Одиночество как состояние души

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 17:03, реферат

Описание работы

Одиночество — социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции. В рамках этого понятия различают два различных феномена — позитивное (уединённость) и негативное (изоляция) одиночество, однако чаще всего понятие одиночества имеет негативные коннотации.

Файлы: 1 файл

Одиночество.docx

— 33.03 Кб (Скачать файл)

Одиночество — социально-психологическое  явление, эмоциональное состояние  человека, связанное с отсутствием  близких, положительных эмоциональных  связей с людьми и/или со страхом  их потери в результате вынужденной  или имеющей психологические  причины социальной изоляции. В рамках этого понятия различают два  различных феномена — позитивное (уединённость) и негативное (изоляция) одиночество, однако чаще всего понятие  одиночества имеет негативные коннотации.

 

Проблема определения одиночества  связана с многообразием трактовок  этого понятия у разных исследователей: чувство одиночества и социальная изоляция; болезненное переживание  вынужденной изоляции и добровольное уединение, связанное с экзистенциальным поиском. Чувство одиночества исполняет  регулятивную функцию и включено в механизм обратной связи, помогающий индивиду регулировать оптимальный  уровень межличностных контактов. Однако физическая изоляция человека не всегда приводит к одиночеству.

 

Одиночество может испытывать молодой  человек или девушка, которые  не могут найти себе подходящего  партнёра, или пожилой человек, утративший знакомых и близких и не умеющий  найти общий язык с молодым  поколением. Одиночество нередко  переживают люди с инертной нервной  системой, с трудом завязывающие новые  контакты, медленно привыкающие к  новым знакомым. В крайнем случае одиночество может привести к депрессии.

 

Напоминает одиночество, но в то же время не носит такого глубокого  характера, нехватка обратной связи, обусловленная  либо ситуацией, либо темпераментом (психологическим  типом) данного человека. В свою очередь, одиночество может быть обусловлено  глубокими патологическими изменениями  в психике индивида (см., напр., аутизм).

 

Существует ряд психологических  факторов, которые способствуют одиночеству. Например, это может быть низкая самооценка, которая приводит к избеганию  контактов с другими людьми из-за страха подвергнуться критике, что, в свою очередь, создаёт порочный круг — в результате отсутствия контактов самооценка ещё больше падает. Слабые навыки общения также  способствуют возникновению одиночества. Люди с плохо развитыми навыками межличностного общения, низкой социализацией  из-за страха потерпеть неудачу в  отношениях или попасть в психологическую  зависимость также нередко стремятся  к одиночеству, особенно если у них  уже есть неудачный опыт общения  с другими людьми. Одиночество  как состояние нередко выражается в музыке, кино, литературе и поэзии.

 

 

 

 

 

 

Тема  одиночества в поэзии М.Ю. Лермонтова

 

Уже в ранних стихотворениях Михаила  Юрьевича Лермонтова звучат главные  мотивы его творчества: ощущение своего избранничества, обрекающее поэта на скитание, на одиночество в мире.  
 
    В поэзии Лермонтова создана уникальная философская концепция одиночества. В ранний период эта тема раскрывается им в традиционно романтическом ключе. Семейная трагедия (ранняя смерть матери, вынужденная разлука с отцом) лишила мальчика того, что называется "родовым гнездом". Поэт напряженно будет икать человеческой гармонии в любви и дружбе, но так и не сможет обрести ее.  
    Суровое время наложило на Лермонтова свой отпечаток: по Герцену, это были годы «молчаливых страданий с платком во рту». Это время решения сложных социальных и философских проблем, время размышления над местом человека в мире и обществе. Поэзия Лермонтова стала художественным отражением этих раздумий.  
 
    В стихотворении «Стансы» мы находим неожиданные для молодого человека, слишком пессимистичные, ноты: 
 
    Я к одиночеству привык, 
    Я б не умел ужиться с другом, 
    Ни с кем в отчизне не прощусь – 
    Никто о мне не пожалеет!... 
 
