Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 16:08, реферат
Одними из выдающихся мыслителей в сфере христианской антропологии являются Августин Блаженный - епископ Гиппонский, философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик и Николай Александрович Бердяев - русский религиозный и политический философ, представитель экзистенциализмa.
Давно замечено, что антропологический вопрос встает в истории мысли тогда, когда человек утрачивает свою оседлость и “укрытость”, когда ему кажется сомнительным собственный мир и положение в нем. Но никогда ранее человек, даже сознававший себя странником из времени в вечность (homo viator), не испытывал столь радикального сомнения в смысле самого твоего существования, не с
Введение 1
Христианское понимание человека по Августину Блаженному 6
Проблема человека у Н.А. Бердяева 14
Заключение 16
Список литературы 17
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Санкт-Петербургская государственная
художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица
Факультет «Дизайн»
Кафедра «Интерьер и оборудование»
Реферат по философии
на тему:
«Образ человека в христианской антропологии»
Выполнила студентка ИО-22
Епишева Д.Д.
Руководитель
Панфилов Н.В.
Санкт-Петербург
2012
Введение.
Среди множества концепций образа человека в философии я выделяю христианское понимание человека потому, что в нем читается непосредственная связь человека с природой и ответственность за все содеянное.
Одними из выдающихся мыслителей в сфере христианской антропологии являются Августин Блаженный - епископ Гиппонский, философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик и Николай Александрович Бердяев - русский религиозный и политический философ, представитель экзистенциализмa.
Давно замечено, что антропологический
вопрос встает в истории мысли
тогда, когда человек утрачивает свою
оседлость и “укрытость”, когда ему кажется
сомнительным собственный мир и положение
в нем. Но никогда ранее человек, даже сознававший
себя странником из времени в вечность
(homo viator), не испытывал столь радикального
сомнения в смысле самого твоего существования,
не становился целиком и полностью проблематичным,
как теперь, в “век антропологии”, когда
он, наконец, вошел в обетованную страну
гуманизма, общечеловеческих ценностей,
правового государства и религиозного
плюрализма. Именно теперь особенно тревожно
звучит извечный вопрос “что есть человек,
что Ты помнишь его, и сын человеческий,
что Ты посещаешь его?”. Древние и новые
определения человека сходятся в том,
что он — мыслящее существо, в котором
бытие обретает сознание и смысл. Поэтому
самосознание и самопознание являются
не просто его характеристикой, отличительной
чертой, но сущностной силой. Даже не отдавая
себе в этом отчета, каждый живет “в горизонте
самопонимания”, наследуемых представлений
о человеке, вопросов и ответов не только
о существовании собственной личности,
но и о сущности человека вообще. Человек
изначально предстает для себя вопросом.
Согласно теориям и домыслам двух
философов, в своей работе я проанализирую
и выведу основные положения образа человека
в христианстве.
1
Христианское понимание человека по Августину Блаженному.
Величайший богослов, один из отцов Единой Неразделенной Церкви, блаженный Августи почитается на Западе и на Востоке, считается родоначальником христианской философии вообще и христианской философии истории в частности. Его творчество представляет собой мощный водораздел, отделяющий одну историческую эпоху от другой, а именно — конец античного христианства от начала христианства средневекового. Поиски истины заставили его проделать длинный путь от манихейства и неоплатонизма к ортодоксальному христианству. Под влиянием святителя Амвросия Медиоланского Августин принял крещение в 387 году в Медиолане (Милане), а в 395 году был хиротонисан во епископа в африканском городе Гиппоне (отсюда его титул — Гиппонский). Здесь и провел он всю последующую жизнь, посвятив ее архипастырскому служению, борьбе с ересями и богословскому творчеству.
