Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 22:32, реферат
Немецкая классическая философия представляет собой крупное и влиятельное течение философской мысли Нового времени, подводящее итог её развитию на данном отрезке западноевропейской истории. Традиционно к этому течению относят философское учение И. Канта, И. Фихте, Ф. Шелленга, Г. Гегеля и Л. Фейербаха. Всех этих мыслителей сближают общие идейно-теоретические корни, преемственность в постановке и разрешении проблем, непосредственная личная зависимость: младшие учились у старших, современники общались друг с другом, спорили и обменивались идеями.
Введение 3
1.Общая характеристика немецкой классической философии 4
2.Критическая философия И. Канта 5
3.Идеалистическая философия И. Фихте и Ф. Шеллинга 8
4.Объективный идеализм Г. Гегеля 10
5.Антропологический материализм Л. Фейербаха 15
Заключение 19
Список используемой литературы 20
Брянская государственная инженерно-технологическая академия
Кафедра философии, истории и социологии
Немецкая классическая философия
Выполнил: Филиппов Анатолий Геннадьевич
группы ИСТ-101
Преподаватель: Шабалина Е.Ю.
Содержание
Введение 3
1.Общая характеристика немецкой классической философии 4
2.Критическая философия И. Канта 5
3.Идеалистическая философия И. Фихте и Ф. Шеллинга 8
4.Объективный идеализм Г. Гегеля 10
5.Антропологический материализм Л. Фейербаха 15
Заключение 19
Список используемой литературы 20
Введение
Немецкая классическая философия
представляет собой крупное и
влиятельное течение
1. Общая характеристика
немецкой классической
Немецкая философия XIX века - уникальное явление мировой философии. Ее уникальность состоит в том, что ей удалось глубоко исследовать проблемы, которые определили будущее развитие философии, совместить в себе почти все известные в тот период философские направления, открыть имена выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени: Эммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Людвига Фейербаха.
Вклад немецкой классической
философии в мировую
1. учения немецкой классической
философии способствовали
2. немецкая классическая
философия значительно
3. рассматривала историю
как целостный процесс, а так
же обратила серьезное
Основоположником немецкой классической философии являлся Эммануил Кант (1724-1804)- профессор Кенигсбергского университета, преподавал, логику, физику, математику, философию. Он был одним из величайших умов человечества, основоположником, который возродил идеи диалектики. Именно с Канта занималась утренняя заря философии новейшего времени. Но не только в философии, а и в науке Кант был глубоким, проницательным мыслителем.
Немецкая классическая философия после Канта разрабатывалась такими выдающимися философами, как И.Г. Фихте (1762-1854) и Ф. Шеллинг (1775-1854). Оба стремились преодолеть кантовское противопоставление феномена и ноумена, обосновав познавательную активность в некотором едином принципе – в абсолютном Я (Фихте) и в абсолютном тождестве бытия и мышления (Шеллинг). Последний дал топкий анализ категорий диалектики, в частности свободы и необходимости, тождества, единого и многого и др., послужив предтечей гегелевской объективно-идеалистической диалектики. Его изыскания в области философии природы оказали большое влияние на умы естествоиспытателей, а также на русскую философию (особенно через славянофилов и Чаадаева, с которым немецкий философ был лично знаком и состоял в переписке).
Все творчество И. Канта можно
разделить на два больших периода:
«докритический» и «
Разработанная им концепция
происхождения Солнечной
В «критический» период И. Канта занимали проблемы познания, этики, эстетики, логики, социальной философии. В этот период появились три фундаментальных философских работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».
В теории познания И. Кант отстаивает идею агностицизма. Разум человека наталкивается на неразрешимые противоречия, которые И. Кант называл антиномиями. Например, антиномия: Мир конечен - Мир бесконечен.
Кант считал, что решению таких проблем философии, как проблема бытия, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установление его границ. Процесс познания, по И. Канту, проходит три ступени: чувственное познание, рассудок, разум. Посредством чувствительности мы предмет воспринимаем, но мыслится он посредством рассудка. Необходимые условия познания заложены, согласно Канту, в самом разуме и составляют основу знания. Кант различал воспринимаемые человеком явления вещей и вещи как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта. В результате воздействия ' вещей самих по себе' на органы чувств возникает хаос ощущений. Приводим мы этот хаос в единство и порядок силами нашего разума. То, что мы читаем законами природы, на самом деле есть связь, вносимая разумом в мир явлений, то есть наш разум предписывает законы природе. Но миру явлений соответствует независимая от человеческого сознания сущность вещей - 'вещи сами по себе'. Абсолютное познание их невозможно. Они для нас только ноумены, то есть умом постигаемая, но не данная в опыте сущность. Кант не разделял безграничной веры в человеческий разум, называя эту веру догматизмой. В принципиальной ограниченности человеческого познания он видел определенный нравственный смысл: если бы человек был наделен абсолютным знанием, то для него не было бы ни риска, ни борьбы при выполнении нравственного долга. Кант был убежден, что идеи пространства и времени человеку известны прежде восприятий. Пространство и время идеальны, а нереальны. Философия Канта не свободна от компромисса с идеализмом. Стремясь примерить науку и религию, он говорил, что должен было граничить область знания, чтобы дать место вере. Познание возможно лишь в результате их синтеза. Инструментом рассудочного познания являются категории. Научное знание есть знание категориальное. И. Кант выделяет двенадцать категорий и делит их на четыре класса: количество, качество, отношение, модальность. Например: в класс количества включены категории - единство, множество, цельность.