    Одиночество лирического героя не навязано ему миром, но избрано им добровольно как единственно возможное состояние души. Ни дом, ни отчизна не составляют необходимых элементов его существования. Отсюда начинается именно лермонтовская трактовка темы одиночества, которое тождественно изгнанию и странничеству. Мир отвергает героя, и герой, в свою очередь, отвергает этот мир, уходит от него: 
 
    Изгнаньем из страны родной

 Хвалюсь повсюду, как свободой… 
 
    Мотив одиночества становится основным в стихотворениях «Узник», «Утес», «Листок», «Выхожу один я на дорогу». Поэт обращается к фольклорным образам (например, в стихотворении «Узник»), что выводит содержание этих поэтических шедевров за рамки субъективных переживаний, делает чувства и мысли Лермонтова близкими и понятными народному сознанию.  
 
    В стихотворении «На севере диком» мотив таков: отсутствие отклика на человеческие чувства, душевное одиночество. Беспредельным пространством разделены сосна и пальма. Здесь у Лермонтова также ведущей мыслью становится мысль об одиночестве человека в мире.  
 
    В поэзии Михаила Юрьевича одиночество и свобода очень близки. Так, в стихотворении «Желание» («Отворите мне темницу») лирический герой просит сначала только временную свободу: 
 
    Дайте раз на жизнь и волю, 
    Как на чуждую мне долю, 
    Посмотреть поближе мне. 
 
    Но во второй части появляется «дворец высокий» с фонтаном, который бы «в мечтаньях рая… усыплял и пробуждал».  
 
    «Узник» был написан поэтом, когда его держали под арестом перед первой ссылкой. Теперь мечты героя ограничены желанием сладко поцеловать «красавицу младую» и улететь на коне «в степь, как ветер». Свобода мыслится единственной подлинной ценностью, даже без девицы и дворца. Вторая часть стихотворения начинается словами : «Но окно тюрьмы высоко…», а заканчивается – «ходит в темнице ночной безответный часовой». «Черноокая» здесь тоже фигурирует, но именно как недостающая мечта. Последняя строфа ( «Одинок я – нет отрады // Стены голубые кругом..») лишь описывает место заключения. Акцент сделан не на мечтах о свободе, а на факте непреодолимой несвободы и бесконечном одиночестве героя.  
 
    В любовной лирике поэта также присутствует мотив одиночества: 
 
    И стих безумный, стих прощальный 
    В альбом твой бросил для тебя, 
    Как след единственный печальный, 
    Который здесь оставлю я. 
 
    Перед нами словно страницы дневника, где запечатлены все оттенки пережитого: от безумной надежды до горького разочарования. Лирическому герою суждено остаться одиноким и непонятым окружающими. Это в очередной раз усиливает уверенность поэта в своей избранности.  
 
    Но человек не может быть одинок, он ищет гармонию с окружающим его миром. Картина величественного покоя предстает перед нами в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…»: 
 
     В небесах торжественно и чудно! 
    Спит земля в сиянье голубом… 
 
    Эта умиротворяющая картина оттеняет порывы беспокойного человеческого духа, стремящейся к такой же гармонии. Устремление в идеальное царство мечты находит воплощение в возникновении мотивов сна. Однако это не «сон-смерть», а «сон-отдых», слияние человека с исполненной гармонии жизни природой.  
 
    Однажды, сдавая экзамен в университете профессору Победоносцеву, Лермонтов заявил: «Господин профессор, того, что я сейчас говорил, вы нам не читали на лекциях, потому что это слишком ново и до вас еще не дошло». Это фразой поэт выразил главную причину своего одиночества: его мысли и суждения для России того времени были непонятны и даже революционны. Именно поэтому его не понимали очень многие. За «свободомыслие» поэта два раза отправляли в ссылки и постоянно подвергали жесткой цензуре его стихи. Но, несмотря ни на что, Лермонтов находил в себе силы бороться, открыто выражать свои мысли, противостоять действительности, стремиться к свободе суждений, обрекая себя на пожизненное одиночество.

 

(Другой источник)

Когда открываешь томик Лермонтова и погружаешься в мир его удивительной, пронизанной безысходной грустью  поэзии, то почему-то никогда не можешь представить его улыбающимся  или спокойным. В памяти всплывает  лицо с мрачными всезнающими темными  глазами, в которых застыли одиночество  и тоска. В чем же причина этого  трагического разлада с жизнью? В  несносном характере, в язвительном  остроумии, которое он изливал на то, что вызывало его презрение  и гнев? В судьбе, которая, рано лишив его родительской ласки, отказалась подарить ему встречу с женщиной, которая бы любила и понимала его, с теми людьми, которые могли бы стать друзьями-единомышленниками? В том времени, когда страх преследования стал нормой отношений между людьми? Не знаю. Может быть, все это причудливо сплелось и соединилось в этом сумрачном гении России.

