Объективный идеализм Лейбница

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 07:16, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение сущности объективного идеализма Г.В. Лейбница.
Для достижения поставленной цели нужно выполнить следующие задачи:
изучить учение Лейбница о бытие;
описать идею «лучшего из миров»;
рассмотреть теорию познания Лейбница.

Содержание работы

Введение ……………………………………..……………………..…………… 3
1. Учение Г.В. Лейбница о бытие…………………...………………….…….… 4
2. Идея «лучшего из миров» и её эстетические следствия…………………..... 7
3. Теория познания Лейбница…………. ………………………………………11
Заключение ………...…………………………..…………………………..........17
Источники и литература………………………………

Файлы: 1 файл

Объективный идеализм Лейбница.docx

— 43.44 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Российская  академия народного хозяйства и  государственной службы при Президенте Российской Федерации

Нижегородский институт управления

Факультет заочного обучения

Кафедра философии и политологии

Реферат

По  дисциплине «философия»

на тему:

«Объективный идеализм Лейбница»

Направление подготовки/ Специальность: Экономика

Выполнила: Студентка I курса

Группы Эб-511

Сорокина М.А.

Научный руководитель:

Доцент

Веряскина А.Н.

________________________

«___» ____________ 2013 г.

Нижний Новгород

2013 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение  ……………………………………..……………………..…………… 3

1. Учение Г.В. Лейбница о бытие…………………...………………….…….… 4

2. Идея «лучшего из миров» и её эстетические следствия…………………..... 7

3. Теория познания Лейбница…………. ………………………………………11

Заключение  ………...…………………………..…………………………..........17

Источники и литература………………………………..……………………….18

 

 

 

Введение

Под идеализмом обычно понимается всякое миросозерцание, которое считает  духовное содержание жизни за главное  или единственно ценное и признает, что субстанция вещей — духовное бытие. Поэтому в основе предпосылок  идеализма лежат преимущественно  практические мотивы. В связи с  этим руководящую роль в нем, разумеется, играет понятие ценности. В то время  как материализм и большей  частью также реализм, прежде всего, направляются на понимание мира, идеализм стремится, вместе с тем, оценивать отдельные явления сообразно этическим потребностям, почему обычно суждения оценки здесь принимают уже участие при решении проблем познания.1

Среди всех форм нового идеализма, идеализм Лейбница является объективным, близким  к платоновскому. Согласно его идеям, соответственно изменению, которое претерпели понятие души и духовного вообще под действием сначала христианской, а потом картезианской философии, гипостазированные понятия, превращаются у него в индивидуальные мыслящие существа, в монады. Таким образом, система идеализма Лейбница представляет собой чистый синтез христианских и платоновских воззрений.

Целью данной работы является рассмотрение сущности объективного идеализма Г.В. Лейбница.

Для достижения поставленной цели нужно выполнить следующие задачи:

  • изучить учение Лейбница о бытие;
  • описать идею «лучшего из миров»;
  • рассмотреть теорию познания Лейбница.

 

 

1. Учение  Г.В. Лейбница о бытие

Лейбниц был убежденным противником  материализма. Для идеалиста Лейбница непреложно, что в рамках философии  дух имеет первенство перед материей, дух, вернее души — перед телами, С помощью материального как  принципа нельзя, по Лейбницу, удовлетворительно  объяснить единство, универсальность, непрерывность мира: это значило  бы свести дух, души к материи, к телесному.

Так же как Декарт и Спиноза, Лейбниц развивает учение о бытии  в форме учения о субстанции. Декарт свел материальность, или телесность, к протяжению. Лейбниц полагал, что  из протяжения могут быть выведены не физические свойства тел — их движение, действие, сопротивление, инерция  и т. д., а лишь геометрические. Поэтому, утверждал Лейбниц, необходимо в  субстанции предполагать такие свойства, из которых могли бы быть выведены основные физические характеристики тел.

Лейбница не удовлетворил ни декартовский дуализм субстанций, ни учение Спинозы о единственной субстанции; если бы существовала только одна субстанция, то, по мнению Лейбница, все вещи были бы пассивны, а не активны. Из того, что вещи обладают собственным  действием, он делает вывод, что все  вещи, в сущности, силы. Любая вещь — субстанция, следовательно, число  субстанций бесконечно. Каждая субстанция, или сила, есть «единица» бытия, или  «монада». Монада не материальная, а  духовная единица бытия, своего рода духовный атом. Всякая отдельная монада есть и душа, и тело. Идеалистически решая основной философский вопрос, Лейбниц утверждал, что число  есть внешнее выражение пассивности  монады, ее ограниченности. Однако пассивность  лишь производный момент монады, первичные  качества которой — самостоятельность, самодеятельность.

