Общая характеристика русской философии. Славянофилы и западники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 16:49, контрольная работа

Описание работы

Изучение источников по русской философии позволяет склониться в пользу второй позиции, обосновывающей существование русской философской мысли, обладающей принципиально отличными от западной философии чертами. Эти черты можно увидеть уже в предмете русской философии. Несмотря на внешне различные формулировки, большинство определений предмета русской философии примерно таково: "Предметом русской философии является "русская идея", под которой понимают размышления о том, что есть Россия и каково её предназначение в мировой истории".

Содержание работы

Введение………………………………………………………..3 - 4
1. Основные этапы развития русской философии и их общая характеристика…………………………………………………..5 - 9
2. Славянофилы и западники…………………………………10 - 13
3. Высказывания из работ славянофилов и западников…….14
Заключение…………………………………………………….15 - 16
Список литературы……………………………………………17

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 33.91 Кб (Скачать файл)

Западники в отличии от славянофилов русскую самобытность оценивали  как отсталость. С точки  зрения западников, Россия, как и  большинство других славянских народов, долгое время была как бы вне истории. Главную заслугу Петра I они видели в том, что он ускорил процесс перехода от отсталости к цивилизации. Реформы Петра для западников – начало вхождения России во всемирную историю.

В то же время они понимали, что реформы Петра сопряжены  со многими  издержками. Истоки большинства  самых отвратительных черт современного ему деспотизма Герцен видел в  том кровавом насилии, которым сопровождались петровские реформы. Западники подчеркивали, что Россия и Западная Европа идут одинаковым историческим путем. Поэтому  Россия должна заимствовать опыт Европы. Важнейшую задачу они видели в  том, чтобы добиться освобождения личности и создавать государство и  общество, обеспечивающие эту свободу. Силой, способности стать двигателем прогресса, западники считали «образованное  меньшинство».

При всех различиях в оценке перспектив развития России западники  и  славянофилы имели схожие позиции. И те и другие выступали против крепостного права, за освобождение крестьян с землей, за введение в  стране политических свобод, ограничение  самодержавной власти. Объединяло их также и негативное отношение  к революции; они выступали за реформистский путь решения основных социальных вопросов России. В процессе подготовки крестьянской реформы 1861 г. Славянофилы и западники вошли  в единый лагерь либерализма. Споры  западников и славянофилов имели  большое значение для развития общественно-буржуазной идеологии, возникшей в дворянской среде под влиянием кризиса феодально-крепостнической  системы хозяйства.

Либеральные идеи западников и славянофилов пустили глубокие корни в  русском обществе и  оказали серьезное влияние на следующие поколения людей, искавших для России пути будущее. Их идеи продолжают жить и сегодня в спорах о том, чем является Россия – страной, которой  уготована мессианская роль центра христианства, третьего Рима, или страной, которая является частью всего человечества, частью Европы, которая является частью всего человечества, частью Европы, которая идет всемирно-исторического развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИЗ РАБОТ СЛАВЯНОФИЛОВ И ЗАПАДНИКОВ:

[4] «Христианство при всей его чистоте, при его возвышенности над всякою человеческою личностью, принимает разные виды у славянина, Романца», - А.С. Хомяков.

По моему мнению, Алексей  Степанович имел виду то, что народ  создает себе веру такую, которая  соответствует его мировоззрению, мышлению, духу.

«Человек родился не на зло, а на добро, не на преступление, а на разумно-законное наслаждение благами бытия,…его стремления справедливы, инстинкты благородны. Зло скрывается не в человеке, но в обществе», - Виссарион  Григорьевич Белинский.

Этой фразой, по моему  мнению, Белинский хотел сказать  то, что человек рождается добрым, а злым его делает окружающее его  общество. Значит надо делать все для  того, чтобы наше общество было справедливое и разумное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           

 

                                          ЗАКЛЮЧЕНИЕ

[5] Предпринятый историко-философский обзор основных явлений философской мысли за три последних тысячелетия подтверждает высказанную во введении мысль о единстве сущности философского знания и многообразии форм его проявления. Во все исторические эпохи и в любой культуре философия выступала в качестве одного из способов обретения коллективной и индивидуальной идентичности. При этом форма философствования зависела от своеобразия культуры, её истории, религии, социальной структуры общества, географических и антропологических особенностей факторов.

История философии подчиняется  строгим закономерностям и представляет собой непрерывный процесс развития философского знания в направлении  приближения к разрешению основного  вопроса философии - тождества мышления и бытия, субъекта и объекта. Эта  задача во многом напоминает "Сизифову работу", ибо каждое время имеет  свои специфические конституирующие  принципы, на познание которых и  ориентируется философия. История  философии развивается параллельно  с историей общества и человека. Если уместно говорить о завершении философской истории, то только в  контексте рассуждений о завершении человеческой истории.

Изучение истории философии - самый эффективный способ приобщения к философской культуре. Любая  философская проблема имеет историческое измерение, связана с конкретными  мыслителями, которые её формулировали  и решали. Сопоставление способов постановки и разрешения философских  вопросов в различных философских  системах позволяет выявить специфику  национального мышления, его связь  с культурным контекстом.

История философии демонстрирует  процесс постепенного сближения  философских культур. Это сближение  осуществляется не через включение  одной философии в другую, "более  совершенную", а путем объединения  возможностей различных типов философии  в решении актуальных философских  проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1) Учебник философии/ под  редакцией В.Н. Лавриненко.

[1] – Зеньковский В.В.  История русской философии. В  2т.-Л.1991

[2] – Алексеев П.В. Философы  России 19 – 20 столетий – М.,1994

[3] – История философии:  Запад – Россия – Восток (книга  вторая и третья) – М., 1996, 1998

[4] – Герцен А.И. Избранные  философские произведения.

[5] – Бердяев И.А. Судьба  России.- М.: ЭКСМО,2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          


Информация о работе Общая характеристика русской философии. Славянофилы и западники