Богословское учение Августина органично соединило высокое богомыслие и мистику Востока с углубленным вниманием Запада к психологии и антропологии. Являясь крупнейшим представителем христианского неоплатонизма, Августин отличается небывалым интересом к человеческой личности и человеческой истории, поистине, он выступает родоначальником европейского персоналистического и исторического сознания. Выдающийся немецкий теолог Адольф Гарнак (1851—1930) называл Августина «первым современным человеком», ибо благодаря его гению на почве христианского Откровения была впервые так ясно и глубоко провозглашена идея личности. С. Л. Франк в этой связи пишет: «Что человек живет сразу в двух мирах, — что, будучи участником эмпирической действительности, он имеет свою родину в совсем инородной сфере реальности, — это составляет уже основную идею миросозерцания Платона; но Августин впервые осознал смысл этой двойственности как разнородности между внутренней жизнью личности и всем остальным тварным миром. Можно сказать, что Августин был первым „экзистенциалистом”: он первый открыл особую сферу трагического человеческого „существования”, именно как бытия на грани между миром и Богом»
Проблему человека Августин трактует с точки зрения 2-х христианских догматов: с одной стороны, человек – образ и подобие Божие, а с другой – существо греховное, ибо наши прародители совершили первородный грех. Поэтому когда Августин описывает человека как образ Божий, он часто возвышает его, но тут же показывает, что человек, как существо греховное, не совершенен, и часто впадает в кажущийся пессимизм.
Православию чуждо представление о том, что потомки Адама несут личную ответственность за грех прародителей как за свой собственный грех. Так, в постановлении Карфагенского Собора 252 года сказано, что «не должно возбранять крещение младенцу, который, едва родившись, ни в чем не согрешил, а только, происшедши по плоти от Адама, восприял заразу древней смерти через самое рождение», и что при крещении ему отпущаются не собственные, а чужие грехи. Юридическое же понимание "первородного греха" как преступления, за которое все люди несут ответственность как за свои личные грехи, – впервые введено в богословие Блаженного Августином в его полемике с пелагианами, вообще отрицавшими порчу человеческой природы в результате грехопадения Адама.
2
Однако главное Августин подметил правильно: греховная порча человеческой природы является наследственной и наклонность ко греху проявляется уже в раннем возрасте.
Говоря о сотворении человека, Августин говорит, что человек сотворен из ничего – и его тело и душа. Человек, по Августину, составляет единство души и тела. Человек есть "состоящая из тела и души, наделенная разумом субстанция". Здесь он возражает платоникам, утверждавшим, что сущностью человека является лишь душа. Августин поправляет платоников, говоря, что человек есть разумная душа, владеющая своим телом.
В ключевых положениях современной
«персоналистической
Для христианина очевидно, что духовное начало в человеке доминирует над сферой и чисто биологической, и душевной, а религиозность является особым измерением личности. Христианство — религия Откровения, поэтому христианское богомыслие отвечает «с точки зрения вечности» на те вопросы, которые философия лишь формулирует. Только христианство, основанное Богочеловеком, может иметь и имеет в центре своего духовного умозрения сразу и человека, и Бога. Антроподицея в христианстве неразрывно связана с теодицеей, но Бог не нуждается в человеческом оправдании — это человек нуждается в оправдании и перед Богом, и перед самим собой. Простая и великая истина, которую мы наблюдаем у блаженного Августина.
В древности мысль удаленных
друг от друга народов не челове-ко
сформулировала этот центральный вопрос
о сущности человека и смысле его жизни,
но и наметила круг проблем, которые определяют
человековедение: “...Откуда мы родились?
чем живем? и где основаны?.. ...кем ведомые
существуем мы в смене счастья и иных обстоятельствах?”.
Вечные вопросы были поставлены и первые
ответы даны уже мифами. В религиозных
памятниках древних народов накапливались
представления, о человеческом организме,
об отличии человека от животных и его
сходстве с ними, об особенностях людей
разных племен, рас и возрастных групп,создавались
философские концепции сущности, существования,
природы человека, соотношения в нем духовного
и телесного, его возникновения, назначения
и места в мироздании. Это человековедческое
измерение — имплицитная антропология
— пронизывает всю историю религии и человеческой
мысли, но происхождение самого термина
“антропология” связано с выделением
в философии самостоятельного раздела
и даже дисциплины — эксплицитной антропологии,
а в богословии — теологического учения
о человеке.
Наша душа бессмертна, но не вечна. Августин различает эти термины, поскольку вечным является лишь неизменное. Материя, по Августину (в отличие от платоников), не ничто, а выше небытия; материей Августин называет все то, что изменяется. Следовательно, существует материя не только чувственная, но и умопостигаемая. Если есть умопостигаемая материя, то у нее есть и некая умопостигаемая форма. В частности, наша душа, по Августину, это оформленная духовная материя.
Поскольку душа изменчива, то и она причастна в некоторой степени небытию, поэтому и она также сотворена из небытия. Это то, что объединяет нашу душу с материальным миром, а отличает ее то, что изменение ее происходит только во времени, а не во времени и пространстве, как у материальных предметов.
