Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 19:33, реферат
Наука обычно представляется нам как сфера почти непрерывного творчества, как сфера, где стремление к новому является основным мотивом деятельности. В науке нет смысла повторять то, что уже сделано нашими предшественниками, получать заново те знания, которые уже вошли в учебные курсы, переписывать чужие книги или статьи.
В этом плане любой подлинный ученый стоит перед лицом неизведанного и вынужден делать то, что до него не делал никто другой.
Нормальная наука, согласно Куну, - это «исследование, прочно опирающееся на одно или несколько прошлых достижений - достижений, которые в течение некоторого времени признаются определенным научным сообществом как основа для развития его дальнейшей практической деятельности».
Введение
1.Новации методологии и философии
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1.Новации методологии и философии
Заключение
Список литературы
Введение
Наука обычно представляется
нам как сфера почти
В этом плане любой подлинный ученый стоит перед лицом неизведанного и вынужден делать то, что до него не делал никто другой.
Нормальная наука, согласно Куну, - это «исследование, прочно опирающееся на одно или несколько прошлых достижений - достижений, которые в течение некоторого времени признаются определенным научным сообществом как основа для развития его дальнейшей практической деятельности».
Концепция Куна выглядела бы пустой фантазией, если бы ему не удалось убедительно показать, что нормальная наука способна успешно развиваться. Кун, однако, показал, что традиция является не тормозом, а, напротив, необходимым условием быстрого накопления знаний.
И действительно, сила
традиции как раз в том и
состоит, что мы постоянно
Все сказанное относится,
несомненно, не только к статьям
или рефератам, но в такой
же степени к лекционным
Если полагать, что
основная трудность состоит в
том, чтобы согласовать
1.Новации методологии и философии
Наука - это очень сложное и многослойное образование, и она не стоит на месте. Нас, однако, не будут интересовать социальноорганизационные аспекты науки, ее положение в обществе и т.д. Хотя, разумеется, организация академий или научных институтов - это тоже новации, но в рамках других подходов к исследованию науки. Философию науки в первую очередь интересуют знание, его строение, способы его получения и организации. О новациях именно в этой области и пойдет речь.
Надо сказать, что
и при таких ограничениях мы
имеем перед собой
- Это и создание новых теорий, - и возникновение новых дисциплин.
Иногда эти две акции
почти совпадают, как в случае
квантовой механики, но можно
назвать немало областей
- Новации могут состоять
в постановке новых проблем, -
в построении новой
Приведенный список
можно легко продолжить, но не
следует ждать, что наступит
момент, когда мы будем уверены
в его полноте. Вероятно, даже
сама задача составления
Вот растет и развивается ребенок, можно ли составить полный список тех изменений, которые при этом происходят? Вероятно, надо попытаться выделить самое существенное, но критерием при этом является последующее развитие, которое будет вносить в наш выбор все новые и новые коррективы.
В целях дальнейшего изложения удобно разделить все новации на два класса: новации преднамеренные и непреднамеренные.
Первые возникают как
результат целенаправленных
Будем называть незнанием
то, что может быть выражено
в виде вопроса или
«Что-то» в данном
случае - это какие-то вполне
Мы можем не знать
химического состава какого-
Во всех этих случаях
можно поставить и вполне
Нас в данном контексте
интересуют не границы
Легко показать, что незнание имеет иерархическую структуру.
Например, вы можете
попросить своего сослуживца
перечислить его знакомых, их
пол, возраст, место рождения,
род занятий и т.д. Это
Очевидно, что, действуя
аналогичным образом
Но перейдем к неведению.
Как уже отмечалось, в отличие
от незнания оно не может
быть зафиксировано в форме
конкретных утверждений типа: «Я
не знаю того-то». Это «что-то»
Означает ли сказанное,
что мы не можем в данном
случае поставить никакого
Необходимо сделать следующую оговорку. На вопрос о том, какие явления нам неизвестны, можно получить и такой ответ: нам неизвестны люди с песьими головами. Но это просто другая трактовка вопроса, точнее, другое понимание слова «неизвестный». Люди с песьими головами нам известны, т.е. знакомы на уровне фантазии или фольклорных образов, но они неизвестны в том смысле, что мы никогда не сталкивались с ними в реальности.
Означает ли сказанное,
что мы не можем поставить
задачу поиска новых, еще
Иными словами, невозможен
целенаправленный поиск
Поэтому задачи или
вопросы, направленные на
Праздные задачи не
образуют никакой научной
Противопоставление незнания
и неведения в конкретных ситуациях
истории науки требует
Это составляло сферу незнания.
Но невозможно было
поставить вопрос о том, в
течение какого времени
Нельзя, однако, сказать
нечто подобное об «открытии»
Галле планеты Нептун. Казалось
бы, оба случая идентичны: биологи
открыли новый вид. Галле
В свете сказанного
можно уточнить понятие «
Открытия подобного
рода часто знаменуют собой
переворот в науке, но на
них нельзя выйти путем
С этой точки зрения так называемые географические открытия нередко представляют собой скорее выяснение или обнаружение, ибо в условиях наличия географической карты и системы координат вполне возможен деловой вопрос о наличии или отсутствии островов в определенном районе океана или водопадов на той или иной еще не исследованной реке.
Специфической особенностью
открытий является то, что на
них нельзя выйти путем
Легче всего ставить
традиционные вопросы, которые,
Абсолютное неведение находится вообще за пределами нашего целеполагания. Но есть смысл говорить о неведении относительном, имея в виду отсутствие в границах той или иной специальной дисциплины соответствующих традиций. Надо сказать, что практически такого рода относительное неведение часто ничем не отличается от абсолютного и преодолевается тоже побочным образом.
Все приведенные выше
примеры относились в основном
к сфере эмпирического
Даже естественный
язык зафиксировал здесь
Это в такой же
степени относится и к