Общая характеристика русской философии. Славянофилы и западники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 16:49, контрольная работа

Описание работы

Изучение источников по русской философии позволяет склониться в пользу второй позиции, обосновывающей существование русской философской мысли, обладающей принципиально отличными от западной философии чертами. Эти черты можно увидеть уже в предмете русской философии. Несмотря на внешне различные формулировки, большинство определений предмета русской философии примерно таково: "Предметом русской философии является "русская идея", под которой понимают размышления о том, что есть Россия и каково её предназначение в мировой истории".

Содержание работы

Введение………………………………………………………..3 - 4
1. Основные этапы развития русской философии и их общая характеристика…………………………………………………..5 - 9
2. Славянофилы и западники…………………………………10 - 13
3. Высказывания из работ славянофилов и западников…….14
Заключение…………………………………………………….15 - 16
Список литературы……………………………………………17

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 33.91 Кб (Скачать файл)

 

         Министерство образования и науки Российской Федерации

                                           ФГБОУ ВПО

  Всероссийский заочный  финансово – экономический институт

                       Кафедра философии, истории и  права

 

 

                                   Контрольная работа №1

По философии на тему №20 «Общая характеристика русской философии. Славянофилы и западники»

 

 

 

 

                                   Проверила: Иванова Валерия Айбасовна, К.Ф.Н., доцент

                                   Работу выполнила: Фомина Дарья  Игоревна

                                   Факультет: Финансово – кредитный

                                   Группа: 2ФКг – 3

                                  Личное дело: 10ффд10704

 

 

 

                                             Барнаул 2011

 

                                             СОДЕРЖАНИЕ

 

   Введение………………………………………………………..3 - 4

   1. Основные этапы развития русской философии и их общая   характеристика…………………………………………………..5 - 9

   2. Славянофилы и западники…………………………………10 - 13

   3. Высказывания из работ славянофилов и западников…….14

   Заключение…………………………………………………….15 - 16

   Список литературы……………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                ВВЕДЕНИЕ

[1] Россия намного позже, чем другие страны, вступила на путь философской образованности. Лишь к концу XVIII века интерес к философии у представителей русского Просвещения становится постоянным, появляются переводы на русский язык трудов европейских философов Нового времени, предпринимаются попытки самостоятельного философствования. Расцвет русской философии приходится на XIX век, когда впервые появляются утверждения о том, что русская философия представляет собой оригинальный тип философствования, отличающийся от западного и восточного типов.

В отношении русской философии  в философской историографии  существует две крайние позиции:  
* Не существует особой, оригинальной русской философии со своим предметом и специфическими методами. Правильнее говорить не о русской философии, а о философии в России.  
* Русская философия отличается от остальных типов философии своим предметом, методами и целями. Она не "вписывается" в исторический ряд западноевропейской философии.

Изучение источников по русской  философии позволяет склониться в пользу второй позиции, обосновывающей существование русской философской  мысли, обладающей принципиально отличными  от западной философии чертами. Эти  черты можно увидеть уже в  предмете русской философии. Несмотря на внешне различные формулировки, большинство определений предмета русской философии примерно таково: "Предметом русской философии  является "русская идея", под  которой понимают размышления о  том, что есть Россия и каково её предназначение в мировой истории".  
Русская философия, таким образом, занимается рефлексией по поводу сущности всего русского, его связи с универсальным, мировым духом. Русские философы, исследуя русскую идею, вкладывают в неё различное содержимое.

Черты русской философии:  
* Неразрывная связь философии с православной религиозной традицией.  
* Более позднее, чем на Западе, конституирование философии в самостоятельное знание.  
* Второстепенность гносеологических проблем перед онтологическими. Критика "логоцентризма" в теории познания, стремление выработать идеал цельного, непосредственного познания.  
* Интерес к проблемам философии истории.  
* Отчётливо выраженное доминирование моральной установки, стремление включить нравственность в число критериев познания и практики.  
* Критика западной культуры и западной философии за их одностороннюю, рационалистическую ориентацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ И ИХ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА:

[2] В истории русской философии выделяют следующие этапы:

1) Становление русской философии (философский пролог) - X-XVIII века:

 Начало философии в России трудно зафиксировать, потому что она не имеет такой чёткой выраженной формы, как западная философия. Принято считать, что элементы философской мысли наличествуют уже в труде митрополита Иллариона "Слово о законе и благодати" (X век), в котором предпринята попытка философской рефлексии по поводу предназначения Руси, роли Православия в её жизни. В формировании русской философии, характерной чертой которой является осмысление сущности Православия, большую роль сыграла Византия и традиции восточного неоплатонизма.  
Значительным событием в период становления предмета и проблематики русской философии является полемика между "иосифлянами" и "нестяжателями", развернувшаяся в XV-XVI веке и затронувшая не только догматические и организационные проблемы православной религии и церкви, но и собственно философские вопросы. "Нестяжатели", духовным лидером которых был Нил Сорский, выступали против участия церкви в мирских делах, занятий хозяйственной деятельностью и призывали монахов и иерархов сосредоточиться на духовной работе, исполнять роль духовных пастырей. Суть философии "нестяжательства" - исихазм, то есть уединенное и молчаливое мистическое созерцание божественных откровений. "Иосифляне" - сторонники Иосифа Волоцкого - напротив, выступали за активное участие церкви в политике, упор делали не на тихом созерцании Бога, а на внешнем благочестии. Этот спор закончился победой иосифлян.