Благодаря монадам материя  обладает способностью вечного самодвижения. Лейбниц говорил, что нигде не видел тех ничтожных, бесполезных, косных масс, о которых обычно говорят, ибо везде наблюдается деятельность и нет ни одного тела без движения, ни одной субстанции без активного стремления. В этой связи В. И. Ленин считал возможным сделать вывод о том, что Лейбниц «через теологию подходил к принципу неразрывной (и универсальной, абсолютной) связи материи и движения».2

Каждая монада одновременно форма и материя, ибо любое  материальное тело обладает определенной формой. Но форма, по Лейбницу, нематериальна  и представляет собой целесообразно  действующую силу, в то время как  тело есть механическая сила. Поэтому  природу нельзя объяснить законами одной только механики, необходимо ввести также понятие о цели. Каждая монада есть одновременно и основание  всех своих действий, и их цель.

Таким образом, Лейбниц стремится  сочетать учение Аристотеля о действующей  в природе внутренней целесообразности с учением Спинозы о механической причинности. Эта попытка соединить  телеологию с механицизмом ясно выступает  в учении Лейбница об отношении души и тела. По Лейбницу, душа — цель тела, но цель внутренняя, то, к чему стремится само это тело. 

По отношению к этой внутренней цели тело есть средство души. По Лейбницу, отношение между душой  и телом не сводится ни к их взаимодействию, ни к постоянному содействию или  поддержке со стороны бога. Это  — отношение «предустановленной гармонии». 
Бог раз навсегда установил соответствие между физическим механизмом тела и душой подобно мастеру, сообщившему строго синхронный ход двум часам.

Как субстанции, монады независимы друг от друга. Между ними нет физического  взаимодействия, или, говоря словами  Лейбница, «они не имеют окон, через  которые что-либо могло бы в них  входить или из них выходить». Однако, будучи независимыми, монады не изолированы безусловно: в каждой монаде отражается весь мировой строй, вся совокупность монад. Поэтому Лейбниц называет монаду «живым зеркалом» Вселенной. Так как действия монады — телесные акты, то они подчиняются природе тела и требуют механистического объяснения, т. е. объяснения через «действующие причины». Поскольку же действия эти суть действия развивающейся монады, то они подчиняются природе души, требуют объяснения при помощи целесообразности. Это и есть объяснение через «конечные» (целевые) причины. Понятие развития у Лейбница весьма широкое. В природе, утверждает он, все находится в развитии. При этом не происходит ни возникновения в строгом смысле слова, ни уничтожения. Разбитие есть лишь изменение первоначальных форм при помощи бесконечно малых изменений.

Лейбниц в принципе отрицает возможность каких бы то ни было скачков или разрывов непрерывности  в развитии. Он остается верен этому  взгляду также в вопросах биологического развития. Здесь он заложил основы метафизического и идеалистического понимания, согласно которому биологический  индивид, строго говоря, не рождается, а лишь развертывается из зародыша, уже предсуществующего. Это так  называемая теория преформизма. Лейбниц  дополняет ее теорией «трансформации»: согласно этой теории, везде в природе  происходит непрерывный процесс  изменения вещей. Вопрос о движущей силе развития Лейбниц решает на основе аналогии, почерпнутой из психологии. В монаде происходит непрерывное  изменение, вытекающее из ее внутреннего  принципа. Бесконечное разнообразие моментов, раскрывающихся в развитии монады, таится в ней, по Лейбницу, не «материально», а лишь «идеально», т. е. как представление.

Таким образом, сила, лежащая  в основе развития всех монад, есть сила представления. Свойственную монадам  силу представления Лейбниц называет перцепцией. Однако, утверждая, что  все монады наделены способностью перцепции, или способностью представления, Лейбниц  не отождествляет представления  с сознанием. Он отвергает взгляд Декарта, по которому душе всегда присуще  сознание, мышление. По Лейбницу, сознание присуще не всем монадам, а только существу, наделенному способностью самосознания, или апперцепции. Существо это — человек.

Полагая, что способность  представления присуща всем монадам, Лейбниц делает вывод, будто вся  природа одушевлена. К этой мысли  Лейбница привели открытия мира микроорганизмов, сделанные на основе наблюдений с  помощью микроскопа, изобретенного  незадолго до этого. Монада Лейбница не только подобие атома, но также  подобие микроорганизма. Это «малый мир», «сжатая Вселенная».

В теории развития Лейбниц  дает схему перехода от неорганического  мира к органическому. Монады представляют собой различные ступени развития, определяемые различием в способности  представления. На низшей ступени стоят  монады, обладающие темным представлением. Они не отличают представляемого  ни от себя, ни от всего остального. Ступенью выше стоят монады, обладающие смутным представлением: они отличают представляемое от всего остального, но не от себя. На высшей ступени монады обладают отчетливым представлением: они отличают представляемое и от себя, и от всего остального.3

Центральное понятие теории развития Лейбница — понятие о  «малых перцепциях», т. е. о бесконечно малых разностях между ступенями  развивающегося сознания. Переход от темного сознания к бессознательной  ясности происходит, по Лейбницу, непрерывно и через бесконечно малые различия. Отсюда Лейбниц выводит, что всякое настоящее состояние монады всегда: 1) чревато будущим и 2) обременено всем ее прошлым. Будущее каждой монады (так же как и ее прошлое) заключено  только в ней самой, и развитие может состоять только в последовательном развертывании ее изначального содержания. Воззрение это механистично. Лейбницу совершенно чужд взгляд, согласно которому развитие есть возникновение качественно  нового, ранее не существовавшего. 

