Религиозно-мифологическое
объяснение происхождения и развития
мира и окружающей древних
греков действительности постепенно
вступало в конфликт с накоплявшимся
предметным опытом. Медленно, но
неуклонно делала первые шаги
наука, пока еще наивная, но
стихийно-материалистическая в своей
естественной непосредственности.
Новые идеи, материалистические, возникли
в наиболее экономически и социально развитой
в то время малоазийской Ионии (Фалес,
Анаксимандр, Анаксимен – милетские философы).
Они сводились к тому, что все возникает
и возвращается в вечно движущуюся первичную
материю (воду, воздух и т. п.), в том числе
и боги, которые подобно всем другим вещам,
являются определенными состояниями воздуха.
Материалистическая философия возникла
в среде прогрессивных групп молодого
класса рабовладельцев в борьбе с религиозно-мифологической
идеологией, унаследованной от прошлого.
Представители рабовладельческой аристократии,
борясь с этой идеологией, противопоставили
ей философский идеализм. Его первым проповедником
в Древней Греции был Пифагор. Согласно
философии пифагорейцев, не качество,
а количество, не вещество, а форма определяет
сущность вещей. Все можно сосчитать и
таким образом установить количественные
особенности и закономерности природы.
Мир состоит в количественных, всегда
неизменных противоположностей: конечное
и бесконечное, чет и нечет. Сочетание
их осуществляется в гармонии, которая
свойственна миру.
В борьбе с идеалистической
философией Пифагора совершенствовалась
материалистическая философия милетской
школы, ярким представителем которой
стал Гераклит. Согласно Гераклиту
высшим законом природы является
вечный процесс движения и
изменения. Стихия, из которой
все возникает, это - огонь,
представляющий то закономерно
загорающийся, то закономерно потухающий
процесс горения. Все в природе
состоит из противоположностей
в борьбе рождающихся из огня
переходящих друг в друга и
возвращается в огонь. Гераклит
первым пришел к мысли о
диалектическом развитии материального
мира как о необходимой присущей
материи закономерности. Закономерную
необходимость Гераклит выразил
греческим словом логос, в философском
смысле обозначающем закон. Известно приписываемое
Гераклиту изречение: Панта рей - все течет,
все изменяется, которым кратко сформулирована
сущность его философии.
Против материалистической
диалектики Гераклита начали
вести борьбу философ Ксенофан
и его ученики. Ксенофан утверждал, что
нет оснований приписывать богам человеческий
облик и что если бы быки и кони могли создавать
изображения богов, то они бы представили
их по своему подобию.
Таковы были первые
шаги древнегреческой философии,
возникшей и развивающейся в
борьбе со старым религиозно-философским
мировоззрением. V в. до н. э. был временем
дальнейшего развития греческой науки
и философии. В этот период на фоне классовой
и политической борьбы возникают политические
теории. Философия этого времени с одной
стороны материалистична (Аристотель,
Демокрит, Анаксагор, Левкипп), с другой
идеалистична (Платон). Оба течения рассмотрены
нами в первом вопросе.
Усложнение общественных
отношений в связи с быстрым
развитием рабовладения и социальным
расслоением свободных заставило
значительную часть философов,
начиная с середины V в. до н. э., обратить
внимание на изучение деятельности человека.
Накопление разнообразных знаний, с другой
стороны, требовало их систематизации.
Вплотную этими вопросами занялись философы-софисты
(так назывались странствующие учителя,
обучавшие за плату красноречию и другим
наукам), наиболее известным среди которых
был Протагор.
Софисты не представляли
собой какого-либо единого направления
в греческой философской мысли.
Для их философских построений
было характерно отрицание общеобязательного
в познании.
Если софисты пришли
к заключению, что дать положительный
ответ на поставленный ими
вопрос о критерии истины невозможно,
то их современник - философ-идеалист
Сократ считал это возможным
и даже полагал, что критерий
истины он нашел. Он учил, что
истина познается в споре. Известен
сократический метод ведения
спора, в котором мудрец при
помощи наводящих вопросов незаметно
внушает спорящим свою идею. Целью человека,
по Сократу, должна быть добродетель, которую
нужно осознать.
Философия в этот
период частично изменила содержание
и свои основные цели. Эти изменения
были обусловлены социально-экономическими
и политическими процессами, которые
вызвал и самый факт отделения
от философии ряда специальных
наук. Философы главное внимание
обратили на решение проблем
этики и морали, проблемы поведения
отдельного человека в мире. Две
старые авторитетные школы Платона
и Аристотеля постепенно теряли
свое лицо и авторитет.
Параллельно с упадком
старых философских школ классической
Греции в период эллинизма
(поздней античной философии)
возникали и развивались две
новые философские системы - стоиков
и эпикурейцев. Основателем стоической
философии был Зенон. Стоицизм
был до известной степени синтезом
греческих и восточных воззрений.
Создавая свою философию, Зенон
в особенности использовал учения
Гераклита, Аристотеля, учение киников
и вавилонские религиозно-философские
представления. Стоицизм был не
только самой распространенной,
но и самой долговечной эллинистической
философской школой. Это было
идеалистическое учение. Стоики
все называли телом, в том
числе мысль, слово, огонь. Душа,
по мнению стоиков, была особого
рода легким телом - теплым
дыханием.
