики
Первыми в сферу неклассической
науки пришли математики. Были созданы
геометрия Лобачевского и геометрия
Римана. Еще в тридцатых годах
19 века великий русский ученый, математик
Николай Иванович Лобачевский (1792-1856)
создал неклассическую геометрию, впоследствии
названную его именем. 11 февраля
1826 года на заседании отделения физико-
Аналогичные исследования в области геометрии предпринял венгерский математик Я. Больяи (1802¬1825), который в 1832 году, независимо от Н.И. Лобачевского опубликовал сочинение: «Аппендикс, т.е. приложение, содержащее науку о пространстве, абсолютно истинную». После смерти известного немецкого математика Карла Гаусса (1777-1755), выяснилось, что тот тоже открыл начальные факты новой геометрии, но из-за страха потерять свою научную репутацию не оказал поддержки молодому Больяи, когда тот прислал ему работу.
Сам Н.И. Лобачевский вынужден был отстаивать свои научные взгляды в обстановке непризнания, злобных нападок, настоящей травли, которая продолжалась до самой его смерти.
Это был первый кризис науки после знаменитой революции Каперника-Галилея. Трудности с признанием неевклидовой геометрии в качестве научной теории обнажили ряд проблем. Одна из проблем - проблема обоснования геометрии. Только в 1868 году математик Бельтрами в статье «Опыт истолкования неевклидовой геометрии» дал первое частичное обоснование геометрии Лобачевского, произведя интерпретацию части плоскости Лобачевского на поверхность псевдосферы евклидова пространства. Позднее, в 1901 году Д. Гильберт доказал, что в трехмерном пространстве не существует аналитической поверхности постоянной отрицательной кривизны, не имеющей нигде особенностей и повсюду регулярной.
В 1871 году Ф. Клейн в работе «О так называемой неевклидовой геометрии» обосновывает теорию Лобачевского на основе введенном им проектном мероопределении на плоскости. Ф. Клейн использовал в пространстве проективное отображение на внутренность сферы.
Помимо геометрии Лобачевского Риманом были созданы принципы построения различных геометрий, различных пространств. Начало исследованиям было положено в 1854 году, когда Риман прочитал лекцию: «О гипотезах, лежащих в основании геометрии» и опубликовал ее в 1867 году. В результате широкого обобщения понятия расстояния между двумя элементами и соответственно всех метрических суждений были созданы новое понятие метрического пространства и возможность построения различных геометрий на основе аксиоматического метода. Аксиоматический метод был проще, чем система Евклида с ее громоздкими построениями определений, аксиом и постулатов.