Образ идеального человека в конфуцианстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 21:48, контрольная работа

Описание работы

Общество, в котором жил Конфуций, было, по-видимому, в духовном отношении более зрелым и более предрасположенным к осознанному, без мистического подтекста и устрашений восприятию выработанной им этики. Он не грозил людям карами за то, что они могли не принять его учения. Он излагал его в дружеских беседах с учениками и правителями, которые могли спорить с ним, возражать ему или соглашаться с ним. Если библейской морали приписывается божественное происхождение, то этика Конфуция имеет вполне естественное происхождение: она создана этим человеком без какого-либо участия бога.

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………….........3
2. Конфуцианство……………………………………………………………4
3. Основные положения учения Конфуция………………………………..9
4. “Благородный муж” в учении Конфуция………………………………..10
5. Низкий человек и “благородный муж”………………………………….12
6. Заключение……………………………………………………………….14
7. Список литературы………………………………………………………15

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 36.40 Кб (Скачать файл)

 Во многих изречениях Конфуция фигурирует - Дао. Что это такое?

 Дао - одна из основных категорий  древнекитайской философии и  этико-политической мысли. Дао - предел человеческих стремлений, но достичь его дано не каждому. Но Конфуций не считал, что достичь Дао невозможно. По его мнению, люди могут осуществить свои стремления и даже избавиться от ненавистных состояний, если будут неуклонно следовать “установленному для них Дао”.Смысл жизни благородного человека заключается в достижении Дао, материальное благополучие отходит на второй план.

Благородный муж беспокоится лишь о том, что не может постичь Дао, его не волнует нищета. Какими же качествами должен обладать Цзюнь-цзы? Конфуций выделяет два фактора: “жэнь” и “вэнь”.

10

 Иероглиф, обозначающий первый  фактор, можно перевести как “благорасположенность”.

По мнению Конфуция, благородный человек, должен относиться к людям очень гуманно, ведь гуманность по отношению друг к другу является одним из основных положений учения Конфуция. Еще один вариант перевода - “человечность”. Благородный человек всегда правдив, не подстраивается под других.

Человечность редко сочетается с искусными речами и умильным выражением лица. Определить наличие в человеке этого фактора очень сложно, со стороны практически невозможно.

Как считал Конфуций, стремиться к достижению “жэнь” человек может лишь по искреннему желанию сердца, и определить, достиг он этого или нет, может также лишь он сам.

“Вэнь” - “культура”. Благородный муж должен иметь богатую внутреннюю культуру. Без духовной культуры человек не может стать благородным, это нереально. Но в то же время, Конфуций предостерегал от чрезмерного увлечения “вэнь”: ”Когда в человеке одерживают верх свойства натуры, получается дикость, когда образованность - одна ученость.” Конфуций понимал, что общество не может состоять из одних “жэнь” - оно потеряет жизнеспособность, не будет развиваться, и, в конце концов, регрессирует. Однако нереально и общество, включающее в себя одних “вэнь” - прогресса не будет и в этом случае. По мнению Конфуция, человек должен сочетать в себе естественные страсти (т.е. природные качества) и приобретенную ученость. Это дано не каждому и добиться этого может лишь идеальная личность. Для того, чтобы достичь идеала Благородного мужа, необходима целостная система образования и воспитания. Учитель сказал: “Каждый может стать благородным мужем, нужно только решиться им стать”. Благородный муж, по словам Конфуция, непременно учтив, милосерден, и внушает уважение, но главное – обладает несокрушимой силой воли и стойкостью духа.

 

11

Он не ведает страха и спокойно принимает удары судьбы, даже мученическую смерть, ибо знает, что всю жизнь служил добру и совесть его чиста. Ему легко повиноваться, потому что он требует от других только то, что им доступно, но ему трудно угодить, ибо он ценит людей не за услуги, ему оказанные, и даже не за их личные качества, а за бескорыстное служение Великому Пути.

 

НИЗКИЙ ЧЕЛОВЕК И БЛАГОРОДНЫЙ МУЖ.

У благородного мужа есть его антипод – Сло Жэнь (ничтожный человек). В учении используется в основном в сочетании с Цзюнь-цзы, только в отрицательном значении. Таков тот, кто в своих поступках руководствуется лишь соображениями личной выгоды, кто повсюду ищет сообщников, но не уважает ни их, ни себя, кто домогается милостей, а, получив желаемое, забывает о благодарности: Благородный муж стойко переносит беды. Низкий или ничтожный человек в беде распускается. Благородный муж с достоинством ожидает велений Небес. Низкий человек надеется на удачу. Благородный муж в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен.