2) Философия русского Просвещения - конец XVIII - начало XIX века:

Просвещение - этап в культурной истории большинства государств, которые проходят его в разное время. В России период Просвещения  совпал с европейским Просвещением, родиной которого считают Францию. Он приходится на конец XVIII - начало XIX века. Сущность Просвещения - в убеждении, что все беды государства и  его граждан происходят от невежества и необразованности народа. Средства, употребляемые для искоренения  невежества и необразованности, почти  везде одинаковы: повышение образовательного уровня, критика религии и церкви, критика монархии и пропаганда идеалов  республиканского государственного устройства, активная книгоиздательская деятельность. Просвещение, как правило, всегда связано  с политическими и экономическими реформами.

3) Философия русского политического радикализма - 50-70-е годы XIX века:

В середине XIX века в России происходят изменения в социальной структуре общества, связанные с  появлением нового слоя - разночинства. Разночинцы (буквальное значение - выходцы  из разных сословий и чинов) представляли собой значительную социальную группу, состоящую из межсословного смешения людей, занимающихся преимущественно  умственным трудом: учителей, врачей, мелких чиновников. Не будучи связанными экономическими, политическими и социальными интересами с определённым сословием или классом, разночинцы выступили с претензией на патерналистскую роль по отношению к "униженным и угнетённым". Они положили начало русской интеллигенции, отличительной чертой которой на протяжении полутора веков была попытка выступить в качестве идейного вдохновителя и руководителя в борьбе трудящихся за свои права.  
По своим политическим симпатиям разночинцы были социалистами, в идейной и политической борьбе придерживались радикальных средств, поэтому их деятельность называли политическим радикализмом. Чётко выраженных философских симпатий у них не было, ибо философия рассматривалась в качестве средства для достижения политических целей.  
Это течение в русской философии представлено именами А.И.Герцена, П.Л.Лаврова, П.Н.Ткачёва, М.А.Бакунина.

4) Философия русского зарубежья - 20-40-е годы XX века:

Во время революции, а  также после окончания Гражданской  войны в России, большая часть  русских философов, по своей или  чужой воле, оказалась за границей. В числе изгнанных оказались: Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, С.Л.Франк, Г.П.Фёдоров, Г.Ф.Флоровский. Находясь в эмиграции, эти мыслители не прекратили свою философскую деятельность, а напротив, создали оригинальное направление в русской мысли, получившее название "философии русского зарубежья", которое привлекло внимание Запада к русской философии. Философия "русского зарубежья" не имела тематического и содержательного единства, однако всех философов объединяла одна задача: осознать произошедшие с Россией изменения, оценить их в контексте "русской идеи" и попытаться выработать отношение к Советской России.

В философии "зарубежья" выделяют три основных направления:

* Философия антикоммунизма.

* Христианский социализм. 

* Философия "евразийства".

Философия "русского зарубежья" просуществовали 20-30-е годы, а затем, как организованное движение, сошла  на нет. Хотя последний её видный представитель, Н.О.Лосский, умер в 1965 году.

- Философия антикоммунизма:

Антикоммунистическая направленность была характерна почти для всех русских  философов, однако у некоторых из них идея коммунизма получила специальное  толкование. Казалось бы, проповедуемые  коммунизмом идеалы справедливости и благополучия не могут быть предметом критики. Но это не так. Н.Бердяев и С.Л..Франк подвергли сомнению базисный принцип коммунизма и социализма: возможность улучшения человека за счёт "внешних" мероприятий, то есть путём социальных и экономических реформ и революций. Попытки установить всеобщее равенство разрушают такой основополагающий принцип бытия, как иерархия. Пока человек не пройдёт необходимый отрезок самосовершенствования духа, бессмысленно проводить социальные преобразования. Поэтому коммунизм и социалистическое строительство в России, по мнению этих философов, обречены.

- Философия христианского  социализма:

Идеологами "христианского  социализма" считаются такие деятели  русского зарубежья, как С.Н.Булгаков и Г.П.Федотов. Они утверждали, что  социализм, строящийся в России, не имеет ничего общего с настоящим  социализмом, который может быть только христианским. Социализм Маркса - это проявление "человекобожия" и кара за грехи исторического  христианства. Чтобы как-то нейтрализовать последствия реального социализма, христианская церковь должна активно  участвовать в культурном процессе и в социальной жизни.

