Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 21:48, контрольная работа
Общество, в котором жил Конфуций, было, по-видимому, в духовном отношении более зрелым и более предрасположенным к осознанному, без мистического подтекста и устрашений восприятию выработанной им этики. Он не грозил людям карами за то, что они могли не принять его учения. Он излагал его в дружеских беседах с учениками и правителями, которые могли спорить с ним, возражать ему или соглашаться с ним. Если библейской морали приписывается божественное происхождение, то этика Конфуция имеет вполне естественное происхождение: она создана этим человеком без какого-либо участия бога.
1. Введение……………………………………………………………….........3
2. Конфуцианство……………………………………………………………4
3. Основные положения учения Конфуция………………………………..9
4. “Благородный муж” в учении Конфуция………………………………..10
5. Низкий человек и “благородный муж”………………………………….12
6. Заключение……………………………………………………………….14
7. Список литературы………………………………………………………15
Содержание.
2
ВВЕДЕНИЕ.
Этика обычно входила в жизнь народов вместе с религией, под ее опекой. Это объясняется тем, что для древнего человека этические нормы приобретали значимость, становились обязательными, когда получали высшую, над человеческую санкцию. Такой санкцией являлась сакрализация этики – придание ей священного характера, признание ее источником высшее божество. Эта санкция дополнялась угрозами различных наказаний и кар со стороны божества в случае отступления от предписанных норм поведения. Творцы древних этических систем обращались, таким образом, не к сознанию, разуму людей, а к их чувству страха. Ориентация именно на этот элемент человеческой психики побуждала этих творцов создавать самые разнообразные фантастические картины страданий и мук, которые ожидают нарушителей моральных установлений. Чем более экзотичнее выглядела картина возникновения того или иного этического кодекса, чем более устрашающими казались грозящие отступникам от нравственных принципов беды, тем, как видимо, полагали авторы этих принципов, была большая вероятность того, что данные принципы будут соблюдаться. Иным способом утверждал свою этику великий учитель китайского народа Конфуций. Общество, в котором он жил, было, по-видимому, в духовном отношении более зрелым и более предрасположенным к осознанному, без мистического подтекста и устрашений восприятию выработанной им этики. Он не грозил людям карами за то, что они могли не принять его учения. Он излагал его в дружеских беседах с учениками и правителями, которые могли спорить с ним, возражать ему или соглашаться с ним. Если библейской морали приписывается божественное происхождение, то этика Конфуция имеет вполне естественное происхождение: она создана этим человеком без какого-либо участия бога.
3
КОНФУЦИАНСТВО.
Конфуций создавал свое учение на основе личного опыта. На основе личного общения с людьми вывел закономерность о том, что нравы в обществе со временем падают. Жизнь этого пророка и мудреца и его образ хорошо исследованы по китайским первоисточникам, и предстают перед нами без всяких мифологических прикрас. В облике Конфуция нет ничего сверхчеловеческого. Он удивительно прост, даже прозаичен. Знакомясь с историческими документами, мы можем многое узнать о его привычках, характере, манерах, о событиях в его жизни, а главное, - изучить его мировоззрение по его высказываниям и сочинениям. Родился Конфуций в 551 г. до нашей эры в Китае. Отец Конфуция был храбрым воином из знатного рода. В первом и втором браке у него наследника не было. Тогда, в возрасте 63 лет, он решается на третий брак, и его женой соглашается стать молодая женщина, которая и явилась матерью великого человека. Новорожденного нарекли Кун фу-цзы, что означало “учитель из рода Кун”. Нам он известен под именем Конфуций. Отец Конфуция умер, когда ему было 3 года, и молодая мать посвятила себя воспитанию мальчика. Ее доброжелательность и чистота личной жизни сыграли большую роль в формировании характера ребенка. Уже в раннем детстве Конфуций отличался выдающимися способностями. По совету матери, маленький Конфуций много времени проводил в беседах с мудрецами, набираясь и таким образом жизненного опыта. В детстве и юности Конфуция отличало беспредельное стремление к познанию окружающего мира. Его исключительно любознательный ум очень быстро усваивал знания, изложенные в классических книгах той эпохи, поэтому впоследствии о нем говорили: “он не имел учителей, но лишь учеников”. При окончании школы Конфуций один из всех учащихся получил лучшие оценки на экзаменах по всем предметам. В 17 лет он уже занимал должность государственного чиновника, хранителя амбаров с рисом. “Мои счета должны быть верны - вот единственно о чем я должен заботиться”- говорил Конфуций. Позже в его ведение поступил и скот провинции.
4
“Быки и овцы должны быть хорошо откормлены- вот моя забота”- таковы были слова молодого мудреца.
“Не беспокойся о том, что не занимаешь высокого поста, беспокойся о том, хорошо ли работаешь на том месте, где находишься”, - говорил он.
