Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 13:58, реферат
Главным предметом исследования социальной философии является общество как целостная социальная система, со своими законами развития функционирования. В область философского интереса включены те явления, и процессы жизни общества, которые характеризуют развитие всего человечества. Представители разных направлений в социальной философии трактуют понятие «общество» как определенную социальную систему, т.е. общество – как «социальный организм».
Схема 5. Типология общественных систем при цивилизационном подходе
В целом цивилизационный подход позволяет более глубоко рассматривать культуру с учетом всех ее составляющих элементов и отношений.
Итак, подведем итог о формационном и цивилизационном подходах к пониманию исторического процесса.
К. Маркс не утверждал о глобальности этого характера, это сделали его последователи. Неудовлетворенность в понимании исторического процесса, из-за того, что в формации определяют все другие экономические отношения, в духе экономического материализма.
Схема 6. Исторические формы социально-экономических отношений (СЭО) на примере формационного и цивилизационного подхода.
История человеческого общества – закономерный исторический процесс. Человечество выделяют как самостоятельный субъект исторического процесса.
Но, возникает необходимость выяснить, кто или что является движущими силами данного процесса. Каковы источники их действий? что движет людьми?
В исследовании данной области проблем существуют различные взгляды, подходы на объяснение движущих сил исторического процесса.
Анализ истории человечества с точки зрения ее движущих сил, которые определяют содержание, направление и темпы важнейших социальных преобразований, что позволяют сделать выводы о тех реальных силах, которые участвуют в естественноисторическом процессе.
В философской литературе, очень часто движущие силы общества, связывают лишь с прогрессивными историческими преобразованиями, что является односторонней, упрощенной точкой зрения.
Естественноисторический процесс развития общества формируется из сложного взаимодействия различных классов и наций, народов и отдельных, исторически значимых индивидов
И в этом аспекте всякая культурная, трудовая деятельность людей является движущей силой, которая способствует поэтапному развитию истории.
Следовательно, можно сделать вывод, о том, что способность иметь универсальное свойство, как движущая сила общества, присуща всякой человеческой деятельности и каждому классу общества. И так, движущими силами общества является деятельность всех «участников» исторического процесса.
В философской литературе выделяют понятие «субъект истории». Субъектами исторического процесса называются те индивиды и социальные общности, которые занимают значительное место в истории государства или общества, индивиды которые преследуют социально значимые цели и участвуют в их осуществлении (схема 7).
«Субъект истории» |
Схема 7. Личность как субъект истории.
Формирование субъекта истории происходит в ходе развития социального общества.
В современных условиях, идет тенденция к тому, что субъектами истории становятся все более широкие массы людей. Но все, же следует подчеркнуть, что даже в современном обществе влияние социальных субъектов на общество ограничено.
В этом контексте споит рассмотреть следующий вопрос: что побуждает людей к деятельности?
Истинная причина, которая побуждает людей к деятельности – это интересы.
Интересы побуждают людей к действиям, диктуют определенным цели и определяют средства этих действий, характеризируют их внутренний мотив.
Интересы обусловливаются, прежде всего, экономическими отношениями и положением классов, социальных групп, отдельных субъектов истории, в системе общественных отношений господствующими в данном обществе.
Итак, движущей силой исторического процесса является деятельность всех его "участников": это и социальные общности (профессиональные, регигиозные и т.д.), и их организации, и индивиды, и значимые для истории отдельные личности, которых ученые называют историческими деятелями, на основе деятельности которых осуществляется и развертывается история.
Список использованной литературы