Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 14:22, контрольная работа
Целью написания данной работы является исследование общества в целом как сложной системы «человек-общество». Выявить проблемы сущности социальных явлений, причин развития общества, его движущих сил, их место в истории социально-философской мысли. Достижения социальной философии прошлого в исследовании этих проблем. Основными задачами, стоящими перед автором при написании работы являются:
выявить фундаментальные основания общественной жизни, ее системообразующие факторы;
дать анализ общественной сущности человека.
ВВЕДЕНИЕ …..........................................................................................................3
Глава 1 Общество как объект философского анализа...........................................5
Глава 2 Развитие философского понимания природы общества и его структуры ………………………………………………………………………….8
Глава 3 Основные модели общества………………….………………………………….…...12
3.1 Идеалистическая модель общества........................................................……..13
3.2 Натуралистическая модель общества ……………..…………...…………………………..14
3.3 Материалистическая модель общества…................……….…..…………..16
3.4 Плюралистическая модель общества……………………..……...………....19
Заключение ….......................................................................................................20
Список использованной литературы.…..............................................................21
Интернет ресурсы ………………………….......…………………………….….22
Глава 3 Основные модели общества.
Общество – это обособившееся от природы сложное образование, представляющее собой исторически изменяющуюся форму жизнедеятельности людей. Философский анализ общества возможен только на базе исследования его идеальной модели, ибо выявить сущность социального прогресса можно лишь освободив его от конкретно-исторической формы, представив процесс «в чистом виде», в логической форме, т.е. в такой, в какой можно существовать только в теоретическом сознании.
Примером может служить «Капитал» К.Маркса. В этом труде капитализм рассматривается вообще, а не в какой-то конкретной стране. Дело в том, что конкретное общество и его предполагаемая модель не могут существовать реально. В реальном обществе события носят индивидуальную окраску; здесь всё взаимосвязано: сознание влияет на бытие, бытие на сознание, экономика – на политику и т.д. [2 с. 249]
Выделим основные модели общества: идеалистическая, натуралистическая,
материалистическая, факторная (плюралистическая).
3.1 Идеалистическая модель общества.
Идеалистический подход к изучению общества слишком отрывает человека от природы, превращая духовную сферу общественной жизни в самостоятельную субстанцию. На практике это означает следовать принципу “мнения правят миром”. Идеал в принципе не отрицает объективного фактора истории. Однако развитие общества полностью определяется действием мирового разума или волевой активностью человека. В первом случае в социальной философии вносится фатализм, а во втором - обосновывается чисто субъективистское понимание исторического хода. В некоторых философских системах содержалось положительное начало в подходе к человеку и истории. Оно заключалось в обосновании свободы субъекта, его творческой активности. Как бы ни понималась духовность, никто не мыслит ее без нравственности, последняя предполагает наличие свободы. Духовно нравственным может быть только свободный человек. В свете данной концепции
Человек как моральное Главным недостатком идеалистической концепций является отрыв слова от дела, теории от практики, идеала от интереса. А когда символ господствует над бытием (будь это образ светлого будущего или всемогущей техники), цель непременно подменяется средством, а мудрость – рассудком. 3.2 Натуралистическая модель общества. |
В 17-18 вв. широкое распространение
получила натуралистическая концепция
толкования общественной жизни. Эта
концепция требует объяснения социальных
явлений исключительно
Высшие формы бытия натурализм сводит к низшим. Человек сводится до уровня исключительно природного существа. При этом человеческое поведение жёстко включается в цепь природных причин и следствий, свободе не остается моста, и концепция социологических событий принимает фаталистическую окраску. В системе Гоббса Свобода всего лишь модификация необходимой причины. “Каждое добровольное действие является вынужденным”, “все действия необходимы”.
Ещё одним недостатком натуралистического подхода является то, что он рассматривает человека как некий социальный атом, а общество как механический агрегат таких атомов, замкнутых исключительно на своих интересах.
Иными словами натурализм замечает в человеке только природную субстанцию. В работе и человеке связи обретают природный характер. Общество признается, но в качестве цементирующего начала берется или польза (просветители 17-18вв), или половая любовь (Фейербах). Общество в натуралистической философии характеризуется как всеобщность, связующая множество индивидовов лишь природными узами. Но в этом случае каждый волен защищать свою природу вопреки существующим моральным принципам, ибо последние не вытекают из природы человека. Теоретическое обоснование этой исключительной эгоистической жизненной позиции дал немецкий философ Макс Штинер в книге “Единственный и его собственность”. [11]
Следует подчеркнуть, что натуралистическая модель, справедливо подчеркивая значение природных условий в развитии общества, определенную зависимость развития отдельных стран, этнических особенностей народов, в том числе и психики, поведения людей от тех или иных природных, климатических факторов, в то же время абсолютизирует их роль в социальных процессах.
3.3 Материалистическая модель общества.
