Общество как саморазвивающаяся система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 13:58, реферат

Описание работы

Главным предметом исследования социальной философии является общество как целостная социальная система, со своими законами развития функционирования. В область философского интереса включены те явления, и процессы жизни общества, которые характеризуют развитие всего человечества. Представители разных направлений в социальной философии трактуют понятие «общество» как определенную социальную систему, т.е. общество – как «социальный организм».

Файлы: 1 файл

Тема 14. Общество как саморазвивающаяся система.doc

— 899.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Схема 5. Типология общественных систем при цивилизационном подходе

 

В целом цивилизационный  подход позволяет более глубоко  рассматривать культуру с учетом всех ее составляющих элементов и  отношений.

Итак, подведем итог о формационном и цивилизационном подходах к пониманию исторического процесса.

  1. Формационный подход. Предстваители К. Маркс, Ф. Энгельс. Исторический процесс как – объективная и естественная смена формаций. Длительность функционирование формаций зависит от развития материального производства его государства.

К. Маркс не утверждал о глобальности этого характера, это сделали его последователи. Неудовлетворенность в понимании исторического процесса, из-за того, что в формации определяют все другие экономические отношения, в духе экономического материализма.

  1. Цивилизационный подход. Не только экономические моменты, но и социально-культурные измерения общества, духовное отношение. Непрерывность эволюционность развития. Свобода человека ограничивается рамками экономической необходимости (схема 6).

 

Схема 6. Исторические формы социально-экономических отношений (СЭО) на примере формационного и цивилизационного подхода.

 

 

  1. Субъекты и движущие силы исторического процесса

История человеческого  общества – закономерный исторический процесс. Человечество выделяют как самостоятельный субъект исторического процесса.

Но, возникает необходимость выяснить, кто или что является движущими силами данного процесса. Каковы источники их действий? что движет людьми?

В исследовании данной области проблем существуют различные взгляды, подходы на объяснение движущих сил исторического процесса.

 Анализ истории человечества с точки зрения ее движущих сил, которые определяют содержание, направление и темпы важнейших социальных преобразований, что позволяют сделать выводы о тех реальных силах, которые участвуют в естественноисторическом процессе.

В философской  литературе, очень часто движущие силы общества, связывают лишь с прогрессивными историческими преобразованиями, что является односторонней, упрощенной точкой зрения. 

Естественноисторический процесс развития общества формируется из сложного взаимодействия различных классов и наций, народов и отдельных, исторически значимых индивидов

И в этом аспекте  всякая культурная, трудовая деятельность людей является движущей силой, которая способствует поэтапному развитию истории.

Следовательно, можно сделать вывод, о том, что способность иметь универсальное свойство, как движущая сила общества, присуща всякой человеческой деятельности и каждому классу общества. И так, движущими силами общества является деятельность всех «участников» исторического процесса.

В философской  литературе выделяют понятие «субъект истории». Субъектами исторического процесса называются те индивиды и социальные общности, которые занимают значительное место в истории государства или общества, индивиды которые преследуют социально значимые цели и участвуют в их осуществлении (схема 7).

 

 

 

 

«Субъект  истории»


Схема 7. Личность как субъект истории.

 

Формирование  субъекта истории происходит в ходе развития социального общества.

В современных  условиях, идет тенденция к тому, что субъектами истории становятся все более широкие массы людей. Но все, же следует подчеркнуть, что даже в современном обществе влияние социальных субъектов на общество ограничено.

В этом контексте  споит рассмотреть следующий  вопрос: что побуждает людей к деятельности?

Истинная причина, которая побуждает людей к деятельности – это интересы.

Интересы побуждают людей к действиям, диктуют определенным цели и определяют средства этих действий, характеризируют их внутренний мотив.

Интересы обусловливаются, прежде всего, экономическими отношениями и положением классов, социальных групп, отдельных субъектов истории, в системе общественных отношений господствующими в данном обществе.

Итак, движущей силой исторического процесса является деятельность всех его "участников": это и социальные общности (профессиональные, регигиозные и т.д.), и их организации, и индивиды, и значимые для истории отдельные личности, которых ученые называют историческими деятелями, на основе деятельности которых осуществляется и развертывается история.

 

 

Список  использованной литературы

 

  1. Ойзерман Т.И. Материалистическое понимание истории: плюсы и минусы //Вопр. философии, 2001, № 2, с. 3-32.
  2. Рашковский Е., Хорос В. Мировые цивилизации и современность. (К методо-логии анализа) //МЭ и МО, 2001, № 12, с. 33-40.
  3. Социальная философия. Лекции по курсу «Философия». - М.: МГУК, 2002. – Лекции 2,3.
  4. Тойнби Дж. Постижение истории. – М., 1991. – Часть 1.
  5. Философия истории: Учебн. Пособие. / Под ред. А.С. Панарина. – М., 1999. – Разделы I-II.
  6. Хантингтон С. Столкновения цивилизаций. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – Глава 2,8,11.
  7. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1993.

Информация о работе Общество как саморазвивающаяся система