В двадцать пять лет Конфуций уже имеет общенародное признание наследника и хранителя таких традиций, как трудолюбие, верность долгу, целеустремленность, патриотизм. Естественным путем Конфуций добился больших познаний. Свое отличие от людей он видел именно во влечении к занятиям. “В любом селении из десяти домов, - говорил он, - всегда найдутся люди, которые не уступят мне в честности и искренности, но уступят в склонности к учению”. Но несмотря на непрерывный труд в учении и на поразительные результаты этого труда, Конфуций не считал себя всезнающим. “Разве посмею я претендовать на то, что обладаю высшей мудростью…” - говорил он. В этих высказываниях мы видим естественную человеческую натуру, видим, что все духовное богатство его есть результат больших человеческих усилий, а не какого-то сверхъестественного дара. Конфуций не превозносит себя над людьми и уж тем более не обожествляет себя. Он жил, как человек, умер как человек и остался в памяти потомков человеком. Его поистине можно назвать сыном человеческим, лишенным какой-либо божественности. Никакой бог не был причастен к его рождению и созреванию, к формированию его учения. Будучи творением его мысли, оно было свободно от какой-либо неестественной, мистической, божественной надстройки. Поэтому история его учения немифологизирована и этична. Конфуций наделял святостью человеческие отношения и самого человека. Это логически вело к признанию святынями опять же не только и даже не столько горнее, сколько земное, сугубо человеческое – прошлое народа, предков, семью. Конфуций с большим пиететом относился к прошлому – изучал его историю, возрождал ритуалы, извлекал мудрость из древних песен и преданий. Прошлое людей, а не мифический голос небес, как в случае Христа, был источником духовной силы и мудрости.
5
Именно прошлое его народа, а не какое-либо божество было источником его веры. Главным делом жизни Конфуция стал поиск ответов на кардинальные вопросы существования человека и человеческого сообщества.
Итогом его многолетних раздумий явилась наука о том, как жить, идеология социальной жизни, которая составилась из его представлений о смысле и образе жизни, о ее устройстве, о нормах и правилах поведения и общения людей, о социальных идеалах. Исправление общества Конфуций начал с обучения этой науке – искусству жизни – молодых представителей знатных семейств.
Из них он решил воспитать благородных мужей, т.е. образованных и высоконравственных юношей, которые затем, в свою очередь, взялись бы за улучшение окружающей социальной среды, активно включившись в эту жизнь. Так возникла первая в истории человечества школа по подготовке большого количества устроителей социальной жизни. Не уходить от земного мира и жизни государства, как это предлагал Христос, а напротив, энергично входить в эту жизнь и стараться преобразовать ее на основе гуманных этических принципов. Здесь и речи не было об устремленности в воображаемый мир потустороннего царства небесного. Устроители жизни в учении Конфуция называются благородными мужами. К ним китайский учитель предъявляет большие требования, определяет обширный набор этических и социально значимых свойств, которыми те должны обладать, а также целую систему норм поведения. Их предназначение было ориентировано на свершение земного дела – обеспечение благоденствия народа. И именно для выполнения этого земного дела готовил Конфуций своих учеников. Благородный муж должен быть добродетельным и больше всего ценить справедливость. Это отличает его от малого человека, для которого на первом месте стоит выгода. Конфуций говорил, что «мужи высоких помыслов и те, которые полны человечности, не согласятся ради сохранения своей жизни нанести вред человечности, но могут лишь пожертвовать собой, чтобы до конца быть честными и человечными».
6
Благородному мужу можно вверить сироту, судьбу страны, его нельзя склонить к измене долгу.
Он предпочтет чувственности добро, способен до изнеможения служить отцу и матери, может пожертвовать собой на службе государю, к друзьям обращается с правдивым словом. Важной чертой благородного мужа является то, что он стремится к единению через разномыслие и не стремится к этому через послушание.
Облик благородного мужа можно описать несколькими наиболее существенными чертами: это добродетельный и образованный человек, не равнодушный к судьбам других людей. Это можно выразить еще короче: это цивилизованный человек. Именно такой человек, как это следует из наставлений Конфуция, был нужен и обществу его времени и всякому обществу вообще, чтобы оно, в свою очередь, могло стать цивилизованным. Именно в этом человеке китайский мыслитель увидел силу, способную сформировать такое общество.
Конфуций понял решающее значение для оптимизации человеческого сообщества нравственного совершенства людей и их активности, которая направлена ими на формирование самих себя как духовно развитых личностей и на совершенствование окружающего социального мира. Благодаря таким людям в обществе может реализоваться фундаментальный принцип всей действительности, который Конфуций вслед за Лао-цзы называет Путем, или Дао. Путь – это тот способ и та форма существования, движения и развития всего в мире, в которых проявляются его упорядоченность, организованность, благоустроенность, разумность. Эти черты будут свойственны и обществу, если люди будут строить свою жизнь в соответствии с Путем. В социальной сфере Путь проявляет себя как истина, правильность, праведность, порядок, гармония. Такой путь является не только целью жизнедеятельности людей, но и способом достижения этой цели. Главнейшей целью и смыслом жизнедеятельности является по Конфуцию устройство своей земной жизни. Эта тема центральная, объединяющая все другие учения Конфуция.
