Немецкая классическая философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 22:32, реферат

Описание работы

Немецкая классическая философия представляет собой крупное и влиятельное течение философской мысли Нового времени, подводящее итог её развитию на данном отрезке западноевропейской истории. Традиционно к этому течению относят философское учение И. Канта, И. Фихте, Ф. Шелленга, Г. Гегеля и Л. Фейербаха. Всех этих мыслителей сближают общие идейно-теоретические корни, преемственность в постановке и разрешении проблем, непосредственная личная зависимость: младшие учились у старших, современники общались друг с другом, спорили и обменивались идеями.

Содержание работы

Введение 3
1.Общая характеристика немецкой классической философии 4
2.Критическая философия И. Канта 5
3.Идеалистическая философия И. Фихте и Ф. Шеллинга 8
4.Объективный идеализм Г. Гегеля 10
5.Антропологический материализм Л. Фейербаха 15
Заключение 19
Список используемой литературы 20

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 55.29 Кб (Скачать файл)

 

Философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля(1770-1831) считается вершиной немецкой классической философии, поскольку  он пошел значительно дальше своих  знаменитых предшественников. Гегель утверждал, что категории суть объективные  формы действительности, в основе которой лежит 'мировой разум', 'абсолютная идея' или 'мировой дух'. Это - деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении, цель - в самопознании. В процессе самопознания разум мира проходит три этапа: пребывание самопознающей абсолютной идеи в ее собственном лоне, в стихии чистого мышления (логика, в которой идея раскрывает свое содержание в системе законов и категорий диалектики); развитие идеи в форме 'инобытия' в виде явлений природы (развивается не сама природа, а лишь категории) ;развитие идеи в мышлении и в истории человечества (история духа).На этом последнем этапе абсолютная идея возвращается к самой себе в форме человеческого сознания и самосознания. Философские взгляды Гегеля проникнуты идеей развития. Он считал, что невозможно понять явления, не уяснив всего пути, который оно совершило в своем развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим, что в этом процессе совершается переход количественных изменений в качественные, что источником развития являются противоречия: противоречие движет миром, оно есть 'корень всякого движения и жизненности', составляет принцип всякого самодвижения. В философской системе Гегеля действительность представлена как цепь диалектических переходов. Однако гегелевская философия проникнута глубоким внутренним противоречием. Что же это за противоречие? Метод, разработанный Гегелем, направлен на бесконечность познания. Поскольку же объективной основой его является абсолютный дух, а целью -самопознание этого абсолютного духа, постольку познание конечно, ограничено.То есть система познания, пройдя цикл познавательных ступеней, завершиться последней ступенью - самопознанием, реализацией которого является сама философия Гегеля. Таким образом, противоречие между методом и системой Гегеля есть противоречие между конечным и бесконечным. Данное противоречие у Гегеля отнюдь не диалектично, ибо не является источником дальнейшего развития. Классики марксизма-ленинизма подвергли острой и всесторонней критике идеализм Гегеля, но вместе с тем дали исключительно высокую оценку тому положительному, что действительно содержалось в его трудах, и в первую очередь его диалектике.

Основной заслугой Гегеля является разработанные им:

- теория объективного  идеализма;

- всеобщий философский  метод - диалектика.

К важнейшим философским  трудам Г. Гегеля относятся: «Феноменология духа», «Энциклопедия философских  наук», «Наука логики», «Философия природы», «Философия духа». «Философия права».

В учении о бытии Г. Гегель отождествляет бытие и мышление. Разум, сознание, идея обладают бытием, а бытие - сознанием: все разумное действительно, а все действительное разумно. Г. Гегель выводит особое философское понятие - «абсолютную идею» (мировой дух). Абсолютная идея является первопричиной всего окружающего мира, его предметов и явлений, обладает самосознанием и способностью творить.

Человек в онтологии Г. Гегеля играет особую роль. Он носитель абсолютной идеи. Сознание каждого  человека - частица мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный  мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Через человека мировой дух проявляет  себя в виде слов, речи, языка, жестов; познает себя через познавательную деятельность; творит - в виде результатов  материальной и духовной культуры, созданной человеком.