Но, наверное, лучше всего скажут о душе поэта его стихи. Все  нюансы, все оттенки одиночества  находим мы в его поэзии. Пожалуй, наиболее конкретное понимание одиночества  как заключения в тюрьме отразилось в стихотворении "Узник", которое  было написано во время ареста Лермонтова за стихотворение "Смерть Поэта". Отсюда и такая точность реальных деталей тюремного быта.

Одинок я — нет отрады; 
Стены голые кругом; 
Тускло светит луч лампады 
Умирающим огнем...

Одиночество в темнице обусловлено  внешними обстоятельствами, которые  не зависят от человека. Но почему же поэт бесконечно одинок даже среди  горячо любимой им природы? Ведь красота  ночного пейзажа так волнует  и притягивает поэта, очаровывает  торжественной тишиной и покоем. Все здесь полно гармонии. Даже "пустыня внемлет богу, и звезда с звездою говорит".

В небесах торжественно и  чудно! 
Спит земля в сиянье голубом... 
Что же мне так больно и так трудно? 
Жду ль чего? жалею ли о чем?

Здесь настроение покоя и тишины вдруг резко прерывается, как  от ощущения внезапной боли. Почему это происходит? Сам лирический герой  задает себе тот же вопрос, пытаясь  разобраться в причинах своей  отъединенности от мира, своего одиночества. Торжественное величие ночи, в которой все полно гармонии, только обострило разлад в его душе, но в то же время этот слиянный мир красоты дарит ему мечту о соединении с природой и людьми, желание гармонии, стремление преодолеть противоречия в отношениях с окружающим. О чем же теперь мечтает герой, если не жалеет о прошлом и не ждет ничего от будущего?

Я ищу свободы и покоя! 
Я б хотел забыться и заснуть!

Эту мечту поэта можно понимать по-разному. И как гармонию с миром, и как долгожданную встречу с  близкой и любящей душой. Но Лермонтов  обречен на жизнь среди чуждых ему людей в том обществе, где  царят ложь, фальшь и скука. С этим миром поэт был связан и рождением, и воспитанием, но задыхался в  атмосфере интриг и сплетен. Особенно сильно ощущается одиночество в толпе, на новогоднем бале-маскараде, запечатленном в стихотворении "Как часто, пестрою толпою окружен..." Живой, мыслящий, страдающий человек страшно одинок в мире "бездушных людей", "приличьем стянутых масок", "давно бестрепетных рук" светских красавиц. Из царства фальши и пустоты он уносится мечтой в незабываемый мир детства. Память рисует ему милые сердцу картины: "сад с разрушенной теплицей", "спящий пруд", "высокий барский дом". Возвращение из мира грез в шумную, веселящуюся толпу делает одиночество героя особенно невыносимым и рождает "железный стих, облитый горечью и злостью". В этом стихотворении слышится гневный протест поэта против всего того, что делает его жизнь нестерпимой, обрекает его на одиночество.

В лирическом монологе "И скучно и грустно" уже нет взрыва эмоций. Как бы отрешившись от всяких чувств, герой смотрит "с холодным вниманьем  вокруг", давая трезвую оценку своего нынешнего восприятия жизни. Каждая строфа этой лирической миниатюры  называет одну из ценностей жизни, чтобы  затем ее опровергнуть.

Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?.. 
А годы проходят — все лучшие годы!

Человек не может жить без желаний: они дают ему силы, чтобы чего-то добиться, заставляют поверить в себя и ощутить радость достижения цели. Но в этих двух строчках поэт говорит  о бессмысленности и бесполезности  желаний, которые отдаляются от него, как горизонт. И так проходит жизнь, вызывая раздражение и разочарование. Любовь. Это прекрасное чувство обогащает  душу, заставляет по-новому взглянуть  на окружающее, забыть горести и  печали. Таково пушкинское понимание  любви. Но Лермонтов признает только вечную любовь, которая навсегда связала  бы его с близким и верным человеком.

Любить... но кого же?.. на время — не стоит труда, 
А вечно любить невозможно.