7
Она развертывается в комплекс проблем: что может быть фундаментальной ячейкой устройства общества, на каких принципах должны строиться взаимоотношения людей, какие правила должны регулировать их поведение, какими чертами должно обладать общество в целом, каковы отношения между обществом и властью, как должно быть организовано управление государством. Конфуций решает все эти вопросы с позиций гуманистической этики, а потому предлагаемая им модель социального организма придает последнему черты гуманного общества. Согласно Конфуцию человек должен быть этичным ради того, чтобы создать идеальный мир на земле, которым является общество благородных мужей, или цивилизованное общество.
Это трудно достижимая, но в то же время реальная цель, по крайней мере, является такой в качестве жизненного ориентира, идеала. Объектом деятельности этих людей является реальная жизнь и способы ее совершенствования. При этом этика Конфуция – это этика жизни в реальном мире, в мире реальных человеческих отношений. Поэтому и деятельность людей наполняется реальным содержанием и становится продуктивной. Человек Конфуция, ориентированный на продуктивную деятельность по устройству и совершенствованию социальной жизни, с необходимостью формируется, развивается и действует как активная творческая личность, обладающая чувством свободы. Такая личность под именем благородного мужа (идеального человека), является главным персонажем учения Конфуция. Конфуций был и остается одной из величайших фигур в духовной истории человечества. Он не любил говорить о себе и весь свой жизненный путь описал в нескольких строчках: В 15 лет я обратил помыслы к учению. В 30 лет - я обрёл прочную основу. В 40 лет - я сумел освободиться от сомнений. В 50 лет - я познал волю Неба. В 60 лет - я научился отличать правду ото лжи. В 70 лет - я стал следовать зову моего сердца и больше не нарушаю священных правил". В этом высказывании весь Конфуций- человек и идеал традиций, известных как конфуцианство.
8
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЧЕНИЯ КОНФУЦИЯ.
По приглашению властей, Конфуций некоторое время живёт в столице древнего Китая. Там он основал и открыл школу мудрости для людей, стремившихся к духовному самоусовершенствованию. Конфуций воспитывал своих учеников быть "целостными людьми", с одной стороны, осознающими свою ответственность перед Божественным началом, а, с другой, - полезными государству и обществу. Со своими учениками Конфуций был прост и тверд: “Кто не жаждет знать, того не просвещаю. Кто не горит, того не вдохновляю”. “Тому, кто простое не понимает, сложное не повторяю”. Для Конфуция знание и добродетель были едины и неразделимы, и поэтому его жизнь целиком и полностью соответствовала его убеждениям. Вот некоторые основные положения учения Конфуция: Высшая цель жизни человека заключается в том, чтобы осознать и осуществить волю Бога, нравственные его законы, то есть проявлять подлинную сущность собственного "я". Истинный путь, или небесные законны бытия, которым мы должны следовать, находятся недалеко от нас. Каждый человек может выразить заложенный в нем небесный дар добродетели. Некоторые ищут его и не видят, прислушиваются к его зову и не слышат, а, между тем, этот божественный дар пронизывает всё живое, ничто не может быть без него. Когда желания проникнуты добром и любовью, душа становится правдивой и чистой. А когда душа становится правдивой и чистой, человек избавляется от пороков и становится лучше. А когда человек избавляется от пороков и становится лучше, то в его семье устанавливается порядок. А когда в семье устанавливается порядок, то и в стране наблюдается благоустройство. А когда в стране наблюдается благоустройство, то устанавливается мир и согласие во всей Вселенной. За несправедливость платите по справедливости, за добро - добром. Владейте собою настолько, чтобы уважать других, как самих себя, и поступайте с ними так, как вы желаете, чтобы они с вами поступали.
Философия была для него не моделью идей, выставляемых напоказ, а системой заповедей, неотъемлемых от поведения философа.
9
В жизни Конфуция можно смело ставить знак равенства между его философией и его человеческой судьбой. Умер этот пророк и мудрец в 479 году до нашей эры.
“БЛАГОРОДНЫЙ МУЖ” В УЧЕНИИ КОНФУЦИЯ.
Общество, по Конфуцию, делится на “благородных мужей” (цзюнь-цзы); обычных людей, толпы (жэнь). Среднее между Цзюнь-цзы и Сло Жэнь. И “ничтожных людей” - (Сло Жэнь).
Цзюнь-цзы (благородный муж) - занимает одно из центральных мест во всем учении. Ему отведена роль идеального человека, примера для подражания, который, независимо от своего происхождения, культивирует моральные ценности, знает свои обязанности и действует на благо общества, которому служит. Конфуций выразил свои мысли об идеальном человеке, написав: “Благородный муж думает, прежде всего, о девяти вещах: о том, чтобы видеть ясно, о том, чтобы слушать четко, о том, чтобы лицо было приветливым, о том, чтобы речь была искренней, о том, чтобы действия были осторожными, о необходимости спрашивать других, когда возникают сомнения, о необходимости помнить о последствиях своего гнева, о необходимости помнить о справедливости, когда есть возможность извлечь пользу”.
Информация о работе Образ идеального человека в конфуцианстве