Дух, по Гегелю, имеет три  разновидности:

· субъективный дух - душа, сознание отдельного человека;

· объективный дух - следующая  ступень духа, «дух общества в целом». Выражением объективного духа является право, нравственность, гражданское  общество, государство;

· абсолютный дух - высшее проявление духа, вечно действительная истина. Выражением абсолютного духа являются: искусство, религия, философия.

Величайшая заслуга Г. Гегеля состоит в разработке диалектического  метода. Диалектика, по Г. Гегелю, основополагающий закон развития и существования  Мирового духа и сотворенного им окружающего  мира.

Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм: существует определенный тезис, данному тезису всегда находится антитезис - его противоположность. В результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез - новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития. Данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз образуется тезис все более и более высокого уровня. По Г. Гегелю, противоречия являются движущей силой прогресса. Но процесс развития Г. Гегель понимает ограниченно; то есть развиваются идеи, мысли, а не предметы и явления материального мира, поэтому диалектика Г. Гегеля называется идеалистической.

Природу (окружающий мир) Г. Гегель понимает как инобытие идеи (то есть антитезис идеи, другую форму  существования идеи). Философия природы - распадается у Г. Гегеля на три  больших раздела: механику, физику и  органическую физику.

В «механике» Г. Гегель рассматривает  такие фундаментальные философские  категории, как материя, движение, пространство, время; из частнонаучных понятий - притяжение, отталкивание, масса, тяготение, падение, толчок и др. Самая фундаментальная положительная идея, предвосхитившая в определенной степени теорию относительности, сформирована самим Гегелем так: лишь в движении пространство и время действительны.

В «физике» речь идет об общих  и частных свойствах материи  и их соединении. В этой связи исследуются такие понятия, как свет, физическое тело, различные «стихии» (например, воздух), удельный вес, звук, теплота и др. Причем все категории и понятия рассматриваются не хаотически, а в определенной последовательности, восхождении и переходах.

«Органическая физика» содержит три последовательно восходящих один к другому подраздела: геологическая  природа, растительная природа и  животный организм. Здесь соответственно рассматривается история и жизнь  Земли как планеты, специфика  формообразовательного процесса у  растений и животных, функции организма, соотношение рода и вида.

Г. Гегель высказал немало рациональных философско - методологических и научных идей (необходимость единства философского и частнонаучного изучения природы; понимание того, что природа есть целостный, взаимосвязанный прогресс).

Социально-философская концепция  Г. Гегеля заслуживает самого пристального внимания. Многие выводы сегодня звучат актуально. В «Философии истории» Г. Гегель высказал ряд ценных догадок, связанных с пониманием исторической закономерности, роли великих людей  в истории. Историю человечества Г. Гегель понимал не как цепь случайных  событий. Она для него носила закономерный характер, в котором обнаруживается мировой разум. Великие люди играют роль в истории постольку «поскольку они являются воплощением духа своего времени». Смысл же всей мировой  истории есть, по Г. Гегелю, прогресс в сознании природы - прогресс, который  мы должны познать в его необходимости.

Г. Гегель различает гражданское  общество, как сферу реализации частных  целей и интересов отдельной  личности и политическое государство. Гражданское общество и государство, согласно гегелевской концепции, соотносятся  как рассудок и разум. Гражданское  общество - это «внешнее государство», подлинное же государство - разумно, оно есть основание гражданского общества. Формирование гражданского общества Г. Гегель связывает с развитием  буржуазного, строя при этом философ  говорит о диалектическом характере взаимосвязи социально - экономической и политической сфер гражданского общества.

 

5. Антропологический материализм Л. Фейербаха

 

Иным направлением в развитии немецкой философии явилось учение Л. Фейербаха (1804 - 1872) - крупнейшего материалиста домарксистской эпохи, последнего представителя немецкой классической философии. Критикуя объективный идеализм Гегеля, Фейербах отстаивал материалистический взгляд на природу. Материализм так же стар и столь же повсеместен, как и само человечество; он так же ясен, как свет, так же необходим, как хлеб и вода, так же неизбежен, не предложен, неминуем, как воздух. Однако критика им Гегеля носила односторонний характер: за отрицанием идеализма он недооценил гегелевскую диалектику. Материализм Фейербаха традиционно оставался метафизическим. Его характерной чертой был антропологизм, заключающийся в понимании человека как высшего продукта природы, рассмотрение человека в неразрывном единстве с природой. Природа – основа духа. Она же должна явиться основой и новой философии, призванной раскрыть земную сущность человека, которого природа наделила чувствами и разумом и психика которого зависит от его телесной организации, обладая вместе с тем качественной спецификой, несводимой к физиологическим процессам. Материалистические традиции в немецкой классической философии развивал Людвиг Фейербах.

