Общество как объект философского анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 14:22, контрольная работа

Описание работы

Целью написания данной работы является исследование общества в целом как сложной системы «человек-общество». Выявить проблемы сущности социальных явлений, причин развития общества, его движущих сил, их место в истории социально-философской мысли. Достижения социальной философии прошлого в исследовании этих проблем. Основными задачами, стоящими перед автором при написании работы являются:
выявить фундаментальные основания общественной жизни, ее системообразующие факторы;
дать анализ общественной сущности человека.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …..........................................................................................................3
Глава 1 Общество как объект философского анализа...........................................5
Глава 2 Развитие философского понимания природы общества и его структуры ………………………………………………………………………….8
Глава 3 Основные модели общества………………….………………………………….…...12
3.1 Идеалистическая модель общества........................................................……..13
3.2 Натуралистическая модель общества ……………..…………...…………………………..14
3.3 Материалистическая модель общества…................……….…..…………..16
3.4 Плюралистическая модель общества……………………..……...………....19
Заключение ….......................................................................................................20
Список использованной литературы.…..............................................................21
Интернет ресурсы ………………………….......…………………………….….22

Файлы: 1 файл

Министерство образования Российской Федерации копия.docx

— 41.95 Кб (Скачать файл)

~ ~

   Министерство  образования Российской Федерации


      Кафедра общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин

Контрольная работа по дисциплине «Философия»

на тему: «Общество  как объект философского анализа»

Руководитель: к.ф.н., доцент

                                          Выполнила: студентка

                                   

 

 

 

 

 

 

МОСКВА 2010

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …..........................................................................................................3

Глава 1 Общество как объект философского анализа...........................................5

Глава 2 Развитие философского понимания природы общества и его структуры ………………………………………………………………………….8

  Глава 3 Основные модели общества………………….………………………………….…...12

  3.1 Идеалистическая модель общества........................................................……..13

  3.2 Натуралистическая модель общества ……………..…………...…………………………..14

   3.3 Материалистическая  модель общества…................……….…..…………..16

  3.4 Плюралистическая модель общества……………………..……...………....19

  Заключение ….......................................................................................................20

   Список использованной  литературы.…..............................................................21

   Интернет ресурсы  ………………………….......…………………………….….22

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Тема данной контрольной  работы «Общество как объект философского анализа», поможет нам определить пути становления и развития общества. Дать объяснения, почему именно  философский анализ особенно необходим в познании общества.

 Целью написания данной работы является исследование общества в целом как сложной системы «человек-общество». Выявить проблемы сущности социальных явлений, причин развития общества, его движущих сил, их место в истории социально-философской мысли. Достижения социальной философии прошлого в исследовании этих проблем. Основными задачами, стоящими перед автором при написании работы являются:

  • выявить фундаментальные основания общественной жизни, ее системообразующие факторы;
  • дать анализ общественной сущности человека.

   При написании   данной контрольной работы были  использованы такие учебники, как:  Социальная философия: учебник.  – Изд.2-е. – М.:ФАИР-ПРЕСС, 2000. –  560с./ под ред. Барулин В.С.; Философия в вопросах и ответах/ - Мн.:Новое звание, 2003. – 400с./ под ред.Яскевич Я.С.; Основы философии: Учеб. пособие/ -Мн.:Выш.шк., 2003. - 541с./под ред. В.Н.Калмыков.

Объектом данной работы является общество и его философский анализ.

 При написании работы  были использованы такие методы  научного познания как — логический, научный, источниковедческий, хронологический,  сравнительный.

При работе над контрольной  работой автор получил знания о понятии общества в целом, узнал  основания и условия возникновения  общества. Автор приобрёл способность  самостоятельно работать с источниками  литературы, выделять главное и делать выводы, приобрёл навык в конспектировании.

Данная контрольная работа состоит из введения, основной части  и заключения.

Во введении автор рассмотрел актуальность темы, цели, задачи, освещённость темы в литературе, определил объект и предмет исследования, рассмотрел учебную значимость написания данной контрольной работы и структуру  работы.

В основной части раскрыты сущность понятия «общества»,  проблемы и их пути решения.

В заключении сделаны выводы по работе в целом.

