Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 16:49, контрольная работа
Изучение источников по русской философии позволяет склониться в пользу второй позиции, обосновывающей существование русской философской мысли, обладающей принципиально отличными от западной философии чертами. Эти черты можно увидеть уже в предмете русской философии. Несмотря на внешне различные формулировки, большинство определений предмета русской философии примерно таково: "Предметом русской философии является "русская идея", под которой понимают размышления о том, что есть Россия и каково её предназначение в мировой истории".
Введение………………………………………………………..3 - 4
1. Основные этапы развития русской философии и их общая характеристика…………………………………………………..5 - 9
2. Славянофилы и западники…………………………………10 - 13
3. Высказывания из работ славянофилов и западников…….14
Заключение…………………………………………………….15 - 16
Список литературы……………………………………………17
Министерство образования и науки Российской Федерации
Всероссийский заочный
финансово – экономический
Кафедра философии, истории и права
По философии на тему №20 «Общая характеристика русской философии. Славянофилы и западники»
Введение……………………………………………………….
1. Основные этапы развития
русской философии и их общая характеристика…………………………………………
2. Славянофилы и западники…………………………………10 - 13
3. Высказывания из работ славянофилов и западников…….14
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
[1] Россия намного позже, чем другие страны, вступила на путь философской образованности. Лишь к концу XVIII века интерес к философии у представителей русского Просвещения становится постоянным, появляются переводы на русский язык трудов европейских философов Нового времени, предпринимаются попытки самостоятельного философствования. Расцвет русской философии приходится на XIX век, когда впервые появляются утверждения о том, что русская философия представляет собой оригинальный тип философствования, отличающийся от западного и восточного типов.
В отношении русской философии
в философской историографии
существует две крайние позиции:
* Не существует особой, оригинальной
русской философии со своим предметом
и специфическими методами. Правильнее
говорить не о русской философии, а о философии
в России.
* Русская философия отличается
от остальных типов философии своим предметом,
методами и целями. Она не "вписывается"
в исторический ряд западноевропейской
философии.
Изучение источников по русской
философии позволяет склониться
в пользу второй позиции, обосновывающей
существование русской
Русская философия, таким образом,
занимается рефлексией по поводу сущности
всего русского, его связи с универсальным,
мировым духом. Русские философы, исследуя
русскую идею, вкладывают в неё различное
содержимое.
Черты русской философии:
* Неразрывная связь философии
с православной религиозной традицией.
* Более позднее, чем на Западе,
конституирование философии в самостоятельное
знание.
* Второстепенность гносеологических
проблем перед онтологическими. Критика
"логоцентризма" в теории познания,
стремление выработать идеал цельного,
непосредственного познания.
* Интерес к проблемам философии
истории.
* Отчётливо выраженное доминирование
моральной установки, стремление включить
нравственность в число критериев познания
и практики.
* Критика западной культуры
и западной философии за их одностороннюю,
рационалистическую ориентацию.
1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ И ИХ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА:
[2] В истории русской философии выделяют следующие этапы:
1) Становление русской философии (философский пролог) - X-XVIII века:
Начало философии в России трудно
зафиксировать, потому что она не имеет
такой чёткой выраженной формы, как западная
философия. Принято считать, что элементы
философской мысли наличествуют уже в
труде митрополита Иллариона "Слово
о законе и благодати" (X век), в котором
предпринята попытка философской рефлексии
по поводу предназначения Руси, роли Православия
в её жизни. В формировании русской философии,
характерной чертой которой является
осмысление сущности Православия, большую
роль сыграла Византия и традиции восточного
неоплатонизма.
Значительным событием в период
становления предмета и проблематики
русской философии является полемика
между "иосифлянами" и "нестяжателями",
развернувшаяся в XV-XVI веке и затронувшая
не только догматические и организационные
проблемы православной религии и церкви,
но и собственно философские вопросы.
"Нестяжатели", духовным лидером
которых был Нил Сорский, выступали против
участия церкви в мирских делах, занятий
хозяйственной деятельностью и призывали
монахов и иерархов сосредоточиться на
духовной работе, исполнять роль духовных
пастырей. Суть философии "нестяжательства"
- исихазм, то есть уединенное и молчаливое
мистическое созерцание божественных
откровений. "Иосифляне" - сторонники
Иосифа Волоцкого - напротив, выступали
за активное участие церкви в политике,
упор делали не на тихом созерцании Бога,
а на внешнем благочестии. Этот спор закончился
победой иосифлян.
2) Философия русского Просвещения - конец XVIII - начало XIX века:
Просвещение - этап в культурной
истории большинства
3) Философия русского политического радикализма - 50-70-е годы XIX века:
В середине XIX века в России
происходят изменения в социальной
структуре общества, связанные с
появлением нового слоя - разночинства.
