Общая характеристика античной философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 12:20, контрольная работа

Описание работы

Идеализм - одно из главных направлений в философии; исходит из первичности духовного, мыслительного, психического и вторичности материального, природного, физического. Идеализм представляет собой теоретически развернутую форму философского мышления, которая индуцируется достаточно глубокими основаниями. Основной познавательный исток идеализма - одушевление первобытным человеком объективного мира (антропоморфизм, гилозоизм, анимизм и др.), восприятие явлений по аналогии с обусловленной сознанием и волей человеческой деятельностью. В дальнейшем, с возрастанием степени абстрактности мышления, корнями идеализма служат отрыв общего от единичного, сущности от явления, предпосылки которых коренятся в самой природе мыслительной деятельности на теоретическом уровне.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….2
Основные формы материализма и идеализма в философии античности……………………………………………………….4
Развитие диалектических идей в античной философии……..6
Дайте сравнительную характеристику философии Древнего Востока и философии Древней Греции (восточной и западноевропейской философских традиций). В чем состоят их различия и сходство?.......10
Заключение………………………………………………………….17
Список литературы…………………………………………………19

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 37.80 Кб (Скачать файл)

 Религиозно-мифологическое  объяснение происхождения и развития  мира и окружающей древних  греков действительности постепенно  вступало в конфликт с накоплявшимся  предметным опытом. Медленно, но  неуклонно делала первые шаги  наука, пока еще наивная, но  стихийно-материалистическая в своей  естественной непосредственности. Новые идеи, материалистические, возникли в наиболее экономически и социально развитой в то время малоазийской Ионии (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен – милетские философы). Они сводились к тому, что все возникает и возвращается в вечно движущуюся первичную материю (воду, воздух и т. п.), в том числе и боги, которые подобно всем другим вещам, являются определенными состояниями воздуха. Материалистическая философия возникла в среде прогрессивных групп молодого класса рабовладельцев в борьбе с религиозно-мифологической идеологией, унаследованной от прошлого. Представители рабовладельческой аристократии, борясь с этой идеологией, противопоставили ей философский идеализм. Его первым проповедником в Древней Греции был Пифагор. Согласно философии пифагорейцев, не качество, а количество, не вещество, а форма определяет сущность вещей. Все можно сосчитать и таким образом установить количественные особенности и закономерности природы. Мир состоит в количественных, всегда неизменных противоположностей: конечное и бесконечное, чет и нечет. Сочетание их осуществляется в гармонии, которая свойственна миру.

 В борьбе с идеалистической  философией Пифагора совершенствовалась  материалистическая философия милетской  школы, ярким представителем которой  стал Гераклит. Согласно Гераклиту  высшим законом природы является  вечный процесс движения и  изменения. Стихия, из которой  все возникает, это - огонь,  представляющий то закономерно  загорающийся, то закономерно потухающий  процесс горения. Все в природе  состоит из противоположностей  в борьбе рождающихся из огня  переходящих друг в друга и  возвращается в огонь. Гераклит  первым пришел к мысли о  диалектическом развитии материального  мира как о необходимой присущей  материи закономерности. Закономерную  необходимость Гераклит выразил  греческим словом логос, в философском  смысле обозначающем закон. Известно приписываемое Гераклиту изречение: Панта рей - все течет, все изменяется, которым кратко сформулирована сущность его философии.

 Против материалистической  диалектики Гераклита начали  вести борьбу философ Ксенофан и его ученики. Ксенофан утверждал, что нет оснований приписывать богам человеческий облик и что если бы быки и кони могли создавать изображения богов, то они бы представили их по своему подобию.

 Таковы были первые  шаги древнегреческой философии,  возникшей и развивающейся в  борьбе со старым религиозно-философским  мировоззрением. V в. до н. э. был временем дальнейшего развития греческой науки и философии. В этот период на фоне классовой и политической борьбы возникают политические теории. Философия этого времени с одной стороны материалистична (Аристотель, Демокрит, Анаксагор, Левкипп), с другой идеалистична (Платон). Оба течения рассмотрены нами в первом вопросе.

 

 Усложнение общественных  отношений в связи с быстрым  развитием рабовладения и социальным  расслоением свободных заставило  значительную часть философов,  начиная с середины V в. до н. э., обратить внимание на изучение деятельности человека. Накопление разнообразных знаний, с другой стороны, требовало их систематизации. Вплотную этими вопросами занялись философы-софисты (так назывались странствующие учителя, обучавшие за плату красноречию и другим наукам), наиболее известным среди которых был Протагор.

 Софисты не представляли  собой какого-либо единого направления  в греческой философской мысли.  Для их философских построений  было характерно отрицание общеобязательного в познании.

 Если софисты пришли  к заключению, что дать положительный  ответ на поставленный ими  вопрос о критерии истины невозможно, то их современник - философ-идеалист  Сократ считал это возможным  и даже полагал, что критерий  истины он нашел. Он учил, что  истина познается в споре. Известен  сократический метод ведения  спора, в котором мудрец при  помощи наводящих вопросов незаметно  внушает спорящим свою идею. Целью человека, по Сократу, должна быть добродетель, которую нужно осознать.

 Философия в этот  период частично изменила содержание  и свои основные цели. Эти изменения  были обусловлены социально-экономическими  и политическими процессами, которые  вызвал и самый факт отделения  от философии ряда специальных  наук. Философы главное внимание  обратили на решение проблем  этики и морали, проблемы поведения  отдельного человека в мире. Две  старые авторитетные школы Платона  и Аристотеля постепенно теряли  свое лицо и авторитет. 

