Общенаучные методы познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 09:35, контрольная работа

Описание работы

Само понятие есть результат исторического опыта человечества в целом или исторического опыта тех или иных общностей людей, социальных групп. Усвоение конкретными людьми или определенными поколениями людей уже существующих понятий, роль этих понятий в их сознании и деятельности - все это фактически зависит от непосредственного контакта людей с объективной реальностью. В ходе таких контактов понятия, идеи получают многократную и многостороннюю проверку, обогащаются содержанием, а в случае необходимости наполняются новым смыслом.

Содержание работы

1. Единство чувственного и рационального познания.
1.1. Единство чувственного и рационального в познании.
1. 2. Познание как единство чувственного и рационального. Роль практики в познании.
2. Общенаучные методы познания: наблюдение, описание, эксперимент, моделирование, анализ, синтез, аналогия, экстраполяция.
2.1. Формы и методы научного познания.
2.2. Общенаучные методы познания.
2. 3. Виды методов научного познания.
2. 4. Методы познания.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

Дальневосточный институт международного бизнеса

Факультет «Экономика и  международный бизнес»

 

    

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По «Философии»

 

Тема: «Общенаучные методы познания»

 

 

 

 

 

 

 

                                          Выполнил: Дубовик К.А.

                                                                г. Хабаровск,

                                                                          Матвеевское шоссе 29-71

                          Шифр:     08 – м – 19, группа 518 М 

                                         Проверил: к.с.н, доцент

                                                           Зяблова Е.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск 2009

План:

 

1. Единство чувственного и рационального познания.

 

1.1. Единство чувственного и рационального в познании.

 

1. 2. Познание как единство чувственного и рационального. Роль практики в познании.

 

2. Общенаучные методы познания: наблюдение, описание, эксперимент, моделирование, анализ, синтез, аналогия, экстраполяция.

 

2.1. Формы и методы научного познания.

 

2.2. Общенаучные методы познания.

 

2. 3. Виды методов научного  познания.

 

2. 4. Методы познания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Единство чувственного и рационального познания.

1.1. Единство чувственного и рационального в познании.

Чувственное восприятие человеком конкретных, отдельных явлений, событий, фактов зависит от содержания понятий, а также от того, в какой мере, насколько полно содержание понятий освоено данным человеком. Следовательно, речь идет о зависимости чувственного опыта и восприятия от языка, от понятийного аппарата, используемого человеком в его практической и познавательной деятельности. Однако эта зависимость отнюдь не является односторонней.

Само понятие есть результат исторического опыта  человечества в целом или исторического  опыта тех или иных общностей  людей, социальных групп. Усвоение конкретными людьми или определенными поколениями людей уже существующих понятий, роль этих понятий в их сознании и деятельности - все это фактически зависит от непосредственного контакта людей с объективной реальностью. В ходе таких контактов понятия, идеи получают многократную и многостороннюю проверку, обогащаются содержанием, а в случае необходимости наполняются новым смыслом.

Более того, реально значимыми  понятия являются тогда, и только тогда, когда они соединяются  с осознанием возможностей их практического использования - для реализации потребностей, для изменения, преобразования предметов, отношений природы и общества в ходе человеческой активной деятельности. При этом понятия, приобретенные людьми в процессе обучения, постоянно сопоставляются с реальной практикой, проверяются, уточняются в процессе непосредственного действия с конкретными объектами, особенно в те моменты, когда возникают новые актуальные проблемы (что, собственно, имеет место в любой области человеческой деятельности). Тогда понятия и знания проверяются, обогащаются, корректируются, а иной раз и существенно изменяются в своем содержании, хотя слова языка, их выражающие, могут остаться неизменными.

"Чувственность"  и "рациональное мышление" нельзя  рассматривать как некоторые якобы абсолютно самостоятельные, изолированные "способности" познающего человека. В реальном познании они находятся в единстве и взаимодействии. Более того, в их сложном взаимодействии обнаруживается два типа деятельности: во-первых, практическая деятельность в самом широком смысле слова, а во-вторых, деятельность, специально направленная на создание знаний, на продуцирование понятий, то есть теоретическая деятельность как особый вид умственного труда. При этом практическая деятельность, в ходе которой непрерывно возникает непосредственный контакт органов чувств с предметами и явлениями природы и общества, тесно связана с мышлением, с понятиями, а теоретическая деятельность проникнута чувственно-образными элементами и тысячью нитей связана со всеми формами практической деятельности. Значит, проблема "чувственности" и "мышления" реально существует как вопрос о специфике и противоречивом взаимодействии двух названных выше типов и уровней деятельности.

 

Познание распадается  как бы на две половинки, а вернее части: чувственную и рациональную. Основные формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.  
 