Как же увязываются между собой положения Конфуция о близости людей к природе, о необходимости определенных действий, чтобы стать благородным мужем, и социальной иерархией в зависимости от моральных качеств? Логично допустить, что каждый человек способен стать благородным мужем. Но как тогда быть с неизменным социальным расслоением? Дело в том, что природа человека в китайской традиции включает в себя как бы два уровня: врожденные качества и способность к самосовершенствованию. Человеку мало обладать некоторыми качествами, надо еще уметь их применить, сконцентрировав волю и регулируя свое поведение. По-видимому, Конфуций имеет в виду именно такую трактовку природы человека. Тогда становится понятным, как при сходстве врожденных качеств люди оказываются представителями различных слоев, определяемых моральным статусом.

 

12

Поскольку способности людей регулировать свое поведение признаются различными от природы, каждому слою предъявляются особые требования и предписываются различные правила поведения. Конфуций связывает общественное положение человека не с богатством или знатностью, а с его моральной характеристикой. Конфуций дает развернутый образ человека, соответствующего конфуцианским моральным заповедям. Кун-цзы сказал: “Благородный муж боится трех вещей: он боится неба, великих людей и слов совершенно мудрых. Низкий человек не знает веления неба и не боится его, презирает высоких людей, занимающих высокое положение; оставляет без внимания слова мудрого человека”.Низкий человек оказывается негуманным, т. е. неспособным правильно вести себя с людьми.

“Есть благородные мужи, которые не обладают человеколюбием, но нет низких людей, которые бы обладали человеколюбием”. Гуманность остается прерогативой благородного мужа, способного и обязанного поступать надлежащим образом: иначе все дела расстроятся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В отличие от даосов, придерживавшихся концепции “недеяния”, конфуцианцы проповедовали идею “деяния без цели”. Человек не может ничего не делать, так как для каждого есть то, что он должен сделать. Тем не менее то, что он делает, не имеет цели, так как ценность должного действия в самом деянии, а не во внешних результатах. О себе Конфуций говорил: “Если моим принципам суждено преобладать в Поднебесной, это - Мин. Если им суждено быть низвергнутыми, это - тоже Мин”. (Мин может переводиться как “Судьба”, “Участь” или “Мандат”). Самое лучшее, что человек может сделать, это поступать так, как должен, не заботясь о том, что его ждет - успех или неудача. Поступать так, значит “знать Мин”. В итоге человек освобождается как от жажды победы, так и от страха поражения, и в итоге становится счастливым: “Благородный человек всегда счастлив, низкий человек всегда удручен”. Значение конфуцианства резко возросло, когда династия - Хань, подвергнув некоторым интерпретациям, сделало его официальной идеологией империи. В результате, учение, имевшее на ранних этапах известное прогрессивное значение, стало принимать характер догмы. Его путь от учёбы к познанию, к следованию желаниям сердца и соблюдению правил поведения, которые он считал священными, “небесными”, стал нравственным ориентиром всей культуры Китая. Формирование образа идеального добродетельного человека, который во всех сферах жизни, во всех жизненных проявлениях поступает согласно общим канонам морали, к тому же четко знает свое место в обществе и строго соблюдает соответствующие правила. Огромную роль в формировании национального характера играло представление о чести, о "лице".

И сегодня, до 300 миллионов человек, следуют учению Конфуция и называют его своим образом жизни.

 

 

 

14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Мудрецы Поднебесной. Конфуций. Лао-цзы. – С.: Реноме, 1998.

2. В. Малявин. ЖЗЛ. Конфуций. – М.: Молодая гвардия, 1992.

3. Переломов  Л.С. Слово Конфуция. — М., 1992.

4. Древнекитайская  философия. Собрание текстов в  двух томах. Т.1. — М., 1972.

5. Александер Симпкинс, Аннелен Симпкинс "Конфуцианство". Издательство: София Год издания: 2006г.

6. Конфуцианство, даосизм от А до Я. Издательство: Восток-Запад Год издания: 2007

7. Переломов Л.С. “Конфуцианство и современный стратегический курс КНР”. Издательство: Изд. ЛКИ. Год издания: 2007

8. А. С. Мартынов “Конфуцианство. Этапы развития. Конфуций. “Лунь юй” ”. Издательство: Востоковедение. Год издания: 2006

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 


Информация о работе Образ идеального человека в конфуцианстве