 

 Параллельно с упадком  старых философских школ классической  Греции в период эллинизма  (поздней античной философии)  возникали и развивались две  новые философские системы - стоиков  и эпикурейцев. Основателем стоической  философии был Зенон. Стоицизм  был до известной степени синтезом  греческих и восточных воззрений.  Создавая свою философию, Зенон  в особенности использовал учения  Гераклита, Аристотеля, учение киников  и вавилонские религиозно-философские  представления. Стоицизм был не  только самой распространенной, но и самой долговечной эллинистической  философской школой. Это было  идеалистическое учение. Стоики  все называли телом, в том  числе мысль, слово, огонь. Душа, по мнению стоиков, была особого  рода легким телом - теплым  дыханием.

 Для философских школ, возникших и развившихся в  период эллинизма, характерно  признание за рабами их человеческого  достоинства и даже возможности  наличия у них высших моральных  качеств и мудрости.

 Рассмотрев философию  Древнего Востока и Древней  Греции можно сделать следующие  выводы:

 их сходство, во-первых, состоит в том, что философии  сохранили религиозно-мифические  представления об окружающем  мире и человеке;

 во-вторых, обе философии  становились в рабовладельческом  периоде, который сопровождался  экономическим прогрессом, первым  появлением и развитием государств;

 в-третьих, и восточная  философия и древнегреческая  имеют схожие представления о  первоначале, коим является Бог.  При этом важно отметить, что и в восточной философии (преимущественно конфуцианство) и в древнегреческой (Сократ, Платон) человек должен стремиться к истинности (мудрости), к добродетели, ибо добро – есть главная цель, поскольку сам Бог – есть добро;

 в-четвертых, тождественна  их мифологическая картина мироздания, которая одушевляла человека, очеловечивая  его;

 наконец, философии  имеют некоторые материалистические  представления о мироустройстве, а именно: всё возникает и возвращается  в вечно движущуюся первичную  материю.

 Однако, помимо сходств,  существуют различия данных философских  систем. Рассмотрим три основных.

 Первое различие, являющееся  первостепенным, состоит в объяснении  происхождения и развития мира. Так, древневосточная философия  является религиозно-мифологической: весь мир уподоблялся человеку, а человек миру и Богу. Что  же касается философии Древней  Греции, то здесь возникают материалистические  и идеалистические идеи миропонимания.  В поздней античности возникает  метафизика (Аристотель).

 Во-вторых, в рассматриваемых  философиях по-разному трактуется  роль человека. В философии Древнего  Востока человек, уподобляясь  божественному, приходит в мир для совершения красоты, для добродетели, для внутреннего познания (индивидуалистическая модель) и совершенствования. Древнегреческая же философия рассматривает человека, напротив, как мыслителя, искателя мировой истины, как философа, ищущего ответ на вечные и вновь возникающие вопросы. Человек рассматривается здесь с научной точки зрения, а его роль в обществе представляет некую социальную субординацию, описанную Платоном в трактате «Государство», а затем Аристотелем.

 

 В-третьих, обе системы  имеют различные диалектические  идеи, а также взгляды на бытие,  небытие, проблемы материи и ее форм. Точнее сказать, восточная античная философия занимается данным вопросом с позиции религии. Философы же Древней Греции, разделившись на материалистов и идеалистов, рассматривают бытие с научной точки зрения, поскольку в это время появляется метафизика, диалектика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Ссылаясь на работу Лосева А.Ф. История античной эстетики, сделаем следующие выводы:

 

Во-первых, вся античная философия  с начала до конца, включая всех идеалистов и мистиков, отличается приматом вещественных и телесных интуиций, т.е. вся античная философия в значительной мере пронизана  более или менее материалистической тенденцией. Это определяется лежащей  здесь в основе рабовладельческой  формацией и вытекающим из нее  вещественным и телесным опытом жизни. Всем известно, что античность - это  язычество, а язычество есть обожествление  природы. Констатируя последнее, следует, однако, уметь это языческое обожествление  природы объяснить из соответствующей  социально-экономической формации.

 

Во-вторых, античный материализм  резко отличается от всех других типов  материализма прежде всего от материализма буржуазного, который возникает не на рабовладельческой основе и поэтому вовсе не на вещественных интуициях.

 

В-третьих, каково бы ни было внутреннее содержание идеализма и  материализма, борьба между ними наполняет  всю историю философии. Исключить  изучение этой борьбы в античной философии - значит убить в последней все живое и отказаться от понимания того, в чем заключался ее исторический процесс, периоды ее прогресса и регресса.

 

Оценивая в целом историю  античной философии, сошлемся на слова  философа и историка А.С. Богомолова: «Учения древних философов - милетцев и пифагорейцев, Гераклита и элеатов, атомистов и Платона, Аристотеля и стоиков, скептиков и неоплатоников - вошли в золотой фонд европейской и мировой культуры как памятники своего времени и как предвосхищения будущего... Развиваясь и видоизменяясь соответственно времени, учения древних философов воспринимаются в последующем философском движении, «переключаясь на решение новых, еще неведомых самим древним задач. На каждом шагу освоения философии в ее историческом развитии мы обнаруживаем античные влияния...».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф.В.П.Ратникова. 1-4 изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998-2007.
  2. Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: Высшая школа, 2006.
  3. Виндельбанд В. История древней философии. – Киев, 1995.
  4. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: 1986
  5. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. – М., 1993.
  6. История мировой философии. – М.: Изд. АСТ, 2007.
  7. История философии: Запад-Россия-Восток (книга первая). – М.: 1996.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М.: Гардарики, 1998, с.40-42

2 Радугин А.А. Философия. Курс лекций. - М.: ЦЕНТР, 1996, с.12-25

3 Богомолов А.С. Античная философия. - М.: «Искусство», с.217

4 История восточной философии / Под ред. М. Т. Степанянц. - М.: ИФРАН, 1998

 


Информация о работе Общая характеристика античной философии