В списке использованной литературы и интернет ресурсов автор указал перечень источников литературы, которые  послужили теоретической и методологической основой для написания данной контрольной работы.

Объём данной контрольной  работы -  22 страницы.

Глава 1 Общество как объект философского анализа.

Каждый человек осознаёт себя индивидуальностью, чётко ограниченной от среды. В то же время ни одни из нас не мыслит себя вне совместной жизни с другими людьми, союза, сотрудничества, общего труда с ними, то есть общества. Казалось бы, нет ничего более знакомого нам, чем общество, и всё же каждый из нас ощущает  некую до конца непостижимую тайну  совместной жизни людей.

Что собственно такое есть общественная жизнь? Есть ли что-то общее  и неизменное, скрывающееся за бесконечным  многообразием этой жизни? Какое  место занимает общество в жизни  человека? Каков подлинный смысл  общественной жизни? Очевидно, что эти  и другие вопросы есть вопросы  о смысле и цели человеческой жизни. Познание общества есть, следовательно, самопознание человека. Знание об обществе необходимы для того, чтобы люди действовали не стихийно, а сознательно, разумно формулировали цели своей  совместной жизни, находили действенные  и достойные пути и средства их реализации.

Философия была бы неполной и односторонней, если бы она абстрагировалась от человека, а значит, и от общества, ограничивая свои интересы исследованием  ненаселенной людьми природы. Такая "безлюдная" философия перестала бы быть учением о всеобщем, ее познавательная и методологическая ценность была бы значительно снижена. Все это превращает системное философско-социологическое осмысление общества и исторического процесса в абсолютно необходимую и притом органически составную часть философии.

Важнейшей составной частью философии является системный анализ общества и исторического процесса в целом. Особая важность такого анализа  непосредственно связана с решающим значением в философии проблемы отношения человека и мира.

Общество неотделимо от природы. Человек, а значит, и общество вышли  из природы, они ее продолжение, ее часть. Но это часть особенная, она представляет собой вторую, искусственно созданную  природу.

Природа была и остается тем фундаментом, на котором покоится и из материала которого строится общество. Сегодня ясно, что без  природы как базиса у общества нет будущего.

Общество - особая подсистема объективной реальности, специфическая, социальная форма движения материи. Своеобразие этой подсистемы бытия  состоит, прежде всего, в том, что  историю общества делают люди. В  живой природе, например, в лучшем случае происходит лишь приспособление организмов к природным условиям, общество не приспосабливает в ходе преобразующей практической деятельности вещества природы и ее процессы для удовлетворения своих потребностей. Деятельность, таким образом, есть способ существования социального, ибо всякое изменение социального, т. е. его движение, реализуется через деятельность.

В отличие от природы общество имеет свои пространственно-временные  границы и подчиняется в своем  движении, наряду с общими, особенным и специфическим законам. Философский анализ общества имеет своей целью на основе исследования конкретно-исторических обществ или их состояний построение идеальной модели общества с использованием целой системы философских категорий. К ним относятся категории деятельности, материального производства, общественных отношений, базиса и надстройки, общественно-экономической формации и т. д. Здесь же важно подчеркнуть, что теоретическая модель общества позволяет решить ряд задач. Она дает возможность выявить социальную необходимость, отвлекаясь от случайностей, представить изучаемый объект - в предельно развитой форме, выявить законы его движения. [13]

Из всех явлений действительности, общественная жизнь - одно из наиболее сложных. Если в природе взаимодействия между материальными образованиями осуществляются без вмешательства сознательных существ, то в обществе действуют одаренные сознанием люди, которые ставят перед собой определенные цели и стремятся к их достижению. В результате действий людей общество постоянно изменяется и развивается.[9]

Глава 2 Развитие философского понимания природы общества и его           структуры

    Стартовой позицией  для изучения общества является  классическая греческая философия.

В древнегреческой философии  можно выделить Платона и Аристотеля, именно в их творчестве особо ярко выделился подход к проблемам  общества, определяющий на многие века контуры познания этой области. В  философском калейдоскопе они находят  место и для проблем общества, общественного бытия человека.

