Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 14:03, контрольная работа
Цель моей работы – раскрыть основные аспекты философии Платона: онтологию и гносеологию, социальные и политические взгляды Платона, а также показать уникальность мыслителя в истории человечества.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Онтологические и гносеологические взгляды Платона……………….4
2. Основные положения учения Платона о государстве и человеке……7
3. Сходство и различие в понимании диалектики у Гераклита, с одной
стороны, и Сократа и Платона, с другой……………………………...10
Заключение………………………………………………………………...12
Список использованной литературы……………………………………..14
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кафедра философии и социологии
Факультет ___________________
Специальность_________________
Контрольная работа № 1
По дисциплине «Философия»
Тема 7
Студент ______________________________
Курс_________ № группы_______________
Личное дело № ________________________
Преподаватель ________________________
Липецк 2012
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Онтологические и
2. Основные положения учения Платона о государстве и человеке……7
3. Сходство и различие в понимании диалектики у Гераклита, с одной
стороны, и Сократа и Платона, с другой……………………………...10
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………..14
Введение.
Большинство жизнеописаний великих личностей древнего мира неминуемо страдает одним весьма крупным и существенным недостатком, а именно – неполнотою. Дело в том, что написанное слово не может устоять ни против влияний долгих веков, ни против превратностей судьбы.
В биографах Платона недостатков не было: целый ряд поклонников и писателей оставили после себя описания его жизни и учения. Платон был первым крупнейшим философом, сочинения которого почти полностью дошли до нас. Однако проблема подлинности произведений Платона составила так называемый «платоновский вопрос». Список произведений Платона, сохранившихся в рукописи, включает 34 диалога, «Апологию Сократа» и 13 писем. [4, с. 66]
Платон – древнегреческий деятель - философ, учёный, писатель, художник, поэт, драматург. Платон излагал свои философские и научные идеи в литературных произведениях. Учение, созданное Платоном, многогранно и обширно. Оно помогает нам лучше понять, что такое философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение, что такое человек, в чём трудности его исканий и свершений, в чём их завлекающая сила.
Платон - один из учителей философии. В начале IV в. до н. э. он учредил в окрестностях Афин школу, названную потом Академией и просуществовавшую несколько веков. Идеализм, как учение и мировоззрение, был осознан и развит впервые Платоном. Материализм, принципиально противоположный идеализму, был развит и осознан старшим современником Платона Демокритом. С этого времени вся последующая история философии оказывается историей борьбы материализма и идеализма, ‹‹линий Платона и Демокрита››. [5, с. 211]
Цель моей работы – раскрыть основные аспекты философии Платона: онтологию и гносеологию, социальные и политические взгляды Платона, а также показать уникальность мыслителя в истории человечества.
1. Онтологические и
гносеологические взгляды
Онтология – философское учение о бытии, в том числе о бытии окружающего нас мира и человека в нем.
Гносеология – это учение о процессе познания.
Платон, также как и
элеаты, характеризует бытие как
вечное, неизменное, всегда себе
тождественное, неделимое,
Платон впервые в истории философии проводит четкое различие между сущностью и явлением, между тем, что существует поистине и тем, что существует, но не имеет истинного бытия. «Прежде всего надо различать: что всегда существует и никогда не становится, и, что всегда становится, но никогда не существует», пишет Платон в диалоге «Тимей». Одно из важных положений платоновской онтологии состоит в разделении действительности на два мира: мир идей и мир чувственных вещей. Первичным «истинно существующим» Платон называл мир вечных, неизменных, самостоятельно существующих сущностей – идей. Вторичным, производным от них, он называл все многообразие чувственно воспринимаемого мира. По его учению, отдельные предметы создаются, разрушаются и воспроизводятся потому, что в умопостигаемом мире имеется причина, которая делает вещь именно этой вещью. Например, предметы искусства создаются потому, что имеется идея прекрасного. [1, с. 44]
В ряде высказываний Платон говорит, что идеи – это образцы, а прочие вещи подходят к ним и становятся подобиями, так, что сама их причастность к идеям есть ничто иное, как уподобление им. Идеи, с точки зрения Платона, можно рассматривать как цели вещей.
Для объяснения многообразия
чувственного мира Платон
Внесенное Платоном новшество о множественности бытия идей поставило перед ним задачу объяснения связи между ними, объяснения единства самого мира идей. Единое, по Платону, само по себе не есть бытие. Оно выше бытия и составляет условие возможности бытия, то есть идей. Это единое отождествляется с высшим благом, к которому все стремится и, благодаря которому, все имеет свое бытие. Само же по себе высшее трансцендентно, следовательно, недоступно разуму. [2, с. 268]
Теория познания.
Теория познания Платона опирается на его учение о душе. Платон считал, что человек, как телесное существо, смертен. Душа же его бессмертна. Когда человек умирает, его душа не погибает, а лишь освобождается от телесного покрова как своей темницы и начинает свободно путешествовать в поднебесной сфере. Во время этого путешествия она соприкасается с миром идей, которые она уже когда-то созерцала. Поэтому, суть процесса познания, по Платону, состоит в припоминании душой тех идей, которые она уже когда-то созерцала. Платон писал, что «и раз в природе всё друг другу родственно, а душа все познала, ничто не мешает тому, кто вспомнил что-нибудь одно, - люди называют это познанием – самому найти и всё остальное, если только он будет неутомим в поисках». Поэтому природа души должна быть сродни природе «идей». [4, с. 101]
Истинное знание дает только мышление. Мышление же – это независимый от чувственных восприятий абсолютно самостоятельный процесс припоминания. Только мышление дает знание идей.
