Вот конкретный пример
такого проекта из области
лингвистики. «Целью синтаксического
исследования данного языка, - пишет
известный современный лингвист
Н.Хомский, - является построение
грамматики, которую можно рассматривать
как механизм некоторого рода,
порождающий предложения этого
языка».
Обратите внимание, речь
идет не о том, что нам
надо что-то выяснить, обнаружить,
описать или измерить. Речь идет
о построении некоторого алгоритма,
порождающего предложения данного
языка. Впрочем, как мы уже
отмечали, каждая, уже созданная
и функционирующая теория может
выступать как образец для
построения новых теорий, т.е.
играть роль проекта.
Проекты бывают, однако,
как типовые, так и оригинальные.
Здесь и проходит граница между
незнанием и неведением.
Например, теория эрозионных
циклов У.М.Дейвиса, сыгравшая
огромную роль в развитии геоморфологии,
построена в значительной степени
по образцу дарвиновской теории
развития коралловых островов.
У Дарвина все определяется
взаимодействием двух факторов:
ростом кораллового рифа, с одной
стороны, и опусканием дна океана
- с другой.
Дейвис использует
аналогичный принцип при описании
развития рельефа, у него тоже
два фактора: тектонические поднятия,
с одной стороны, и процессы
эрозии - с другой. Таким образом,
теория Дейвиса является реализацией
некоторого «типового проекта».
А вот Докучаев, с
именем которого неразрывно связано
наше отечественное почвоведение,
создает новый проект мировосприятия,
но создает его как бы побочным
образом, как это часто бывает
и с открытиями.
Исследователи отмечают,
что Докучаев пришел в почвоведение
как геолог, и что именно это
способствовало восприятию почвы
как особого естественного тела
Природы. Иными словами, первоначально
Докучаев работает в рамках
определенных сложившихся традиций.
Однако полученный им результат,
показывающий, что почва есть
продукт совокупного действия
целого ряда природных факторов,
оказывается образцом или проектом
нового системного подхода в
науках о Земле.
Как же возникает новое
в рамках традиционной работы и может
ли в этих условиях появиться что-либо
принципиально новое? Ответ на первую
часть вопроса достаточно очевиден.
Вся наша деятельность, связанная
с ликвидацией незнания, достаточно
традиционна. Трудности возникают
тогда, когда речь заходит о сфере неведения.
Очевидно, что в эту сферу мы проникаем
непреднамеренно, но можно ли что-либо
добавить к этому по сути тавтологичному
утверждению?
Каждый шаг науки подготавливается
предшествующим этапом и каждый ее последующий
этап закономерно связан с предыдущим.
Заимствуя достижения предшествующей
эпохи, наука непрерывно движется дальше.
Однако это не есть механическое, некритическое
заимствование; преемственность не есть
простое перенесение старых идей в новую
эпоху, пассивное заимствование полностью
всего содержания используемых теорий,
гипотез, методов исследования. Он обязательно
включает в себя момент критического анализа
и творческого преобразования. Преемственность
представляет собой органическое единство
двух моментов: наследования и критической
переработки. Только осмысливая и критически
перерабатывая знания предшественников,
ученый может развивать науку, сохраняя
и приумножая истинные знания и преодолевая
заблуждения. Процесс преемственности
в науке (но не только в ней) может быть
выражен в терминах «традиция» (старое)
и «новация» (новое). Это две противоположных
диалектически связанных стороны единого
процесса развития науки: новации вырастают
из традиций, находятся в них в зародыше;
все положительное и ценное, что было в
традициях, в «снятом виде» остается в
новациях.
Заключение
Традиции – это знания,
накопленные предшествующими поколениями
ученых, передающиеся последующим поколениям
и сохраняющиеся в конкретных
научных сообществах, научных школах,
направлениях, отдельных науках и
научных дисциплинах. Множественность
традиций дает возможность выбора новым
поколениям исследователей тех или
иных из них. А они могут быть как
позитивными (что и как воспринимается),
так и негативными (что и как
отвергается). Жизнеспособность научных
традиций коренится в их дальнейшем
развитии последующими поколениями
ученых в новых условиях. Традиции
могут быть как вербализованными,
существующими в виде текстов, так и невербализованными,
существующими в форме неявного знания.
Последние передаются от учителя к ученику
или от поколения к поколению на уровне
непосредственной демонстрации образцов
деятельности. Признание неявного знания
усложняет и обогащает нашу картину традиционности
науки.
Новации. Новации могут
состоять в построении новой классификации
или периодизации, в постановке новых
проблем, в разработке новых экспериментальных
методов исследования или новых
способов изображения, обнаружении
новых явлений (сенсационные открытия,
описания новых видов растений или
насекомых). К числу новаций следует
причислить введение новых понятий
и новых терминов. Новации относительны
к последующему развитию науки. (Колумб
открыл Америку, хотя он искал западный
путь в Индию, был, уверен, что таковой
существует, и умер в сознании, что
открыл то, что искал). Так и в
науке: новации и здесь часто
осознаются задним числом, осознаются
тогда, когда мы ищем в прошлом
истоки современных идей.
Список литературы
- Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. - М.: Приор, 2011.
- Антисери Ц. Трактат о принципах человеческого знания //Философия, 2010. - С. 16.
- Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. – М.: Наука, 2011.
- Маркузе Г. Одномерный человек. - М., 2010.
- Полани М. Личностное знание. - М., 2011.
- ШестовЛ. Апофеоз беспочвенности. - М., 2011.