Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 14:22, контрольная работа
Целью написания данной работы является исследование общества в целом как сложной системы «человек-общество». Выявить проблемы сущности социальных явлений, причин развития общества, его движущих сил, их место в истории социально-философской мысли. Достижения социальной философии прошлого в исследовании этих проблем. Основными задачами, стоящими перед автором при написании работы являются:
выявить фундаментальные основания общественной жизни, ее системообразующие факторы;
дать анализ общественной сущности человека.
ВВЕДЕНИЕ …..........................................................................................................3
Глава 1 Общество как объект философского анализа...........................................5
Глава 2 Развитие философского понимания природы общества и его структуры ………………………………………………………………………….8
Глава 3 Основные модели общества………………….………………………………….…...12
3.1 Идеалистическая модель общества........................................................……..13
3.2 Натуралистическая модель общества ……………..…………...…………………………..14
3.3 Материалистическая модель общества…................……….…..…………..16
3.4 Плюралистическая модель общества……………………..……...………....19
Заключение ….......................................................................................................20
Список использованной литературы.…..............................................................21
Интернет ресурсы ………………………….......…………………………….….22
~ ~
Министерство
образования Российской
Кафедра общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин
Контрольная работа по дисциплине «Философия»
на тему: «Общество как объект философского анализа»
Руководитель: к.ф.н., доцент
МОСКВА 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …....................
Глава 1 Общество как
объект философского анализа.......................
Глава 2 Развитие философского понимания природы общества и его структуры ………………………………………………………………………….8
Глава 3 Основные модели общества………………….………………………………….
3.1 Идеалистическая модель общества......................
3.2 Натуралистическая модель общества ……………..…………...…………………………..14
3.3 Материалистическая
модель общества…..............
3.4 Плюралистическая модель общества……………………..……...………....
Заключение …..................
Список использованной
литературы.…..................
Интернет ресурсы
………………………….......…………………………….…
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной контрольной работы «Общество как объект философского анализа», поможет нам определить пути становления и развития общества. Дать объяснения, почему именно философский анализ особенно необходим в познании общества.
Целью написания данной работы является исследование общества в целом как сложной системы «человек-общество». Выявить проблемы сущности социальных явлений, причин развития общества, его движущих сил, их место в истории социально-философской мысли. Достижения социальной философии прошлого в исследовании этих проблем. Основными задачами, стоящими перед автором при написании работы являются:
При написании
данной контрольной работы
Объектом данной работы является общество и его философский анализ.
При написании работы
были использованы такие
При работе над контрольной
работой автор получил знания
о понятии общества в целом, узнал
основания и условия
Данная контрольная работа состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении автор рассмотрел актуальность темы, цели, задачи, освещённость темы в литературе, определил объект и предмет исследования, рассмотрел учебную значимость написания данной контрольной работы и структуру работы.
В основной части раскрыты сущность понятия «общества», проблемы и их пути решения.
В заключении сделаны выводы по работе в целом.
В списке использованной литературы
и интернет ресурсов автор указал
перечень источников литературы, которые
послужили теоретической и
Объём данной контрольной работы - 22 страницы.
Глава 1 Общество как объект философского анализа.
Каждый человек осознаёт себя индивидуальностью, чётко ограниченной от среды. В то же время ни одни из нас не мыслит себя вне совместной жизни с другими людьми, союза, сотрудничества, общего труда с ними, то есть общества. Казалось бы, нет ничего более знакомого нам, чем общество, и всё же каждый из нас ощущает некую до конца непостижимую тайну совместной жизни людей.
Что собственно такое есть общественная жизнь? Есть ли что-то общее и неизменное, скрывающееся за бесконечным многообразием этой жизни? Какое место занимает общество в жизни человека? Каков подлинный смысл общественной жизни? Очевидно, что эти и другие вопросы есть вопросы о смысле и цели человеческой жизни. Познание общества есть, следовательно, самопознание человека. Знание об обществе необходимы для того, чтобы люди действовали не стихийно, а сознательно, разумно формулировали цели своей совместной жизни, находили действенные и достойные пути и средства их реализации.
Философия была бы неполной и односторонней, если бы она абстрагировалась от человека, а значит, и от общества, ограничивая свои интересы исследованием ненаселенной людьми природы. Такая "безлюдная" философия перестала бы быть учением о всеобщем, ее познавательная и методологическая ценность была бы значительно снижена. Все это превращает системное философско-социологическое осмысление общества и исторического процесса в абсолютно необходимую и притом органически составную часть философии.
Важнейшей составной частью
философии является системный анализ
общества и исторического процесса
в целом. Особая важность такого анализа
непосредственно связана с
Общество неотделимо от природы. Человек, а значит, и общество вышли из природы, они ее продолжение, ее часть. Но это часть особенная, она представляет собой вторую, искусственно созданную природу.
Природа была и остается тем фундаментом, на котором покоится и из материала которого строится общество. Сегодня ясно, что без природы как базиса у общества нет будущего.
Общество - особая подсистема объективной реальности, специфическая, социальная форма движения материи. Своеобразие этой подсистемы бытия состоит, прежде всего, в том, что историю общества делают люди. В живой природе, например, в лучшем случае происходит лишь приспособление организмов к природным условиям, общество не приспосабливает в ходе преобразующей практической деятельности вещества природы и ее процессы для удовлетворения своих потребностей. Деятельность, таким образом, есть способ существования социального, ибо всякое изменение социального, т. е. его движение, реализуется через деятельность.