3
Понятие "материя" Августин использует скорее в плотиновском смысле, чем в обыденном нашем понимании. Для Плотина душа есть материя для ума, ум есть материя для единого, т.е. материя есть все то, что может воспринять некоторую форму, а форму, как мы помним, также нельзя воспринимать только как материальную пространственную категорию. Форма есть все то, что через что осуществляется познаваемость предметов. Примерно так же понимает и Августин термины "материя" и "форма". Поэтому когда Августин говорит о том, что наша душа имеет материю и форму, ни в коем случае не стоит воспринимать это чувственным образом. Августин блаженный говорит, что человек не умер бы, если бы не согрешил.
В своей онтологии Августин исходит
из традиционного для христианског
Онтология Августина находит развитие в антропологии и гносеологии. «Все идеи Августина зиждутся на платоновском монизме, который в основе своей сводится к тому, что все истинно существующее существует духовно в Боге. Эта философия лежит и в основе его учения о человеке» — с некоторым налетом гностических представлений.
«Блаженный Августин стремится составить понятие о Боге, исходя из нашей сообразности Богу, и пытается открыть в Нем то, что мы сами находим в своей душе, сотворенной по Его образу». Этот метод можно считать методом психологических аналогий. Согласно дихотомической концепции Августина, человек состоит из двух начал — души и тела; можно сказать, остроумно считает отец Иоанн Мейендорф, что Августин описывает человека как душу, обитающую в теле. И его теория познания вытекает именно из такой антропологии. Душу Августин понимает чисто спиритуалистически, рассуждая в духе идей Платона. Душа как самобытная субстанция не может быть ни телесным свойством, ни видом тела. Она не содержит в себе ничего материального, имеет лишь функцию мышления, воли, памяти, но не имеет ничего общего с биологическими функциями. От тела душа отличается совершенством. Такое понимание существовало и в греческой философии, но у Августина впервые было сказано, что это совершенство происходит от Бога, что душа близка Богу и бессмертна. Душу мы знаем лучше, чем тело, знание о душе является определенным, о теле же — наоборот. Более того, душа, а не тело познает Бога, тело же препятствует познанию. Превосходство души над телом требует, чтобы человек заботился о душе, подавлял чувственные наслаждения.
Он рассуждает о степенях совершенствования души, и здесь возникает много параллелей с «Лествицей» преподобного Иоанна Лествичника.
Первые три стадии относятся
к органическому, чувственному и
рациональному уровням
4
Вторая ступень — чувство, связанное с ощущениями, которые присущи животным (в том числе с образами памяти и сновидениями). Третья ступень — искусство, некий творческий потенциал души, способность к искусствам и наукам, которая есть у всех людей. Но настоящее продвижение христианина к совершенству начинается на четвертой стадии — стадии добродетели, сопровождаемой нравственным очищением; душа начинает осознавать себя как таковую, отделенную от всего телесного. Пятая стадия называется покоем, характеризуя собой умиротворение, наступающее благодаря укрощению чувственных страстей и устремленности к Богу. Шестая стадия именуется вступлением в Божественный Свет , когда душа стремится проникнуть в Божественное; если ей это удается, она входит в седьмую и последнюю стадию — стадию созерцания истины, обретения вечного соединения и вселения в обитель . Эта последняя стадия представляет собой подлинно мистическое созерцание, а не философское созерцание неоплатоника, что следует из комментария Августина к 41-му псалму. Нам кажется, было бы весьма интересно проследить влияние этого сочинения Августина на 3-ю часть «Божественной комедии» Данте («Рай»).
Основой духовной жизни является воля, а не разум. Утверждение Августина о первенстве воли основано на том, что сущность каждой вещи проявляется в ее активности (динамике). Человеческую сущность выражает не столько разум, который имеет пассивный характер, сколько активная воля. Такое понимание отличает концепцию Августина от древнегреческого рационализма. Эту позицию Августин отстаивал не только в антропологии и психологии, но и в теологии: первенство воли относится и к Божественной сущности. Его философию можно упрекнуть, таким образом, в переходе от интеллектуализма и рационализма к волюнтаризму.
Человеческая индивидуальность, субстанциальная
по причастности Богу, структурно подобна
Ему по форме — изоморфна. Человек
как «идеальный» субъект
Информация о работе Образ человека в христианской антропологии