Платон и Аристотель выделяют следующие проблемы социальной философии  и общественной жизни – это  и вопросы возникновения общества, разделение труда, рабства, сословий, вопросы  воспитания людей, определённые размышления  об основах экономики, обмена и т.д. Отсюда выделяются основные пункты, вокруг которых концентрируется разговор об обществе – это этика и учение о государстве. При этом в основном государству уделяют основное внимание. Это видно на примере работы Аристотеля, который изучил и описал устройство 158 греческих городов-государств.

Анализ постановки вопроса  о государстве в наследии великих  греков позволяет выделить одну очень  важную методологическую особенность, что было ключом к видению общества. Таким ключом было государство. При  этом роль государства проявлялась  по-разному. Во-первых, государство  было той отправной точкой, с которой  рассматривались разные явления  общественной жизни. Во-вторых, государство  было своеобразным пределом, который  исключал из поля зрения исследователей общественные реалии просто потому, что  связь их с государством не просматривалась.

Нам следует выделить, что  весь образ социального видения  древних касается не столько государства  – притом, что это одна из важных тем, значение которой нельзя недооценивать, - сколько общества. В данном случае не столько государство растворялось в обществе, сколько наоборот общество подтягивалось до государства, растворялось в нём.

Такое поглощение общества государством в то время было не случайным. Во-первых - это объяснялось  тем, что государство выступает  как бы воплощением общественной целостности, связи всех частей общественного  организма. И вполне понято, что при  исследовании общества, фиксируется  то, что лежит на поверхности. Во-вторых, оно объяснялось особой ролью  политико-надстроечных институтов в  ранних классовых обществах, когда  институты самоорганизации общества ещё не были развиты, а социоинтегрирующая роль государства была велика. Отсюда и тенденция растворять общество в государстве. [3 с.5]

Огромный скачок в исследовании общества был сделан в эпоху Возрождения, для которой характерно превращение  философии в антропоцентрическую по своей направленности. Для мыслителей этой эпохи человек не природное существо, а существо, созидающее новый мир, красоту. Он творит самое высокое, что есть в мире, – самого себя. [12]

Французскому философу XVIII в. Жану-Жаку Руссо принадлежат идеи о диалектическом характере развития истории, сочетании прогресса и регресса в общественном развитии, о частной собственности как причине общественного неравенства и возникновения государства. Ещё дальше в этом направлении пошёл Клод Анри Сен-Симон. Он, находясь в рамках политико-центристского понимания общества, обращал особое внимание на развитие «индустрии» в обществе, соответствующих форм собственности, классов. Сен-Симон считал, что расцвет общества наступит благодаря развитию промышленности, сельского хозяйства, искоренению паразитизма в экономике общества, благодаря организации справедливого для всех, производительного труда, введению распределения по способностям. Особенно хотелось отметить важную роль Адама Смита, который трактовал экономические реалии: человеческий труд, разделение труда, раскрытие экономических законов, природу классов  -  с материалистических позиций.

Многоплановый анализ общества был предпринят великим представителем немецкой классической философии - Георгом  Вильгельмом Фридрихом Гегелем. Он в своих работах развернул  поражающую по своей глубине, богатству  идей философскую картину общества, диалектики человека и общества. В  его работах были отражены следующие  социальные проблемы: структура общества в целом, труд, собственность, мораль, семья, гражданское общество, народ, общность, многосложная система общественного  управления, формы государственного устройства, монархия, духовность общества, реальный человеческий индивид в  бесконечном множестве и сложности  его связей с обществом, мировой  историей и ряд других проблем.

Важный вклад в развитие социальной философии в 19 веке внесли Огюст Конт и Герберт Спенсер. Они вдвоем  исследовали общефилософские  проблемы, такие, как теория познания, всеобщая эволюция живой материи, и  проблемы социологии, социальной философии. Они понимали общество как сложное  целостное образование.

Последователями О.Конта можно считать американских социологов Т. Парсонса и Р. Мертона, которые путём структурно-функционального анализа исследуют общество как стабильную, нормально функционирующую систему и те элементы социальной организации, которые играют дестабилизирующую роль. Также последователем О.Конта был немецкий философ XX в. Р. Дарендорф, который разработал теорию социального конфликта, анализирующую социальный конфликт как условие развития социальной системы и в то же время как нарушение ее равновесия.

Информация о работе Общество как объект философского анализа