В отличие от природы общество имеет свои пространственно-временные границы и подчиняется в своем движении, наряду с общими, особенным и специфическим законам. Философский анализ общества имеет своей целью на основе исследования конкретно-исторических обществ или их состояний построение идеальной модели общества с использованием целой системы философских категорий. К ним относятся категории деятельности, материального производства, общественных отношений, базиса и надстройки, общественно-экономической формации и т. д. Здесь же важно подчеркнуть, что теоретическая модель общества позволяет решить ряд задач. Она дает возможность выявить социальную необходимость, отвлекаясь от случайностей, представить изучаемый объект - в предельно развитой форме, выявить законы его движения. [13]
Из всех явлений действительности, общественная жизнь - одно из наиболее сложных. Если в природе взаимодействия между материальными образованиями осуществляются без вмешательства сознательных существ, то в обществе действуют одаренные сознанием люди, которые ставят перед собой определенные цели и стремятся к их достижению. В результате действий людей общество постоянно изменяется и развивается.[9]
Глава 2 Развитие философского понимания природы общества и его структуры
Стартовой позицией
для изучения общества
В древнегреческой философии можно выделить Платона и Аристотеля, именно в их творчестве особо ярко выделился подход к проблемам общества, определяющий на многие века контуры познания этой области. В философском калейдоскопе они находят место и для проблем общества, общественного бытия человека.
Платон и Аристотель выделяют
следующие проблемы социальной философии
и общественной жизни – это
и вопросы возникновения
Анализ постановки вопроса о государстве в наследии великих греков позволяет выделить одну очень важную методологическую особенность, что было ключом к видению общества. Таким ключом было государство. При этом роль государства проявлялась по-разному. Во-первых, государство было той отправной точкой, с которой рассматривались разные явления общественной жизни. Во-вторых, государство было своеобразным пределом, который исключал из поля зрения исследователей общественные реалии просто потому, что связь их с государством не просматривалась.
Нам следует выделить, что
весь образ социального видения
древних касается не столько государства
– притом, что это одна из важных
тем, значение которой нельзя недооценивать,
- сколько общества. В данном случае
не столько государство
Такое поглощение общества
государством в то время было не
случайным. Во-первых - это объяснялось
тем, что государство выступает
как бы воплощением общественной
целостности, связи всех частей общественного
организма. И вполне понято, что при
исследовании общества, фиксируется
то, что лежит на поверхности. Во-вторых,
оно объяснялось особой ролью
политико-надстроечных институтов в
ранних классовых обществах, когда
институты самоорганизации
Огромный скачок в исследовании общества был сделан в эпоху Возрождения, для которой характерно превращение философии в антропоцентрическую по своей направленности. Для мыслителей этой эпохи человек не природное существо, а существо, созидающее новый мир, красоту. Он творит самое высокое, что есть в мире, – самого себя. [12]
Французскому философу XVIII в. Жану-Жаку Руссо принадлежат идеи о диалектическом характере развития истории, сочетании прогресса и регресса в общественном развитии, о частной собственности как причине общественного неравенства и возникновения государства. Ещё дальше в этом направлении пошёл Клод Анри Сен-Симон. Он, находясь в рамках политико-центристского понимания общества, обращал особое внимание на развитие «индустрии» в обществе, соответствующих форм собственности, классов. Сен-Симон считал, что расцвет общества наступит благодаря развитию промышленности, сельского хозяйства, искоренению паразитизма в экономике общества, благодаря организации справедливого для всех, производительного труда, введению распределения по способностям. Особенно хотелось отметить важную роль Адама Смита, который трактовал экономические реалии: человеческий труд, разделение труда, раскрытие экономических законов, природу классов - с материалистических позиций.
Многоплановый анализ общества
был предпринят великим представителем
немецкой классической философии - Георгом
Вильгельмом Фридрихом Гегелем.
Он в своих работах развернул
поражающую по своей глубине, богатству
идей философскую картину общества,
диалектики человека и общества. В
его работах были отражены следующие
социальные проблемы: структура общества
в целом, труд, собственность, мораль,
семья, гражданское общество, народ,
общность, многосложная система общественного
управления, формы государственного
устройства, монархия, духовность общества,
реальный человеческий индивид в
бесконечном множестве и
Важный вклад в развитие социальной философии в 19 веке внесли Огюст Конт и Герберт Спенсер. Они вдвоем исследовали общефилософские проблемы, такие, как теория познания, всеобщая эволюция живой материи, и проблемы социологии, социальной философии. Они понимали общество как сложное целостное образование.
Последователями О.Конта можно считать американских социологов Т. Парсонса и Р. Мертона, которые путём структурно-функционального анализа исследуют общество как стабильную, нормально функционирующую систему и те элементы социальной организации, которые играют дестабилизирующую роль. Также последователем О.Конта был немецкий философ XX в. Р. Дарендорф, который разработал теорию социального конфликта, анализирующую социальный конфликт как условие развития социальной системы и в то же время как нарушение ее равновесия.
Информация о работе Общество как объект философского анализа