Неклассический этап развития науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 16:29, реферат

Описание работы

Наука в ее современном понимании является принципиально новым фактором в истории человечества. Наука как целостный феномен возникает в Новое время вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический (современный). На каждом из этих этапов разрабатываются соответствующие идеалы, нормы и методы научного исследования, формируется определенный стиль мышления, своеобразный понятийный аппарат и т. п.

Содержание работы

Введение 3
1. Отличия неклассической и классической наук 5
2. Неклассический этап развития науки 8
2.1 Создание неклассической математики 9
2.2 Открытия в области физики, химии, астрологии, генетики. 11
2.3 Общая характеристика неклассической науки 19
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

Неклассический этап развития науки. реферат.docx

— 58.97 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«Санкт-Петербургский государственный  университет технологии и Дизайна»

 

Кафедра философии и социальных наук

 

 

 

 

Реферат на тему: "Неклассический этап развития науки".

 

 

 

 

                                                     Выполнила: студентка гр. 4-ВД-3

                                                     Краснова Д.С.                                                   

Проверил: Быданов В.Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург 

2012

Содержание

Введение 3

1. Отличия неклассической  и классической наук 5

2. Неклассический  этап развития науки 8

2.1 Создание неклассической математики 9

2.2 Открытия  в области физики, химии, астрологии, генетики. 11

2.3 Общая характеристика неклассической науки 19

Заключение 23

Список использованной литературы 25

 

Введение

НАУКА  — это особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Социальный институт, обеспечивающий функционирование научной познавательной деятельности.1

Наука в ее современном понимании  является принципиально новым фактором в истории человечества. Наука как целостный феномен возникает в Новое время вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический (современный). На каждом из этих этапов разрабатываются соответствующие идеалы, нормы и методы научного исследования, формируется определенный стиль мышления, своеобразный понятийный аппарат и т. п. Критерием (основанием) данной периодизации является соотношение (противоречие) объекта и субъекта познания.

1. Классическая наука (XVII—XIX вв.), исследуя свои объекты, стремилась  при их описании и теоретическом  объяснении устранить по возможности  все, что относится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деятельности. Здесь господствует объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом.

2. Неклассическая наука (первая половина XX в.), исходный пункт которой связан с разработкой релятивистской и квантовой теории, отвергает объективизм классической науки, отбрасывает представление реальности как чего-то не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора. Она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта.

3. Существенный признак постнеклассической науки (вторая половина XX в.) — постоянная включенность субъективной деятельности в «тело знания». Она учитывает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности познающего субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами.

В данном реферате будет подробнее  рассмотрен неклассический этап развития науки.

 

1. Отличия неклассической  и классической наук

В развитии науки можно  выделить такие периоды, когда преобразовывались  все компоненты ее оснований. Смена  научных картин мира сопровождалась коренным изменением нормативных структур исследования, а также философских  оснований науки. Эти периоды  правомерно рассматривать как глобальные революции, которые могут приводить  к изменению типа научной рациональности.

Третья глобальная научная  революция была связана с преобразованием  классического стиля и становлением нового, неклассического.

 Классические теории обладают рядом особенностей:

  1. теории оперируют в основном с непрерывными объектами, кроме того, все предельные переходы считаются в силу этого очевидными;
  2. в классических теориях есть ряд четко зафиксированных аксиом, из которых вытекают все положения;
  3. все детерминировано;
  4. если физический процесс протекает в одном направлении, то можно повернуть его вспять;
  5. наличие одной механики, одной геометрии;
  6. не ведется учет погрешностей.

Стиль неклассической науки  другой. Во-первых, в связи с применением  науки в производстве, возросла роль различных моментов, таких как исследование разрывных объектов, так как резкие скачки, прерывность процессов имеют важное значение. В связи с потребностями науки ведется изучение погрешностей, разработана теория погрешностей, задача вообще не считается решенной, если не исследовано, насколько она устойчива к возмущениям и малым изменениям ее параметров. При этом все оценки должны быть приведены.