        Ощущение - это отражение отдельных свойств предмета или явления. В случае стола, например, - его формы, цвета, материала (деревянный, пластмассовый). По количеству органов чувств различают пять основных видов ощущений: зрительные, звуковые, осязательные, вкусовые и обонятельные. Наиболее важной для человека является зрительная модальность: через нее поступает более 80% чувственной информации.  
 
        Восприятие дает целостный образ предмета, отражающей уже совокупность его свойств; в нашем примере - чувственно-конкретный образ стола. Исходным материалом восприятия, таким образом, являются ощущения. В восприятии они не просто суммируются, а органически синтезируются. То есть мы воспринимаем не отдельные "картинки"-ощущения в той или иной, (чаще калейдоскопической) их последовательности, а предмет как нечто целое и устойчивое. Восприятие в этом смысле инвариантно относительно входящих в него ощущений.  
 
        Представление выражает образ предмета, запечатленный в памяти. Оно является воспроизведением образов предметов, воздействовавших на наши органы чувств в прошлом. Представление не такое четкое, как восприятие. Кое-что в нем опускается. Но это и хорошо: опуская одни черты или признаки и удерживая другие, представление делает возможным абстрагирование, обобщение, выделение повторяющегося в явлениях, что очень важно на второй, рациональной, ступени познания. Чувственное познание являет собой непосредственное единство субъекта и объекта; они даны здесь как бы слитно, нераздельно. Непосредственное не значит ясное, очевидное и всегда правильное. Ощущения, восприятия, представления нередко искажают действительность, неточно и однобоко воспроизводят ее. К примеру, карандаш, опущенный в воду, воспринимается как изломанный.  
 
        Углубление познания, выделение объективного из того субъект-объектного единства, которое дано на чувственном этапе познания, ведет нас к рациональному познанию (иногда его называют еще абстрактным или логическим мышлением). Это уже опосредованное отражение действительности. Здесь тоже три основных формы: понятие, суждение и умозаключение.  
 
        Понятие - это мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений и процессов действительности. Составляя себе понятие о предмете, мы отвлекаемся от всех его живых подробностей, индивидуальных черт, от того, чем конкретно он отличается от других предметов, и оставляем только его общие, существенные черты. Столы, в частности, разнятся между собой по высоте, цвету, материалу и т. д. Но, формируя понятие "стол", мы как бы не видим этого и сосредотачиваемся на других, более существенных признаках: возможность сидеть за столом, ножки, гладкая поверхность...  
 
        Суждения и умозаключения суть формы познания, в которых движутся понятия, в которых и которыми мы мыслим, устанавливая те или иные отношения между понятиями и, соответственно, стоящими за ними предметами. Суждение - это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете или явлении: "процесс пошел", "в политике нельзя верить словам". Суждения закрепляются в языке с помощью предложения. Предложение по отношению к суждению является его своеобразной материальной оболочкой, а суждение составляет идеальную, смысловую сторону предложения. В предложении выделяются подлежащее и сказуемое, в суждении - субъект и предикат.  
 
      Мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения называется умозаключением. Например: "Люди смертны. Сократ человек. Следовательно, Сократ смертен". Суждения, которые кладутся в основу умозаключения или, по-другому, суждения, из которых выводится новое суждение, называются посылками, а выводимое суждение - заключением.  
 
      Умозаключения бывают различных видов: индуктивные, дедуктивные и по аналогии. В индуктивном умозаключении мысль движется от единичного к общему. Например: "В остроугольных треугольниках сумма внутренних углов равна двум прямым. В прямоугольных треугольниках сумма внутренних углов равна двум прямым. В тупоугольных треугольниках сумма внутренних углов равна двум прямым. Следовательно, во всех треугольниках сумма внутренних углов равна двум прямым". Индукция бывает полной и неполной. Полная - когда посылки исчерпывают, как в приведенном примере, весь класс предметов (треугольников), подлежащих обобщению. Неполная - когда такой полноты ("весь класс") нет, когда число индуктивно обобщаемых случаев или актов неизвестно или неисчерпаемо велико. Примером неполной индукции могут служить регулярные опросы общественного мнения по тому или иному вопросу, кто станет президентом, например. Опрашиваются по выборке немногие, некоторые, а обобщение делается на все население. Индуктивные заключения или выводы носят, как правило, вероятностный характер, хотя в практической достоверности им тоже отказать нельзя. Для опровержения индуктивного обобщения часто бывает достаточно одного "коварного" случая. Так, до открытия Австралии считалось общепризнанным, что все лебеди белые, а все млекопитающие живородящие. Австралия "разочаровала": оказалось, что лебеди могут быть и черными, а млекопитающие - утконос и ехидна, кладут яйца.  
 
        В дедуктивном умозаключении мысль движется от общего к частному. Например: "Все, что укрепляет здоровье, полезно. Спорт укрепляет здоровье. Следовательно, спорт полезен".  
 