Страсти тоже рано или поздно утихнут, "их сладкий недуг исчезнет при  слове рассудка". Итак, герой лирического  монолога приходит к безотрадному итогу: не остается в жизни вещей, не презираемых  им. Значит — опять одиночество, только оно.

Даже в неодушевленных образах  природы воплощены мысли Лермонтова об одиночестве: "Белеет парус одинокий", старый утес стоит одиноко "и тихонько плачет... в пустыне", дубовый листок тоже "один и без цели носится  по свету". Эти образы овеяны бесконечным  одиночеством и тоской о счастье.

Таким образом, своими лирическими  произведениями Лермонтов утверждает мысль о том, что там, где господствует антигуманное, жестокое и фальшивое  общество, обесцениваются независимая  мысль, искреннее чувство, человечность. Здесь нет места прекрасному и высокому. Лирика Лермонтова полна скорби об одиночестве человека в мире.

Лермонтовские стихи об одиночестве  навевают светлую грусть, вызывают желание понять этого великого поэта, побольше узнать о нем и, конечно же, огромное восхищение этим неповторимым талантом.

 

 

(№3)

 

ЧУВСТВО ТОСКИ  И ОДИНОЧЕСТВА В ПОЭЗИИ ЛЕРМОНТОВА

 

Время, когда жил великий  русский поэт М. Ю. Лермонтов, было сложным  и противоречивым. Это было время великих исторических событий, время значительных перемен в жизни и взглядах русского общества. Поэт принадлежал к передовым людям того времени, поэтому первым откликнулся на все проблемы и трагедии современной ему жизни. Трагизм и противоречивость эпохи наложили существенный отпечаток на творчество Лермонтова, которое исполнено грусти, тоски и чувства одиночества. 

Мысли об одиночестве воплотились  в целом ряде ярких образов. Это  и «парус одинокий», белеющий среди бушующих волн, и сосна, стоящая «одиноко на голой вершине», и одинокий утес, что «тихонько плачет… в пустыне», и узник, не находящий в мире отрады своему ищущему, страдающему сердцу. «И скучно и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды», — говорит поэт в знаменитом лирическом монологе. Те же мысли можно встретить во многих других его произведениях, к примеру, стихотворение «Одиночество»:

 

 Как страшно  жизни сей оковы 

Нам в одиночестве  влачить.

 Делить веселье  — все готовы: 

Никто не хочет  грусть делить. 

Один я здесь, как царь воздушный, 

Страданья в сердце стеснены, 

И вижу, как, судьбе послушно, 

Года уходят, будто  сны… 

 

Обостренное чувство одиночества  у Лермонтова было тесно связано с нетерпимостью ко всякого рода несправедливостям, которыми было наполнено окружающее его общество, окружающая его жизнь. Причину своей отчужденности поэт видел в несправедливом устройстве мира, в котором человек вынужден утрачивать все, чем он дорожит. 

Если же он сражается за свои идеалы, то обречен на одиночество и непонимание. Именно это произошло с самим Лермонтовым: независимость, любовь к свободе и справедливости, возможность мирного созерцания природы, склонность к самоуглублению и решению нравственно-этических проблем он был вынужден оплачивать утратой дружбы и холодом отчуждения. 

Подобно герою поэмы «Демон», автор страдает от противоречий, раздирающих все вокруг него. Он тоскует по гармонии, которая недоступна в этом мире. В понимании поэта гармония вообще недостижима, так как мир изначально расколот и существует в виде несоединимых противоположностей. Лермонтов не был добровольным изгнанником, странником, сознательно, по собственному желанию обрекающим себя на оторванность от окружающего мира, он постоянно испытывал стремление к общению. Это стремление отчетливо прослеживается во многих стихотворениях, таких как «На севере диком…», «Узник», «Сосед», «Пленный рыцарь» и многих других. Но это стремление все время наталкивалось на многочисленные барьеры, почти непреодолимые в условиях сословно-иерархического государства. Лирический герой Лермонтова искренне и глубоко страдает от невозможности преодолеть вынужденное одиночество, он мечтает вырваться из трагического замкнутого круга, надеется обрести «душу родную». Отчетливо об этом сказано в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен…»: 

 

И странная тоска  теснит уж грудь мою: 

Я думаю об ней, я плачу и люблю, 

Информация о работе Одиночество как состояние души