Никколо Микиавелли и его работа "Государь"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:25, реферат

Описание работы

Макиавелли Никколо ди Бернардо, итальянский мыслитель, политический деятель, историк и военный теоретик.
Родился 3 мая 1469 во Флоренции, второй сын в семье нотариуса. Родители Макиавелли, хотя и принадлежали к древнему тосканскому роду, были людьми весьма скромного достатка. Мальчик рос в атмосфере «золотого века» Флоренции при режиме Лоренцо Медичи. Немного известно о детстве Макиавелли. Из его сочинений явствует, что он был проницательным наблюдателем политических событий своего времени; наиболее значительными из них было вторжение в Италию в 1494 короля Франции Карла VIII, изгнание семейства Медичи из Флоренции и установление республики, вначале под управлением Джироламо Савонаролы.

Содержание работы

Биография Никколо Макиавелли.
Работы Никколо Макиавелли и его идеи.
Работа «Государь» как труд догматика.
«Государь», основные идеи мысли и суждения.
Заключение.
Библиография

Файлы: 1 файл

Реферат по философии.docx

— 27.91 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию  РФ

Технологический колледж при ВСГТУ

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

Никколо Макиавелли, его работа «Государь»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Бадмаев Станислав,

Группа 19-2.

Проверил: Цыбикова С. Д.

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ

2009

Содержание

  1. Биография Никколо Макиавелли.
  2. Работы Никколо Макиавелли и его идеи.
  3. Работа «Государь» как труд догматика.
  4. «Государь», основные идеи мысли и суждения.
  5. Заключение.
  6. Библиография

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Биография Никколо Макиавелли

Макиавелли  Никколо ди Бернардо, итальянский мыслитель, политический деятель, историк и военный теоретик.

Родился 3 мая 1469 во Флоренции, второй сын в семье  нотариуса. Родители Макиавелли, хотя и принадлежали к древнему тосканскому  роду, были людьми весьма скромного  достатка. Мальчик рос в атмосфере  «золотого века» Флоренции при  режиме Лоренцо Медичи. Немного известно о детстве Макиавелли. Из его сочинений  явствует, что он был проницательным наблюдателем политических событий  своего времени; наиболее значительными  из них было вторжение в Италию в 1494 короля Франции Карла VIII, изгнание семейства Медичи из Флоренции и  установление республики, вначале под  управлением Джироламо Савонаролы.

В 1498 Макиавелли был принят на службу секретарем во вторую канцелярию, Коллегию Десяти и магистратуру Синьории – посты, на которые он с неизменным успехом избирался вплоть до 1512. Макиавелли посвятил всего себя неблагодарной и плохо оплачиваемой службе. В 1506 добавил к множеству своих обязанностей работу по организации флорентийской милиции (Ordinanza) и контролирующего ее деятельность Совета Девяти, учрежденным в немалой степени по его настоянию. Макиавелли считал, что следует создать гражданскую армию, способную заменить наемников, в которых крылась одна из причин военной слабости итальянских государств. На всем протяжении службы Макиавелли использовали для дипломатических и военных поручений на флорентийских землях и сбора информации во время зарубежных поездок. Для Флоренции, продолжавшей профранцузскую политику Савонаролы, то было время постоянных кризисов: Италия раздиралась внутренними распрями и страдала от иностранных вторжений.

Макиавелли  был близок к главе республики, великому гонфалоньеру Флоренции Пьеро  Содерини, и хотя не имел полномочий вести переговоры и принимать решения, миссии, которые ему поручались, часто носили деликатный характер и были весьма важными. Среди них следует отметить посольства к нескольким королевским дворам. В 1500 Макиавелли прибыл ко двору короля Франции Людовика XII, чтобы обсудить условия помощи в продолжении войны с отпавшей от Флоренции мятежной Пизой. Дважды находился при дворе Чезаре Борджа, в Урбино и Имоле (1502), чтобы оставаться в курсе действий герцога Романьи, возросшая власть которого беспокоила флорентийцев. В Риме в 1503 наблюдал за выборами нового папы (Юлия II), а находясь при дворе императора Священной Римской империи Максимилиана I в 1507, обсуждал размеры флорентийской дани. Активно участвовал и во многих других событиях того времени.

В этот «дипломатический»  период жизни Макиавелли приобрел опыт и знание политических институтов и  человеческой психологии, на которых  – как и на изучении истории  Флоренции и Древнего Рима – основываются его сочинения. В его докладах и письмах того времени можно  обнаружить большинство идей, которые  он впоследствии развивал и которым  придал более отточенную форму. Макиавелли часто испытывал чувство горечи, и не столько из-за знакомства с  оборотной стороной внешней политики, сколько из-за разногласий в самой  Флоренции и ее нерешительной политики в отношении могущественных держав.

