Общая характеристика экзистенциализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 19:23, контрольная работа

Описание работы

Экзистенциализм (лат. exsistentia – существование) или философия существования – самое влиятельное иррационалистическое направление в западной философии ХХ-го века.
Возникает экзистенциализм в своей ранней форме накануне 1-й мировой войны в России (Лев Шестов, Николай Бердяев), после войны – в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс) и в период 2-й мировой войны во Франции (Ж. П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель и др.).
В центр внимания экзистенциалисты решительно ставили индивидуальные смысложизненные вопросы (вины и ответственности решения и выбора, отношения человека к своему призванию и к смерти).
Экзистенциализм, будучи попыткой осмысления социальных потрясений, постигших европейскую цивилизацию в первой половине ХХ-го века, обратился к проблеме кризисных ситуаций, критических обстоятельств, в которых оказывается человек.

Содержание работы

Введение. 3
1. Общая характеристика экзистенциализма 4
2. Экзистенциализм Мартина Хайдеггера 7
3. Экзистенциализм Жана-Поля Сартра 8
Заключение. 12
Список использованной литературы: 14

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 33.58 Кб (Скачать файл)

Он чрезвычайно  остро, даже болезненно реагировал на порождение буржуазной индустриальной цивилизацией отторжение массы людей  от общества и государства, их растущее отчуждение от культуры. Серийное машинное  производство породило всеобщую стандартизацию и усредненность, а «священный принцип» частной собственности создал «частичного  индивида», пленного вещами. Поэтому  экзистенциальная антропология направляется против закабаляющего человека вещизма.

Для этого  потребовалось преодолеть философские  основы последнего, которые усматривались  в позитивистском толковании человека как части природы или вещи, наделенной мыслью. Французский экзистенциалист  строил свою антропологическую версию на критике тех идеалистических  трактовок, которые сводили бытие  к мышлению, абсолютизировали дух  и его определения.

Тем самым  следование экзистенции привело  Сартра к созданию идеи и оформления ее в теоретическую концепцию, согласно которой человек должен быть в  центре философских исследований, а  его свобода, внутренний субъективный мир – главный предмет экзистенционального  учения. Отвергая упреки «слева» и  «справа» о том, что экзистенциалисты указывают на темные стороны человеческой жизни (все гнусное, низкое, липкое и  т.п. ) и ущербность психологии личности (отчаяние, одиночество, страх, тревога  и т.д.), он формулировал исходные принципы и особенности философии существования.

Противопоставляя  ее материализму, который ведет к  рассмотрению людей как предметов, философ писал, что экзистенциализм  – «единственная теория», придающая  человеку достоинство, единственная теория, которая не делает из него объект…  Мы именно и хотим создать царство  человека как совокупность ценностей, отличную от материального царства».

Отличая, далее, экзистенциализм от рационалистических воззрений, в том числе Декарта  с его «Я мыслю, следовательно, существую», Сартр вносит в эту максиму  существенную новеллу. Он подчеркивает, что мы постигаем себя перед лицом  другого, и другой так же достоверен для нас, как мы сами. Таким образом, человек, постигающий себя через  cogito, «непосредственно обнаруживает вместе с тем и всех других, и притом – как условие своего собственного существования». Развивая эту мысль о межличностных отношениях как факторе самовыражения и самопознания людей, он отмечал, что другой человек необходим для моего существования так же, как и для моего самопознания. Обнаружение моего внутреннего мира открывает мне в то же время и другого, как стоящую передо мной свободу. Таким образом, «открывается целый мир, который мы называем интерсубъективностью. В этом мире человек и решает, чем является он и чем являются другие».

Данному тезису придается в экзистенциализме особенно большое значение. Концептуально  это формулируется так: «существование предшествует сущности». Разъясняя  его, Сартр констатировал: «Это означает, что человек сначала существует, встречается, появляется в мире, и  только потом он определяется». Человек  становится таким, каким он по свободному выбору сделает себя сам. Таким образом, нет накакой природы человека, как нет и бога, который ее задумал. Вот суть субъективности, таков первый принцип экзистенциализма. Определяя  себя, будучи ответственным за свою судьбу, человек ответственен и за всех людей. Но он не может выйти  за пределы человеческой субъективности. В этом глубинный смысл экзистенциализма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение. 