Весь стиль науки перешел  к точному логическому обоснованию  своих результатов. Поэтому во всех науках применяется математический метод, метод моделирования и  точных количественных оценок. Если это  невозможно, то применяется мягкое математическое моделирование. Теория является более ценной, если в ней  применены математические методы. Это  предъявляет новые требования к  ученым.

Изменяются идеалы и нормы  доказательности и обоснования  знания. В отличие от классических образцов, обоснование теорий в квантово-релятивистской физике предполагало экспликацию при изложении теории операциональной основы вводимой системы понятий (принцип наблюдаемости) и выяснение связей между новой и предшествующими ей теориями (принцип соответствия).

 

Новая система познавательных идеалов и норм обеспечивала значительное расширение поля исследуемых объектов, открывая пути к освоению сложных  саморегулирующихся систем. В отличие  от малых систем такие объекты  характеризуются уровневой организацией, наличием относительно автономных и  вариабельных подсистем, массовым стохастическим взаимодействием их элементов, существованием управляющего уровня и обратных связей, обеспечивающих целостность системы.

 

Главное же отличие состоит  в системном подходе. Оно начало развиваться со второй половины ХХ века. Это методологическое направление, основная задача которого состоит в разработке методов исследования и конструирования сложно организованных объектов - систем разных классов и типов. Системный подход представляет собой определенный этап в развитии методов познания, методов исследовательской и конструкторской деятельности, способов объяснения и описания природы анализируемых или искусственно создаваемых объектов. Исторически он приходит на смену механицизму и по своим задачам противостоит этим концепциям. Наибольшее применение системный подход находит при исследовании сложных развивающихся объектов - многоуровневых, иерархических, как правило, самоорганизующихся, биологических, социологических, психологических, больших технических систем, экономических и др.

Дальнейшее развитие науки  вносит существенные отклонения от классических ее канонов. Основные отличия классической и неклассической наук приведены в таблице 1.

 

Таблица 1 - Сравнение классической и неклассической науки

Философские   основы классической науки.

Философские   основы неклассической науки.

1.Характер   научного знания.

Научные          знания рассматриваются   как  чисто      объективные  знания.

Осуществляется  переход    от    более  сильных абстракций к более слабым..

Субъективный  характер       научных  знаний.

2.Определенность  понятий.

Признается

абсолютная  определенность понятий и суждений.

Относительная определенность понятий и суждений.

3. Тип законов.

Признается      строгая однозначность          в законах: одна причина и одно следствие.

Признается  вероятностный детерминизм.

4. Трактовка субъекта познания.

Субъект        познания

рассматривается

Как

трансцендентальный  и      индивидуальный, (теоретический) субъект.

Субъект       познания является

трансцендентным     и коллективным.

5. Характер научной  истины.

Абсолютная  истина.

Относительная истина.

6. Законы науки.

Законы  универсальны

Законы  партикулярны,

по применению.

ограничены           по применению.

 

 

 

7. Научные теории.

Монотеоретизм. Один

Принцип

 

объект - одна теория.

дополнительности. Один      объект      -несколько теорий.

8.         Элементарная

Понятие.

Термин.

единица теории.

   

9.  Научная

Строгое     логическое

Подтверждаемость  на

доказательность.

доказательство  теорий.

основе  опыта.

10. Предмет науки.

Вещь  в себе - объект.

Непосредственный  предмет                 -абстрактный объект.

11.                Базовая

Текст.

Контекст.

характеристика  языка.

   

12. Тип текста.

Дедуктивно

Гипотетико-

 

упорядоченный текст.

дедуктивное изложение.   Частично логический текст.

13. Научный метод.

Универсальный

Методологический

 

научный метод.

плюрализм.

14.            Концепции

Целое   равно   сумме

Целое больше суммы

элементаризма.

частей.

частей.

15.            Онтология

Необходимость

В основе мироздания -

необходимости        и

первична.

статистические

случайности.

Случайность

законы.

 

объективна,            но

Необходимость имеет

 

вторична                по

степень вероятности.

