Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 16:49, контрольная работа
Изучение источников по русской философии позволяет склониться в пользу второй позиции, обосновывающей существование русской философской мысли, обладающей принципиально отличными от западной философии чертами. Эти черты можно увидеть уже в предмете русской философии. Несмотря на внешне различные формулировки, большинство определений предмета русской философии примерно таково: "Предметом русской философии является "русская идея", под которой понимают размышления о том, что есть Россия и каково её предназначение в мировой истории".
Введение………………………………………………………..3 - 4
1. Основные этапы развития русской философии и их общая характеристика…………………………………………………..5 - 9
2. Славянофилы и западники…………………………………10 - 13
3. Высказывания из работ славянофилов и западников…….14
Заключение…………………………………………………….15 - 16
Список литературы……………………………………………17
Западники в отличии от славянофилов русскую самобытность оценивали как отсталость. С точки зрения западников, Россия, как и большинство других славянских народов, долгое время была как бы вне истории. Главную заслугу Петра I они видели в том, что он ускорил процесс перехода от отсталости к цивилизации. Реформы Петра для западников – начало вхождения России во всемирную историю.
В то же время они понимали,
что реформы Петра сопряжены
со многими издержками. Истоки большинства
самых отвратительных черт современного
ему деспотизма Герцен видел в
том кровавом насилии, которым сопровождались
петровские реформы. Западники подчеркивали,
что Россия и Западная Европа идут
одинаковым историческим путем. Поэтому
Россия должна заимствовать опыт Европы.
Важнейшую задачу они видели в
том, чтобы добиться освобождения личности
и создавать государство и
общество, обеспечивающие эту свободу.
Силой, способности стать двигателем
прогресса, западники считали «
При всех различиях в оценке
перспектив развития России западники
и славянофилы имели схожие позиции.
И те и другие выступали против
крепостного права, за освобождение
крестьян с землей, за введение в
стране политических свобод, ограничение
самодержавной власти. Объединяло их
также и негативное отношение
к революции; они выступали за
реформистский путь решения основных
социальных вопросов России. В процессе
подготовки крестьянской реформы 1861 г.
Славянофилы и западники вошли
в единый лагерь либерализма. Споры
западников и славянофилов имели
большое значение для развития общественно-буржуазной
идеологии, возникшей в дворянской
среде под влиянием кризиса феодально-
Либеральные идеи западников и славянофилов пустили глубокие корни в русском обществе и оказали серьезное влияние на следующие поколения людей, искавших для России пути будущее. Их идеи продолжают жить и сегодня в спорах о том, чем является Россия – страной, которой уготована мессианская роль центра христианства, третьего Рима, или страной, которая является частью всего человечества, частью Европы, которая является частью всего человечества, частью Европы, которая идет всемирно-исторического развития.
3. ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИЗ РАБОТ СЛАВЯНОФИЛОВ И ЗАПАДНИКОВ:
[4] «Христианство при всей его чистоте, при его возвышенности над всякою человеческою личностью, принимает разные виды у славянина, Романца», - А.С. Хомяков.
По моему мнению, Алексей
Степанович имел виду то, что народ
создает себе веру такую, которая
соответствует его
«Человек родился не на зло, а на добро, не на преступление, а на разумно-законное наслаждение благами бытия,…его стремления справедливы, инстинкты благородны. Зло скрывается не в человеке, но в обществе», - Виссарион Григорьевич Белинский.
Этой фразой, по моему мнению, Белинский хотел сказать то, что человек рождается добрым, а злым его делает окружающее его общество. Значит надо делать все для того, чтобы наше общество было справедливое и разумное.
[5] Предпринятый историко-философский обзор основных явлений философской мысли за три последних тысячелетия подтверждает высказанную во введении мысль о единстве сущности философского знания и многообразии форм его проявления. Во все исторические эпохи и в любой культуре философия выступала в качестве одного из способов обретения коллективной и индивидуальной идентичности. При этом форма философствования зависела от своеобразия культуры, её истории, религии, социальной структуры общества, географических и антропологических особенностей факторов.
История философии подчиняется
строгим закономерностям и
Изучение истории философии - самый эффективный способ приобщения к философской культуре. Любая философская проблема имеет историческое измерение, связана с конкретными мыслителями, которые её формулировали и решали. Сопоставление способов постановки и разрешения философских вопросов в различных философских системах позволяет выявить специфику национального мышления, его связь с культурным контекстом.
История философии демонстрирует процесс постепенного сближения философских культур. Это сближение осуществляется не через включение одной философии в другую, "более совершенную", а путем объединения возможностей различных типов философии в решении актуальных философских проблем.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Учебник философии/ под редакцией В.Н. Лавриненко.
[1] – Зеньковский В.В. История русской философии. В 2т.-Л.1991
[2] – Алексеев П.В. Философы России 19 – 20 столетий – М.,1994
[3] – История философии: Запад – Россия – Восток (книга вторая и третья) – М., 1996, 1998
[4] – Герцен А.И. Избранные философские произведения.
[5] – Бердяев И.А. Судьба России.- М.: ЭКСМО,2007.
Информация о работе Общая характеристика русской философии. Славянофилы и западники