2. Идея  «лучшего из миров» и её  эстетические следствия

Духовное, по Лейбницу, имеет свои особые законы, которые ставят души выше изменений, происходящих в материи.

Из того, что Единое Существо, т.е. Бог, является основанием сущности и  существования в мире и что  он действует "физически и свободно", вытекает, по Лейбницу, .кардинальное следствие: такое существо не могло сотворить  мира лучшего, чем тот, который уже  им сотворен. "Таким образом, —  заключает Лейбниц, — мир представляет не только удивительную машину, но —  поскольку он состоит из духов  — и наилучшее государство, где  обеспечены все возможное блаженство и всякая возможная радость, составляющая их физическое совершенство". Эта  концепция Лейбница вызвала и  у его современников, и у мыслителей следующих столетий множество резких возражений, а то и насмешек. Но Лейбниц  и сам предвидел возможные  критические аргументы и как  бы загодя полемизировал со своими противниками. А эти критики напоминали: люди часто бывают несчастны и  умирают в мучениях. Мир скорее похож на хаос, чем на стройный и  мудрый порядок. Лейбниц признает такие  взгляды отнюдь не беспочвенными. Но он призывает подойти к делу глубже. Его контраргументы достаточно интересны  и заслуживают внимания.4

Человеческий мир, рассуждает Лейбниц, — это мельчайшая часть универсума и кратчайший миг истории. Почему же, "обладая столь малым опытом, мы осмеливаемся судить о бесконечном  и вечном..."? К тому же люди под "лучшим из миров" неверно понимают мир, состоящий из одного благого, доброго, приятного и т.д. Между тем такой  мир был бы однообразным, а однообразие, монотонность не были бы достойны мудрого  Бога. Сплошные удовольствия, если бы только их люди получали от жизни, быстро бы утомили  и пресытили человеческие существа. Как люди, испытывающие несчастья, закаляются в испытаниях, так и природа, пребывающая  в напряженном противодействии  добра и зла, действия и страдания, красоты и уродства, как раз в целостности и разнообразии становится прекрасной и целесообразно устроенной.) "Брошенное в землю зерно страдает, прежде чем произвести плод. И можно утверждать, что бедствия, тягостные временно, в конечном счете благодетельны, поскольку они суть кратчайшие пути к совершенству". Человеческое бытие подчинено закону "красоты и общего совершенства божественных творений", ему же подчинен и весь универсум: "...совершается известный непрерывный и свободный прогресс, который все больше продвигает культуру (cultum). Так цивилизация (cultura) с каждым днем охватывает все большую и большую часть нашей земли". Правда, Лейбниц не отрицает ни одичания, ни разрушений и падений цивилизации и культуры. Но ведь и они — по закону различий, контрастов — толкуются как составные элементы замысла Бога и сотворенного лучшего из миров. Теологическая идея лучшего из миров имеет у Лейбница прямое этическое продолжение. Она должна внушить человеку жизненный оптимизм, моральную стойкость в преодолении невзгод и несчастий, дать ему облагораживающее и успокаивающее сознание причастности к общему божественному порядку Вселенной.

Следует помочь человеку активно бороться со злом, для чего нужно научить  людей встречать зло с открытыми  глазами, выделяя и различая виды зла.

Различие между моральным злом и добром, исходящее, разумеется, от Бога, чрезвычайно важно еще и  в том смысле, что оно оттеняет необходимость и величие человеческой свободы. "Все действия Бога спонтанны. Несомненно, что каждому человеку присуща свобода совершения любого поступка, т.е. того, что он сочтет наилучшим". Проблему свободы Лейбниц связывает  с вопросами о необходимости, возможности, случайности. "С древнейших времен, — пишет он, — человеческий род мучается над тем, как можно  совместить свободу и случайность  с цепью причинной зависимости  и провидением". Душа создана Богом  так, что она как бы является зодчим, свободно творящим мир человеческой жизни. Но наибольшая свобода открывается человеку тогда, когда он сознательно действует как разумное существо. Разум повелевает человеком в той же мере, в какой человек распоряжается своим разумом. "Детерминироваться разумом к лучшему — это и значит быть наиболее свободным... Выступать против разума — значит выступать против истиныл потому что разум есть система (enchainement) истин".

Информация о работе Объективный идеализм Лейбница