        Аналогия - это умозаключение, в котором на основании сходства предметов в каком-то одном отношении, делается вывод об их сходстве в другом отношении. Так, на основании сходства звука и света (прямолинейность распространения, отражение, преломление, интерференция) был сделан вывод о световой волне.  
 
        Что важнее в познании - чувственное или рациональное начало? В ответе на этот вопрос есть две крайности: эмпиризм и рационализм. Эмпиризм - это точка зрения, согласно которой единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт, то, что мы получаем с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Нет ничего в уме, чего бы не было прежде в чувствах. Рационализм, наоборот, есть позиция, в соответствии с которой знание (подлинное, истинное, достоверное) может быть получено с помощью одного ума, без всякой опоры на чувства. Абсолютизируются при этом законы логики и науки, методы и процедуры, развитые самим разумом. Образцом подлинного знания является для рационалистов математика - научная дисциплина, развиваемая исключительно за счет внутренних резервов разума, его формотворчества, его конструктивизма.  
 
        Вопрос все-таки надо ставить по-другому: не противопоставление чувственного и рационального познания, а их внутреннее единство. Одной из конкретных форм этого единства выступает воображение. Оно подводит чувственное разнообразие открываемого нами в познании мира под абстрактно-общие понятия. Попробуйте, например, без воображения подвести Иванова, Петрова, Сидорова под понятие "человек". И не только потому, что это наши люди, но и в принципе, по существу. Для абстрактного мышления образы воображения служат чувственной опорой, своеобразным средством обличения в смысле обнаружения, заземления. Конечно, воображение выполняет не только эту функцию - моста, связи. Воображение в широком смысле есть способность создавать новые образы (чувственные или мыслительные) на основе преобразования полученных от действительности впечатлений. С помощью воображения создаются гипотезы, формируются модельные представления, выдвигаются новые идеи экспериментов и т.д.  
 
        Своеобразной формой сопряжения чувственного и рационального является также интуиция - способность непосредственного или прямого усмотрения истины. В интуиции четко и ясно осознается лишь результат; конкретные же процессы, к нему ведущие, остаются как бы за кадром, в области и глубинах бессознательного.  
 
        В общем, познает всегда целостный человек, человек в полноте всех его жизненных проявлений и сил.

 

 

1.2. Познание как единство чувственного и рационального. Роль практики в познании. 
Научное познание есть процесс, то есть развивающаяся система знания, которая включает в себя два основных уровня: эмпирический и теоретический. Но прежде всего познание делится на: чувственное познание, рациональное, 
практика – проверка полученных знаний. 
       Чувственное познание существует в трех формах: 
ощущение, восприятие, представление. 
      Ощущение – результат приспособления к условиям внешней среды и является средством адекватного реагирования организма. Ощущения обладают активностью и инертностью, то есть позволяют сопоставлять текущие ощущения с прошлым опытом. Ощущения делятся на: 
- ощущения, отражающие свойства и явления внешнего мира, 
- ощущения, отражающие движение и состояние органов тела. 
Между ними тесная связь. Человек ощущает внешний мир не пассивно, а реагируя на него в соответствии со свойствами внешних предметов. Функции ощущений в процессе познания: различение объектов, отождествление объектов. 
Роль ощущений – без него невозможна деятельность мозга, сознания. Они позволяют ориентироваться во внешнем мире. 
Восприятие – целостное отражение внешнего материального предмета, воздействующего на органы чувств. Восприятие отражает внешние определения предметов, внутренние раскрыть не может. Чувственное восприятие – непосредственный образ вызывающего его предмета. Восприятие может быть опосредовано прошлым опытом или специальными орудиями. В результате воздействия внешних предметов на органы чувств мозг сохраняет образы, которые могут оживляться без непосредственного воздействия предметов. Эти образы – представления. Отличие от восприятия: 
- представления – образ без непосредственного предмета, следовательно, меньше ясность и отчетливость, 
- представления характеризуют более общие черты предметов, 
- на основе связей восприятия с представлением могут меняться и появляться новые образы. 
Рациональное познание (логическое) происходит от чувственного посредством логического мышления – высшей функции головного мозга (опосредованное, отвлеченное и обобщенное отражение предметов внешнего мира, их существенных сторон, связей и отношений). Мышление: 
- опосредованное познание (не требует непосредственного контакта), 
- отвлеченное (отбрасывание несущественных черт предметов), 
- обобщенное (обобщение множества предметов на основе существенных признаков), 
- активное (направлено на решение задач путем оперирования понятиями). 
Существуют три формы рационального познания: понятие, суждение и умозаключение. Понятие – особый умственный образ, отличающийся от чувственного. Он обобщен и лишен наглядности. Отход от многочисленных чувственных признаков к общим, главным признакам формирует понятие. Суждение – мысль о каком-либо предмете, где что-либо утверждается или отрицается. Суждение – отражение связей между предметами в расчлененной и развернутой форме. Умозаключение – форма логического мышления, когда из некоторых суждений выводятся новые на основе закономерных связей суждений. Бывает индуктивным и дедуктивным. Существуют две точки зрения о происхождении умозаключения: врожденное или практика. Благодаря умозаключению человек не должен практически обосновывать эмпирические суждения.