Его собственная  карьера пошатнулась в 1512, когда  Флоренция потерпела поражение  от Священной лиги, образованной Юлием II против французов в союзе с  Испанией. Медичи вернулись к власти, и Макиавелли был вынужден покинуть государственную службу. За ним следили, он был заключен в тюрьму по обвинению  в заговоре против Медичи в 1513, его  пытали веревкой. В конце концов Макиавелли удалился в унаследованное от отца скромное поместье Альбергаччо в Перкуссине близ Сан-Кашано по дороге в Рим. Спустя некоторое время, когда Юлий II умер и его место занял Лев X, гнев Медичи смягчился.

 

Работы Макиавелли и его идеи

Потрясение, испытанное Макиавелли после своего увольнения и крушения республики, которой он служил столь верно  и ревностно, побудило его взяться  за перо. Характер не позволял долго  оставаться в бездействии; лишенный возможности заниматься любимым  делом – политикой, Макиавелли написал  в этот период работы значительной литературной и исторической ценности. Главный шедевр – Государь (Il Principe), блестящий и широко известный трактат, написанный в основном в 1513 (издан посмертно в 1532). Первоначально автор озаглавил книгу «О княжествах» (De Principatibus) и посвятил ее Джулиано Медичи, брату Льва X, однако в 1516 тот умер,и посвящение было обращено к Лоренцо Медичи (1492–1519).

Исторический труд Макиавелли «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» (Discorsi sopra la prima deca di Tito Livio) был написан в период 1513–1517. Среди других произведений – «Искусство войны» (Dell'arte della guerra, 1521, написано в 1519–1520), «История Флоренции» (Istorie fiorentine, писалась в 1520–1525), две театральные пьесы – «Мандрагора» (Mandragola, вероятно, 1518; первоначальное название – Commedia di Gallimaco e di Lucrezia) и «Клиция» (вероятно, в 1524–1525), а также новелла «Бельфагор» (в рукописи – Сказка, написана до 1520). Его перу также принадлежат стихотворные произведения. Хотя споры о личности Макиавелли и его мотивах продолжаются по сей день, он безусловно является одним из величайших итальянских писателей.

Трудно дать оценку произведениям  Макиавелли, прежде всего из-за сложности  его личности и неоднозначности  идей, до сих пор вызывающих самые  разноречивые толкования. Перед нами интеллектуально одаренный человек, необычайно проницательный наблюдатель, обладавший редкой интуицией. Он был  способен к глубокому чувству  и преданности, исключительно честен и трудолюбив, а его сочинения  обнаруживают любовь к радостям жизни  и живое чувство юмора, впрочем обычно горькое. И все же имя Макиавелли часто употребляется как синоним предательства, коварства и политического аморализма.

Отчасти такие  оценки вызваны религиозными причинами, осуждением его трудов как протестантами, так и католиками. Поводом послужила критика христианства в целом и папства в частности; по мнению Макиавелли, папство подрывало воинскую доблесть и сыграло отрицательную роль, став причиной раздробленности и унижения Италии. Вдобавок ко всему его взгляды часто извращались комментаторами, а его фразы об установлении и защите государственности вырывались из контекста и цитировались с целью закрепить расхожий образ Макиавелли – злонамеренного советника государей.

Кроме того, Государь считался его  наиболее характерным, если не единственным сочинением; из этой книги очень  легко отобрать отрывки, явственно  доказывающие одобрительное отношение  автора к деспотизму и находящиеся  в разительном противоречии с  традиционными моральными нормами. В какой-то степени это можно  объяснить тем, что в Государе предлагаются чрезвычайные меры в чрезвычайной ситуации; однако сыграло роль и  отвращение Макиавелли к полумерам, а также тяга к эффектной подаче идей; его противопоставления приводят к смелым и неожиданным обобщениям. В то же время он действительно  считал политику искусством, которое  не зависит от морали и религии, по крайней мере когда речь идет о средствах, а не о целях, и сделал себя уязвимым для обвинений в цинизме, пытаясь найти универсальные правила политического действия, которые были бы основаны на наблюдении фактического поведения людей, а не рассуждениях о том, каким оно должно быть. Макиавелли утверждал, что такие правила обнаруживаются в истории и подтверждаются современными политическими событиями.

 

 

 

«Государь» как труд догматика 

Государь  – труд догматика, а не эмпирика; еще менее это сочинение человека, претендующего на получение должности (как часто полагали). Это не холодный призыв к деспотизму, но книга, проникнутая  высоким чувством (несмотря на рассудочность  изложения), негодованием и страстью. Макиавелли стремится показать различие между авторитарным и деспотическим  способами правления. Эмоции достигают  апогея в конце трактата; автор  взывает к сильной руке, спасителю  Италии, новому государю, способному создать  мощное государство и освободить Италию от иноземного господства «варваров».