В теории антропологического материализма Л. Фейербах обосновывает следующие выводы:

· единственно существующими  реальностями является природа и  человек;

· человек является частью природы;

· человек есть единство материального и духовного;

· человек должен стать  главным интересом философии. Не мышление, не природа, а именно человек - центр всей методологии;

· идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;

· Бога как отдельной и  самостоятельной реальности не существует; Бог - плод воображения человека;

· природа (материя) вечна  и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожаема;

· все, что нас окружает (предметы, явления) есть различные  проявления материи.

В атеистическо-антропологической  теории Л. Фейербаха важными являются следующие основные положения:

· Бога как самостоятельной  реальности нет;

· Бог - порождение сознания человека;

· мысль о Боге - сверхсильном разумном существе унижает человека, притупляет его страх и аффекты;

· Бог не является творцом, истинный творец - человек, а Бог - творение человека, его разума;

· религия - глубоко разработанная  фантастическая идеология и не имеет  общего с реальностью;

· корни религии - в чувстве  бессилия человека перед высшим миром, его зависимости от него.

В теории познания Л. Фейербах вел острую борьбу против агностицизма И. Канта, заявляя, что границы познания постоянно расширяются, что человеческий разум способен в своем развитии открыть глубочайшие тайны природы. Исходный пункт познания - это ощущения, источником которых является материальный мир. Л. Фейербах пытается снять противоречия между эмпиризмом и рационализмом, старается показать единство чувственного и рационального моментов в познании, утверждая, что ощущения человека обязательно сопровождаются мыслью. Однако Фейербах отстаивал материалистический сенсуализм, так как основой познания рассматривал только ощущения, а не практику.

Антропологизм Фейербаха  имел большое значение и в борьбе против идеалистических концепций трактовки человека, против дуалистического противопоставления в человеке духовного начала телесному, а также против вульгарного материализма. Однако 'природная' сторона в человеке гипертрофировалась, а специальная- недооценивалась. Критикуя агностицизм, Фейербах исходил из того, что мышление человека верно отражает вне сознания существенную действительность. Основную роль в познании философ отводил чувствам: ясно, как солнце, только чувственное. Мыслить – значит связывать одно показание органов чувств с другими. Все формы познания ( ощущения, представления, понятия, идеи) он рассматривал как образы, копии вещей, их свойств и отношений. Метафизичность антропологического материализма Фейербаха выразилась в том, что он вносил пасивно-созерцательный характер, не учитывал общественно-исторической практики, за что и подвергся критике со стороны Маркса в 'Тезисах о Фейербахе'. К заслугам Фейербаха относится то, что он вскрыл связь идеализма с религией, показав, что их корень заключается в отрыве мышления от бытия и в превращении идей в самостоятельные сущности. Фейербах подверг глубокому и яркому анализу происхождение и сущность религии. Однако он сводил ее кони к психологии человека, к его сознанию, чувствам, прежде всего к чувству любви. Сам человек есть бог для другого человека. Хотя Фейербах и отмечал, что политические, этические и другие общественные факторы накладывают свой отпечаток на содержание религии, однако подлинные ее социальные корни остались нераскрытыми им.

С точки зрения методологии, материализм Л. Фейербаха оценивается  как метафизический, хотя имеют место  элементы диалектики. Интересные догадки  можно найти у Л. Фейербаха  об источнике развития - противоречии. Он считает, что противоположности относятся к одному и тому же роду сущности: добро - зло (нравственность), приятное - неприятное (ощущения), сладкое - кислое (вкус), мужчина - женщина (человек). Принцип развития позволил Л. Фейербаху объяснить возникновение человека и его сознания.

Информация о работе Немецкая классическая философия