 
Уровни научного познания:

 
        Эмпирический – преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональные моменты присутствуют, но имеют подчиненное значение. Характерные признаки: сбор фактов, первичное обобщение, описание экспериментальных данных, классификация. Эмпирическое исследование направлено на объект непосредственно. Приемы: сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент. 
        Теоретический уровень характеризуется преобладанием рационального момента: понятий, теорий, законов. Живое созерцание – подчиненный, но очень важный момент познавательного процесса. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания. Приемы: абстрагирование, идеализация, синтез, дедукция и так далее. Характерная черта – направленность на себя, внутринаучная рефлексия, то есть исследование самого процесса познания, его форм, приемов.

 
       Граница между эмпирическим и теоретическим уровнями условна и подвижна, они тесно взаимосвязаны. Эмпирические исследования, выявляя новые данные, стимулируют теоретическое познание, которое их обобщает и объясняет, ставит перед ним новые, более сложные задачи. В свою очередь теоретическое познание ориентирует и способствует совершенствованию эмпирических методов и средств.

 

  1. Общенаучные методы познания: наблюдение, описание, эксперимент, моделирование, анализ, синтез, аналогия, экстраполяция.

 

 

2.1. Формы и методы научного познания.

 

Основной формами научного познания являются:

 

1. Проблема - научный вопрос. Вопрос как форма познания возникает вместе с человеческим сознанием. Предмет проблем - вопрос о сложных свойствах, явлениях, законах действительности для познания которых необходимы специальные научные средства познания. Проблема может состоять из множества более частных, составляющих ее проблем. Проблема определенным образом ставится или формируется наукой.  В структуре проблемы можно выделить 2 основные компоненты: а) Предварительное, частичное знание о предмете. б) Более/менее определенное наукой незнание. Таким образом проблема - противоречивое единство знания и незнания.

 

2. Гипотеза - предполагает решение проблемы. Одно из важнейших свойств гипотезы - ее множественность (любая проблема науки вызывает появление целого ряда гипотез). В качестве гипотезы выступают не только отдельные предположения, но и целые концепции и теории, имеющие более или менее развернутый характер.

 

3. Теория имеет 2 основных значения: - высшая форма научного познания; - система понятий, описывающих и объясняющих какую либо область действительности. Методы научного познания - способы познания, подходы к действительности. 

 

В процессе научного познания используется разнообразные методы. Отличительно особенность философских методов – универсальность.

Эти методы действуют  всюду, указывая общий путь к истине:

Сравнение и сравнительно – исторический метод. Еще древние  мыслители утверждали: сравнение  – мать познания. Все познается в сравнении. Сравнение – установление различие и сходство предметов.

 

Анализ и синтез. Анализ – это мысленное разложение предмета на составляющие его части. Синтез –  объединение разложенных анализом элементов.

Абстрагирование, идеализация, обобщение и ограничение. Абстраг.- мысленное выделение какого либо предмета, либо его свойство в отвлечении от его связи с другими предметами, от других его свойств. Идеализация – наоборот. Обобщение – мысленный переход от единичного к общему. Ограничение – наоборот.

Аналогия – это  вероятное заключение о сходстве предметов в каком либо признаки на основание их сходство других признаках.

Моделирование – изучение предмета, при котором он замещается каким либо аналогом.

Индукция – выведение  общего положения из ряда частных утверждений. Редукция наоборот. 

 

2. 2. Общенаучные методы познания.

 

Общенаучные методы познания. Они нашли применение во всех или  почти во всех науках. Их своеобразие  и отличие от всеобщих (философских) методов в том, что они находят применение не на всех, а лишь на определенных этапах процесса познания. Например, индукция играет ведущую роль на эмпирическом, а дедукция - на теоретическом уровне познания, анализ преобладает на начальной стадии исследования, а синтез - на заключительной и т.д.

 

Характеристика некоторых общенаучных методов исследования. На эмпирическом уровне находят применение следующие методы научного познания: наблюдение и эксперимент. Наблюдение - это преднамеренное и целенаправленное восприятие явлений и процессов без прямого вмешательства в их течение, подчиненное задачам научного исследования.

 

Основные требования к научному наблюдению следующие:

1) однозначность цели, замысла;

2) системность в методах  наблюдения;

3) объективность;

4) возможность контроля  либо путем повторного наблюдения, либо с помощью эксперимента.

Информация о работе Общенаучные методы познания