- Философия евразийства: 

Евразийство как социально-политическое учение, появилось в начале 20-х  годов нашего столетия. Его манифестами  считают работу С.Н.Трубецкого "Европа и человечество" и сборник статей "Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждения евразийцев". Центральная тема этих работ - всемирно-историческое призвание России в связи с  гибелью европейской культуры в  результате первой мировой войны. По утверждению евразийцев, необходима переоценка всех ценностей, принципиально  новый взгляд на историю и будущее  человечества. Само название течения  говорит о его содержании: дальнейшую разработку "русской идеи" теоретики евразийства вели исходя из евроазиатского положения России и из того факта, что на её историю и культуру оказали влияние как Восток, так и Запад. После того, как европоцентризм потерпел историческое и культурное фиаско, роль мессии выпадает на Россию именно из-за её евроазиатского статуса. К наиболее видным деятелям евразийства относят С.Н.Трубецкого, Г.В.Флоровского, П.Н.Савицкого, П.П.Сувчинского, Л.П.Карсавина, Г.В.Вернадского. Евразийцы, для пропаганды своих взглядов, издавали альманах "Евразийская хроника" и еженедельную газету "Евразия".

5) Современная русская философия:

После краха коммунистической идеи и распада СССР, прекратила своё существование, в качестве государственной, и марксистско-ленинская философия. Актуальным стал вопрос об адекватной её замене. Спор о том, "какая нам  нужна философия", развивался в  контексте рассуждений о новых  идеологических и мировоззренческих  ориентирах. Вновь, как в начале XIX века, обострился спор между "новыми" западниками и неославянофилами. Аргументы, используемые в этом споре, существенных изменений не претерпели. Главные вопросы: "Что такое  Россия"? "Каково её место в  мире"? "Имеет ли она признаки мессианского толка"? "Как должны взаимодействовать современная  Россия и современный Запад"?

В середине 90-х годов, как  со стороны западных, так и со стороны российских философов прозвучала мысль о необходимость и возможности  компаративистского подхода к философии. Русской философии в нём отводится  значительная роль.

 

 

 

 

2. СЛАВЯНОФИЛЫ И ЗАПАДНИКИ:

В размышлениях об исторических судьбах России, ее истории, ее  настоящем  и будущем родились два важнейших  идейных течения 40-х гг. XIX в.: западничество  и славянофильство. Представителями  славянофилов были И. В. Кириевский, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Сарматин, К. А. Аксаков, А. С. Хомяков и многие другие. Представителями  западников были П. Я. Чадаев, А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. В. Станкевич и  др. По ряду вопросов к ним примыкали  А. И. Герцен и В. Г. Белинский. И западники, и славянофилы были горячими патриотами, твердо верили в великое будущее  своей Родины, резко критиковали  николаевскую Россию. Особенно резко  славянофилы и западники выступали  против крепостного права.

Сходясь в критике российской действительности, западники и  славянофилы  резко расходились в поисках  путей развития страны. Славянофилы, отвергая современную им Россию, с  еще большим отвращением смотрели на современную Европу. По их мнению, западный мир изжил себя и будущего не имеет.

Славянофилы отстаивали историческую самобытность России и выделяли  ее в отдельный мир, противостоящий Западу в силу особенностей русской  истории, русской религиозности, русского стереотипа поведения. Величайшей ценностью  считали славянофилы православную религию, противостоящую рационалистическому  католицизму. Например, А. С. Хомяков  писал, что Россия призвана стать  в центре мировой цивилизации, она  стремится не к тому, чтобы быть богатейшей или могущественной страной, а к тому, чтобы стать «самым христианским из всех человеческих обществ». Особое внимание славянофилы уделяли  деревне, считая, что крестьянство несет  в себе основы высокой нравственности, что оно еще не испорчено цивилизацией. Великую нравственную ценность видели славянофилы в деревенской общине с ее сходками, принимающими единодушные решения, с ее традиционной справедливостью в соответствии с обычаями и совестью. Славянофилы считали, что у русских особое отношение к властям. Народ  жил как бы в «договоре» с гражданской системой: мы – общинники, у нас своя жизнь, вы – власть, у вас своя жизнь. К. Аксаков писал, что страна обладает совещательным голосом, силой общественного мнения, однако право на принятие окончательных решений принадлежит монарху. Примером такого рода отношений могут быть отношения между земским собором и царем в период Московского государства, что позволило России жить в мире без потрясений и революционных переворотов типа Великой французской революции. «Искажения» в русской истории славянофилы связывали с деятельностью Петра Великого, который «прорубил окно в Европу» и тем самым нарушил договор, равновесие в жизни страны, сбил ее с начертанного Богом пути. Славянофилов часто относят к политической реакции в силу того, что их  учение содержит три принципа «официальной народности»: православие, самодержавие, народность. Однако следует отметить, что славянофилы старшего поколения истолковали эти принципы весьма своеобразно: под православием они понимали свободное сообщество верующих христиан, а самодержавное государство рассматривали как внешнюю форму, которая дает возможность народу посвятить себя поискам «внутренней правды». При этом славянофилы защищали самодержавие и не придавали большого значения делу политической свободы. В то же время они были убежденными демократами, сторонниками духовной свободы личности. Идеи представления народу гражданских свобод, отмены крепостного права занимали важное место в работах славянофилов. Неудивительно поэтому, что цензура часто подвергала их преследованиям, мешала свободно выражать свои мысли.

Информация о работе Общая характеристика русской философии. Славянофилы и западники