Немецкая философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2015 в 14:35, реферат

Описание работы

Немецкая философия XIX в. — уникальное явление мировой философии.
Уникальность немецкой философии в том, что за чуть более чем 100 лет ей удалось:
• глубоко исследовать проблемы, веками мучающие человечество, и прийти к таким выводам, которые определили все будущее развитие философии;
• совместить в себе почти все известные в тот период философские направления — от субъективного идеализма до вульгарного материализма и иррационализма;
• открыть десятки имен выдающихся философов, которые вошли в "золотой фонд" мировой философии (Кант, Фихте, Гегель, Маркс, Энгельс, Шопенгауэр, Ницше и др.).

Файлы: 1 файл

НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ.docx

— 47.28 Кб (Скачать файл)

а) вера в могущество разума;

б) гуманизм;

в) неотчуждаемые права личности;

во-вторых, главное ее достижение:

а) разработка целостной концепции диалектики;

б) обоснование мирового закона вечного развития.

в-третьих, исследуется человеческая сущность (Кант – рассматривал человека как нравственное существо; Гегель – расширил границы активности самосознания и индивидуального сознания; Фейербах – создал антропологический материализм, в центре которого стоит реально существующий человек);

в-четвертых, история понимается как целостный процесс, в основе которого – экономическая деятельность, т. е. труд;

в-пятых, своеобразное понимание роли философии – она призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры;

в-шестых, все представители немецкой классической философии относились к философии, как к специальной системе философских дисциплин, категорий, идей. (Кант выделял гносеологию и этику; Гегель создал систему, в которую вошли философия природы, логика, философия права, философия морали и др.; Фейербах рассматривал онтологические, гносеологические, этические проблемы и др.)

Таким образом, классическая немецкая философия внесла существенный вклад в постановку и разработку философских проблем

Каждый из названных философов создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций. Вместе с тем немецкая классическая философия представляет собой единое духовное образование, которое характеризуется следующими общими чертами:

 

1. Своеобразным пониманием роли  философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы  полагали, что философия призвана  быть критической совестью культуры, "конфронтирующим сознанием", "усмехающимся над действительностью", "душой" культуры.

2. Исследовались не только человеческая  история, но и человеческая сущность. У Канта человек рассматривается  как нравственное существо. Фихте  подчеркивает активность, действенность  сознания и самосознания человека, рассматривает устройство человеческой жизни согласно требованиям разума. Шеллинг ставит задачу показать взаимосвязь объективного и субъективного. Гегель расширяет границы активности самосознания и индивидуального сознания: самосознание индивида у него соотносится не только с внешними предметами, но и с другими самосознаниями, из чего возникают различные общественные формы. Он глубоко исследует различные формы общественного сознания. Фейербах создает новую форму материализма - антропологический материализм, в центре которого стоит реально существующий человек, который является субъектом для себя и объектом для другого человека. Для Фейербаха единственными реальными вещами являются природа и человек как часть природы.

3. Все представители классической  немецкой философии относились  к философии как к специальной  системе философских дисциплин, категорий, идей. И. Кант, например, выделяет  в качестве философских дисциплин, прежде всего, гносеологию и этику. Шеллинг - натурфилософию, онтологию. Фихте, считая философию "наукоучением", видел в ней и такие разделы, как онтологический, гносеологический, социально-политический. Гегель создал широкую систему философских знаний, в которую вошли философия природы, логика, философия истории, история философии, философия права, философия морали, философия религии, философия государства, философия развития индивидуального сознания и др. Фейербах рассматривал онтологические, гносеологические и этические проблемы, а также философские проблемы истории и религии.

4. Классическая немецкая философия  разрабатывает целостную концепцию  диалектики.

Кантовская диалектика - это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и человеческого разума.

Диалектика Фихте сводится к исследованию творческой активности Я, к взаимодействию Я и не-Я как противоположностей, на основе борьбы которых происходит развитие самосознания человека. Шеллинг переносит на природу разработанные Фихте принципы диалектического развития. Природа у него - становящийся, развивающийся дух.