Чувственное восприятие порождает лишь мнения о вещах. В связи с этим процесс познания определяется Платоном как диалектика, то есть искусство вести устную речь, искусство ставить вопросы и отвечать на них, пробуждая воспоминания. На этом принципе была построена работа Академии, созданной Платоном.
Представления Платона о процессе познания наиболее развернуто изложены в мифе о «Пещере». Человеческое познание, говорится в этом мифе, подобно тому, что видят узники, сидящие в пещере спиной к истинной прекрасной жизни. Тени, пробегающие перед ними – это жалкие проекции людей, вещей. Участь большинства людей, придерживающихся установившегося житейского опыта, - пещерное знание теней. Подлинным знанием могут обладать лишь те, кто сумеет преодолеть воздействие на них чувственных вещей, избавить свою душу от телесного гнета и воспарить в мир вечных идей. По учению Платона, такой подход по силам только мудрецам – философам. Задача философии направить духовную деятельность человека на абсолютные ценности, на запредельное идеальное бытие. Философия стремится постигнуть самое существенное, наиболее общее во всем, что существует, самое важное в человеческой и для человеческой жизни. Мудрость заключается в постижении непреходящей трансцендентной действительности, царства идей, в рассмотрении с этих сверхчувственных позиций всех природных вещей и человеческих дел. Таким образом, теория познания Платона проникнута интеллектуальным аристократизмом. Философия же в связи с этим трактуется как свойственная лишь избранным натурам любовь к мудрости ради нее самой. [1, с. 47]
Изучение онтологии и гносеологии Платона позволяет сделать вывод, что в его учении ставится вопрос об отношении бытия и мышления, материально-чувственного и идеально-существующего мира.
Платон решает этот вопрос однозначно, утверждая приоритет идей над чувственно-воспринимаемыми вещами. Поэтому следует признать, что им была положена основа идеалистической линии в философии.
2. Основные положения учения Платона о государстве и человеке.
Онтология, космология и теория познания в учении Платона выступают в качестве методологической и мировоззренческой базы для обоснования главной части этого учения – нравственно-этической. Платон считает, что условием нравственных поступков является истинное знание. Этим знанием обладает душа. Душа состоит из трех частей: 1) разумной; 2) пылкой (волевой); 3) вожделеющей (чувственной). Гармоническое сочетание всех этих трех частей души, под руководством разума, дает начало добродетели и справедливости. Платоновская этика ориентирована на самосовершенствование личности, на создание человеческого общества – государства. Этика Платона органически сочетается с концепцией государства. [4, с. 119]
В философском мировоззрении
Платона огромное место
Платон рисует идеальный
тип государства, который
1) Тимократия - власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты "совершенного" строя. В государстве такого типа правители и воины были свободны от земледельческих и ремесленных работ.
Большое внимание уделяется
спортивным упражнениям,
2) Олигархия. В олигархическом государстве уже имеется четкое разделение на богатых (правящий класс) и бедных, которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса. Развитие олигархии, по теории Платона, приводит к ее перерождению в демократию.
3) Демократия. Демократический строй еще более усиливает разобщенность бедных и богатых классов общества, возникают восстания, кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению наихудшей государственной системы тирании.
4) Тирания. По мнению Платона, если некое действие делается слишком сильно, то это приводит к противоположному результату. Так и здесь: избыток свободы при демократии приводит к возникновению государства, вообще не имеющего свободы, живущего по прихоти одного человека тирана. [2, с. 269]
Проект идеального государства Платона явился первой социальной утопией в истории общества. Это идеальное государство, согласно Платону, должно быть основано на принципах справедливости. Исходя из справедливости, каждый гражданин в этом государстве должен занимать свое особое положение в соответствии с разделением труда, хотя различие между отдельными группами людей у Платона определяется нравственными задатками. В соответствии с тремя частями души, Платон делит людей на три типа: носители добродетели мудрости – философы должны стоять во главе государства, управлять им. Мужество – добродетель стражей, задача которых защита государства от внешних и внутренних врагов.
Добродетелью третьего сословия должно быть благоразумие, то есть добросовестное выполнение своих производственных функций. Четвертая добродетель – Справедливость - характерна для всего государства и выражается в том, чтобы «каждый делал свое». «Многоделание» причиняет огромный ущерб государству. [5, с. 172]
Огромное внимание мыслитель уделяет определению в государстве места правящего класса. По его мнению, правителями "идеального" государства должны быть исключительно философы, для того чтобы в государстве властвовали рассудительность, разум. Именно философы обуславливают благосостояние, справедливость государства Платона, ведь им свойственны "...правдивость, решительное неприятие какой бы то ни было лжи, ненависть к ней и любовь к истине". Благодаря философам правление и вся жизнь "идеального" государства будет построена по законам разума, мудрости, там не будет места порывам души и чувствам. [1, с. 48]
Наилучшей формой правления Платон считает аристократическую республику. Характерная черта отрицательных типов государства, по Платону, - это наличие материальных интересов. Поэтому Платон выдвигает на первый план в своем идеальном государстве нравственный принцип, который должен выражаться в правильном образе жизни всех граждан этого общества.
В проекте идеального государства Платона жизнь его граждан во многом регламентирована. Для высших сословий не допускается частная собственность, она возможна только для низшего. Для высших сословий Платон не допускает также существования семьи. Он полагает, что браки возможны только под наблюдением государства и только для рождения детей. Дети отбираются у родителей и воспитываются в специальных учреждениях. Мальчики и девочки получают одно и тоже воспитание, так как, по Платону, вполне способна выполнять те же самые социальные функции, что и мужчина.
Информация о работе Онтологические и гносеологические взгляды Платона