В 60-70-е годы прошлого века экзистенциализм, став одним из самых популярных направлений  западной философии, приобретал множество  последователей и сторонников по всему миру. Важное значение для человечества конца двадцатого века имели предупреждения экзистенциализма против безоглядной веры в науку и технику, против недобросовестности приспосабливающегося к экономическим и социальным реалиям сознания. Экзистенциализм по-новому и весьма продуктивно поставил и разрешил проблему свободы человека, выбора жизненных путей.

Экзистенциалисты  считают, что катастрофические события  новейшей истории обнаружили неустойчивость, хрупкость не только индивидуального, но и всякого человеческого бытия. Индивиду, чтобы устоять в этом мире, необходимо прежде всего разобраться  со своим собственным внутренним миром, оценить свои возможности  и способности.

 Центральным  понятием учения является экзистенция  — человеческое существование  как нерасчлененная целостность  объекта и субъекта. Постигая себя как экзистенцию, личность обретает свободу, которая есть выбор самой себя, своей сущности. Выбор свободы накладывает на индивида ответственность за все происходящее в мире.

Экзистенциалисты  считают, что человек не должен убегать  от сознания своей смертности, а  потому высоко ценить все то, что  напоминает индивиду о суетности  его практических начинаний. Этот мотив ярко выражен в экзистенциалистском учении о "пограничных ситуациях" - предельных жизненных обстоятельствах, в которые постоянно попадает личность. И главная "пограничная ситуация" - это ситуация перед лицом смерти.

Коренную  проблему экзистенциальности человека Хайдеггер рассматривал через призму отношения «истины бытия к существу человека». Философия существования (экзистенциализм) Хайдеггера предполагала включение человека в его общественную среду, определенную историческую эпоху. Сущностный образ эпохи дает философия своим истолкованием сущего и пониманием истины.

Центральным понятием сартровской  философии является «для-себя-бытие», т.е. высшая реальность для человека, приоритетность для него прежде всего его собственного внутреннего мира. Однако полностью осознать себя человек может только через "для-другого-бытие" — различные взаимоотношения с другими людьми. Человек видит и воспринимает себя через отношение к нему "другого".

Важнейшее условие жизни человека — свобода. Человек находит свою свободу и проявляет ее в выборе, но не простом, второстепенном (например, какую одежду надеть сегодня), а в жизненно важном, судьбоносном, когда решения избежать нельзя (вопросы жизни и смерти). Такой вид решения Сартр именует экзистенциальным выбором. Сделав экзистенциальный выбор, человек определяет свою судьбу на многие годы вперед, переходит из одного бытия в другое.

По Сартру, свобода человека абсолютна (то есть безотносительна). Человек свободен постольку, поскольку он способен хотеть. Вместе с проблемой свободы возникает проблема ответственности. Человек ответственен за все, что он совершает, за самого себя ("Все, что со мной происходит, — мое").Единственное, за что человек не может отвечать, — это за свое собственное рождение. Однако во всем остальном он полностью свободен и должен ответственно распоряжаться свободой, особенно при экзистенциональном (судьбоносном) выборе.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Габитова Р.М. Человек и общество в немецком экзистенциализме. М., 1972.
  2. История философии. Учебник для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону: "Феникс", 2001 - 576.
  3. Миголатьев А.А. Философия. М., 2001.
  4. Сартр Ж.П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989.
  5. Сартр Ж.П. Стена. М., 1992.
  6. Спиркин А.Г. Философия. М., 2006
  7. Философия М.Хайдеггера и современность. М., 1991.
  8. Хрестоматия по философии. Ростов-на-Дону, 1997
  9. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.

Информация о работе Общая характеристика экзистенциализма