 

И. Кант (1724-1804) – основоположник немецкой классической философии. Он предложил революционное объяснение происхождения Солнечной системы, опирающееся на ньютоновские законы (из разряженных частиц материи, вращающихся в виде туманности). Кроме того, ему принадлежит теория о существовании пределов познавательной способности, а также о неготовности человека постичь внутреннюю сущность явлений и вещей. Также Кант выдвинул учение о категориях и сформулировал моральный закон. Помимо прочего, именно он впервые высказал предположение о «вечном мире» в будущем, который будет основан на экономической нецелесообразности войн и их правовом запрете. Иммануил Кант – это имя, без которого общая характеристика немецкой классической философии была бы невозможной

 

Другой философ – Георг Гегель – помог обосновать концепцию объективного идеализма, которая была чрезвычайно распространена в ряде западных государств. Это удалось ему благодаря учениям об абсолютной идее (первопричине всего сущего, нашего материального мира, находящейся вне зависимости от сознания). Гегель был тем, кто впервые отожествил мышление и бытие.Однако настоящим венцом его деятельности стала разработка диалектики – учения об основных принципах и законах всеобщего развития.Дополнил идеи Гегеля Иоганн Фихте (1762-1814). По его мнению, единственной и основной реальностью для человека есть сам он, его мысли и чувства.Идеи и теории этих трех философов впоследствии неоднократно дополнялись и совершенствовались другими людьми, менялась и общая характеристика немецкой классической философии.

 

К примеру, Л. Фейербах (1804-1872), труды которого относились уже к более позднему периоду, критиковал идеализм и стремился обрисовать последовательную и целостную материалистическую картину мира. Фейербах был ярым атеистом, а потому стремился доказать искусственность Бога и перенесение на его образ нереализованных людских идеалов.-

Характеристика немецкой классической философии – это в первую очередь доминирование идеалистической позиции. Именно поэтому философы Нового времени по большей части делают акцент на субъекте, а не на объекте. Другой важной чертой философских учений был пантеизм – отказ от образа Бога как отдельной личности, подобной человеку, и отожествление Бога со всей Вселенной, вера в единство всего живого и святость природы.-

2.1Докритическая и критическая  философия Канта

  Основоположником немецкой  классической философии был Иммануил Кант (1724—1804). В творчестве И. Канта принято различать два периода: докритический и критический. Первый период посвящен естественнонаучным исследованиям, преимущественно в области космологии, математики, физики. Критический период охватывает собственно философское творчество мыслителя, когда предметом его исследований становятся гносеология, этика, эстетика. Наиболее известными работами этого периода стали: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Поскольку в философских воззрениях Канта 1746—1769 гг. отсутствует та критика, которая начала разрабатываться им с 1770г., они были названы «докритическими». Это название условно и отнюдь не означает, что до 1770 г. Кант совершенно некритически трактовал философские проблемы. «Творческая самостоятельность, присущая Канту на всем протяжении его деятельности, не могла не иметь своим следствием критического отношения к всевозможным авторитетам, если их утверждения не имеют убедительного доказательства», - отмечает В.Н. Кузнецов [2]. В «докритический» период Кант стоял на позициях естественненаучного материализма. В естествознании Кант считал себя продолжателем идей и трудов Ньютона, разделяя его концепцию пространства ивремени как объективно существующих, но «пустых» вместилищ материи. Молодой Кант работал и над собственно философскими, гносеологическими вопросами. Какфилософ он испытал на себе тогда большое влияние рационализма Лейбница искептицизма Юма. Лейбниц утверждал тождество оснований мышления и оснований бытия. Кант, напротив, эти основания различает. В спорах с Лейбницем он гораздо ближе к материалистам (к Ньютону)[3]. Влияние Юма заключалось в том, что английский философ, по признанию самого Канта, «разбудил его от догматического сна»; он заставил Канта задуматься над очень важным вопросом: могут ли наши знания носить объективный, т. е. необходимый идостоверный, характер? Если прав Юм, то наука невозможна. Кант ставит передсобой задачу; спасти науку от разрушающего действия на нее скептицизма Юма. Ноэту задачу он выполняет уже во второй — «критический» — период своего творчества. Водоразделом между этими периодами является 1770 год, потому что именно в этом году 46-летним Кантом была написана профессорская диссертация: «О форме и принципах чувственного и умопостигаемого миров», в которой ее автор принципиально пересмотрел свои позиции по ряду фундаментальных вопросов, и прежде всего по вопросуо природе пространства и времени. Теперь пространство и время им рассматриваютсяи понимаются совершенно иначе, чем раньше, когда немецкий философ стоял на позициях метафизического материализма Ньютона. С позиций материализма Кант переходит на позиции субъективного идеализма. Пространство и время теперь трактуются Кантом не как объективные формы внешнего мира, а как априорные, т. е. доопытные, присущие сознанию формы созерцания. Это положение Кант считал важнейшим во всей своей философии.