И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности: апостериорное знание, априорное знание, «Вещь в себе».
Этические взгляды И. Канта
отражены в его высказывании: «Две
вещи наполняют душу всегда новым
и все более сильным
В центре эстетического учения находится исследование категорий «прекрасное» и «возвышенное», а так же проблема «гения» - художника. Оригинальность кантовского понимания прекрасного заключается в том, что философ связывает его с «незаинтересованным», бескорыстным, чистым созерцанием: чувство прекрасного свободно от жажды обладания, от любых помыслов вожделения, и поэтому оно выше всех других чувств. Воплощением эстетического духа является художник, который творит свой мир свободно.
Социально - политические взгляды И. Канта базируются на следующих постулатах. Человек наделен изначально злой природой. Спасение человека - в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону. Важную роль в формировании немецкой философии сыгралидостижения естествознания и общественных наук: стали развиватьсяфизика и химия, продвинулось вперед изучение органическойприроды. Открытия в области математики, позволившие понятьпроцессы в их точном количественном выражении, учение Ламаркаоб обусловленности развития организма окружающей средой,астрономические, геологические, эмбриологические теории, а такжетеории развития человеческого общества - все это со всей остротойи неизбежностью выдвигало на первый план идею развития кактеорию и метод познания действительности.
И. Кант выдвинул идею демократии и правового порядка как в каждом от-дельном обществе, так и в международных отношениях, осуждал войны как наиболее тяжелое заблуждение и преступление человечества. Философ предска-зал в будущем «вечный мир». Войны будут либо запрещены правительством, либо станут экономически невыгодными.
Философские взгляды Иоганна Фихте изложены в его работах: «Опыт критики всяческого откровения», «Наукоучение», «Основы естественного права».
Свою философию мыслитель называет «наукоучением». Ключевым моментом философии И. Фихте было выдвижение так называемой «Я - концепции», согласно которой «Я» имеет сложные взаимоотношения с окружающим миром, которые по И. Фихте описываются схемой
· «Я» первоначально само себя полагает, само себя созидает,
· «Я» полагает (образует) «не - Я», т.е. свою противоположность - внешнюю окружающую действительность (антитезис),
· «Я» полагает «Я» и «не - Я». Взаимодействие между «Я - человеком» и «не - Я» - окружающим миром происходит внутри «Абсолютного Я» (вместилища, высшей субстанции) с двух сторон: с одной стороны, «Я» творит «не - Я», а с другой «не - Я» передает опыт, информацию «Я».
Диалектика И. Фихте неразрывно
связана с принципом
Преждевременная смерть помешала И. Фихте глубже проработать «Я - концепцию», она осталась незавершенной и была не принята и не понята его современниками. Вместе с тем, она остается оригинальным взглядом на окружающий мир, его устройство.
Философия Фридриха Шеллинга в своем развитии прошла три основных этапа: натурфилософию, практическую философию, иррационализм.
Философские идеи Ф. Шеллинг изложил в работах «Идеи к философии природы», «Система трансцендентального идеализма». В натурфилософии Ф. Шеллинг дает объяснение природы, согласно которому природа есть «абсолютная» первопричина и первоначало всего. Она также есть единство субъективного и объективного, вечный разум. Материя и дух едины и являются свойствами природы. Вся природа пронизана единым принципом: «от низшего в высшему». Движущей силой природы является ее полярность.
Важное значение имеют антропологические взгляды Ф. Шеллинга. Главной проблемой человечества является проблема свободы. Стремление к свободе заложено в самой природе человека. Окончательным результатом идеи свободы является создание правового строя. В будущем человечество должно прийти к всемирному правовому строю и всемирной федерации правовых государств. Другой важной проблемой является проблема отчуждения - противоположный изначальным целям результат человеческой деятельности при соприкосновении идеи свободы с реальной действительностью.
В конце жизни Ф. Шеллинг пришел к иррационализму - отрицанию какой-либо логики закономерности в истории и восприятию окружающей действительности как необъяснимого хаоса.