Противоположной идеалистической и натуралистической модели является материалистическая теория общества, у истоков которой стояли К. Маркс и Ф. Энгельс. Они пришли к выводу, что в основе исторической формы общества стоит тип организации материального производства. Тип собственности создаёт социальную структуру отношений и общения между различными группами людей – «гражданское общество». Эта структура регулируется государством. Порядок жизни, задаваемый социально-экономическими и политическими отношениями, отражается и закрепляется в политических, правовых, религиозных, философских представлениях, обычаях, законах и установках. Отсюда следует, что общественная система в целом есть единство главных сфер общественной жизни – материально-производственной, экономической, политической и духовной. Причинами общественного развития являются «эмпирические индивиды», которые стремятся обеспечить свои потребности, улучшить условия и обстоятельства жизни. В ходе объединения друг с другом, контактируя и обмениваясь деятельностью и её результатами, люди постоянно создают и изменяют свои общественные связи и отношения и сами совершенствуются. К.Маркс, пришёл к выводу, что в процессе изменения условий жизнедеятельности людей, а вместе с ними и самих людей развиваются их взгляды, системы ценностей, цели, теоретические концепции, то есть сознание выступает как осознанное бытие.
В своём труде «Немецкая идеология» К.Маркс и Ф.Энгельс писали, что бытие общественное – это реальный процесс жизни людей. Бытие социального - одна из сфер бытия. Бытие в целом включает в себя материальное и духовное. Следовательно, и общественное бытие дуалистично – материально – духовно. Оно есть единство объективного и субъективного, внешних условий и внутреннего мира человека.
Материальное производство ориентировано на удовлетворение потребностей человека в питании, одежде, жилище и т.д. Духовное производство программирует деятельность, даёт необходимые знания, формирует ценностные ориентации.
Общественные отношения обеспечивают организацию взаимодействия в системе: человек – природа – техника. Производство конкретного типа личности формирует человека, соответствующего требованиям общества и способного к саморазвиванию. Отсюда напрашивается вывод – бытие социального как реальный процесс жизни людей есть совокупное единство взаимосвязанных социально-экономического природно-демографического факторов развития общества. В этом аспекте общество многогранно и плюралистично.
«Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». – К.Маркс. [3 с. 428] Общественное бытие есть совокупность материальных отношений жизни общества, где решающую роль играет способ материального производства. Общественное бытие людей – своего рода социальная материя, которая отражается в общественном сознании, определяет его.
Общественное бытие и
общественное сознание, гибко взаимодействуя,
определяют друг друга конкретно. Общественное
сознание создаёт конкретные программы
(политическая стратегия, научные открытия,
нормы морали и т.д.), способные
управлять деятельностью
Бытие задаёт содержание сознания
и условия для его реализации.
Сознание по-разному реализует
3.4 Плюралистический метод анализа общества.
Следует отметить, что не все философы, исследующие общество, являются сторонниками монистического подхода к объяснению исторического процесса. В настоящее время приобретает популярность плюралистическая (факторная) модель (М. Вебер, Р. Арон). Она рассматривает общество как переплетение различных взаимодействующих факторов - экономики, права, морали, религии и др. При этом отрицается наличие единого основания общества, детерминирующего фактора. Все факторы равнозначны и играют одинаковую роль. Но в конкретной ситуации каждый из них может выступать в качестве решающей стороны социального развития. Однако при таком подходе эта модель становится вариантом, разновидностью либо материалистической, либо идеалистической модели, так как все факторы не могут быть одновременно равноценными в определении развития исторического процесса или конкретной ситуации. [10]
Плюралистическая модель общества - это взгляд на общество как на совокупность противоборствующих групп в сообществе, каждая из которых имеет доступ к власти, так что ни одна из групп не является доминирующей.
Заключение
Итак, сравнение различных теоретических подходов исследования общества показывает, что ни один из них не может служить универсальным ключом к раскрытию сущности социума и его причинно-следственных связей, но каждый из них обладает определенными познавательными возможностями. [10]
Из всех явлений действительности, общественная жизнь - одно из наиболее сложных. Если в природе взаимодействия между материальными образованиями осуществляются без вмешательства сознательных существ, то в обществе действуют одаренные сознанием люди, которые ставят перед собой определенные цели и стремятся к их достижению. В результате действий людей общество постоянно изменяется и развивается.[9]
Именно в познании общества
особенно необходим философский
анализ. Здесь нельзя применить микроскоп
– заменить его должна сила абстракции.
Материалистический подход к познанию
общества затрудняется тем, что здесь
действуют люди, наделённые сознанием,
ставящие перед собой определённые
цели. Господствовал идеализм, за которым,
однако, нельзя не признать определённых
исторических заслуг. До сих пор
ещё широко распространён натурализм,
пытающейся полностью объяснить
общество законами природы (физики, биологии…).
Его сильная сторона –
Современная действительность диктует необходимость мыслить и действовать конструктивно, критически, творчески, диалектически.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
Информация о работе Общество как объект философского анализа