Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 17:03, реферат
Одиночество — социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции. В рамках этого понятия различают два различных феномена — позитивное (уединённость) и негативное (изоляция) одиночество, однако чаще всего понятие одиночества имеет негативные коннотации.
Люблю мечты моей созданье
С глазами, полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня
За рощей первое сиянье.
Так царства дивного всесильный господин —
Я долгие часы просиживал один,
И память их жива поныне
Под бурей тягостных сомнений и страстей,
Как свежий островок безвредно средь морей
Цветет на влажной их пустыне.
Когда ж, опомнившись, обман я узнаю,
И шум толпы людской спугнет мечту мою,
На праздник незваную гостью,
О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!..
Стихи Лермонтова полны тоски и печали. Он грустит о том, что в жизни «и радость, и муки, и все так ничтожно». Его существование отягощено неискренними, фальшивыми условиями жизни «высшего» общества.
Понимая, что не в силах в одиночку изменить этот мир, он стремится скрыться от него, убежать в «край чужой», в надежде, что, может быть, там обретет покой: «Прости. Мой друг!.. как призрак я лечу в далекий край: печали я ищу…»
Ни в родной стране, ни на чужбине его не ожидает ничего, кроме той же тоски, грусти и одиночества. Но сознание собственного одиночества не отрывало поэта от жизни, не уводило его в мир отвлеченных мечтаний. Он восхищается окружающей природой, взволнован величием ночи, очарован торжественной тишиной и покоем, разлитым в воздухе. Только в природе возможна, по Мнению Лермонтова, та гармония и свобода, к которой он так стремится, но которой никогда не суждено достичь ему в мире людей. В человеческом обществе нет тишины и покоя, в нем бушуют страсти и душевные тревоги — поэтому лермонтовскому герою «больно и… трудно».
Тоска, одиночество,
ожидание «холодного сна
Пусть я кого-нибудь люблю:
Любовь не красит жизнь мою, - пишет он в стихотворении «Стансы» («Гляжу вперед сквозь сумрак лет…»). И эта тоска усиливается по мере того как автор познает жизнь — во всей ее несправедливости, неприглядности и трагичности.
Если в начале творческого пути в поэзии Лермонтова еще можно встретить романтические мотивы, надежду на светлое будущее, на счастье, на гармонию и умиротворение, то в более поздних произведениях поэт совершенно иначе смотрит на свою жизнь. Здесь уже нет и тени идеализации — ни прошлого, ни настоящего. И в будущее он смотрит уже не с надеждой, а «с боязнью»:
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной…
Земле я отдал дань земную
Любви, надежд, добра и зла;
Начать готов я жизнь другую,
Молчу и жду: пора пришла…
«Тьмой и холодом» объята душа поэта, его свободолюбивые стремления увяли «в бурях рока», он осознал их безнадежность и несбыточность.
Наверное, самым близким
образом для поэта, образом, в
котором сильнее всего
В. Г. Белинский говорил, что «это отражение в поэзии тени его собственной личности». Вот почему хотелось бы закончить свое сочинение строками из этой великой поэмы Лермонтова:
Я знал одной лишь думы власть,
Одну — но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской;
Ее пред небом и землей
Я ныне громко признаю
И о прощенье не молю.
Эта страсть — стремление к свободе, независимости, которой так и не нашел поэт в жизни. Эта страсть и невозможность ее реализации и вели Лермонтова путем тоски и одиночества.