Замечания Макиавелли о необходимости беспощадных  решений, если и кажутся продиктованными  политической ситуацией той эпохи, остаются актуальными и широко дебатируемыми  и в наше время. В остальном  его прямой вклад в политическую теорию незначителен, хотя многие из идей мыслителя стимулировали развитие позднейших теорий. Сомнительно также  практическое влияние его сочинений  на государственных деятелей, несмотря на то что последние часто опирались  на идеи Макиавелли (нередко их искажая) о приоритете интересов государства  и методов, которые должен использовать правитель в завоевании ( acquista) и удержании (mantiene) власти. По сути дела, Макиавелли читали и цитировали адепты автократии; впрочем, на практике автократы обходились и без идей итальянского мыслителя.

Большее значение эти идеи имели для итальянских националистов в эпоху Рисорджименто (политического возрождения – от первых вспышек карбонарства в 20-х годах 19 в. до объединения в 1870) и в период фашистского правления. В Макиавелли ошибочно видели предтечу централизованного итальянского государства. Однако, как и большинство итальянцев того времени, он был патриотом не нации, а своего города-государства.

Государь  был задуман как учебник для  самодержцев, значимый для любых  времен. Однако при критическом его  рассмотрении не следует забывать о  конкретном времени написания и  личности автора. Чтение трактата в  этом свете поможет понять некоторые  неясные места. Остается, однако, фактом, что рассуждения Макиавелли не всегда отличаются последовательностью, и  многие из кажущихся его противоречий следует признать действительными.

Макиавелли  признает как свободу человека, так  и его «фортуну», судьбу, с которой  энергичный и сильный человек  все же может как-то бороться. С  одной стороны, мыслитель видит  в человеке безнадежно испорченное  существо, а с другой – страстно верит в способность правителя, наделенного virtu (совершенной личностью, доблестью, полнотой силы, ума и воли), освободить Италию от иноземного господства; защищая человеческое достоинство, он вместе с тем приводит свидетельства глубочайшей развращенности человека.

Следует также кратко упомянуть  о Рассуждениях, в которых Макиавелли сосредоточивает внимание на республиканских  формах правления. Сочинение претендует на формулировку вечных законов политической науки, полученных в результате изучения истории, однако его невозможно понять, не принимая во внимание то негодование, которое вызывали у Макиавелли политическая коррупция во Флоренции и неспособность  к правлению итальянских деспотов, выставлявших себя в качестве наилучшей  альтернативы хаосу, созданному их предшественниками  во власти. В основе всех работ Макиавелли – мечта о сильном государстве, не обязательно республиканском, но опирающемся на поддержку народа и способном оказать сопротивление  иноземному вторжению.

С точки зрения Макиавелли, наиболее жизнеспособными  государствами в истории являлись те республики, граждане которых обладали максимально возможной степенью свободы, самостоятельно определяя  собственную судьбу.

Макиавелли  характеризовал самостоятельность, величие  и мощь государства как идеал, для достижения которого политики должны использовать всевозможные средства, не думая о моральной стороне  своих поступков и о гражданских  свободах.

Макиавелли  ввел понятие "государственный интерес" для выражения претензий государства  на право не обращать внимания на законы, которые оно призвано гарантировать, в случае, если этого требуют так называемые "высшие государственные интересы".

Целью действий правителя безусловно, таким образом, является успех, а не добродетельность или порочность. (Согласно Макиавелли, "правление заключается главным образом в том, чтобы твои подданные не могли и не желали причинить тебе вред, а это достигается тогда, когда ты лишишь их любой возможности как-нибудь тебе навредить или осыплешь их такими милостями, что с их стороны будет неразумием желать перемены участи".) "Государь" Макиавелли - это своеобычное технологическое руководство по захвату, удержанию и использованию государственной власти. Будучи сторонником республиканского устройства государства, Макиавелли не видел перспектив для него в масштабах всей Италии и советовал "новому государю" "по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла".

Преступления, совершенные во имя Родины, по мнению Макиавелли, - это "славные преступления". С точки зрения Макиавелли, "ни один порядочный человек не упрекнет другого, если тот пытается защитить свою страну всеми возможными средствами". При этом Макиавелли призывал уделять  особое внимание "общему благу" —  общенациональным интересам, ибо широкие  народные массы при известных  условиях мудрее любого государственного лидера. (По Макиавелли, истинная земная мудрость достижима посредством  тщательного наблюдения за поступками людей и при помощи изучения истории.)

Информация о работе Никколо Микиавелли и его работа "Государь"