Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 13:58, реферат
Главным предметом исследования социальной философии является общество как целостная социальная система, со своими законами развития функционирования. В область философского интереса включены те явления, и процессы жизни общества, которые характеризуют развитие всего человечества. Представители разных направлений в социальной философии трактуют понятие «общество» как определенную социальную систему, т.е. общество – как «социальный организм».
Тема 14: Общество как саморазвивающаяся система
Главным предметом исследования социальной философии является общество как целостная социальная система, со своими законами развития функционирования.
В область философского интереса включены те явления, и процессы жизни общества, которые характеризуют развитие всего человечества.
Представители разных направлений в социальной философии трактуют понятие «общество» как определенную социальную систему, т.е. общество – как «социальный организм».
Философы, рассматривая общество как систему взаимодействий людей, расходились в понимании этих основ.
Одни философы принимают общество, как систему взаимодействия людей, где в основе духовные начала человечества - это их сознание, их духовные потребности и ценности и т.д.
Существует и иная точка зрения философов на общество, где видят основу взаимодействия людей как материальную базу, материальные потребности и материальные условия общественной жизни.
Оба философских взгляда имеют место в историко-философских воззрениях на общество, так как, прежде всего, общество - это, совместная жизнь многих людей, которые активно взаимодействуют между собой с целью удовлетворения жизненно необходимых потребностей, своих, своей семьи, или социальной группы.
А именно, семейно-бытовые отношения, политические, нравственные, и других общественные отношения, которые в воссоединении образуют структуру общества.
В результате чего, между членами общества складываются определенные отношения, которые касающиеся средств и способов удовлетворения этих потребностей, исходя из настоящих условий жизни.
С течением времени эти отношения приобретают устойчивый характер, и контактирующие общество представляются как совокупность общественных отношений.
В процессе жизнедеятельности общество приобретает определенные характеристики:
Члены определенного общества производят необходимые для своего существования материальные и духовные блага.
Подобная трактовка общества имеет место в целом ряде социально-философских теорий. В рамках общественных отношений, при которых реализуются жизнедеятельность их членов, создаются государственные, нравственные и экономические отношения, и другие социальные институты, что влияет на развитие всех сторон культуры общества.
В философии, общество, рассматриваются с материалистической и идеалистической позиции.
Материалистический взгляд на общество, заключается в том, что все общественные отношения, а именно – нравственные, экономические, правовые, политические подразделяются на:
Современное общество представляет собой единую систему материальных и идеологических отношений.
Но, в связи с многообразием условий жизни современного общества, сформировались различные видами деятельности людей:
Общественные отношения, в основном носят объективный характер, так как они возникают на основе объективных потребностей людей и объективных условиях их существования. Они развиваются вместе с развитием условий их жизни и деятельности.
Понятие «общественное бытие» и «общественное сознание» играют значительную роль в методологическом исследовании общества и в понимании ее отдельных социальных явлений.
Взглянуть изнутри на «общественное бытие» и «общественное сознание» это значит встать на правильный путь научного познания общества как сложной социальной системы, а также отдельных ее явлений, например область экономической, социальной, политической и духовной жизни.
В ХХ в. получил свою популярность стадиальный подход в понимании цивилизаций Джамбаттиста Вико (1668-1744), итальянского философа.
По мнению Вико Дж. исторический процесс общества, имеет объективный и неизбежный характер.
Все нации развиваются по трём циклам, состоящих из 3 эпох:
Теорию локальных цивилизаций трех эпох развил в новом историческом времени и условиях, немецкий философ О.Шпенглер и английский социолог и историк А.Тойнби (схема 1.)
Схема 1. Стадиальный и локальный подход в понимании цивилизации.
А.Тойнби (1889-1975) выдвинул теорию локальных цивилизаций, который проходит круговорот аналогичные стадии:
1. формирования,
2. развития,
3. распада.
Движущей силой развития цивилизации – выступает "творческая элита", которая увлекает за собой "инертное большинство".
В своем развитии общество следует определенным законам. Существуют свои закономерности в развитии политической и духовной жизни общества.
Закономерностью в развитии общества является диалектические взаимодействие общественного сознания и бытия.
Сознание и бытие, по своей природе, является отражением общественного характера бытия, что активно воздействует на него. Действие данной закономерности возрастает с развитием общества, как исторического процесса, что выступает, в конечном счете, как законы деятельности людей и их общественных отношений.
