Немецкая философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2015 в 14:35, реферат

Описание работы

Немецкая философия XIX в. — уникальное явление мировой философии.
Уникальность немецкой философии в том, что за чуть более чем 100 лет ей удалось:
• глубоко исследовать проблемы, веками мучающие человечество, и прийти к таким выводам, которые определили все будущее развитие философии;
• совместить в себе почти все известные в тот период философские направления — от субъективного идеализма до вульгарного материализма и иррационализма;
• открыть десятки имен выдающихся философов, которые вошли в "золотой фонд" мировой философии (Кант, Фихте, Гегель, Маркс, Энгельс, Шопенгауэр, Ницше и др.).

Файлы: 1 файл

НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ.docx

— 47.28 Кб (Скачать файл)

 По Канту, существует мир  вещей, независимый от человеческого  сознания (от ощущений, мышления), он  воздействует на органы чувств, вызывая в них ощущения. Такая  трактовка мира свидетельствует  о том, что Кант подходит к  его рассмотрению как философ-материалист. Но как только он переходит  к исследованию вопроса о границах  и возможностях человеческого  познания, его формах, то заявляет, что мир сущностей – это  мир «вещей в себе», т.е. мир, не  познаваемый посредством разума, а являющийся предметом веры (Бог, душа, бессмертие)  77. Таким образом, «вещи в себе», по Канту, трансцендентны, т.е. потусторонни, существуют вне  времени и пространства. Отсюда  его идеализм получил название  трансцендентального идеализма.

Живое созерцайте. Формы чувственности.   Кант делил все знание на опытное (pastorioi) и доопытное (apriori). Способ образования этих знаний различен: первое выводится индуктивным путем, т.е. на основе обобщений данных опыта. В нем возможны заблуждения, ошибки. Например, суждение – «Все лебеди белые» казалось истинным, пока в Австралии не увидели черного лебедя. И хотя природа многих знаний основана на опыте, это не значит, что все знания можно получить лишь опытным путем. Уже то, что опыт никогда не заканчивается, означает, что всеобщего знания он не дает. Кант считает, что всякое всеобщее и необходимое знание является априорным, т.е. доопытным и внеопытным по своему принципу.

 В свою очередь априорные  суждения Кант делит на два  типа: аналитические (когда предикат  только поясняет субъект) и синтетические (когда предикат прибавляет новое  знание о субъекте). Одним словом, синтетические суждения всегда  дают новое знание  78.

 Кант ставит вопрос: как возможны  синтетические априорные суждения (знания)? Этот вопрос, считает он, поможет ему ответить на такие  вопросы: 1. Как возможна математика? 2. Как возможно естествознание? 3. Как возможна метафизика (философия)?

 Философ рассматривает три  сферы познания: чувства, рассудок, разум. Посредством чувства предметы  нам даются; посредством рассудка  они мыслятся; разум же направлен  на рассудок и с опытом совсем  не связан.

 Живое созерцание с помощью  чувств имеет свои формы существования  и познания – пространство  и время. Они не существуют  объективно, не выступают объективными  характеристиками вещей, а являются  способностью восприятия предметов. Математика, по Канту, возможна потому, что в ее основе лежат пространство  и время как априорные формы  нашей чувственности. Безусловная  всеобщность и необходимость  истин в математике относится  не к самим вещам, она имеет  значимость только для нашего  ума  79.

Формы рассудка.   Вторая часть учения Канта о познавательных способностях человека–учение о рассудке. Рассудок–это способность мыслить предмет чувственного созерцания. Это познание через понятие, способность составлять суждения. Кант заявляет, что для того чтобы понять, что значит состояние «я мыслю», надо поставить проблему единства субъекта и объекта в познании и тем самым проблему сознания и познания. Он пишет: «Рассудок есть, вообще говоря, способность к знаниям». Кант разрабатывает систему категорий рассудка:

 1) количество: единство, множество, целокупность; 2) качество: реальность, отрицание, ограничение; 3) отношения: присущность, самостоятельность существования: 4) модальность: возможность – невозможность, существование – несуществование, необходимость – случайность.

 

Гегель в качестве первоначала берет объективно-идеалистическую абсолютную идею, которая в своем развитии проходит три ступени: Логическую идею (до сотворения природы); Природа или инобытие идеи; Дух, являющийся не результатом развития природы, а своим собственным результатом, который тоже проходит три ступени: Субъективного духа (индивидуального сознания); Объективного духа (право, мораль, нравственность) и Абсолютного духа (искусство, религия, философия), на которой абсолютная идея приходит к  познанию самоё себя. Такова была общая конструкция философии Гегеля. Но в рамках её идеализма самым ценным оказалось рассмотрение всего в виде процесса развития во всеобщей взаимной связи, во взаимопереходах.