Для философских школ,
возникших и развившихся в
период эллинизма, характерно
признание за рабами их человеческого
достоинства и даже возможности
наличия у них высших моральных
качеств и мудрости.
Рассмотрев философию
Древнего Востока и Древней
Греции можно сделать следующие
выводы:
их сходство, во-первых,
состоит в том, что философии
сохранили религиозно-мифические
представления об окружающем
мире и человеке;
во-вторых, обе философии
становились в рабовладельческом
периоде, который сопровождался
экономическим прогрессом, первым
появлением и развитием государств;
в-третьих, и восточная
философия и древнегреческая
имеют схожие представления о
первоначале, коим является Бог.
При этом важно отметить, что и в восточной
философии (преимущественно конфуцианство)
и в древнегреческой (Сократ, Платон) человек
должен стремиться к истинности (мудрости),
к добродетели, ибо добро – есть главная
цель, поскольку сам Бог – есть добро;
в-четвертых, тождественна
их мифологическая картина мироздания,
которая одушевляла человека, очеловечивая
его;
наконец, философии
имеют некоторые материалистические
представления о мироустройстве,
а именно: всё возникает и возвращается
в вечно движущуюся первичную
материю.
Однако, помимо сходств,
существуют различия данных философских
систем. Рассмотрим три основных.
Первое различие, являющееся
первостепенным, состоит в объяснении
происхождения и развития мира.
Так, древневосточная философия
является религиозно-мифологической:
весь мир уподоблялся человеку,
а человек миру и Богу. Что
же касается философии Древней
Греции, то здесь возникают материалистические
и идеалистические идеи миропонимания.
В поздней античности возникает
метафизика (Аристотель).
Во-вторых, в рассматриваемых
философиях по-разному трактуется
роль человека. В философии Древнего
Востока человек, уподобляясь
божественному, приходит в мир для совершения
красоты, для добродетели, для внутреннего
познания (индивидуалистическая модель)
и совершенствования. Древнегреческая
же философия рассматривает человека,
напротив, как мыслителя, искателя мировой
истины, как философа, ищущего ответ на
вечные и вновь возникающие вопросы. Человек
рассматривается здесь с научной точки
зрения, а его роль в обществе представляет
некую социальную субординацию, описанную
Платоном в трактате «Государство», а
затем Аристотелем.
В-третьих, обе системы
имеют различные диалектические
идеи, а также взгляды на бытие,
небытие, проблемы материи и ее форм.
Точнее сказать, восточная античная философия
занимается данным вопросом с позиции
религии. Философы же Древней Греции, разделившись
на материалистов и идеалистов, рассматривают
бытие с научной точки зрения, поскольку
в это время появляется метафизика, диалектика.
Заключение
Ссылаясь на работу Лосева А.Ф.
История античной эстетики, сделаем следующие
выводы:
Во-первых, вся античная философия
с начала до конца, включая всех идеалистов
и мистиков, отличается приматом вещественных
и телесных интуиций, т.е. вся античная
философия в значительной мере пронизана
более или менее материалистической
тенденцией. Это определяется лежащей
здесь в основе рабовладельческой
формацией и вытекающим из нее
вещественным и телесным опытом жизни.
Всем известно, что античность - это
язычество, а язычество есть обожествление
природы. Констатируя последнее, следует,
однако, уметь это языческое обожествление
природы объяснить из соответствующей
социально-экономической формации.
Во-вторых, античный материализм
резко отличается от всех других типов
материализма прежде всего от материализма
буржуазного, который возникает не на
рабовладельческой основе и поэтому вовсе
не на вещественных интуициях.
В-третьих, каково бы ни было
внутреннее содержание идеализма и
материализма, борьба между ними наполняет
всю историю философии. Исключить
изучение этой борьбы в античной философии
- значит убить в последней все живое
и отказаться от понимания того, в чем
заключался ее исторический процесс, периоды
ее прогресса и регресса.
Оценивая в целом историю
античной философии, сошлемся на слова
философа и историка А.С. Богомолова:
«Учения древних философов - милетцев
и пифагорейцев, Гераклита и элеатов, атомистов
и Платона, Аристотеля и стоиков, скептиков
и неоплатоников - вошли в золотой фонд
европейской и мировой культуры как памятники
своего времени и как предвосхищения будущего...
Развиваясь и видоизменяясь соответственно
времени, учения древних философов воспринимаются
в последующем философском движении, «переключаясь
на решение новых, еще неведомых самим
древним задач. На каждом шагу освоения
философии в ее историческом развитии
мы обнаруживаем античные влияния...».
Список литературы
- Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф.В.П.Ратникова. 1-4 изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998-2007.
- Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: Высшая школа, 2006.
- Виндельбанд В. История древней философии. – Киев, 1995.
- Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: 1986
- Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. – М., 1993.
- История мировой философии. – М.: Изд. АСТ, 2007.
- История философии: Запад-Россия-Восток (книга первая). – М.: 1996.
1 Спиркин А.Г. Философия: Учебник.
- М.: Гардарики, 1998, с.40-42
2 Радугин А.А. Философия. Курс
лекций. - М.: ЦЕНТР, 1996, с.12-25
3 Богомолов А.С. Античная философия.
- М.: «Искусство», с.217
4 История восточной философии
/ Под ред. М. Т. Степанянц. - М.: ИФРАН, 1998