Разночинцы (буквальное значение - выходцы
из разных сословий и чинов) представляли
собой значительную социальную группу,
состоящую из межсословного смешения
людей, занимающихся преимущественно
умственным трудом: учителей, врачей, мелких
чиновников. Не будучи связанными экономическими,
политическими и социальными интересами
с определённым сословием или классом,
разночинцы выступили с претензией на
патерналистскую роль по отношению к "униженным
и угнетённым". Они положили начало
русской интеллигенции, отличительной
чертой которой на протяжении полутора
веков была попытка выступить в качестве
идейного вдохновителя и руководителя
в борьбе трудящихся за свои права.
По своим политическим симпатиям
разночинцы были социалистами, в идейной
и политической борьбе придерживались
радикальных средств, поэтому их деятельность
называли политическим радикализмом.
Чётко выраженных философских симпатий
у них не было, ибо философия рассматривалась
в качестве средства для достижения политических
целей.
Это течение в русской философии
представлено именами А.И.Герцена, П.Л.Лаврова,
П.Н.Ткачёва, М.А.Бакунина.
4) Философия русского зарубежья - 20-40-е годы XX века:
Во время революции, а
также после окончания
В философии "зарубежья" выделяют три основных направления:
* Философия антикоммунизма.
* Христианский социализм.
* Философия "евразийства".
Философия "русского зарубежья" просуществовали 20-30-е годы, а затем, как организованное движение, сошла на нет. Хотя последний её видный представитель, Н.О.Лосский, умер в 1965 году.
- Философия антикоммунизма:
Антикоммунистическая
- Философия христианского социализма:
Идеологами "христианского
социализма" считаются такие деятели
русского зарубежья, как С.Н.Булгаков
и Г.П.Федотов. Они утверждали, что
социализм, строящийся в России, не
имеет ничего общего с настоящим
социализмом, который может быть
только христианским. Социализм Маркса
- это проявление "человекобожия"
и кара за грехи исторического
христианства. Чтобы как-то нейтрализовать
последствия реального
- Философия евразийства:
Евразийство как социально-политическое учение, появилось в начале 20-х годов нашего столетия. Его манифестами считают работу С.Н.Трубецкого "Европа и человечество" и сборник статей "Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждения евразийцев". Центральная тема этих работ - всемирно-историческое призвание России в связи с гибелью европейской культуры в результате первой мировой войны. По утверждению евразийцев, необходима переоценка всех ценностей, принципиально новый взгляд на историю и будущее человечества. Само название течения говорит о его содержании: дальнейшую разработку "русской идеи" теоретики евразийства вели исходя из евроазиатского положения России и из того факта, что на её историю и культуру оказали влияние как Восток, так и Запад. После того, как европоцентризм потерпел историческое и культурное фиаско, роль мессии выпадает на Россию именно из-за её евроазиатского статуса. К наиболее видным деятелям евразийства относят С.Н.Трубецкого, Г.В.Флоровского, П.Н.Савицкого, П.П.Сувчинского, Л.П.Карсавина, Г.В.Вернадского. Евразийцы, для пропаганды своих взглядов, издавали альманах "Евразийская хроника" и еженедельную газету "Евразия".
5) Современная русская философия:
После краха коммунистической
идеи и распада СССР, прекратила
своё существование, в качестве государственной,
и марксистско-ленинская
В середине 90-х годов, как
со стороны западных, так и со
стороны российских философов прозвучала
мысль о необходимость и
2. СЛАВЯНОФИЛЫ И ЗАПАДНИКИ:
В размышлениях об исторических
судьбах России, ее истории, ее настоящем
и будущем родились два важнейших
идейных течения 40-х гг. XIX в.: западничество
и славянофильство. Представителями
славянофилов были И. В. Кириевский, А.
С. Хомяков, Ю. Ф. Сарматин, К. А. Аксаков,
А. С. Хомяков и многие другие. Представителями
западников были П. Я. Чадаев, А. И. Герцен,
В. Г. Белинский, Н. В. Станкевич и
др. По ряду вопросов к ним примыкали
А. И. Герцен и В. Г. Белинский. И западники,
и славянофилы были горячими патриотами,
твердо верили в великое будущее
своей Родины, резко критиковали
николаевскую Россию. Особенно резко
славянофилы и западники
Сходясь в критике российской
действительности, западники и славянофилы
резко расходились в поисках
путей развития страны. Славянофилы,
отвергая современную им Россию, с
еще большим отвращением
Славянофилы отстаивали историческую
самобытность России и выделяли
ее в отдельный мир, противостоящий
Западу в силу особенностей русской
истории, русской религиозности, русского
стереотипа поведения. Величайшей ценностью
считали славянофилы
Информация о работе Общая характеристика русской философии. Славянофилы и западники