 

И. Кант как родоначальник немецкой классической философии. Теория познания и этика И. Канта. И.Кант (1724-1804) Философия действильно непроста для понимания, она представляет собой всеохватывающую систему, включающую все аспекты философского знания. Но основное внимание в ней уделяется проблемам онтологии, гносеологии и этики. На раннем этапе, внимание философа состредоточилось на проблемах онтологии, структуры мира. Главным произведением является «»

Всеобщая естественная история и теория небаВ теории познания Кант выступает как представитель агностицизма - философского учения, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человека действительности. Предшественник агностицизма -скептицизм - философское направление, основанное Пирроном в конце 4 века до н.э., не допускавшее возможности достоверного знания и возможности рационального обоснования норм поведения.

По утверждению Канта, имеется два ствола человеческого познания - чувственность и рассудок, руководимый разумом. Кант рассматривает процесс познания как активный, творческий процесс своеобразного конструирования познаваемых объектов в мышлении познающего субъекта. Наши представления о вещах всегда отличаются от "вещи в себе", или "вещи самой по себе", хотя бы в силу относительности нашего знания. "Вещь для нас", т.е. воспринимаемый нами объект, всегда есть лишь сторона объекта, "вещи самой по себе".Кант выдвинул новую концепцию субъекта, на основе которой провел разделение бытия на мир природы и мир человека, в которых действуют свои возможности и законы, и между которыми существуют глубокие противоречия. Он ограничил познавательные способности субъекта миром явлений, оставив нерешенной проблему связи явлений с "вещами самими по себе".

 

Философия Канта

 

«Докритический» период.  Это период в творческой деятельности Иммануила Канта, начиная с окончания им Кенигсбергского университета и до 1770 г. Данное название не означает, что в этот период Кант не обращается к критике каких-то идей и взглядов. Напротив, он всегда стремился к критическому освоению самого различного мыслительного материала.

 Для него характерно серьезное отношение к любому авторитету в науке и в философии, о чем свидетельствует одна из первых его печатных работ – «Мысли об истинной оценке живых сил», написанная им еще в студенческие годы, в которой он ставит вопрос: можно ли критиковать великих ученых, великих философов? Можно ли судить о том, что сделано Декартом и Лейбницем? И он приходит к выводу, что можно, если у исследователя есть аргументы, достойные аргументов оппонента  74.

 Кант предлагает рассмотреть  новую, до него не известную  немеханическую картину мира. В 1755 г. в работе «Всеобщая естественная  история и теория неба» он  пытается решить эту задачу. Все  тела во Вселенной состоят  из материальных частиц – атомов, которые обладают внутренне присущими  им силами притяжения и отталкивания. Эта идея была положена Кантом  в основу его космогонической  теории. В первоначальном состоянии, считал Кант. Вселенная представляла  собой хаос рассеянных в мировом  пространстве разнообразных материальных  частиц. Под влиянием присущей  им силы притяжения они движутся (без внешнего, божественного толчка!) по направлению друг к другу, причем «рассеянные элементы  с большей плотностью, благодаря  притяжению, собирают вокруг себя всю материю с меньшим удельным весом». На основе притяжения и отталкивания, различных форм движения материи Кант строит свою космогоническую теорию. Он считал, что его гипотеза происхождения Вселенной и планет объясняет буквально все: и происхождение их, и положение орбит, и происхождение движений  75. Напоминая слова Декарта: «Дайте мне материю и движение, и я построю мир!», Кант считал, что ему лучше удалось осуществить замысел: «Дайте мне материю, и я построю из нее мир, т.е. дайте мне материю, и я покажу вам, как из нее должен возникнуть мир»  76.

 Эта космогоническая гипотеза  Канта оказала огромное влияние  на развитие как философской мысли, так и науки. Она пробила, говоря словами Ф. Энгельса, «брешь в старом метафизическом мышлении», обосновала учение об относительности покоя и движения, развив дальше идеи Декарта и Галилея; утверждала смелую для того времени идею постоянного возникновения и уничтожения материи. Земля и Солнечная система предстали как развивающиеся во времени и пространстве.

 «Критический период».  Вторая  половина философского творчества  И. Канта вошла в историю философии  под названием «критического  периода». Между «докритическим» и «критическим» периодами лежит период подготовки второго. Это период между 1770 г. и выходом в свет «Критики чистого разума» в 1781 г. В 1770 г. Кант опубликовал работу «О форме и принципах чувственного и умопостигаемого мира», ставшей своего рода прологом для его основных работ «критического периода»: «Критики чистого разума» (1781), «Критики практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790). В первой из этих книг Кант изложил учение о познании, во второй – этику, в третьей – эстетику и учение о целесообразности в природе. Основу всех этих работ составляет учение о «вещах в себе» и «явлениях».

Информация о работе Немецкая философия