2. Структура общества
Общество – это динамическая система, которая сформировалась из организованной и целенаправленной совместной деятельности всех ее членов.
Общество состоит из совокупности всех форм объединения и способов взаимодействия между членами группы, и с окружающим миром.
Общество представляет собой общественное бытие людей, то есть объективную реальность, которая своего рода представляет социальную материю, как результат функционирования, эволюции и дифференциации.
Современная философия имеет представления, что окружающий мир, одновременно разделен, но вместе с тем – и един.
Окружающий мир состоит из отдельных частей, объектов, и включает в себя многообразные свойства, которые выражают специфику связей, взаимоотношений этих объектов друг с другом. Являясь органической частью природы, общество вместе с тем характеризуется как система, имеющая более сложную структуру, организацию, чем природные системы.
Огромное значение
в определении специфики органи
Структура общества выступает как внутренняя его организация состоящая из отдельных звеньев.
Структура общества — это совокупность общественных отношений. Структурой общества обладает вся его подсистема. Причем всякая конкретная система в рамках «глобального» целого — общества — обладает своей специфической структурой, организацией, которая является конкретизацией более общей структуры, структуры, господствующей в обществе (Схема 2).
Главным компонентом любой общественной структуры являются люди, как центральное звено отношений. И это своеобразие любой социальной общности, семьи, рода, племени, народности, нации, человеческого общества в целом, их отличие от составляющих их отдельных людей объясняются тем, что все указанные общности включают в себя еще один важнейший компонент — социальные связи, взаимодействия, отношения между людьми.
Все люди относятся к структуре одного общества, могут действують в различных сферах общественной жизни — социально-политической, духовной, экономической, семейно-бытовой.
От этого происходит формирование специфических структур для конкретных сфер целостного общества:
Каждая из специфических структур обладает своими особенностями, и характеристиками, что определяются, прежде всего, господствующими в нем формами собственности.
Структура общественной системы выступает как отношения различных сфер общественной жизни — экономической и социально-политической, экономической и духовной, отношения других общественных сфер — это тоже элементы структуры. Элементы общества (схема 2).
Схема 2. Элементы общества
Индивиды-субъекты деятельности, являются первыми и необходимы элементами общества, с которыми связаны её стартовые и регуляторные механизмы.
Безусловно, человек представляет собой “целостный микрокосмос”, и он является элементом деятельности, то есть неделимым и простейшим образованием.
Объект социальной деятельности - второй элемент общества.
Объекты социальной деятельности подразделяются на два класса:
Структура общества включает в себя отдельные элементы, и части в виде отдельных людей и их объединений.
Структуре общества также свойственны и отношения, которые позволяют им отделить одни социальные объекты от других.
Социальная структура общества - это неразрывное единство двух ее основных составляющих:
2) совокупность взаимодействий (отношения и связи между людьми и социальными группами).
На сегодняшний день выделяют два методологических подхода к анализу исторического процесса – формационный и цивилизационный.
В рамках формационного подхода выделяют две теории - марксистскую теорию и теорию постиндустриального общества.
Марксистская концепция выделяет определенные стадий в развитии общества, т.е. формаций.
Суть данной концепции в следующем. Материальные отношения, ядром которых являются производственные отношения, составляют основу, базис общественного развития. На экономическом базисе возвышается надстройка, состоящая из системы политических, экономических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных, философских взглядов, идей, соответствующих им социальных институтов, а также духовных отношений между людьми. Производственные отношения развиваются в соответствии с развитием производительных сил (материально-производственная база и люди). По мере изменения экономических отношений претерпевает изменения и вся общественная надстройка (схема 3.)
Схема 3. Марксиская теория формационного подхода о проблеме периодизации истории
Таким образом, общественно-экономическая формация – это общество в совокупности всех его сторон, с присущим ему базисом и надстройкой как целостная система. Выделяются следующие формации: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (схема 4.)
Схема 4. Общественно-экономические формации
В конце XIX - начале ХХ века возник новый культурологический подход к пониманию хода истории. Он был разработан в трудах Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, позднее А. Тойнби. Они выдвинули идею о цивилизационной структуре общественной жизни.
Типология общественных систем при цивилизационном подходе осуществляется не по признаку экономического базиса, как это имеет место в формации, а исходя из технико-технологического базиса (см. схему 5).