    Гегель в силу своего  идеализма описывал не процесс  развития мира, а движение, саморазвитие  своей абсолютной идеи. При  этом  в описании самодвижения абсолютной  идеи он высказывает гениальные  идеи в теории диалектики. Он  развивает идеи Канта, Фихте, Шеллинга: говорит о большой роли противоречия  в развитии, о роли скачков в развитии, используя принцип  триады, выводит свою систему категорий: бытие и ничто даёт становление, качество – количество - меру. Гегель, выводя категории друг из друга, исследует их взаимопереходы и взаимосвязи, причины и следствия, необходимости и случайности, возможности и действительности, общего и особенного, единичного. Все три части «Науки логики», включающие учение о бытии, о сущности и о понятии, содержат разработку диалектического метода - диалектическую логику.  В этом  состояло  рациональное зерно философии Гегеля - в диалектике. Основным недостатком гегелевской философии был её идеализм,  основным противоречием - противоречие между диалектическим методом, рассматривающим всё в процессе возникновения и уничтожения, в развитии, и метафизической системой  философии Гегеля, понимаемой им как абсолютной истины,  дальше которой познавать было нечего, только уточнять и пояснять. В лице его философии абсолютная идея, познав себя, исчерпала познание. Это противоречие будет разрешено Марксом и Энгельсом. Они откажутся от всякой претензии на абсолютное и исчерпывающее познание, освободят рациональное зерно гегелевской философии от идеализма и метафизики. Не их вина, что в их методе снова создадут новую схоластику и поведут борьбу с открытиями в науке, превратят философию в служанку идеологии, превратив в новую религию.

Система и метод философии Гегеля Вершиной немецкой философии первой половины XIX в. считается творчество Гегеля. Основные произведения «Феноменология духа», «Наука логики». Второй объективный идеалист после Платона.

Философская система Гегеля.

Мир – это проявление и сущность Мирового духа. Этапы его саморазвития:

1. Мировой дух как абсолютная  идея. Это истинное бытие.

2. Отчуждённая абсолютная идея, то есть реализованная в материальном  мире. Это инобытие. Материальный  мир имеет цель своего развития  – создать носителя Мирового  духа, орудие его самосознания. Критерием  истории – является свобода. Сферы  познания: религия, искусство, философия.

3. Абсолютная идея – усовершенствованная  абсолютная идея, по средствам  духовной деятельности человека.

Метод Гегеля: диалектический, но это идеалистическая диалектика. Диалектический – предполагает, что мир развивается, а все явления в нём взаимозависимы.

В учении Гегеля сформировалось противоречие – между системой и методом. Диалектика представлена как механизм саморазвития всего мира, в том числе и материального, но история саморазвития есть только у Мирового духа.

22. Философская антропология Л.  Фейербаха. Фейербах – ученик Гегеля. Он материалист, хотя сам не признавался в этом. Он начинает с анализа гегелевских работ и критикует его за спекуляцию понятиями право и свобода. По его мнению, человек есть воплощение права и свободы. Человек не просто биосоциальное существо. Человек – существо любящее, чувственное, но с другой стороны, он часть природы, появился эволюционно. Материальный мир существует совершенно не зависимо от мышления, сознания человека. Сознание, как и сам человек, есть порождение природы, материи. Поэтому философия Фейербаха становится антропологическим материализмом

23. Основные положения диалектико - материалистической философии марксизма.

Диалектический материализм — философское направление, изучающее наиболее общие закономерности и сущность бытия, отношение человека к миру и исторические изменения этого отношения в процессе предметно-практической и духовно-теоретической деятельности. Диалектический материализм создан в 19 веке Марксом и Энгельсом и развит в новых исторических условиях Лениным, другими философами-марксистами.

Основные принципы:

- принцип единства и целостности  бытия;

- принцип материальности мира, утверждающий, что материя первична  по отношению к сознанию, отражается  в нем и определяет его содержание;

- принцип познаваемости мира, исходящий  из того, что окружающий нас  мир познаваем и что мерой  его познанности, является общественно-производственная практика;

- принцип развития, обобщающий  исторический опыт человечества, достижения естественных, общественных  и технических наук и на  этой основе утверждающий, что  все явления в мире и мир  в целом находятся в непрерывном, постоянном, диалектическом развитии, источник которого — возникновение  и разрешение внутренних противоречий, ведущие к отрицанию одних  состояний и образованию принципиально  новых качественных явлений и  процессов;

- принцип преобразования мира, согласно которому историческая  цель развития общества состоит  в достижении свободы, обеспечивающей  всестороннее гармоническое развитие  каждой личности и достижения  социальной справедливости и  равноправия членов общества;

- принцип партийности философии, устанавливающий наличие сложной  объективной связи между философскими  концепциями и мировоззрением  человека, с одной стороны, и социальной  структурой общества — с другой.

Основные достижения философии Маркса: 1) в талантливой критике недостатков капитализма; 2) в разработке проблемы практики; 3) в постановке проблемы природы общественного.


Информация о работе Немецкая философия