Новации методологии и философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 19:33, реферат

Описание работы

Наука обычно представляется нам как сфера почти непрерывного творчества, как сфера, где стремление к новому является основным мотивом деятельности. В науке нет смысла повторять то, что уже сделано нашими предшественниками, получать заново те знания, которые уже вошли в учебные курсы, переписывать чужие книги или статьи.
В этом плане любой подлинный ученый стоит перед лицом неизведанного и вынужден делать то, что до него не делал никто другой.
Нормальная наука, согласно Куну, - это «исследование, прочно опирающееся на одно или несколько прошлых достижений - достижений, которые в течение некоторого времени признаются определенным научным сообществом как основа для развития его дальнейшей практической деятельности».

Содержание работы

Введение
1.Новации методологии и философии
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

1НовацМетФилРеф.docx

— 27.96 Кб (Скачать файл)

 Вот конкретный пример  такого проекта из области  лингвистики. «Целью синтаксического  исследования данного языка, - пишет  известный современный лингвист  Н.Хомский, - является построение  грамматики, которую можно рассматривать  как механизм некоторого рода, порождающий предложения этого  языка».

 Обратите внимание, речь  идет не о том, что нам  надо что-то выяснить, обнаружить, описать или измерить. Речь идет  о построении некоторого алгоритма,  порождающего предложения данного  языка. Впрочем, как мы уже  отмечали, каждая, уже созданная  и функционирующая теория может  выступать как образец для  построения новых теорий, т.е.  играть роль проекта.

 Проекты бывают, однако, как типовые, так и оригинальные. Здесь и проходит граница между  незнанием и неведением.

 Например, теория эрозионных  циклов У.М.Дейвиса, сыгравшая  огромную роль в развитии геоморфологии,  построена в значительной степени  по образцу дарвиновской теории  развития коралловых островов.

 У Дарвина все определяется  взаимодействием двух факторов: ростом кораллового рифа, с одной  стороны, и опусканием дна океана - с другой.

 Дейвис использует  аналогичный принцип при описании  развития рельефа, у него тоже  два фактора: тектонические поднятия, с одной стороны, и процессы  эрозии - с другой. Таким образом,  теория Дейвиса является реализацией  некоторого «типового проекта».

 А вот Докучаев, с  именем которого неразрывно связано  наше отечественное почвоведение, создает новый проект мировосприятия, но создает его как бы побочным  образом, как это часто бывает  и с открытиями.

 Исследователи отмечают, что Докучаев пришел в почвоведение  как геолог, и что именно это  способствовало восприятию почвы  как особого естественного тела  Природы. Иными словами, первоначально  Докучаев работает в рамках  определенных сложившихся традиций. Однако полученный им результат,  показывающий, что почва есть  продукт совокупного действия  целого ряда природных факторов, оказывается образцом или проектом  нового системного подхода в  науках о Земле.

Как же возникает новое  в рамках традиционной работы и может  ли в этих условиях появиться что-либо принципиально новое? Ответ на первую часть вопроса достаточно очевиден. Вся наша деятельность, связанная  с ликвидацией незнания, достаточно традиционна. Трудности возникают  тогда, когда речь заходит о сфере неведения. Очевидно, что в эту сферу мы проникаем непреднамеренно, но можно ли что-либо добавить к этому по сути тавтологичному утверждению?

Каждый шаг науки подготавливается предшествующим этапом и каждый ее последующий этап закономерно связан с предыдущим. Заимствуя достижения предшествующей эпохи, наука непрерывно движется дальше. Однако это не есть механическое, некритическое заимствование; преемственность не есть простое перенесение старых идей в новую эпоху, пассивное заимствование полностью всего содержания используемых теорий, гипотез, методов исследования. Он обязательно включает в себя момент критического анализа и творческого преобразования. Преемственность представляет собой органическое единство двух моментов: наследования и критической переработки. Только осмысливая и критически перерабатывая знания предшественников, ученый может развивать науку, сохраняя и приумножая истинные знания и преодолевая заблуждения. Процесс преемственности в науке (но не только в ней) может быть выражен в терминах «традиция» (старое) и «новация» (новое). Это две противоположных диалектически связанных стороны единого процесса развития науки: новации вырастают из традиций, находятся в них в зародыше; все положительное и ценное, что было в традициях, в «снятом виде» остается в новациях.

 

 

 

Заключение

 

Традиции – это знания, накопленные предшествующими поколениями  ученых, передающиеся последующим поколениям и сохраняющиеся в конкретных научных сообществах, научных школах, направлениях, отдельных науках и  научных дисциплинах. Множественность  традиций дает возможность выбора новым  поколениям исследователей тех или  иных из них. А они могут быть как  позитивными (что и как воспринимается), так и негативными (что и как  отвергается). Жизнеспособность научных  традиций коренится в их дальнейшем развитии последующими поколениями  ученых в новых условиях. Традиции могут быть как вербализованными, существующими в виде текстов, так и невербализованными, существующими в форме неявного знания. Последние передаются от учителя к ученику или от поколения к поколению на уровне непосредственной демонстрации образцов деятельности. Признание неявного знания усложняет и обогащает нашу картину традиционности науки.

Новации. Новации могут  состоять в построении новой классификации  или периодизации, в постановке новых  проблем, в разработке новых экспериментальных  методов исследования или новых  способов изображения, обнаружении  новых явлений (сенсационные открытия, описания новых видов растений или  насекомых). К числу новаций следует  причислить введение новых понятий  и новых терминов. Новации относительны к последующему развитию науки. (Колумб открыл Америку, хотя он искал западный путь в Индию, был, уверен, что таковой  существует, и умер в сознании, что  открыл то, что искал). Так и в  науке: новации и здесь часто  осознаются задним числом, осознаются тогда, когда мы ищем в прошлом  истоки современных идей.

 

Список литературы

 

  1. Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. - М.: Приор, 2011.
  2. Антисери Ц. Трактат о принципах человеческого знания //Философия, 2010. - С. 16.
  3. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. – М.: Наука, 2011.
  4. Маркузе Г. Одномерный человек. - М., 2010.
  5. Полани М. Личностное знание. - М., 2011.
  6. ШестовЛ. Апофеоз беспочвенности. - М., 2011.

Информация о работе Новации методологии и философии