 

значимости.

 

16. Ценность.

Научное           знание

Частичная ценностная

 

ценностно нейтрально.

характеристика

 

Единственная

знания.         (Истина,

 

ценность - истина.

польза).

17. Форма текста.

Логическая

Частичная логическая

 

гомогенность.

гомогенность.


2. Неклассический этап развития науки

Переход от классического  к нeклaccичecкoму естествознанию был подготовлен изменением структур духовного производства в европейской культуре второй половины XIX - начала XX в., кризисом мировоззренческих установок классического рационализма, формированием в различных сферах духовной культуры нового понимания рациональности, когда сознание, постигающее действительность, постоянно наталкивается на ситуации своей погруженности в саму эту действительность, ощущая свою зависимость от социальных обстоятельств, которые во многом определяют установки познания, его ценностные и целевые ориентации.

2.1 Создание неклассической математики

Первыми в сферу неклассической науки пришли математики. Были созданы  геометрия Лобачевского и геометрия  Римана. Еще в тридцатых годах 19 века великий русский ученый, математик  Николай Иванович Лобачевский (1792-1856) создал неклассическую геометрию, впоследствии названную его именем. 11 февраля 1826 года на заседании отделения физико-математических наук Казанского университета Лобачевский  доложил о своем сочинении  «Сжатое изложение основ геометрии  со строгим доказательством теоремы  о параллельных». В 1829 году он издал сочинение «О началах геометрии». Впоследствии, развивая свои идеи, он опубликовал «Воображаемую геометрию» (1835); «Применение воображаемой геометрии к некоторым интегралам (1836); «Новые начала геометрии с полной теорией параллельных» (1834-1838); «Пангеометрия» (1855).

Аналогичные исследования в  области геометрии предпринял венгерский математик Я. Больяи (1802¬1825), который в 1832 году, независимо от Н.И. Лобачевского опубликовал сочинение: «Аппендикс, т.е. приложение, содержащее науку о пространстве, абсолютно истинную». После смерти известного немецкого математика Карла Гаусса (1777-1755), выяснилось, что тот тоже открыл начальные факты новой геометрии, но из-за страха потерять свою научную репутацию не оказал поддержки молодому Больяи, когда тот прислал ему работу.

Сам Н.И. Лобачевский вынужден был отстаивать свои научные взгляды  в обстановке непризнания, злобных  нападок, настоящей травли, которая  продолжалась до самой его смерти.

Это был первый кризис науки  после знаменитой революции Каперника-Галилея. Трудности с признанием неевклидовой геометрии в качестве научной теории обнажили ряд проблем. Одна из проблем - проблема обоснования геометрии. Только в 1868 году математик Бельтрами в статье «Опыт истолкования неевклидовой геометрии» дал первое частичное обоснование геометрии Лобачевского, произведя интерпретацию части плоскости Лобачевского на поверхность псевдосферы евклидова пространства. Позднее, в 1901 году Д. Гильберт доказал, что в трехмерном пространстве не существует аналитической поверхности постоянной отрицательной кривизны, не имеющей нигде особенностей и повсюду регулярной.

В 1871 году Ф. Клейн в работе «О так называемой неевклидовой геометрии» обосновывает теорию Лобачевского на основе введенном им проектном мероопределении на плоскости. Ф. Клейн использовал в пространстве проективное отображение на внутренность сферы.

Помимо геометрии Лобачевского Риманом были созданы принципы построения различных геометрий, различных  пространств. Начало исследованиям  было положено в 1854 году, когда Риман  прочитал лекцию: «О гипотезах, лежащих  в основании геометрии» и опубликовал  ее в 1867 году. В результате широкого обобщения понятия расстояния между  двумя элементами и соответственно всех метрических суждений были созданы  новое понятие метрического пространства и возможность построения различных  геометрий на основе аксиоматического метода. Аксиоматический метод был  проще, чем система Евклида с  ее громоздкими построениями определений, аксиом и постулатов.

Информация о работе Неклассический этап развития науки