Немецкая классическая философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 16:43, реферат

Описание работы

Выдающуюся роль в развитии немецкой философской культуры сыграли Г.Э. Лессинг, И.Г. Гердер, немецкие философствующие романтики — прежде всего Ф. Шлегель, теолог и философ Ф. Шлейермахер, крупные ученые-мыс¬лители В. и А. Гумбольдты. Величайшим взлетом немецкой гуманистической культуры явились творения таких гигантов мысли и художественно-эстетической культуры, как И.В. Гете и Ф. Шиллер.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
§ 1. И. Кант………………………………………………………………………...4
§ 2. Г. Гегель……………………………………………………………………..10
§ 3. Л. Фейербах………………………………………………………………….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….15
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………………………...16
ФИЛОСОВСКИЙ СЛОВАРЬ………………………………………………….17

Файлы: 1 файл

referat.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

Сила гегелевского гения  дала ему возможность проникнуть в понимание глубокой сущности труда и его значения для становления человека и общества. Лишь путем труда, согласно Гегелю, человек создает средства для удовлетворения своих потребностей. Так возникают экономическая система и отношения. Они же в свою очередь лежат в основе социальной дифференциации людей. Итак, свою концепцию философии истории Гегель выстраивает на основе принципов историзма, объективности (закономерности) и монизма, которые составили золотой фонд сокровищницы мировой философии.

Подобно тому, как Абсолютный разум царствует в мире, Гегель духовно царствовал в Германии, привлекая и увлекая своими лекциями и трудами. Он царствует и поныне в мировой философии. Его критикуют, но его изучают и перед ним преклоняются, как перед величайшим гением. Он входит в четверку самых великих мыслителей в истории человечества: Платон, Аристотель, Кант и Гегель. Его произведения сложны для чтения. Но если углубиться в эту бездну гениальных мыслей, то от чтения трудно и даже невозможно оторваться. В туманности его изложения то и дело сверкают золото и бриллианты глубочайших и тончайших мыслей, а они покоряют. Нельзя не оценить мысль Гегеля, которую он любил повторять всю свою сознательную жизнь: «Я говорю всегда — стремитесь к солнцу, друзья, чтобы скоро поспело счастье человеческого рода».

 

§ 3. Л. Фейербах

Людвиг Фейербах (1804—1872) — немецкий философ, создатель одного из вариантов антропологического материализма. В молодости — ученик и страстный поклонник идей Г. Гегеля, впоследствии — его непримиримый критик, особенно взглядов Гегеля на религию. Будучи материалистом, он отстаивал принцип восхождения от материального к идеальному, т.е. он рассматривал идеальное как нечто производное от определенного уровня организации материального. Парадокс, однако, заключается в том, что Фейербах, являясь материалистом, не считал себя материалистом.

Фейербаху импонировала идея «реального чувствующего человека». Характерной чертой его материализма был антропологизм, заключающийся в понимании человека как высшего продукта природы, рассмотрении человека в неразрывном единстве с ней. Природа — основа духа. Она же должна стать основой новой философии, призванной раскрыть земную сущность человека, которого природа наделила чувствами и разумом и психика которого зависит от его телесной организации, обладая вместе с тем качественной спецификой, несводимой к физиологическим процессам. Однако «природная» сторона в человеке Фейербахом гипертрофировалась, а социальная — недооценивалась.

Из всех человеческих чувств Фейербах выделял чувство любви, имея в виду нравственную любовь. Не вникая во все тонкости гносеологии, он сосредоточился на проблеме нравственной сути религии, что нашло свое выражение в его основном труде «Сущность христианства».

Исходным пунктом воззрений  Фейербаха является идея, выраженная в концептуальном афоризме: «Не Бог создал человека, а человек создал Бога». Тайну христианства Фейербах усматривал в объективировании человеком своих сил, придав им потусторонний, отчужденный от самого человека смысл. По Фейербаху, религия — не просто продукт человеческого невежества, как полагали некоторые авторы. Она обладает множеством достоинств: в религии нельзя не видеть предписания к благоговейному отношению человека к человеку, в первую очередь к возвышенному чувству взаимной любви.

Сосредоточившись на человеке, на его чувствах дружбы и любви, афористично  ярко характеризуя любовь, в частности  в брачных отношениях, Фейербах стремился  именно на этих нравственно-психологических началах создать теорию созидания общества, в котором царствовали бы любовь и справедливость. Видимо, этим объясняется то, что он вступил в ряды социал-демократической партии и проповедовал идеалы социальной справедливости, чем и подкупил своих поначалу влюбленных в его идеи К. Маркса и Ф. Энгельса.

                                  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение необходимо сказать, что немецкая классическая философия — это громадное  достижение в области философии, достижение, значимость которого трудно переоценить. Мы рассмотрели философские идеи каждого мыслителя, что позволяет увидеть все основные черты выдающейся индивидуальности. Вместе с тем весь период развития классической философии предстает как целостный процесс, включающий в себя взаимодействие и противоборство различных концепций, а также их взаимовлияние.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  • Спиркин А.Г. Философия: Учебник. —  М.: Гардарики, 2001. — 816 с.
  • Философия: Методические указания и темы контрольных работ для студентов-заочников/ Составители: В.Н. Кравец, Н.Д. Кравец, И.Л. Куличков. —Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003. — 56 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИЛОСОВСКИЙ СЛОВАРЬ

.

Абсолютная идея - основная категория философии Г.В. Гегеля, обозначающая универсум в его полноте, безусловную, конкретную и личностную всеобщность (т.е. субстанцию и субъект одновременно).

Агностицизм - учение (убеждение, установка) в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества. Агностицизм был присущ философии И. Канта.

Антропологизм - основной принцип философствования, введенный Л.Фейербахом, который главным в нем считал идею "единства человеческой сущности", преодоления противоположности тела и души, материи и духа.

Априоризм по Канту заключается в том, что субъект познания располагает определенными, уже до него сложившимися формами познания. Но этот априоризм не тождествен понятию врожденных идей: априори — это не врожденные идеи, а формы, усвоенные человеком в ходе его приобщения к сложившимся до него формам культуры.

Диалектика как учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания получила развитие в немецкой классической философии. В ней диалектика разрабатывается на идеалистической основе как универсальная теория и метод познания мира. И. Кант разрабатывает критическую диалектику как средство разоблачения иллюзий человеческого разума, желающего достигнуть цельного и абсолютного знания. У Г.В. Гегеля диалектика охватывает всю область действительности, начиная от чисто логических категорий, переходя далее к природе и духу и кончая категориальной диалектикой исторического процесса.

Объективный идеализм - это философское учение, признающие существование духовного первоначала вне и независимо от сознания.

В философии Канта трансцендентальный (от лат. transcendens — перешагивающий, выходящий за пределы) — априорные познавательные формы, организующие эмпирическое познание. Следует отличать трансцендентальное от трансцендентного, означающего предмет, запредельный по отношению к миру явлений и недоступный теоретическому познанию. Трансцендентное — это как бы «ночная сторона», темная для нас бездна бытия. Заметим, что сам Кант порой использовал эти термины один вместо другого — в смысле запредельного вообще.

"Вещь в себе", или "вещь сама по себе" - понятие философии И. Канта, означающее существование вещей в том виде, каковы они до и вне их восприятия человеком.



Информация о работе Немецкая классическая философия